Познавательное развитие ООД «Путешествие в подводный мир» во 2-й младшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Попытаева Ольга Павловна

Дать первоначальное представление о строении рыбы — вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, внизу брюшко, есть плавники; на голове есть рот и глаза. Развивать кругозор, пополнить активный словарный запас детей новыми словами. Воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morskie_obitateli.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательное развитие

ООД «Путешествие в подводный мир»

во 2-й младшей группе

Задачи: Дать первоначальное представление о строении рыбы — вытянутое тело, спереди голова, сзади хвост, сверху спинка, внизу брюшко, есть плавники; на голове есть рот и глаза. Развивать кругозор, пополнить активный словарный запас детей новыми словами. Воспитывать доброжелательное и бережное отношение ко всему живому.

Интеграция: речевое развитие.

Оборудование: Картинки с изображением морских обитателей: краб, рыба, морской конек, медуза, осьминог, акула, морская звезда, ракушки в подарок, магнитная доска, магнит, указка, аудиозапись музыки моря.

Алгоритм проведения:

Воспитатель включает аудиозапись со звуками моря — плеск волн, прибой, дети заходят в группу.

Воспитатель:

 — Ребята, прислушайтесь. Что вы слышите?

Дети:

 — Шум моря, волны плещутся о берег …

Воспитатель:

— А кто из вас видел море? Купался в нем?

Ответы детей:

Воспитатель:

 — А вы хотели бы снова оказаться на море?

Ответы детей:

Воспитатель:

 — Ребята, скажите, а на чем можно путешествовать по морю?

Ответы детей:

— На корабле, на яхте, на лодке…

Воспитатель:

— Давайте сейчас мы с вами сядем в лодочки и поплывем в путешествие по волнам.

Воспитатель:

Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, — это лодочка моя.

Паруса подниму, синим морем поплыву.

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.

(Дети прижимают обе ладошки, не соединяя большие пальцы. Имитируют движение лодочки.)

Дети под звуки музыки приплывают на середину «синего моря». (Садятся на стульчики.)

Воспитатель:

 — Ребята, мы с вами приплыли на самую середину синего моря. И очутились в подводном мире. Нужно отгадать загадку, тогда и узнаем, кто здесь обитает?

В воде она живет — нет клюва, а клюет.

Блещет в море чистом спинкой серебристой.

(Рыба)

— Эту рыбу, называют рыба-клоун. Как вы думаете, почему? (Рыба получила свое название благодаря яркой рыжей окраске, похожей на грим и одежду клоуна. Вид у маленькой рыбки совсем безобидный. Однако, если кто-то заплывет на ее территорию, она смело бросается на него, будь то другая рыба или даже водолаз. При этом рыбка кусается, щипается и даже шипит. Так она защищает свой дом.)

Артикуляционная гимнастика.

-Давайте пошипим как рыбка-клоун Ш-ш-ш.

Воспитатель:

 — Внимательно посмотрите на нее. Вот у рыбки туловище — вытянутое, длинное, впереди голова, а сзади хвост. У рыбки всегда спинка сверху, а брюхо снизу. На спине, на брюшке и на хвосте есть плавники.

— А для чего рыбке нужны плавники?

Ответы детей:

— Плавать…

Воспитатель:

 — Чтобы двигаться. А хвостовой плавник — это основной орган движения, он выполняет роль руля, особенно при крутых поворотах.

Сейчас я вам покажу как плавает рыба-клоун в море.

Видео «Рыба –клоун»

— Рыба-клоун – необычная рыба, она может менять  размеры своего тела: уменьшаться или увеличиваться, если захочет напугать врага. Давайте и мы, как рыба клоун, будем управлять своим ростом и становиться то большими, то маленькими. Когда я говорю «Большие», встаем на носочки, когда «Маленькие» - садимся на корточки.

Проводится подвижная игра «Большие и маленькие»

Воспитатель: — Ребята, вы так расшумелись, что не слышали, как рыбка разговаривает. А она мне сейчас на ушко сказала, что ей очень грустно.

— Почему ты такая грустная? Что с тобой приключилось?

—Рыбка плавала со своим  друзьями, но поднялись волны и начался шторм и она потеряла своих друзей.

— А как вы думаете, какие волны бывают?

Ответы детей:

Воспитатель:

 — Иногда бывают маленькие и спокойные, а когда шторм: высокие и пенящиеся, огромные. Давайте, вы мне сейчас покажете, какие бывают волны.

Проводится упражнение «Волна»

Воспитатель называет характер волн: спокойные, ленивые, а теперь веселые, а теперь злые, а теперь — шторм, огромные. Дети показывают руками и кистями рук волны (под музыку — «Шум моря»).

— Вот какие бывают волны.

Воспитатель:

— Какие огромные волны поднялись, взбаламутили всю воду и принесли целую кучу ракушек. (Воспитатель достаёт ёмкость с ракушками.)

— Ребята, может быть еще что-то, кроме ракушек принесли волны. Давайте проверим.

Дети по очереди опускают руку в емкость с ракушками, находят морских обитателей и называют их, если затрудняются, то воспитатель помогает. Все найденные морские обитатели закрепляются на магнитную доску.

Медуза – похожа на зонтик. Под куполом зонтика располагается рот и щупальца. В теле медузы очень много воды, поэтому она прозрачна. Если человек прикоснется к медузе, то он может получить ожег. (Послушайте как плывет медуза – звук)

Дельфин – очень умный, можно научить считать и выполнять различные трюки. Известны случаи, когда дельфин спасал человека в море.(звуки дельфина)

Краб – не умеет плавать, передвигается по дну боком.

Морской конек – это небольшая рыба, голова похожа на лошадь, а хвост как у змеи.

Осьминог – очень быстрый хищник, может менять окраску. У осьминога не одно, а сразу три сердца и у него голубая кровь.(звук)

Морская звезда – живет на дне и не умеет плавать. У нее обычно 5 лучей-рук, на которых есть присоски. С помощью лучей она передвигается по дну.

Скат – это плоская рыба с плавниками похожими на крылья. Хвост ската похож на тонкий жгут, на нем есть ядовитая колючка.

Акула – хищная рыба. Зубы растут в несколько рядов.(звук)

Черепаха морская – есть панцирь и ласты вместо лап, поэтому быстро плавает.

— Какие ребята молодцы! Нашли друзей для рыбки. Все очень рады и теперь они смогут вместе поиграть. И ребятки тоже могут поиграть.

Проводится физкультминутка

Рыбка плавает в водице,

(Имитационные движения руками)

Рыбке весело нырять.

( Приседания)

Рыбка, рыбка, отзовись!

(Две ладошки вместе — к уху)

Мы хотим тебя поймать.

(Хлопки слева, справа)

Воспитатель:

— А сейчас давайте поможем рыбке-клоуну найти фотографии ее друзей.

(Дети подходят к столу с картинками морских обитателей. Воспитатель показывает картинку морского животного, а дети должны отыскать такую же.)

Каких еще морских обитателей вы запомнили, назовите их?

Воспитатель:

— Ребята, рыбки очень рады и благодарны вам. Они хотят подарить вам эти красивые ракушки. А наше путешествие подошло к концу, и мы должны возвращаться в детский сад. Кладите свои ракушки в ладошки, садитесь в свои лодочки, и поплывем обратно.

— Две ладошки прижму и по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, — это лодочка моя.

Паруса подниму, синим морем поплыву.

А по бурным волнам плывут рыбки тут и там.

Дети имитируют движение лодочки и под музыку моря возвращаются в группу.