Эссе "Моя педагогическая философия"
материал на тему

Татьяна Юрьевна Кильдюшкина

Сочинение представлено на областной конкурс "Лесенка успеха" 2015 года. В нем отражена собственная позиция автора к проблемам личностного взаимодействия современных дошкольников в коллективе детского сада, указана роль педагога в формировании доброжелательных отношений детей .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse3.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Моя педагогическая философия»

Детский мир всегда притягивал меня своей чистотой и милой доверчивостью к взрослым людям. Поэтому  я со спокойной душой перешагнула его порог, решив однажды, что в нем мне будет также хорошо и счастливо, как  моим маленьким воспитанникам.

И вот потекли первые рабочие дни. Меня сразу же поразила  неожиданно раскрывшаяся ежедневная драма детских взаимоотношений. Дошкольники  бесконечно обижались, ссорились, ревновали, завидовали друг другу и снова мирились. Этот сложный эмоциональный клубок, плотно скрученный нитями различных чувств, мне казалось, невозможно было расплести никогда.

…Мои пятилетки ссорятся и дерутся по малейшему поводу. Наблюдаю, как это начинается. Двое рисуют за одним столом грузовик. Один раскрашивает кузов в синий цвет. Другой - в зеленый. Первый делает замечание,  что правильнее для раскраски использовать синий цвет,  второй утверждает свою версию. Словесная аргументация очень быстро истощается. И… звучит первый шлепок! Если вовремя не вмешаться, то второй удар не заставит себя долго ждать и прилетит в сторону оппонента с завидной скоростью. Потом начнется потасовка, рев, жалобы взрослому с обвинениями в сторону друга...  

  Как научить малышей чувствовать и понимать боль и интересы сверстника, умению согласовывать собственные действия с желаниями окружающих? Моя мама, тоже по профессии педагог, в отрочестве учила меня так: « В споре побеждает тот, кто первый уступает». Но эти еще малы, чтобы понять сложную истину.

 Иногда брызги детского негатива попадали и в мою сторону:

Однажды  помощница, няня Ирина Петровна, подслушала интересный разговор, между моими воспитанниками, шедшими как обычно  парами на занятие в музыкальный  зал. Один из них, самый маленький, очень шустрый и вспыльчивый  шестилетний Лева запальчиво шептал приятелям: «Когда вырасту, Татьяну Юрьевну убью!».

Я на прогулке его к себе подзываю и спрашиваю: «Лева, за что ты хочешь меня убить?». Он, конечно, не ожидал, что его будущие «преступные» планы уже раскрыты, поэтому, сильно смутившись и захлопав своими белыми ресницами, расплакался и начал оправдываться: « Егор и Илья спорили со мной, говорили, что Вы добрая! А Вы злая! а-а-а… у-у-у…». Далее только рев и слезы.

Причина такой невероятной агрессии - обыкновенная детская ревность. Моя коллега - его родная мать. Мальчишки,  скорее всего, в разговоре заспорили, что нередко бывает у шестилеток, сравнивая нас с напарницей по характеру. Согласитесь, сердце ребенка не могло вынести никакого сравнения его матери с любым человеком! Леву я успокоила, сказав, что его мама - самая лучшая воспитательница на свете! И с тех пор мы с мальчиком - добрые друзья…

Над этим курьезным случаем можно бы только посмеяться, как над любой другой детской непосредственностью. Но меня в последнее время действительно волнует возрастающая агрессия детей в сторону своих же сверстников. Она  существовала всегда. И для педагогов детского сада самой сложной проблемой воспитания становилось формирование умения у дошкольников взаимодействовать и дружить между собой.

С недавнего времени с детьми старшего возраста я работаю по новой системе игр, которые способствуют улучшению взаимоотношений и снижению конфликтности в детской среде. Принципы этой системы не традиционны и, на первый взгляд, вроде бы просты: отсутствие любой оценки в действиях детей и любого вида соревнований в играх. Исключение этих двух старых педагогических приемов в работе помогает устранить проблемные формы детских взаимоотношений: зависть за успех сверстника, обиды за собственную неудачу, взаимную конкуренцию и демонстративность, которые, в свою очередь, выливаются во множественные конфликты и агрессию. Поэтапно  играя с дошкольниками, постепенно развиваю у них сочувствие  и внимание к чужой боли, к желаниям и интересам окружающих.

Данным принципам нужно следовать не только в играх. Для этого в различных видах детской деятельности необходимо не заострять внимание на конечном результате, оценивая его в итоге, а развивать у дошкольников умение получать удовольствие от самого процесса работы: «Посмотри, какой прекрасный цвет получился, когда ты смешал эти краски! Ты чувствуешь, какой мягкий и податливый стал пластилин в твоих руках?» Удивительно, при таком условии изделия детей получаются наиболее качественными!

Но как самой суметь вовремя не отвлечься и вновь в ежедневной суете будней нечаянно не перейти на хорошо знакомые, привычные методы воспитания детей? Ведь на самом деле, нам с малых лет твердят: «Будь первым! Стремись быть лучше!»  А оценивающее слово «молодец»  не сходит с уст воспитателя.

Вы когда-нибудь принимали пищу за награду? Например, за звезду? Или Вы ждали первой звезды? А мои  пятилетки из группы «Звездочки», где я временно работала во время летних отпусков, ели кашу только за звезду. За бумажную или из фольги. У многих был плохой аппетит. И я придумала: съешь всю порцию – целая большая звезда, половину – половину звезды и получай. Помогало. Старались, вовсю  работали ложками! А я превратилась в  фабрику  по изготовлению бумажных звездочек!

Я сама себе противоречу. Снова ввожу соревновательный момент и поощряю звездами за съеденный обед. Забывшись, восхищенно хвалю за прекрасный рисунок – опять оцениваю! И как самой утвердиться в противоречивых исканиях верного метода воспитания нравственных взаимоотношений детей?!

 Второе слово, после слова «молодец», чаще всего употребляемое воспитателем по отношению к детям, это слово – «нельзя». Без этого, режущего слух наречия, просто, кажется, невозможно обойтись в детском саду. Это слово –  быстрый и простой прием осаживания шалуна, это слово -  напоминание тому, кто забыл правила поведения в группе!

О! эти правила! Иногда я думаю: «Несчастные детсадовцы! Кругом ограничения. Можно ли обойтись без них в детском саду»?

… Полдень. От летнего зноя все спрятались под навесом прогулочной площадки. Дворник вышел поливать цветы из резинового шланга. В одном месте он лопнул, и из прорехи бьет тонкая струйка ледяной воды. Детям страшно интересно не только посмотреть, но и дотронуться пальцем до режущего фонтанчика. «Нельзя!» - строгий оклик воспитателя не дает им этого осуществить. Лишь самые смелые проказники продолжают упрямо подставлять ладошки под обжигающую струйку…

Милые детки, как я  понимаю все ваши запретные желания! Мы все родом из детства. И это нас связывает. Воспитатель не разрешает вам их реализовать не из-за злобности своего характера. А потому что видит в этом некую, порой необоснованную опасность, например, - переохлаждение рук. Вследствие: простуды и жалобы со стороны родителей. Хотя, наверняка, многие из вас дома  натешились бы подобной игрой и приобрели  ценный опыт знаний о свойствах воды. Да, и вообще, промокнув, только бы закалились.

Как суметь воспитателю провести четкую границу между Свободой выбора и Вседозволенностью, между обязательным Правилом поведения и абсурдным Запретом? И  сможем ли мы умело организовать жизнь в детском саду так, как задумано в недавнем времени и изложено в едином для всех Стандарте? Интересно и увлекательно для каждого ребенка, так чтобы каждый из малышей почувствовал себя здесь маленьким открывателем и свободным исследователем начинающейся для него жизни?

На все эти вопросы я сама нахожу ответы на пике собственных противоречивых исканий. Наука о диалектике человеческого мышления, которая зародилась со времен Гераклита, сродни  моей педагогической философии. Когда неустанная борьба мысли рождает истину – я знаю, что возьму из старого все, что было полезно, а из нового все, что принесет пользу. Доброжелательные отношения  между детьми и счастье каждого ребенка в детском саду станут верными знаками о правильно выбранном пути воспитания нравственности. А проверенный принцип «не навреди!» - надежный компас, чтобы с него не сбиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

МОЙ ПУТЬ СТАНОВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ....

Моя педагогическая философия

В большей мере я ребенок. Мне все в округе интересно также, как и моим малышам. И наверное поэтому они с удовольствием вкладывают свои ладошки в мою руку и ждут от меня чуда......

Эссе Моя педагогическая философия

Эссе подготовлено к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе "Моя педагогическая философия"

Размышляя о своем жизненном пути, я не могу понять – кто я?! Я – «ручей» или я – «путь»? Не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? Эти две тропы, два понятия, ...

Моя педагогическая философия "ЭССЕ"

Размышляя о том, каким должен быть педагог я осознаю: главное – это порядочность, трудолюбие, доброжелательность, терпенье и, конечно, самое главное, любовь, любовь к детям, к своему делу....

Педагогическое эссе на тему "Моя педагогическая философия"

Эссе - прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции - одна из принятых форм самовыражения педагога на профессиональных конкурсах "Учитель года" и "Воспитатель года". Педагогиче...