Проект "Скоро в школу"
проект (подготовительная группа) на тему

Некрасова Елена Викторовна

Проектная деятельность в подготовительной к школе группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skoro_v_shkolu.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

                                 УТВЕРЖДАЮ:

                                                                      Заведующая МБДОУ-д/с «Теремок»

                                                                _______________ О.А.Гриднева

                                                                         Приказ №____от _____________2012

Подготовительная к школе группа (6-7лет)

2012 – 2013учебный год

Проект «Скоро в школу мы пойдем»

Цель: Подготовка руки ребенка к письму, профилактика отставания ребенка в освоении письма в начальной школе.

Задачи:

  1. Содействовать освоению детьми сенсорных эталонов формы, величины, цвета.
  2. Развивать координацию движений у ребенка.
  3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, глазомер, память.
  4. Формировать у детей графические навыки.
  5. Стимулировать речевое развитие ребенка.
  6. Развивать целенаправленность действия, умение доводить начатое дело до конца.
  7. Учить ориентироваться в задании (анализировать условия работы), контролировать свои действия (определять правильность действий, результатов, оценивать качество).

Проблема:

Большая часть родителей и воспитателей, думая о том, как лучше подготовить малышей к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Чтобы будущий первоклассник умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом. Исследования многих отечественных ученых (В.М. Бехтеров, Н.М.Кольцова, Л.В.Фомина и др.) свидетельствуют о том, что развитие двигательных импульсов пальцев рук способствует не только обучению письму и рисованию, но тесно связано с развитием речи.

Участники проекта:

  • Дети
  • Родители
  • Педагоги

Материалы, применяемые в работе:

Мелкие предметы, эспандеры, скрепки, мячи разных размеров, шарики, простые карандаши,  тетради с крупной клеткой.

Формы организации обучения:

  •  Часть  занятия
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия
  • Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи

Методы и приемы:

  • игровые, показ способа действия, объяснения, совет, указание, вопросы, контроль.

Сроки реализации проекта: октябрь – май 2012-2013 учебный год

Ожидаемый результат:

  1. Укрепить мышечный тонус кисти рук.
  2. Развить четкие движения и координацию рук ребенка.
  3. Снизить утомляемость и повысить работоспособность.
  4. Избежать проблем с почерком и другими навыками письма.

Составители проекта: Некрасова Е.В., Шакулина О.В.

Этапы работы над проектом

Тема раздела

Виды деятельности

Сроки выполнения

Пальчиковые игры «Цветок», «Любопытная ворона».                   Игра с мячом – «Повтори слово», игра в парах №1.                                             Игровые упражнения с катушкой – «Самомассаж ладоней»,  «Закрой дырочку», «Перевертыши»              Игра «Опиши предмет».              Работа в тетради:                «Продолжи узор железной дороги» с 15, «Дорисуй узор забора» с 13, «Дорисуй узоры на дорожках» с 11,                 «Повтори узор по точкам» с 10

  • Часть занятия,
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия

Октябрь

Пальчиковые игры «Слон», «Наши пальчики».                                      Игра с мячом – «Право – лево», игра в парах№2.                                Игровые упражнения с катушкой – «Круги», «Подъемный кран», «Штанга».                                       Игра «Найди предмет по описанию».                             Работа в тетради:                    «Повтори узор по точкам» с 22, «Доведи линию по точкам» с 23, «Повтори линии по точкам» с 20, «Повтори линии по точкам» с 18

  • Часть занятия,
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия

Ноябрь

Пальчиковые игры «Лиса», «Сороконожки».                              Игра с мячом - «Счет», Игра в парах №3                                                  Игровые упражнения с катушкой – «Прижми к ладошке», «Иди сюда», «Полет в сторону» (А).                       Игра «Слепой».                               Работа в тетради:               «Дорисуй линию по точкам и пунктирам» с 24, «Закончи узор из камешков» с 48, «Дорисуй орнаменты по клеткам» с 52, «Нарисуй по точкам кораблик» с 52

  • Часть занятия,
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия

Декабрь

Пальчиковые игры «Замок», «Веселые лошадки».                        Игра с мячом - «Счет», игра в парах №4                                                    Игровые упражнения с катушкой – «Полет в сторону» (В). «Выдерни морковку», «Силачи».                      Игра «Слепой фотограф».                Работа в тетради:                         «Заполни стакан ягодами до края» с 69, «Нарисуй прожилки на листочке» с 68, «Дорисуй простым карандашом» с 71,  «Дорисуй дом» с 73

  • Часть занятия,
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия

Январь

Пальчиковые игры «Очки», «Пальчики пошире».                      Игра с мячом – «Повтори слово», игра в парах №5                                     Игровые упражнения с катушкой – «Змейка», «Щелчки», «Колечки». Игра «Экран».                                    Работа в тетради:                                  «Дорисуй иголки» с 74,                «Дорисуй штриховкой» с 75, «Дорисуй зебру» с 76,                  «Дорисуй лепестки цветка» с 86

  • Часть занятия,
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия

Февраль

Пальчиковые игры «Осьминог», «Кошка».                                                  Игра с мячом – «Право – лево», игра в парах №6                                           Игровые упражнения с катушкой – «Лесенка», «Ловкие руки», «Заведи мотор».                                            Игра «Опиши предмет».                   Работа в тетради:                               « Нарисуй кита по клеткам» с 56, «Дорисуй узоры по точкам» с 29, «Нарисуй ели по клеткам» с 30, «Закончи узоры на дорожках» с 37

  • Часть занятия,
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия

Март

Пальчиковые игры              « Домик», «Любопытная ворона».                 Игра с мячом - «Счет», игра в парах №7                                                    Игровые упражнения с катушкой – «Раз, два», «Не отдам», «Встреча». Игра «Да – нет».                                    Работа в тетради:                       «Закончи рисунок вязки» с 84, «Нарисуй попугая по точкам» с 38, «Дорисуй узоры до конца строчки» с 43, «Диктант» с 58

  • Часть занятия,
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия

Апрель

Пальчиковые игры «Лодка», «Сороконожки».                                       Игра с мячом - «Счет», игра в парах №8.                                            Игровые упражнения с катушкой –   «Мельница», «Иди сюда», «Перевертыши».                                    Игра «Слепой».                              Работа в тетради:             «Графический диктант»

  • Часть занятия,
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия

Май

Игра «Опиши предмет»

 1. Дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет, дети внимательно его рассматривают и по сигналу (хлопок) передают соседу. Предмет убирается, дети должны его описать.

2. Увеличить количество предметов.

 3. Выходит один ребенок, перед ним разложены  5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их, затем отворачивается и дает описание предметов (можно предложить определенную схему описания, например: цвет, форма, материал, применение)

Игра «Найди предмет по описанию»

1. Детям дается возможность посмотреть вокруг себя и описать один из предметов, находящихся в комнате. Потом один из них описывает предмет, а другие отгадывают, что это за предмет.

2. Отгадывания предмета по памяти, находящегося за пределами комнаты.

Игра «Экран»

1. На полу или на столе разложены предметы в определенном порядке. Все присутствующие дети «фотографируют» запоминают эти предметы. «Фотографирование» идет с короткой задержкой на счет 5. После этого все закрывают глаза или отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, например, меняет предметы местами, добавляет одни или убирает другие. По сигналу педагога (хлопок) дети открывают глаза. Тот, кто увидел изменения, поднимает руку, выходит и восстанавливает прежнее расположение предметов.

2. Один из детей запоминает все предметы, лежащие перед ним в определенном порядке, отворачивается и перечисляет предметы, которые он запомнил в том же порядке. Педагог может конкретизировать задание: спросить какого цвета тот или иной предмет, что лежит справа от того или иного предмета.

3. Так же (как пункт 2) проводится игра не предметами, а с детьми (порядок, в чем одет, кто сидит справа и т.д.)

Игра «Слепой»

Ребенку завязывают глаза и дают ему предмет: Он должен на ощупь определить, что это за предмет.

Игра «Слепой фотограф»

1. На столе педагога разложены несколько предметов. К столу подходит один ребенок. Ему предлагается «сфотографировать» взглядом вещи на столе. Потом он закрывает глаза или отворачивается. Педагог перемешивает все предметы. Задача ребенка с закрытыми глазами разложить их так, как они лежали вначале (можно использовать повязку)

2. Ребенок подходит к столу завязанными глазами и на ощупь запоминает предметы, которые лежат на столе или которые в определенном порядке ему давал педагог. Затем педагог перемешивает все предметы. Ребенок открывает глаза и называет предметы в том порядке, в каком они лежали вначале. Трогать руками их нельзя.

Играем пальчиками и развиваем речь.

Домик.

Дом стоит с трубой и крышей.

На балкон гулять он вышел.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон)

Очки.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Флажок.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) - вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.

Пароход.

Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, а большие пальцы подняты вверх.

Скворечник.

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты, как лодочка, а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Грабли.

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Кошка.

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец подняты вверх.

           

Упражнения    -   разыгрывание    небольших    сценок  с  сопровождением построения фигур из кисти и пальцев:

Стихи

Комбинации пальцев и кистей

рук.

Слон.

На прогулку вышел слон,     Хоботом качает он.

Топ-топ, топ-топ.

Говорю слону я: «Стоп!»

Средний палец правой руки становится «хоботом», все остальные превращаются в «ноги» слона. Слон должен идти, опираясь на четыре «ноги», не касаясь «хоботом» земли. По сигналу «Стоп» слон останавливается. Можно изображать слона попеременно левой и правой рукой.

Сороконожки.

Между кочек, по дорожке .

В сад бегут сороконожки. Раз, два, три, четыре, пять

-Никому их не догнать.

Кисти рук находятся на столе. Пальцы изображают «лапки» сороконожек. По команде все сороконожки начинают быстро двигаться. Они могут менять направление движения по команде «направо», «налево», обегая кочки (мелкие предметы на столе).

Любопытная ворона.

Любопытная ворона гордо ходит вдоль забора. Видит банку у куста, Клюв свой сунула туда. Ей не видно ничего, Там на дне темным - темно. Глубже сунулась тогда -Вроде там одна вода? Что случилось? Ой-ой-ой!

   Крутит птица головой. Ни туда и ни сюда -Приключилась с ней беда. Вместе с банкою пустой Унеслась она домой.

Рука находится на столе, опираясь на локоть. Большой, указательный и средний пальцы складываются щепоткой и качаются вверх-вниз, изображая клюв вороны. Указательный, средний пальцы «ходят» по столу, показывая, как идет ворона.

Пальцы другой руки собираются в кольцо, изображая пустую консервную банку. «Клюв» вороны засовывается в «баночку».

«Клюв вороны глубже суется в «баночку».

Ворона пытается вытянуть «клюв» из «баночки».

Сцепленные руки, подняты вверх, изображают, как ворона улетает с пустой банкой, надетой на клюв.

Наши пальчики.

Пальчик с краешку -большой, Самый толстый и смешной. Этот указательный, Строгий и внимательный. Этого зовут все - средний, Он не первый, не последний. Этот палец - безымянный. Неуклюжий и забавный. Этот маленький мизинчик. Он у нас у всех любимчик.

Рука поднята вверх ладонью к себе, пальцы выпрямлены. Поочередно пальчики сжимаются, разжимаются и пригибаются к ладошке начиная с большого в соответствии с текстом стиха.

Цветок.

Вырос высокий цветок на поляне.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье дружно дают под землей корешки.

Руки поднять вверх, ладони прижать одну к другой. Слегка развести и округлить пальцы.     Развести     ладони.    

Выполнить ритмичное движение пальцами: вместе - врозь (несколько раз).

Ладони опустить, прижать кисти тыльной стороной одну к другой, пальцы развести.

Лиса.

Уж как шла лиса по тропке,

Нашла грамоту на тропке. Она села на пенек

И читала весь денек: «Мамочка, мама! Милая моя. Мамочка, мама! Я люблю тебя!»

Указательным и средними пальцами левой руки «пробежаться» от плеча до кончиков пальцев правой руки, вытянутой вперед. Сжать кулаки, один кулак поставить на другой. Ладони развернуть от груди.

Ладони прижать одну к другой. На каждый слог мизинцы размыкать и смыкать. Те же движения выполнять всеми пальцами по очереди.

Замок.

На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?

Постучали,

Покрутили,

Потянули

И открыли.

Пальцы сцепить в «замок». Постучать одной ладонью по другой. Потереть одну ладонь о другую. Повернуть ладонь в разные стороны. Потянуть ладони в разные стороны. Развести руки в разные стороны.

Осьминог.

Много ног у осьминога. Все они ему нужны. Заменяют ему руки. Очень ловкие они.

Сжать кулаки и развернуть к себе. Поочередно разжимать пальцы, начиная с больших. Поочередно сжимать пальцы, начиная с больших. Поочередно сжимать пальцы в кулаки, начиная с мизинцев. Кулаки повернуть к себе и одновременно разжать.

Пальцы растянуть пошире.

Пальцы растянуть пошире -

Раз, два, три, четыре, пять.

Сжать их вместе -

Три, четыре -

И на месте поплясать.

На носок, потом на пятку.

Дружно делаем зарядку.

Пальцы      растопырить,      напрячь.

Поочередно сгибать пальцы на обеих руках,

начиная с большого. Пальцы сжать в кулак.

Разжать выполнить движения «фонарики».

Коснуться мизинцем одной руки мизинца

другой руки. (Повторить 3 раза).

Веселые лошадки.

В чистом ноле без оглядки. Мчатся быстрые лошадки. Цок-цок-цок, цок-цок-цок, Скачет резвый табунок.

Кисти обеих рук находятся на столе и быстро движутся, показывая, как быстро скачут лошадки.

Упражнения с карандашом и катушкой из-под ниток  

Комплексы упражнений с карандашом и катушкой из-под ниток применяются, как динамическая пауза.

1.Перед началом обучения упражнения создать мотивацию.

  1. Начинаем игру с карандашом. Дети получают возможность поиграть с карандашом, что удовлетворит потребность, доставит удовольствие, снимет общую усталость, уменьшит психологическую нагрузку и даст возможность переключиться на другой вид деятельности.
  2. Умеренная дополнительная нагрузка при удержании карандаша, катушки во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.
  3. Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.
  4. Пальчиковая гимнастика с карандашом, катушкой начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышение подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояния мышц и суставов кистей рук.
  5. Массажером служат предметы: карандаш, катушка.

7.Число упражнений и их продолжительность регулируется учитывая,
индивидуальные особенности ребенка.

Критерием качества выполняемых упражнений служит появление усталости кисти руки:

  • легкая усталость - показатель правильной мышечной нагрузки;
  • сильная усталость, возникшая некоординированностью движений, потливость - признаки переутомления.

Упражнения проводятся сначала для одной руки, а потом для другой с целью симметричного развития мышц пальцев рук для равномерной циркуляции крови и поддержания энергетического баланса. После выполнения каждого упражнения расслабляем мышцы, кладем карандаш на стол, а руки опускаем вниз.Таким образом, комплексы пальчиковой гимнастики с карандашом и катушкой позволяют:

  • обрести эластичность мышц и повысить подвижность суставов;
  • создать для тренинга частой, последовательной, своевременной переключаемости движений, т.е. их согласованной координированности:
  • воспитывать навык удержания позы:
  • ощутить полный объем мышечных движений, и их силу и выносливость;
  • развивать мыслительные процессы и их произвольность;
  • активизировать биологические процессы организма и деятельность жизненно важных анализаторов;
  • учиться, играя, что вызывает положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.

Игры с мячом

Игра «Повтори слово»

Повторяй слово, которое я скажу, в момент отбивания мячика. Например: я говорю - «один», ты повторяй - «один», «два» - «два», и т.д.

Игра «Счет»

Один ребенок говорит - «один», другой - «два», первый «три», второй - «четыре» и т.д. (можно считать и в обратном порядке)

Игра «Слова»

Называть односложные слова (стол, стул, пол, шар), а затем и двух - и трехсложные слова (Таня, Витя, Надя или мячик, шарик, или Марина, Вероника)

Игра «Правая — левая»

Называть руку, которой отбивает мяч, например: «Правой – правой – левой - левой-правой - правой- левой – левой – правой - левой ит.д.»

Игры в парах:

Игра 1. Один говорит «Я знаю пять имен девочек или мальчиков или название книг или мультиков или зверей или птиц или насекомых или рыб и т.д.» На каждый удар по очереди называть слова.

Игра 2. Таблица сложения. Один из детей говорит, например, «2», второй - «плюс», первый - «1», второй отвечает - «равно» и т.д.

Игра 3. Таблица вычитания. Тоже что и в игре 2. только с вычитанием.

Игра 4. Договори слова. Например, Теле-, а ребенок добавляет - визор (- фон, -мастер, -башня, -граф).

Игра 5. Один ребенок называет букву, а другой - слово, начинающее с этой буквы.

Игра 6. Называние предметов к определенным признакам: например, ведущий говорит: «сладкий», а ребенок произносит «чай», «кисель», «компот», «напиток» «новый» - «дом» («костюм», «рассказ»..) «высокий» - «дуб» ( «человек», «потолок»..).

Игра 7. «Наоборот» Подбор слов с противоположным значением (антонимов).

Игра 8. «Рифмовки» Попеременное рассказывание отрывков из знакомых стихотворений. Например, С.Я. Маршак «Мяч» Мой веселый звонкий мяч. Ты куда помчался вскачь? Желтый, красный, голубой. Не угнаться - за тобой! и т.д.

Упражнения со скрепками.

1. Соединение скрепок одна за другую по своему желанию;

2. Рассоединение скрепок по желанию;

– Упражнение начинается с использованием скрепок в количестве 5 штук. Затем на каждом занятии добавляется по 2 штуки и доводится до 20-ти скрепок.

– При выполнении этих упражнений дети учатся считать в пределах 10-ти и более, повторяют и закрепляют знания основных цветов и оттенков, так как скрепки применяются цветные (белые, желтые, синие, красные, розовые).

3. Соединение скрепок по схеме (дети выполняют действие по наглядному образцу)

http://festival.1september.ru/articles/568857/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/568857/img2.gif


 

4. Соединение скрепок по заданному условию или правилу (дети учатся слышать правило, подчинять действие правилу):

– одна белая, одна желтая…
– две красных, две синих…
– одна желтая, две белых…
– одна красная, три синих…
– одна синяя, одна желтая, одна красная, одна белая, одна розовая
 и т.д. и т.п.

Различные мелкие игрушки:

– пробки, брелки, пуговицы, крупы (рис, гречка, горох), игрушки из “киндер-сюрприза”, игрушки из “чудесного мешочка”.

Упражнения:

– разложить предметы по цвету;

– разложить предметы по форме;

– разложить предметы по видам (рис, гречка, горох, шишки, семечки.)

– определить предмет только на ощупь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...