«Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
методическая разработка на тему

Борщева Евгения Алексеевна

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc595.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Бутурлиновский детский сад

общеразвивающего вида №1

Мастер-класс на тему: «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

Подготовила: воспитатель I квалификационной категории

Борщева Е.А

        

Бутурлиновка, 2014 г.

Цель: повышать профессиональную компетентность педагогов в вопросах ознакомления дошкольников с художественной литературой

Задачи:

- обобщать знания педагогов по художественной литературе;

- способствовать внедрению   инновационных методик, технологий в образовательный процесс, современных форм организации совместной деятельности, направленных на повышение качества образовательного процесса.

Ход мероприятия:

        Уважаемые, коллеги!

        В эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что именно она частично обеспечивает культурное развитие ребенка и формирование его речи.

Читать – важно и нужно. Это оказывает благотворное влияние на развитие связной речи, обогащает речь крылатыми выражениями, фразеологизмами, синонимами. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

        Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.

        Поскольку детям дошкольного возраста для лучшего запоминания необходимо использовать игровую форму, то в процессе мероприятия я предлагаю вам, вжиться в роль детей и самим поиграть, выполняя предложенные задания.

        И так! Все готовы?! Я приглашаю вас принять участие в Конкурсе Внимательных и Находчивых.

        Принимать участие в конкурсе будут две команды. Я прошу подойти ко мне и взять себе фрагмент иллюстрации к сказке, затем вам необходимо собрать его и Вы узнаете кто в какой команде.

        Прошу занять свои места.

        За ходом соревнований будет следить жюри (представление жюри)

        За каждый правильный ответ участники будут получать баллы, побеждает та команда, которая соберет наибольшее количество. В течение всего соревнования жюри будет подсчитывать баллы, а в конце подведёт итоги.

        И так, мы желаем командам успеха. Пусть победит сильнейший!

Переходим к конкурсной программе.

Первый конкурс «Название команды»

        Вам нужно за 3 минуты придумать название своим командам, и нарисовать эмблему команды!

        Максимальная оценка – 3 балла.

Второй конкурс «Разминка»

        Быстро задаются вопросы. На них нужно быстро дать ответ.

        За каждые правильный ответ команда получает по 1 балу. Команда, которая справится с заданием за меньшее время, получает ещё 2 балла.

Вопросы 1 команде

  1. Кто говорил  такие волшебные слова: «Спи, глазок, спи, другой!»
  2. Назовите автора сказки «Цветик-семицветик».
  3. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
  4. Кто закопал 5 золотых монет? (Буратино)
  5. После каких слов Али-Бабы волшебные ворота пещеры открывались? (Сим-Сим)
  6. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)

Вопросы 2 команде

  1. Кто говорил  такие волшебные слова: «Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная!»
  2. Назовите автора сказки «Алиса в стране чудес»
  3. Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
  4. Что потерял ослик Иа? (Хвост)
  5. Встреча, с какой рыбой очень сильно повлияла на жизнь Емели? (Щука)
  6. Подруга семи гномов. (Белоснежка)

Третий игра-конкурс «Молчанка» (каждому  раздать по 3 карточки с цифрами 1,2,3.)

        Я буду задавать вопросы и давать 3 варианта ответов.  На нужный вариант вы поднимаете соответствующую карточку.

        Правильный ответ – 1 балл

1. Сколько персонажей в сказке «Колобок»?

  1. Семь
  2. Восемь
  3. Шесть

2. В каком произведении есть мораль?

  1. в сказке
  2. в былине
  3. в басне

3. Кто спас царевну в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

  1. Иван-царевич
  2. королевич Елисей
  3. Иванушка-дурачок

4. Как звали братьев Ивана-дурака из сказки «Конек-горбунок»?

  1. Семён и Василий
  2. Гаврило и Данило
  3. Данило и Василий

Четвёртый конкурс «Мастера перевоплощения»

        Каждой команде нужно посредством пантомимы показать сюжет сказки. Соперники должны догадаться, какую сказку показывает команда. Сказку выбирает команда самостоятельно.

        Максимальная оценка – 5 баллов.

Музыкальная пауза

Обоим командам предлагается исполнить песню-переделку на знакомую мелодию.

Песня про книги
(на мотив «Песенки мамонтёнка»)

Я книгу читаю – она друг надёжный!
Ответ на вопросы найти я хочу.
Ответы найти я хочу. (2 раза.)

Припев:
Пусть книга научит,
Пусть книга расскажет.
Пусть верный путь в жизни она нам укажет.
Ведь так не бывает на свете,
Чтоб были неграмотны дети!
(2 раза последние две строчки)

Её не заменит компьютер и видик.
Пусть каждый ребёнок в ней друга увидит.
Ведь чтение книг и наука –
Надёжное средство от скуки.

Пятый  конкурс «Сказочные загадки».

Команды по очереди отвечают на вопросы. Правильный ответ – 1 балл.

1. Болото – дом ее родной.
   К ней в гости ходит Водяной. (
Кикимора)

2. Так быстро от принца девица бежала,
   Что туфельку даже она потеряла. (
Золушка)

3. Мальчик с гусями летал в поднебесье.
   Как мальчика звали? Скажите все вместе! (
Нильс)

4. Она была подружкой гномов,
   И вам, конечно же, знакома. (
Белоснежка)

5. Дюймовочки жених слепой,
   Живет все время под землей. (
Крот)

6. Этот толстяк живет на крыше,
   И летает он всех выше. (
Карлсон)

Шестой  конкурс «Сказочный вернисаж»

- Обратите внимание на экран. Здесь будут представлены репродукции картин. Нужно назвать картину, автора картины и  произведение, по мотивам которого написана эта картина. Правильный ответ – 3 балла.

1. Виктор Васнецов «Алёнушка»

Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

2. Виктор Васнецов  «Иван-царевич на Сером Волке»

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

3. Виктор Васнецов «Царевна-Несмеяна»

Сказка «Царевна-Несмеяна»

4. Виктор Васнецов  «Снегурочка»

Сказка «Снегурочка»

Ведущий:

Уважаемые коллеги!

Подошло к концу время нашего общения.

 Рефлексия:

У Вас на столах лежат карточки: красная, зеленая, желтая.

Если было все понятно и интересно - поднимите зеленую карточку.

Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтую карточку.

Если не понятно и не интересно –  поднимите  красную карточку.

 

                  СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«На горке» Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

-Познакомить с рассказом Н.Носова «На горке»-развивать умение понимать смысл художественного произведения; развивать воображение; умение домысливать текст, предугадывать ход событий;-учить...

Мое видение и решение проблемы использования методов и приемов при ознакомлении дошкольников с художественной литературой

Сообщение для педсовета на тему: "Новые подходы в ознакомлении детей с художественной литературой"....

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в старшей группе на тему: «Мы идем в библиотеку» Подготовила и провела: Ткач Е.В.-воспитатель первой категории

Тема: «Мы идем в библиотеку».Цели: Развивать интерес к книге, к чтению, к библиотеке как хранилищу и центру книжной культуры; развивать воображение детей, умение входить в роль.Предварительная работа:...

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с художественной литературой в первой младшей группе Тема: рассказывание русской народной сказки «Волк и семеро козлят» Подготовила и провела: Глебова

Тема:Рассказывание русской народной сказки “Волк и семеро козлят”.Цель: Продолжать вызывать у детей интерес к слушанию сказки и учить понимать её содержание. Развивать воображение, фантазию. Вызы...

материал к педсовету по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Вашему вниманию представлена презентация о роли книги, этапах ознакомления дошкольников с худ.литературой, возрастные требования к худ.литературе, содержание книжных уголков и др. А так же положе...

Использование иллюстраций в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспита­ния детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обо­гащение речи ребе...

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель: Повысить профессиональный уровень  педагогов;Активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;Развивать коммуникативные качества п...