доклад на тему " Азбука дорожного движения"
методическая разработка на тему

Плотникова Ирина Александровна.

Центральной задачей обучения Правилам дорожного движения в соответствии с областной образовательной программой для дошкольников     «Ребёнок и дорога», которую планировалось реализовать во всех дошкольных образовательных организациях области с  1 сентября 2014 года .Целью которой является  обучение  детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире глобальной автомобилизации, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личной безопасности окружающих , готовность к эффективным, обоснованным действиям в любой дорожной ситуации. 

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет не только представителей ГИБДД но и  систему образования в целом. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Наш детский сад  является активным участником проекта по апробации областной образовательной программы для дошкольников «Ребёнок и дорога» в рамках непрерывного образования юных участников дорожного движения на территории Амурской области.

 На базе нашего детского сада  создан и действует «Центр Безопасности дорожного движения по профилактике ДТП».Главной педагогической идеей организации и функционирования на базе МАДОУ Детского сада № 6 пгт Серышево «Центра безопасности дорожного движения по профилактике ДТП» является обучение дошкольников дорожной безопасности , включающее многоуровневую подготовку детей разного возраста от теоретического уровня до практических навыков в специализированных игровых и обучающих пространствах, специально созданных моделях реального города или посёлка.

Основной целью деятельности « Центра Безопасности дорожного движения по профилактике ДТП Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  Детского сада № 6 пгт Серышево» является осуществление сетьевого взаимодействия с другими образовательными организациями Серышевского района, семьями воспитанников, сотрудниками ГИБДД ОВД Серышевского района, представителями общественных организаций по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_kpk.docx31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.

Говоря о причинах дорожно- транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом « привычка». Привычка – это поведение человека, закрепленное многократным повторением. Привычка останавливаться перед проезжей частью, осматривать её слева и справа с поворотом головы, переходить дорогу только в установленном месте,  заботиться о своей безопасности может появиться только в результате ежедневной , кропотливой работы, когда полученные детьми теоретические знания закрепляются многочисленным , систематическим практическим повторением.

Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.

  Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Вот поэтому я решила углубленно работать над этой проблемой.

При построении системы работы по изучению дошкольниками  Правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

  • Ребенок – пешеход;
  • Ребенок – пассажир городского транспорта;
  • Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).

В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни и за пределами детского сада.

Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна затрагивать все образовательные области, входить во все разделы и направления образовательной программы дошкольной образовательной организации. Данную работу можно реализовывать через:

  • организованные формы обучения на занятиях,
  • совместную деятельность взрослого и ребенка,
  • самостоятельную деятельность ребенка,
  • воспитание навыков поведения,
  • ознакомление с окружающим,
  • развитие речи,
  • художественную литературу,
  • конструирование,
  • изобразительное искусство,
  • игру.

Центральной задачей обучения Правилам дорожного движения в соответствии с областной образовательной программой для дошкольников     «Ребёнок и дорога», которую планировалось реализовать во всех дошкольных образовательных организациях области с  1 сентября 2014 года .Целью которой является  обучение  детей жить в динамичном, быстро меняющемся мире глобальной автомобилизации, сформировать у них сознательное и ответственное отношение к личной безопасности окружающих , готовность к эффективным, обоснованным действиям в любой дорожной ситуации.  

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет не только представителей ГИБДД но и  систему образования в целом. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.

Наш детский сад  является активным участником проекта по апробации областной образовательной программы для дошкольников «Ребёнок и дорога» в рамках непрерывного образования юных участников дорожного движения на территории Амурской области.

 На базе нашего детского сада  создан и действует «Центр Безопасности дорожного движения по профилактике ДТП».Главной педагогической идеей организации и функционирования на базе МАДОУ Детского сада № 6 пгт Серышево «Центра безопасности дорожного движения по профилактике ДТП» является обучение дошкольников дорожной безопасности , включающее многоуровневую подготовку детей разного возраста от теоретического уровня до практических навыков в специализированных игровых и обучающих пространствах, специально созданных моделях реального города или посёлка.

Основной целью деятельности « Центра Безопасности дорожного движения по профилактике ДТП Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения  Детского сада № 6 пгт Серышево» является осуществление сетьевого взаимодействия с другими образовательными организациями Серышевского района, семьями воспитанников, сотрудниками ГИБДД ОВД Серышевского района, представителями общественных организаций по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.

Основными направлениями центра являются:

  1. организационно – методическая деятельность;
  2. совместная деятельность ГИБДД ОВД Серышевского района Амурской области;
  3. совместная деятельность с социальными институтами и общественностью;
  4. совместная деятельность с педагогическими кадрами;
  5. совместная деятельность с детьми и родителями;
  6. распространение передового педагогического опыта по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге.

Так же в нашем детском саду изготовлен паспорт дорожной безопасности.

Так же на территории детского сада построена автоплощадка  с разметкой дороги. На которой педагоги проводят беседы, практические занятия с выносным материалом , проводят подвижные игры. Так  как мы являлись экспериментальной  площадкой по апробации областной образовательной программы « Ребёнок и дорога» был выделен Автогородок состоящий из макета дорожного полотна из современного гибкого материала с нанесённым типографическим методом изображением проезжей части дорожной разметки, дорожные знаки на переносной основе, дорожные светофоры на переносной основе с электрическим питанием  от аккумуляторных батарей .

Использование Автогородка в своей работе план проведения занятий направляю на формирование таких умений как:

1.вовремя замечать опасные места и приближающийся транспорт;

2. определять расстояние до приближающегося транспорта;

3. различать размеры транспорта;

4.различать сигналы светофора, символы на дорожных знаках и их значение.

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, педагог  должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. От того как взрослые сумеют научить ребенка безопасному поведению на дороге и принятию правильного решения в данной конкретной ситуации порой зависит не только его здоровье, но и жизнь. Любое игровое пособие должно содержать методические рекомендации по его использованию, описание самой игры, а также комментарии к дорожным ситуациям, используемым в данной игре. Воспитателю, проводящему занятия с помощью данного игрового пособия, должно быть абсолютно понятны ситуации, в которых могут оказаться дети во время игры. Для этого в МАДОУ  Детском саду № 6 имеется насыщенная методическая база по обучению БДД  детей разных групп.

Оформлены уголки безопасности, в которых размещены дидактические игры, изготовлены макеты  улиц, где дети непосредственно закрепляют ранее полученные знания . В каждой группе уголки оснащены играми по возрасту, так же есть необходимый материал для родителей, который оформлен в виде консультаций.

Для систематической работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения я реализую свой долгосрочный проект «Дорожная азбука» рассчитанный на 4 месяца. С целью эффективной и разноплановой работы обучения ПДД.

Цель проекта: Формирование основ безопасного поведения на улицах, дорогах, в транспорте. В проекте определены: перспектива развития проекта, пути воздействия на привитие навыков безопасного поведения ребенка на дороге, показатели результативности, взаимодействия между участниками.

Для осуществления работы по данному направлению в группе создала необходимые условия: оформила уголок по безопасности дорожного движения, куда вошли: 

  • Макет микрорайона  ДОУ. На макете, прежде всего мы с детьми изучаем свои микрорайон, составляем его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работу на макете усложняю по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой, также на макете провожу игры на подиуме такие как:
  • «Наша улица» цель - расширить знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы, научить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.
  • «Улица города» цель: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств.

Чтобы разнообразить работу по этой теме, я использовала инновационные методы работы. Так в группе появились новые игры – алгоритмические, которые провожу на макете.

В этих играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Целью алгоритмических игр было не только закрепление правил дорожного движения, но и обучение ориентировке в пространстве, развитие монологической речи, развитие логического мышления. В работе с детьми использую такие алгоритмические игры: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором» целью этих игр является обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома, провожу с опорой на схемы-алгоритмы.

Алгоритмическая игра «Дорога домой»

Целью которой является дойти до дома из детского сада, соблюдая указанные повороты и переходы, не нарушая правил дорожного движения; четко и внятно изложить свои мысли.

Для облегчения составления связного рассказа я даю детям модели, схемы.

Схемы: «Алгоритм перехода улицы», «Алгоритм рассказа улица» - цель которых опираясь на схему, учуть составлять рассказ (улица, переход улицы).

В работе с детьми по обучению правилам дорожного движения использую настольно-печатные игры, для системной и эффективной работы с детьми составила картотеки книг по правилам дорожного движения, подвижных, интеллектуальных, дидактических игр.

Провожу диагностику знания детьми правил дорожного движения. Исходя из полученных данных, я корректирую дальнейшую работу, на что следует обратить больше внимания, какие задачи поставить, какие методы и приемы следует выбрать для успешного освоения детьми дорожной безопасности.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, я всегда обращаю внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

Зимой обращаю внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

После таких экскурсий и прогулок я предлагаю детям нарисовать рисунки.

При рассказе о своем рисунке дети объясняют, что в этой ситуации опасно на дороге.

Обучение, проверка и закрепление знаний по правилам безопасного поведения эффективно осуществляются в игровой форме. Для этих целей могут использоваться различные типы игр, как интеллектуальные (настольные, дидактические), так и сюжетно-ролевые (подвижные игры, комнатные, на улице). Выбор игры зависит от возможностей, но наилучшего результата можно достичь, сочетая интеллектуальные и ролевые игры. Первые требуют умения сосредоточиться, провести необходимый логический анализ ситуаций, наметить пути достижения цели и реализовать их. А сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать типовые варианты дорожной обстановки и реализовать возможность разнообразного участия ребенка в игре. При этом следует стремиться максимально, приблизить условия игры к реальной дорожной действительности.

Дети моей группы — это будущие первоклассники, которым придется вскоре самостоятельно переходить улицу. Чтобы знания, полученные на занятиях, прогулках и экскурсиях, стали прочными и успешно применялись будущими школьниками, они должны органически сочетаться с реальным окружением детей.

Как я уже отмечала, деятельность по воспитанию культуры дорожного движения и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма должна носить многоплановый характер, ее нельзя ограничить рамками детского сада. Важная роль в формировании у детей правильного поведения на улице, дорогах, в транспорте принадлежит родителям, дедушкам и бабушкам, старшим детям в семье, поэтому я тесно сотрудничаю с ними по данному вопросу. Довожу до сведения родителей учебную программу, даю рекомендации, как вести себя на улице с детьми, какие проводить наблюдения.

Сейчас, когда у многих родителей имеется видеоаппаратура, компьютерная техника, можно использовать их для обучения ребенка правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах и улицах.

Я рекомендую родителям во время прогулок с детьми следующее:

-показать знаки дорожного движения, рассказать об их назначении и порядке действий.

Для закрепления программного материала я даю детям задания на дом, которые они выполняли под руководством родителей.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, в подготовительной группе  дали  положительные результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает, такие результаты: что все дети хорошо усвоили дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без светофора, отлично знают правила поведения пассажиров.

И в заключении хочу сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей, необходимо овладеть современными научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится что и является основной целью моей работы по БДД  в ДОУ.

Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное  Учреждение                Детский сад № 6

Доклад на курсы повышения квалификации « Организация образовательного процесса в ДОО  в соответствии с ФГОС.»

ТЕМА: « АЗБУКА  ДОРОЖНОЙ  БЕЗОПАСНОСТИ»

Выполнила :                                                                Плотникова И. А.

                                        пгт Серышево 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно- тематическое планирование по теме "Азбука дорожного движения"

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно­-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра­...

Конспект образовательной деятельности по правилам дорожного движения в подготовительной группе Тема: "Азбука дорожного движения"

Тема:"Азбука дорожного движения"Задачи: Расширять знания детей о светофоре, дорожных знаках.Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения и поведения на дорогах.Восспитывать чувство ответс...

Опыт работы по теме "Азбука дорожного движения"

Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма в России во многом обусловлен недостаточн...

Аналитическая записка по результатам анкетирования родителей на тему: «Азбука дорожного движения»

Провести мониторинг среди родителей по проблеме формирование у детей основ безопасного поведения на дороге и в транспорте....

Педагогический проект для детей старшей группы на тему: « Азбука дорожного движения»

Это недельный проект для детей старшей группы. Он включает в себя разработки занятий,  дидактические игры, а так же итоговое мероприятие - развлечение по ПДД....

Конспект занятия по правилам дорожного движения в старшей группе детского сада. Тема: «Азбука дорожного движения»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:Цель занятия.  Продолжать знакомить  с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание...