Воспитание доброжелательности через художественную литературу у дошкольников
статья по теме

Калинина Любовь Глебовна

Дети очень рано начинают чувствоваь доброту, справедливость взрослых, сверстников и чутко реагируют на малейшее проявление недоброжелательности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание доброжелательности через художественную литературу у дошкольников.

Дети рано начинаю чувствовать доброту, справедливость взрослых сверстников и чутко реагируют на малейшее проявление недоброжелательности, пренебрежения. Очень важно чтобы гуманные чувства они распространяли не только на себя, а умели сострадать людям, быть доброжелательными.

Что такое доброжелательный- Желающий добра, готовый содействовать благополучию других( так толкует словарь Ожигова) Я считаю своей задачей воспитать у детей эту готовность желание заботиться о других. Беседуя с детьми о добрых поступках людей, читаю им художественные произведения вместе разучиваем пословицы и поговорки о доброте, проводила дидактические игры, стремилась обогатить  речь такими словами как «Добрый, чуткий, отзывчивый». Когда читали с детьми « Азбуку нравственности» Особое внимание обратила на слова «Старому, слабому, слепому помоги перейти дорогу, упавшему помоги встать. И делай это сердечно, от души, любезно, не хмурясь».

Поступки детей не всегда были справедливыми, добрыми. Приведу несколько примеров:

Люда сказала маме Даши : « Вашу Дашу сегодня наказали.» В ее голосе не было ни тени сожаления, она даже немного радовалась.

На следующий день я рассказала детям, что Дашина мама работает на фабрике, работа у нее очень тяжелая. Поэтому мама очень устает. Сегодня Люда рассказала Дашиной маме , как хорошо поет и танцует ее дочка, и ей будет радостно. А от радости у человека и усталость проходит. Девочка выполнила мою просьбу и действительно, все ребята видели , как улыбалась мама Даши.

Артем разбил чашку, остальные дежурные побежали жаловаться на него. Никто из них не помог расстроенному мальчику, никто его не успокоил, хотя все ребята знают, что наказание всегда плохо, горько, неприятно. Я Объяснила детям: « Ведь Артем сделал это нечаянно. В таком случае надо помогать товарищам.

В воспитании доброжелательности большая роль отводится художественной литературе. Часто герои рассказов, сказок переживают от того, что причинили другим вред, и  мучаются пока не искупят свою вину. Несколько раз мы читали сказки « Кукушка»- о том, как мать превратилась в кукушку и улетела от своих черствых , не добрых сыновей . Все ребята поняли вину сыновей и осудили их. И поэтому мой вопрос: « Вам жалко сыновей?» удивил детей , но я хотела, чтобы ребята, осознали их вину, все же испытали к ним чувство жалости, сострадания. И в конце беседы  подвела детей к выводу: « Действительно дети сами виноваты в том, что произошло, но и их жаль: они остались без матери».

Я старалась воспитывать в детях заботу о тех,  кто нуждается в помощи защите.  Отношение к близким пыталась раскрыть с помощью таких произведений , как « Трудный вечер» Н. Артюховой, «Посидим в тишине» Е. Брагининой, «Вовка- добрая душа» А. Барто, « Самое страшное» Е. Пермякова.

Очень была интересной беседа в старшей группе о книге В. Маяковского» что такое хорошо и что такое плохо» . Дети стояли рассматривали картину, на которой изображена такая ситуация: мальчик отобрал у  маленькой девочки мишку. Девочка стоит и плачет. На мой вопрос : «Кто как бы поступил если бы был там?» - Ответы были самыми разнообразными.  Слава очень зло сказал: «Я бы отобрал мишку, отдал его девочке, а злого мальчика побил». Тогда я спросила: « А если бы ты мальчика хорошо попросил и он сам бы отдал девочке мишку?» Слава задумался и произнес: «Тогда я бы его не трогал. Но он должен был извиниться».

Цели мох бесед- показать детям, что ласковое, доброе слово действует быстрее и эффективнее, чем физическая сила.

Помогла мне в работе и сказка В. Катаева «Цветик- семицветик».  Она учит детей состраданию, заботе о людях. Ведь девочка из сказки большое  удовлетворение получила только тогда, когда исцелила безнадежно больного мальчика. Значит делая Добро другому, и сам становишься счастливее.

Нравится детям рассказ Э. Цюрупы «Олешек», в котором говорится, как летчик с мальчиком строят землянку, заготавливаю дрова, сушат сухари. И это все для того, чтобы неизвестный друг, если попадет в лесу в буран, смог укрыться от непогоды. Что бы подчеркнуть, как мальчик был счастлив , делая доброе дело, я два раза прочитала слова : « Утром, сияя от счастья , с разгоревшимися щеками, Олешек мчался по знакомой тропинке, к снежному замку. В сердце у него как будто пели птицы». А во время беседы спросила у детей: « Почему в сердце у Олешка пели звонкие птицы?» Почти все ответы были правильными: « Потому что он делал доброе дело и был рад.»

Формировать гуманные представления невозможно только с помощью замечаний и порицаний. Важно воспитать у детей способность видеть, понимать и разделять огорчения и радости другого. В чем должно проявляться эта способность?

В умении относиться к другому как к самому себе, понимать, что ему может быть больно и неприятно, когда его обижают. В готовности прощать нечаянно причиненную боль, извиняться , если виноват. В умении считаться с желаниями и интересами товарищей.

В беседах с детьми я часто использую пословицы и поговорки. Например:

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Не одежда красит человека, а его дела.

Не ищи красоты ищи доброты. И др.

Я понимала, что моя работа не может быть успешной без помощи родителей. Провела анкетирование. Подготовила папку- передвижку с десятью правилами воспитания ребенка.

  1. Люби своего ребенка!
  2. Охраняй своего ребенка!
  3. Будь добрым примером для своего ребенка!
  4. Играй со своим ребенком!
  5. Трудись со своим ребенком.
  6. Позволь ребенку приобретать жизненный опыт, пусть даже не безболезненно, но самостоятельно!
  7. Покажи ребенку возможности  и пределы человеческой свободы!
  8. Приучай ребенка быть послушным!
  9. Жди рот ребенка только таких мнений и оценок, на какие он способен в соответствии со ступенью созревания и собственным опытом!
  10. Предоставляй ребенку возможность таких переживаний, которые будут иметь ценность воспоминаний!

Мы все стремимся к тому, чтобы наши дети выросли честными, добрыми , счастливыми. И так бы хотелось, что бы воспитание в детстве чутье к добру и злу навсегда осталось в человеке.

Калинина Л.Г.

Воспитатель детского сада №347 « Лесная полянка»

Г. Нижний Новгород.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»

Проект по методической теме «Воспитание гуманных чувств дошкольника через художественную литературу»Рассказывает о моих наработках....

Консультация для родителей дошкольников: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В консультации говориться о значении художествнного слова в экологическом воспитании дошкольников: что литература помогает ребенку разобраться в природных явлениях, развивает эстетическое отношен...

ЦИКЛ БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

ЦИКЛ  БЕСЕД ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

« Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим перв...

Духовно нравственное воспитание дошкольников через художественную литературу.

Формирование положительного отношения к художественной литературе в условиях обогащения предметно-развивающей среды....