Конспект занятия "Прошлое семьи"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Учеваткина Людмила Михайловна

Приобщать детей к истокам своего прошлого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_proshloe_semi.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Программное содержание:

а) приобщать детей к истокам своего прошлого и проявлять уважение к старшему поколению;

б) вызвать желание узнать историю своей семьи;

в) углублять представления о семье, родственных отношениях;

г) предоставить возможность самостоятельно сформировать смысл пословиц о семье;

д) развивать речь, мышление, умозаключение;

г) формировать умение составлять родословное древо;

е) развивать эстетическое восприятие.

Материал:

Иллюстрация-репродукция картины В.М. Васнецова «Богатыри», магнитофонная запись «Сражение Ильи Муромца с Соловьем-разбойником, Добрыни Никитича с Чудищем», макеты бумажного дерева на каждого ребенка, фотографии бабушек, дедушек, родителей, братьев и сестер у каждого ребенка.

Предварительная работа:

Беседа о семье, рассматривание семейных альбомов, чтение былины об Илье Муромце, заучивание пословиц и поговорок о семье.

Содержание организованной деятельности детей

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она - наша Родина. Родина - значит родная, как мать и отец. Горячо любили наши предки нашу родину, потому и защищали ее своей богатырской силой.

Предложить детям прослушать магнитофонную запись «Сражение  Ильи Муромца с Соловьем – разбойником, Добрыни Никитича с чудовищем».

Воспитатель: Какое впечатление произвело на вас это произведение?

Дети: Отличное! Захватывает дух, особенно, когда происходит само сражение.

Предложить рассмотреть  картину В.М. Васнецова «Богатыри»

Воспитатель: Ребята, вам нравится картина?

Дети: Да!

Воспитатель: А что больше всего понравилось?

Дети: Богатыри! Они такие сильные и смелые. Они  служили на пользу людям. Настоящие герои!

Воспитатель: Ребята, а почему люди помнят об этих героях?

Дети: Это наши предки и мы должны помнить о них.

Воспитатель: Я согласна с вами, а вы помните о своих предках?

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, а как запомнить всех своих предков?

Дети: По фотографиям, по рассказам родителей, по рисункам.

Воспитатель: Верно! Я думаю, что каждому человеку интересно узнать о своих предках. Кем они были, чем занимались, как жили?  У каждой семьи своя история. Свою связь с предками и родными можно изобразить на рисунке. Такой рисунок называется родословное дерево.

Показать детям родословную своей семьи.

 Воспитатель: Ребята, а вы желаете узнать, как составляется такое дерево?

Дети: Да.

Воспитатель раздает каждому ребенку макеты бумажного дерева. Рассмотрите его и скажите, какой величины листочки на верхней ветке, а какие внизу?

Дети: Вверху маленькие, а внизу большие.

Воспитатель: Ребята, ваша семья, как это дерево. А каждый член семьи – листочек. Мы вырастим сейчас дерево семьи каждого из вас. Листочками будут фотографии ваших родных.

- Ребята, покажите фотографии своих родителей?

- Как по – другому  вы называете маминого и папиного папу? (маму?)

Дети: Дедушка и бабушка.        

- Сколько у вас бабушек и дедушек?

Дети: Две бабушки и два дедушки.

Воспитатель: Чем они занимаются? Как их зовут? Каждое дерево имеет свои корни – так и родословное дерево тоже имеет корни. Подумайте и скажите, чьи фотографии вы положите в исток, на корни родословного дерева?

Дети: Фотографии бабушек и дедушек.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Если бы не было бабушек и дедушек, то не было бы ни пап, ни мам.

Воспитатель: Итак, мы определили корни родословного дерева. Каждое дерево от корней растет вверх, образуя ствол и крону – так и в родословном дереве есть ствол. Подумайте и скажите, чьи фотографии нужно поместить на это место?

Дети: Фотографии своих родителей.

Воспитатель: Ребята, а куда вы поместите свою фотографию?

Дети: На крону родословного дерева.

Воспитатель: Как вы думаете, ваше дерево будет расти?

Дети: Когда у нас будут свои дети, наше дерево продолжит рост.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у вас родственников – предков. И всех мы любим. Вот какое  родословное дерево у нас  получилось.

Воспитатель: Дружно, весело и интересно жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошел и до наших дней в пословицах. А какие пословицы о семье вы знаете?

Дети говорят пословицы и коллективно обсуждают, выясняя их смысл:

  • «На что клад, коли в семье лад»

(Не нужно богатства, если семья живет дружно).

  • «Вся семья вместе, так и сердце на месте»

(Когда все  дома родители не волнуются)

  • «Нет такого дружка, как родная матушка»

(Самый лучший друг на свете – это мама)

  • «Братская любовь крепче каменных стен»

(Если братья дружат, то им ничего не страшно)

  • «Без корня и полынь не растет»

(Всем нужна опора и людям и растениям)

  • «Изба детьми весела»

(Если много детей в семье, то и дома весело)

  • «В своей семье всяк отец самый большой»

(Отец – глава семьи)

Предложить детям  снять с дерева фотографии того, кого воспитатель называет. На столе выкладываются последовательно рядами фотографии бабушек, дедушек и т. д. Дети делают вывод, кто старше, кто моложе.

        

Дети садятся в круг и рассказывают, за что они любят свою семью.

Рассказ ребенка:

Моя семья большая. У меня две бабушки, два дедушки, мама, папа, а скоро у меня будет братик. Я его уже люблю. Маминых родителей зовут Ольга Петровна и Лев Борисович. Они пенсионеры. Бабушка и дедушка живут в деревне, и я к ним часто езжу. Папиных родителей зовут Нина Сергеевна и Виктор Евгеньевич. Они живут с нами. Дедушка работает слесарем на Авто Вазе, а бабушка продавец. Я очень люблю свою семью, стараюсь оказать помощь всем. Наша семья дружная. Мы всей семьей ходим в лес, катаемся на лыжах, а вечерами петь песни под гитару. Я горжусь своей семьей, потому что она большая, крепкая и дружная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект посиделок «Семья домовёнка Кузи».

Конспект о том, как домовёнок Кузя выбирает себе семью, где он будет жить. В итоге он остаётся в детском саду у детей....

Конспект "Хоть семи еще нам нет, формируе мы бюджет"

Конспект для подготовительной группы...

конспект "Моя семья"

Образовательная область " Музыка"....

конспект" моя семья"

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат...

конспект" моя семья"

Конспект по развитию речи в старшей группеТема: «Моя семья»Цель: Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.Задачи:Вызвать у детей интерес к семейному портрету, желание его внимательно рассмат...

Конспект "Моя семья" средняя группа

Занятие для средней группы, включающее интеграцию образовательных областей: Познание, Социализацию, Коммуникацию, Физическую культуру, Чтение художественной литературы, Музыку....

Конспект"Моя семья"

Конспект Образовательной деятельности "Моя семья"...