ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Труды В.А.Сухомлинского и наше время.
статья на тему

Кириленко Ольга Витальевна

      Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического воспитания для всестороннего, гармоничного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esteticheskoe_vospitanie_2.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 29 «СОЛНЫШКО»

Кириленко О.В.

г. Туапсе

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Труды В.А.Сухомлинского и наше время.

    В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.»  четко определена главная цель государственной политики в области образования - повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, задачами конкурентоспособности России в глобальном мире и современными потребностями общества.

     Я считаю, что в настоящее время процесс модернизации системы образования сопровождается переосмыслением как отечественной, так и зарубежной образовательной теории и практики, присвоением образованию гуманистического характера и уточнением механизмов всестороннего, гармонического развития личности. Всестороннее развитие маленького человека невозможно без развития творческих способностей. В психологии и педагогике специфика и пути развития творчества детей в разных видах продуктивной деятельности изучались такими известными людьми как Н. А. Ветлугина, Р. Г. Казакова, Л. В. Компанцева, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, К. В. Тарасова, Б. М. Теплов, Г. В. Урадовских, Е. А. Флёрина и др. Они отмечали, что художественно-эстетическая деятельность в силу своей эмоциональности, образной насыщенности воздействует особенно эффективно на развитие личности.

      Именно поэтому, одним из актуальных направлений модернизации системы образования, как мы видим в принятых в 2013г. ФГОС ДО, считается художественно-эстетическое развитие и воспитание детей, как одно из основных средств духовно-нравственного и культурного развития личности. В Федеральных Государственных Образовательных Стандартах ДО также говорится о том, что искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни детей  - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое развитие включает в себя:

  • развитие предпосылок восприятия и понимания произведений искусства – художественной  литературы и фольклора, музыки, живописи;
  • формирование элементарных представлений и знаний  о видах искусства;
  • воспитания умения сопереживания героям  художественных и музыкальных произведений
  • умение реализовать  самостоятельный творческий замысел в  изобразительной, конструктивной, музыкальной  деятельности
  • воспитание эстетического отношения к окружающему миру.

     Художественно-эстетическая деятельность – это специфическая для детей деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть свои способности, возможности, увидеть продукт своей деятельности - рисунки, поделки. В этой деятельности он  может реализовать себя как творческая личность.   Таким образом, в соответствии со ФГОС ДО, каждый педагог чётко может определить стоящие перед дошкольным образованием, и перед каждым педагогом лично, задачи о развитии творческих задатков, талантов (а ведь каждый ребенок - оригинал) в детях, впоследствии, так необходимого в жизни.

      Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического воспитания для всестороннего, гармоничного развития детей.

      «Мир спасет красота»,- писал известный русский писатель Федор Михайлович Достоевский. И сегодня, в наше жестокое время, многим людям не хватает умения видеть красоту в повседневной жизни, создавать ее самим, чувствовать прекрасное и воспитывать эти умения в своих детях. Для нас, педагогов, решение этой  проблемы стоит на первом месте. Ведь от того, как педагог смотрит на жизнь, искусство, природу зависит, как будут смотреть на все это его дети, воспитанники. Перед нами очень остро стоит задача заметить и развить у детей не только умение видеть и ценить прекрасное, но и систематически развивать и совершенствовать творческие, изобразительные  способности детей.

   Выдающиеся педагоги прошлого века В.А.Сухомлинский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий рассматривали эстетическое воспитание  в единстве с нравственным, трудовым и физическим развитием. «Красота – могучий источник нравственной чистоты, духовного богатства, физического совершенства», - писал В.А.Сухомлинский. /Сухомлинский В.А. «Избранные произведения в 5-ти томах», Киев, 1980г., т.4, с.387./ Важнейшая задача эстетического воспитания – научить ребенка видеть в красоте окружающего мира, в красоте человеческих отношений духовное благородство, доброту, сердечность и на этой основе утверждать прекрасное в самом себе. Одним из важнейших условий решения этой задачи является глубокое интеллектуальное развитие человека. Поверхностные знания и окостенение мысли и фантазии – первый враг эстетического воспитания. Вместе с тем, объем и глубина знаний, усвоенных в детские годы, еще не говорят об эстетической культуре и воспитанности: есть люди, усвоившие массу знаний, но невежды в мире прекрасного…

    «Восприятие, осмысливание красоты – это основа, стержень эстетического образования, сердцевина этой эстетической культуры, без которой чувства остаются глухими ко всему прекрасному». Надо сказать, что эстетическое воспитание занимает в системе учебно-воспитательной работы особое место.  Оно имеет многогранные связи со всеми сферами духовной жизни личности  ребенка и всего детского коллектива. Именно поэтому весь наш педагогический коллектив стремится к тому, чтобы через все сферы духовной жизни ребенка – умственный и физический труд, творческие отношения, дружбу, любовь – проходила красной нитью мысль: красоту надо ценить и беречь, красоты возвышает меня…

     Очень многое зависит в жизни ребенка от того, как он сможет увидеть прекрасное, кто ему это покажет, объяснит и научит. Но и эта сторона общего развития  зависит от множества факторов, условий и предпосылок. Интеллектуальное и эстетическое развитие начинается с рождения ребенка и успешно продолжается в детском саду. Даже у самых маленьких детей, в младших группах детского сада, есть возможность наблюдать прекрасное вокруг себя в эстетически оформленной приемной, групповой комнате, на участке для прогулки. Воспитатели стараются внести во все режимные моменты элементы красивого, интересного и познавательного. Например, со вкусом подобранные обои, занавеси в спальнях и групповых помещениях, передовые дизайнерские находки в оформлении приемной, физкультурного зала, лестничных переходов, галереи. Особым вниманием хочется отметить работу музыкальных руководителей при оформлении музыкальных залов к утренникам и праздникам, проводимых в нашем детском саду. Красивые драпировки, неожиданные цветочно-декоративные композиции создают красоту и уют и доставляют эстетическое удовольствие не только нашим воспитанникам, но и  родителям, и гостям праздников. С первых дней пребывания ребенка в детском саду, мы стараемся научить его видеть, воспринимать, чувствовать, понимать красоту окружающего мира – природы и общечеловеческих отношений.

   «Мы учим детей: человек выделился из мира животных и стал одаренным существом не только потому, что сделал своими руками первое орудие труда, но и потому, что увидел глубину синего неба, мерцание звезд, розовый разлив вечерней и утренней зари, багровый закат перед ветреным днем, безбрежную даль степей, журавлиную стаю в небесной лазури, отражение солнца в прозрачных каплях утренней росы, серые нити дождя в пасмурный осенний день, нежный стебелек и голубой колокольчик подснежника, - увидел и изумился, и начал создавать новую красоту», - так прекрасно и вдохновенно написал В.А.Сухомлинский. Вот именно поэтому, для того, чтобы так видеть окружающую нас красоту природы, в каждом ребенке нужно /опять же, по словам В.А.Сухомлинского/ «нянчить еще одно очень чуткое, своенравное дитя – эстетическое чутье ребенка». /т.1, с.189/. Важно разглядеть в ребенке способности, развивать их, учить воспринимать тончайшие нравственные оттенки того, что узнается, познается и исследуется. Надо научиться чувствовать эстетические переживания другого человека через слова, образы, музыку, изобразительное искусство. Для воспитания чрезвычайно важно суметь показать детям прекрасное в обычной, нашей будничной жизни. По словам В.А.Сухомлинского «найти уголки красоты и мгновения красоты, которые ребенок должен увидеть, почувствовать, понять, запечатлеть навсегда в своем сердце».

      Познание детьми красоты невозможно без яркого, эмоционального слова педагога. Но слово о красоте оказывает эстетическое воздействие на ребенка только тогда, когда он увидит эту красоту своими глазами. Созерцание и слушание, переживание увиденного и услышанного, любование произведениями изобразительного искусства – это как открытое окно в мир красоты. Каждому педагогу и родителям надо стремиться научить ребенка видеть, чувствовать прекрасное, и умению на всю жизнь сохранить эту способность к восхищению красотой.

    Эстетическое воспитание дошкольников – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, совершенное, гармоничное, способного жить и творить по «законам красоты».

   Таким образом, вся система эстетического воспитания должна обеспечить целостное эстетическое развитие ребенка, что связано с решением таких задач:

  • Обогатить личность ребенка художественно-эстетической культурой, пониманием произведений искусства;
  • Обучить начальным, самым общим, навыкам самостоятельной деятельности в искусстве;
  • Развить с помощью занятий по изодеятельности и музыке природные силы и психические свойства личности: музыкальный слух, художественную зоркость, творческое воображение, оригинальное мышление;
  • Воспитывать эстетические чувства.
  • Сформировать устойчивое эстетическое сознание.

     

 Эстетическое воспитание детей осуществляется с помощью средств     эстетического воздействия, под которыми понимается любая реальность – духовная и материальная, мир предметов и явлений, которые способны вызвать ответную эстетическую, эмоциональную и интеллектуальную реакцию. К основным средствам эстетического воздействия на детей относятся все виды искусства, воспитание средствами окружающей их действительности, красотой труда, природы, отношений в коллективе.

   Влияние прекрасного на духовный мир человека зависит от характера его деятельности, от того, как возвышенное, благородное включается в его деятельность – творчество. Под деятельностью можно понимать труд и созидание, мысль и чувство, воспринимающие, оценивающие и созидающие красоту. «Мы заботимся о том, чтобы… труд для творения прекрасного приобрели активный, действенный характер». Конечно, эти взрослые понятия и мысли еще непонятны маленькому ребенку. Но показать детям внутреннюю красоту трудящего человека, человека, который своим трудом приносит пользу, педагог просто обязан. «Если хочешь быть красивым, трудись до самозабвения, трудись так, чтобы ты почувствовал себя творцом, мастером, господином в любимом деле. Трудись так, чтобы глаза твои выражали одухотворенность великим человеческим счастьем – счастьем творчества». /т.2, с.441/.

     Мы, воспитатели, читаем детям художественные произведения о различных профессиях, проводим занятия, наблюдения, играем в сюжетно-ролевые игры; с нашей помощью ребенок видит нравственную и эстетическую сторону труда – будь то наш дворник, который каждый день убирает участки, красит бордюры, сажает цветы, повар, готовящий вкусные и полезные обеды, столяр, который ремонтирует скамейки, игрушки и т.д. Таким образом, в эстетическом отношении к труду осуществляется связь эстетического воспитания с нравственным.

    Одним из мощнейших факторов эстетического воспитания является искусство. Это и литература, и изобразительное искусство, и музыка.

     Искусство является более концентрированной, идеальной формой эстетического отношения людей к действительности. Искусство раскрывает перед человеком мир реально существующей красоты, которое оказывает сильное влияние на формирование убеждений, выработку нравственного поведения, доставляет эстетическое удовольствие.          

      Огромное значение в педагогической работе имеет умение воспитателя показать детям картину, репродукцию, помочь увидеть то, что хотел рассказать художник. В работе с дошкольниками рассматривание репродукций картин проводится на  различных занятиях: в первую очередь, на занятиях по изодеятельности, а также на речевых и музыкальных занятиях. В повседневной жизни дошкольников всегда присутствует индивидуальная работа с детьми по ознакомлению с произведениями искусства, будь то изобразительное творчество или музыкальные произведения.

      В.А.Сухомлинский в статье «Эстетическое восприятие и эстетическое творчество» приводит такой пример: «совершая с детьми прогулку, мы отдыхаем на освещенной солнцем поляне в березовой роще. Дети не могут не почувствовать здесь красоту белых стволов на фоне яркой зелени, игры света и теней. Стройные деревья, голубое небо, яркое солнце, сверкающая вдали река, зеленая лужайка, жужжание пчел – все это входит в их духовный мир, как очеловеченные предметы. По возвращении мы показываем им репродукцию картины И.Левитана «Березовая роща», и она производит на детей очень сильное впечатление, хотя это рассматривание не сопровождается объяснениями. В гениальном произведении художника дети находят как бы самих себя; она пробуждает у них мысли и чувства, только что пережитые при непосредственном общении с природой, но теперь эти чувства возникают как воспоминание о прошлом, как желание еще и еще общаться с природой, чувствовать и переживать красоту». /т.4, с.400/

    Для того чтобы уметь правильно донести до ребенка замысел художника, красоту произведений живописи, сам педагог должен иметь соответствующие знания и подготовку в области эстетической культуры, постоянно повышать свой интеллектуальный уровень. В.А.Сухомлинский, рассказывая о своей павлышской школе, отмечал, что «каждый педагог непрерывно пополняет свой личный альбом репродукций картин выдающихся художников. В педагогическом коллективе проводятся занятия, посвященные изобразительному искусству». В нашем дошкольном учреждении также проводятся педагогические советы, деловые игры, посвященные как вопросам эстетического воспитания детей, так и вопросам эстетического образования педагогов.  

     Произведения изобразительного искусства утверждают в юной душе чувства величия и красоты, поднимают личность ребенка в ее собственных глазах. Рассматривание картин с детьми – это сложный способ эмоционально-эстетического влияния на внутренний мир ребенка. Для достаточного полного восприятия картин необходима большая подготовительная работа. Чтобы понять, полюбить живопись, надо пройти длительный путь воспитания чувств в мире природы. «Уже в детские годы каждый должен учиться открывать красоту природы, чтобы духовная жизнь ребенка и природа словно бы связывались интеллектуальными, эстетическими, творческими нитями». /т.3, с.600./ Каждое произведение являет собой неисчерпаемый мир чувств. Поэтому невозможно разделить картины по возрастным категориям; нет таких картин, которые можно было бы «пройти» в детстве и не возвращаться к ним всю жизнь. Такие «элементарные» картины, как «Рожь» И.Шишкина, «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Золотая осень» И.Левитана, «Русская зима» К.Юона, «Первый снег» А.Пластова нужно рассматривать и в детстве, и в отрочестве, и по всей жизни, каждый раз находя в них что-то новое, созвучное его возрасту и пониманию. В нашем детском саду подобран разнообразный иллюстративный материал в соответствии с возрастом детей. Воспитатели с младших групп учат видеть детей красоту природы, каждого маленького листочка, молодого деревца или ветки сирени. Любой человек, даже такой маленький – ребенок, любит природу потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты, ибо это – неотъемлемая часть человеческой души.

    Искусство – это огромная сила, способная даже в маленьком ребенке пробудить гражданина своей родины, чувство гордости за наш народ, восхищение силой русских богатырей. Для этого необходимо на занятиях и в повседневной жизни ребенка в детском саду знакомить детей с такими произведениями:

  • А.Бубнов «Утро на Куликовом поле»
  • А.Авилов «Поединок Пересвета с Челубеем»
  • В.Суриков «Переход Суворова через Альпы»
  • И.Репин «Бурлаки на Волге»
  • В.Перов «Тройка» и другие.

       Особенно сильным средством интеллектуального  и эстетического        воспитания в старше дошкольном возрасте является портретная живопись. Самое главное – научить детей видеть и чувствовать в глазах своего товарища потребность в человеческом сочувствии, помощи. В.А. Сухомлинский писал: «Зеркалом мысли и чувств являются глаза. Какую бы картину мы не рассматривали, я всегда обращал внимание детей на глаза человека, образ которого воплотил в своем произведении художник… Я хотел, чтобы мои воспитанники пережили чувство одухотворения красотой человеческих чувств, чтобы эта красота породила внутреннюю красоту переживаний в человеческой душе в тот период становления мировоззрения, когда мысль становится особенно пытливой, чуткой к человеку, его моральному облику, духовному богатству, интеллекту».  Для демонстрации детям подойдут следующие картины:

  • Леонардо да Винчи «Джоконда»
  • Рафаэль «Сикстинская мадонна»
  • В. Серов «Девочка с персиками»
  • В.Боровиковский «Портрет М.Лопухиной», «Лизанька и Дашенька».

       «Никакие моральные поучения, как бы мудро они ни были освещены жизненным опытом и чувством благоговения перед человеческой красотой, не могут утвердить в юных сердцах благородные, высокие чувства, если рядом со словом не стоит искусство». /В.Сухомлинский, т.3, с.607/. И особенно, хочется подчеркнуть, изобразительное искусство.

       Вхождение искусства в духовный мир ребенка начинается еще в раннем детстве, с познания красоты слова. Самое могучее и доступное искусство – это художественная литература. Важнейшая педагогическая задача, стоящая перед нами, состоит в том, чтобы уже в детские годы слово с его многогранной, радостной, облагораживающей красотой стало неисчерпаемым источником и средством познания прекрасного, внутренним духовным богатством и в то же время средством выражения этого богатства. Постижение эмоциональных оттенков слова – это преддверие не только искусства, но и богатой, полноценной интеллектуальной жизни детей. Среди средств эстетического воспитания большое место занимает лирика. Поэтическое слово с его тонкими оттенками пробуждает в ребенке радостные чувства, чувства сопереживания. Любовь к поэзии и духовную потребность в чтении, переживание поэтического слова можно воспитать только тогда, когда слово живет в душе педагога.

     Тесно связана с лирической поэзией и является как бы следующим этапом в духовном развитии – музыка. Она объединяет моральную, эмоциональную и эстетические сферы любого человека, а особенно ребенка. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки. Волшебной силой обладает музыка, которая выражает тонкую красоту природы. У К.Паустовского есть замечательное художественное произведение – «Прощание с летом», а у Г.Свиридова – удивительная по красоте музыка, насквозь пронизанная мелодическим началом – необыкновенной гармонией души и сердца. Такой дуэт, как художественное произведение и музыка навсегда оставляет след в сердце юного человека. Этот принцип все воспитатели и наши талантливые музыкальные руководители часто используют на интегрированных занятиях.

     Таким образом, целенаправленное и систематическое развитие музыкальных способностей детей, воспитание эмоциональной отзывчивости, способности понимать и переживать содержание музыкального произведения – задачи музыкального воспитания, являющегося органичной частью эстетического воспитания.

   «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья… завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны, …- услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни», - так прекрасно и восторженно определил роль природы в жизни человека В.А.Сухомлинский./т.4, с.388/. Важную роль в системе эстетического воспитания играют путешествия в мир природы – экскурсии и походы, наблюдения и простейший анализ явлений природы. «Мы идем с детьми в поле, на берег пруда и реки, в тенистую дубраву, в плодовый сад – красота есть везде, ее надо только открыть перед ребенком». Надо показать детям одно и то же место в лесу, поле, парке в разные времена года. Мы показываем им как рождается и умирает красота, дети видят игру красок, слушают музыку природы.

    Восприятие Родины, первые яркие незабываемые краски и сильные эмоциональные впечатления дарит ребенку природа. Природа воспета во всех видах искусства, из нее черпают свои силы и художники, и поэты, и композиторы, и народное творчество. Природа, воздействуя на детей своей красотой, изяществом, гармонией воспитывает у них тонкий эстетический вкус. И педагог, и ребенок, понимающий красоту природы, старается и жизнь сделать красивой.

     В эстетическом и эмоциональном воспитании недопустимы дидактизм, искусственное умиление красотой. Только искреннее увлечение воспитателя красотой природы, искусством может зажечь огонек эстетических чувств и переживаний в душе ребенка.

    Большое эстетическое воздействие, как уже говорилось ранее,  оказывает на детей окружающая внешняя среда. Городская архитектура, садово-парковое хозяйство, море, река, дома, детский сад, групповое помещение,  которое ребенок посещает каждый день, - все это является, так называемой художественно-организованной средой, которая, постоянно окружая человека, формирует его вкус, определенные эстетические идеалы. Эстетика оформления групповых помещений детского сада, галерей, лестничных проемов, детских участков для прогулок – факторы, постоянно воздействующие на ребенка, оказывающие влияние на уровень его эстетической воспитанности. Весь педагогический коллектив нашего детского сада стремится к тому, чтобы детей всегда радовала окружающая обстановка, игрушки, оформление территории детского сада, клумб.

     Очень большое значение эстетике детской жизни придавал А.С.Макаренко. Эстетичность окружающей среды во многом определяется и поведением в ней человека, его внешним обликом. Педагоги всегда учат детей аккуратности не только во внешнем виде, но прививают культурно-гигиенические навыки, объясняют правила  поведения за столом. А.С.Макаренко считал, что научить ребенка вести себя за столом, аккуратно кушать можно не только с помощью бесед, чтения художественных произведений, но быстрее и эффективнее ребенок научится всему этому с помощью чистых скатертей, красивой сервировки стола, использования при еде ножей, салфеток и т.д. В нашем дошкольном учреждении проходят смотры-конкурсы по эстетике и культуре еды. Итоги подводятся на педагогических советах. Причем педсоветы проводятся в нетрадиционной форме, с использованием разнообразных демонстраций, соревнований, деловых игр. Все эти меры повышают эффективность работы педагогов, стимулируют их к творчеству в работе с детьми.

   Одна из главных задач, стоящих перед любым педагогическим коллективом – учить детей отличать подлинную красоту быта, поведения, внешнего облика от ее суррогатов, вести борьбу со слепым подражанием, учить видеть настоящую красоту, воспитывать индивидуальность. Никогда нельзя забывать педагогу и о том, что он сам должен выглядеть красиво и достойно. «Если вы хотите быть настоящим воспитателем, раскройте перед юным сердцем красоту человеческого прежде всего в самом себе – это очень важно. Речь идет не только о личном примере педагога как большой воспитательной силе. Дети должны понимать, ощущать красоту человеческого в повседневной работе своего воспитателя: тонкости эмоций, эмоциональной культуры. Настоящий воспитатель – человек широкого эмоционального диапазона, который глубоко переживает радость и печаль, горести и тревогу, возмущение и гнев», - учит нас издалека лет В.А.Сухомлинский. /т.3, с.577/ Источником культуры человеческих эмоций является способность педагога чувствовать сердцем внутренний духовный мир ребенка. В нашем детском саду №29 «Солнышко» работают именно такие Воспитатели, воспитатели с большой буквы. Многие имеют трудовой стаж более двадцати лет, скольких же детей они вырастили! На родительских собраниях никогда не смолкают слова благодарности нашим педагогам!

   Таким образом, эстетическое воспитание – это составная часть всестороннего воспитания ребенка. Эстетическое воспитание имеет тесную связь с трудовым, нравственным, физическим и умственным воспитанием наших детей.

   

    У каждой песни есть свое начало, но истоки песен надо искать в сердце человека. И слово тоже начинается в сердце. А где начало, где истоки эстетического восприятия мира? Убеждена, что чем раньше ребенок научится удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, окружающего мира, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.

   Счастье видеть мир и рассказать о нем людям! Умение чувствовать прекрасное, подбирать нужное слово, чувствовать радость открытия – все это наполняет сердце и душу великим счастьем!

   

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Роль художественного труда и конструирования в эстетическом воспитании дошкольников"

Консультация для воспитателей "Роль  художественного труда и конструирования в эстетическом воспитании дошкольников"...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ Труды В.А.Сухомлинского и наше время.

 Мне хочется остановиться на творческом наследии великого педагога Василия Александровича Сухомлинского, который еще в XX веке увидел и отметил значимость эстетического в...

Обобщение опыта работы по трудовому воспитанию дошкольников «Труд детей в природе»

В своей работе делюсь своим опытом по трудовому воспитанию: "Труд  детей в природе"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группе Тема: Пернатые наши добрые соседи.

Конспект непосредственной образовательной деятельности художественно- эстетическому воспитанию (лепка) в старшей группеТема: Пернатые наши добрые соседи. С использованием природного материала....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Консультация для родителей «Роль художественного труда и конструирования в эстетическом воспитании дошкольников»

Консультация для родителей«Роль художественного труда и конструированияв эстетическом воспитании дошкольников»...