Особенности навыков общения дошкольников с ОНР.
методическая разработка на тему

Давлетзянова Фанузя Шамиловна

Общение для ребенка - это активные действия.ю с помощью которых он стремиться передать другим и получать от них определенную информацию, установить с окружающими необходимые ему эмоционально окрашенные отношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_navykov_obshcheniya_doshkolnikov_s_onr.docx13.38 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности навыков общения дошкольников с ОНР.

Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникации выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений и навыков с самого раннего детства.

В специальной педагогике и психологии речь определяется как важнейшая психическая функция человека, универсальное средство общения, мышления, организации действия. Во многих исследованиях установлено, что психические процессы-внимание, память, мышление, воображение – опосредованы речью. Отклонения в развитии речи отрицательно влияют на психическое развитие ребенка, задерживают формирование познавательных процессов, препятствуют формированию полноценной личности.

Результаты многочисленных исследований Б.М. Гриншпун, Г.В. Гуровец, Р.Е. Левиной, Г.В. Чиркиной, С.Н. Шаховской и других авторов показали, что у детей с общим недоразвитием речи наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных навыков и умений.

У дошкольников с ОНР отмечается вариативно выраженные речевые трудности: примитивный, бедный словарный запас, аграмматизмы.  Дети с трудом вступают в контакт со сверстниками; в общении используют простую фразу, ответы короткие и однообразные; отмечено стойкое неумение регулировать поведение партнеров по общению.

 Игровые умения у дошкольников развиты слабо. Это выражается в бедности сюжета, в процессуальном характере игры, низкой речевой активности. Игры длятся недолго, так как дети не могут полностью развернуть сюжет.

Рассматривая особенности речевого общения дошкольников с ОНР со сверстниками, можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений. Особенности речевого развития детей явно затрудняют осуществление полноценного общения, что выражается в снижении общения, особенностях поведения. Дошкольники не заинтересованы в контакте, не умеют ориентироваться в ситуации общения, часто выражают негативизм по отношению к партнёрам по игре. Речевые и коммуникативные затруднения препятствуют установлению и поддержанию контактов со сверстниками.

Таким образом, коррекционное воздействие должно быть направлено не только на развитие речевых навыков, но и на развитие коммуникативных умений детей с данной патологией.

Используемая литература:  «Логопед в детском саду» №3(12)2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игра как средство развития навыков общения дошкольников со сверстниками"

Уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами опытом работы, проведенной в подготовительной группе. Мною была выбрана тема пролекта: “Игра как средство развития навыков общения дошкольник...

Конспект занятий по теме "Развитие эмоционального мира и навыков общения дошкольников"

Данный материал помогает детям развивать эмоции, навыки общения и выразительность движений....

"Развитие навыков общения дошкольников"

Консультация для воспитателей....

Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками

Цель: развитие навыков общения, путем взаимодействия и взаимопонимания сверстников, умения распределять роли, принимать правила игры....

«Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников»

«Упражнения и игры на развитие навыков общения дошкольников»...

Статья «Особенности навыков общения детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития навыков общения детей старшего дошкольного возраста, воспитания гуманных отношений в группе дошкольников стояла перед педагогами всегда. Практически все образовательные программы для...