Развитие воображения через продуктивную деятельность у детей с нарушением слуха.
статья на тему

Исаева Марина Васильевна

Воображение достаточно специфичный и сложный процесс. Главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.  Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста стало актуальной темой. Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие творческого потенциала, способного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве. Традиционная форма обучения основана на развитие функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость). У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voobrazhenie.docx17.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Развитие воображения через продуктивную деятельность у детей с нарушением слуха.

Воображение достаточно специфичный и сложный процесс. Главной и существенной характеристикой воображения является способность человека создавать новые образы.  Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста стало актуальной темой. Раскрытие личности ребёнка, его индивидуальности, развитие творческого потенциала, способного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребёнка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве. Традиционная форма обучения основана на развитие функций левого полушария мозга (логика, рационализм, эмоциональная заторможенность) в ущерб развитию функций правого полушария (фантазия, творчество, эмоциональная возбудимость). У детей с нарушениями слуха специфические особенности воображения обусловлены замедленным формированием их речи, в частности своеобразным развитием значений слов, отставанием в развитии сюжетно-ролевой игры и мышления. Как показали исследования Г.Л.Выгодской, глухие дошкольники долго не переходят от предметно-процессуальных игр, главным в которых является воспроизведение действий с предметами, к сюжетно-ролевым, требующим создания воображаемой игровой ситуации. Их сюжетные игры более однообразны, стереотипны, чем у слышащих детей, они больше склонны к простому подражанию. Воображение глухих дошкольников как бы дольше "привязано" сначала к восприятию, а потом к памяти. Глухие дети часто не могут использовать предметы-заместители, у них наблюдаются трудности в формировании познавательной функции воображения, позже, чем у слышащих, происходит разделение в цепочке "предмет - образ - слово". Таким образом, уже на ранних этапах онтогенеза глухие дети начинают отставать от слышащих сверстников в развитии воображения. И хотя образы памяти у них отличаются достаточной яркостью и живостью, отставание в развитии понятийного мышления мешает отвлечению от конкретного значения слова. Это затрудняет как воссоздание образов по словесному описанию, так и формирование новых образов.

Одним из условий развития личности может быть продуктивная деятельность. Которая включает в себя лепку, рисование, аппликацию, конструирование и театрализованную деятельность. Особый интерес у ребенка вызывают нетрадиционные техники рисования. Они не требуют от ребенка больших умений и навыков, работа с новым материалом почти всегда вызывает огромное наслаждение. Каждая из этих техник — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Результат зависит от творчества, фантазии, художественного вкуса ребенка. Поэтому результат всегда положительный. Это вызывает желание поделиться положительными эмоциями с другими.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

1.​ Способствует снятию детских страхов;

2.​ Развивает уверенность в своих силах;

3.​ Учит детей свободно выражать свой замысел;

4.​ Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

5.​ Учит детей работать с разнообразным материалом;

6.​ Развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;

7.​ Развивает мелкую моторику рук;

8.​ Развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.

9.​ Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Занятие продуктивной деятельностью чаще всего бывает интегрированным. Интегрированное занятие дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, развитие коммуникативных умений, так-как на занятиях нужно уметь свободно высказывать свои мысли, делиться впечатлениями, развивать интерес и активность.

Способствуют всестороннему развитию личности, познавательных интересов, развивают их творческий потенциал.

Положительные эмоции, ощущаемые при творческом вдохновении, являются движущей силой, которая помогает справиться с различными трудностями, негативными жизненными обстоятельствами.У ребенка формируются такие качества личности как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются компонентом творческой деятельности. Они создают эмоционально-благоприятную обстановку для каждого ребенка.

Итак, следует подчеркнуть, что воображение является основной двигательной силой творческого процесса человека и играет огромную роль во всей его жизни. Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно. Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по экспериментальной деятельности для детей с нарушением слуха в группе 2 года обучения.

Планируя работу по поисково- практической деятельности с детьми с нарушением слуха в данной возрастной группе я особое место уделяю элементарным опытам, экспериментированию детей. Именно в этой деятел...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников через продуктивную деятельность

Данный учебно-методический материал является просветительско-обучающим пособием для воспитателей детского сада, которые активно занимаются художественным творчеством, обучением  детей-дошкольнико...

Конспект организации непосредственно-образовательной деятельности для детей с нарушением слуха 3 года обучения.

Данный материал рекомендуется использовать воспитателям дошкольных групп....

Ежедневное планирование воспитательно-образовательной деятельности для детей с нарушенным слухом

Представлено ежедневное планирование воспитательно-образовательной деятельности для детей с нарушенным слухом....

Перспективный план игровой деятельности для детей с нарушением слуха 5-6 лет

Перспективный план игровой деятельности – СЕНТЯБРЬ...

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе для детей с нарушениями слуха Тема: «Птицы в лесу»

Конспект организованной образовательной деятельности  по развитию речи    в средней группе для детей с нарушениями слуха  Тема: «Птицы в лесу»...

Коспект занятия "Развитие речи через продуктивную деятельность в старшей группе"

Конспект занятия по Развитию речи. Старшая группа. Тема: Профессии на стройке....