Главные вкладки

    Иновационный метод двигательного проговаривания.
    методическая разработка на тему

    БЕЛЯКОВА МАРИНА ГЕННАДЬЕВНА

    Уважаемые коллеги ! Предлогаю вашему вниманию новый метод который я создала и опробировала на своих занятиях для быстового усвоения и запоминания лексики , комбинаций и последовательности танца.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod_moy_chast_1.docx652.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНОВАЦИОННОГО МЕТОДА В ПОМОЩЬ МУЗЫКАЛЬНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ И ХОРЕОГРАФАМ.

    Часть первая.

    ТЕМА: иновационный метод ДВИГАТЕЛЬНОГО ПРОГОВАРИВАНИЯ хореографической лексики движения ( ХЛД), как средство развития музыкально — ритмических навыков   дошкольников.

    Прежде чем начать говорить о данной теме я хотела бы дать формулировку термину – Хореографическая лексика. (ХЛД)Термин Хореографическая лексика -даётся в энциклопедии «БАЛЕТ» (С.Э. 1981)«как отдельные движения (pas) и позы, из которых складывается танец, как художественное целое т.е.  Как произведение хореографического искусства. ХЛ возникла на основе обобщения и специфически танцевального претворения выразительных движений человека..........Сами по себе элементы ХЛ не являются носителем определённого образного содержания, но обладают кругом выразительных возможностей, которые реализуются в конкретном контексте танца как целого.»

     Иначе говоря, ХЛД — это специальный язык, на котором хореограф общается с учениками.

    ЦЕЛЬ: Способствовать быстрому и эффективному усвоению хореографического материала и формированию яркой и выразительной лексики движения.

    Задачи:

    1.Содействовать развитию двигательных качеств и умений;

    * Развитие ловкости, точности и координации движения;

    * Развитие гибкости, пластичности и грациозности;

    * Воспитывать выносливость и развитие силы. (Физическое развитие и укрепление здоровья);

    * Формирование правильной осанки и красивой походки;

    * Развитие умения ориентироваться в пространстве;

    * Обогащение двигательного опыта разнообразными видами ХЛД.

    * Укреплять скелет и мускулатуру, двигательный аппарат ребёнка.

    2.Обеспечить музыкально -ритмическое развитие.

    * Развитие способности воспринимать музыку, т.е. чувствовать настроение характер и понимать содержание;

    * Развитие специальных. муз. способностей: муз. слуха, чувства ритма, темпа.

    * Развитие музыкальной и хореографической памяти.

    3. Стимулировать развитие творческих способностей и потребность к самовыражению в движениях под музыку...

    * развитие творческого воображения и фантазии;

    * развитие способности к импровизации;

    * стимулировать сочинять собственные движения и комбинации и уметь применять выученные движения под других муз. Материал.

    4. Способствовать развитию и тренировке психических процессов...

    * развитие эмоциональной сферы и умение выражать эмоции в мимике жестах и пантомимике?

    * Тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов;

    * Развитие восприятия, внимания, воли, памяти (музыкальной, двигательной, зрительной), мышления;

    * Избавление от стеснительности зажатости, комплексов, страхов и не уверенности в себе;

    * Повышение самооценки, самостоятельности и принятии ответственности на себя.

    5.Содействовать развитию нравственно-коммуникативных качеств дошкольника....

    * Воспитание умения сочувствовать и сопереживать др., радоваться успеху др. друга и своим;

    * Воспитание передачи потребности своего опыта младшим детям;

    * Воспитание хореограф. Этикета, культурных привычек, чувство такта и уважения др.;

    * Уметь осознавать свои ошибки и приносить извинения;

    * Уметь принимать замечания от педагога и адекватно реагировать;

    * Уметь нести ответственность друг за друга в паре, помогать друг дугу (взаимовыручка) и поддерживать.

    * Воспитание трудолюбия и умение достигать поставленных задач.

    Актуальность. Проблематика.

    Хореографическое воспитание играет очень важную роль в развитии дошкольника. Дети любят выражать себя под музыку разными видами движений. Хореография- как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного и физического развития. Это в свою очередь подтверждает, что у ребенка будут гармонично развиваться творческие способности, совершенствуя детское творчество.

    Танец, являясь источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». В музыкально-ритмических и танцевальных движениях становление личности и развитие творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Главная задача хореографа: обогатить двигательный аппарат ребёнка разнообразной, хореографической Лексикой и научить малыша выражать себя, соединяя движения с музыкой.

    Но на занятиях, ритмикой которые проводятся один раз в неделю (4 занятия в месяц), в связи с нормами САНПИН и требованиями ФГОС педагог доп. образования сталкивается с серьёзной проблемой:

    КАК ЗА КОРОТКИЙ ПРОМЕЖУТОК ВРЕМЕНИ ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСВОЕНИЯ ХЛД И РАЗНООБРАЗИТЬ ХОРЕОГАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ БОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫМИ КОМБИНАЦИЯМИ И ЯРКИМИ ТАНЦЕВАЛЬНЫМИ ПОСТАНОВКАМ

     В следствие ограничения во времени, ОТВЕДЁННОГО НА одно ЗАНЯТИЕ ПО РИТМИКЕ (20- 30 мин в неделю) приводит;

    во – первых: к не эффективному усвоению ХЛД,

    во –вторых: к не высокому уровню запоминания ХЛ и комбинаций,

    и в-третьих: не даёт возможность откорректировать ЛД до уровня чистоты и выразительности.

    Поэтому: в дошкольные учреждения зачастую можно увидеть танцы технично недоработанные или иначе говоря неоткорректированные. С данной проблемой сталкиваются многие музыкальные руководители, педагоги дополнительного образования в области хореографии и хореографы, работающие в сфере дошкольного образования.

     Опираясь на труды в области дошкольного образования А. И. Бурениной, С. Слуцкой, Э. П. Костиной, ознакомившись с различными классификациями методов (по И. Я. Левнеру и М.Н. Скаткину -нарастание проблемной, Н. А.  Ветлугина — методы эстетического воспитания и художественного обучения, А.В. Запорожец и Т.А. Марковой — прямого и опосредованного воспитания), а также ознакомившись с системой Логоритмика- было изучено большое количество методов и приёмов, которые использовались в работе в дошкольном учреждении с детьми. Наблюдая за детьми на своих занятиях, я обратила внимание, что во время проговаривания и выполнения движений дети быстрее приобретают навык его выполнения. По этой причине был разработан инновационный метод ДВИГАТЕЛЬНОГО ПРОГОВАРИВАНИЯ, который помогает за короткий временной промежуток добиваться более высоких результатов в рамках дошкольного воспитания.

    Таким образом: коррекционный метод двигательного проговаривания является актуальным - помогает повысить уровень хореографического воспитания. А также

    •  ставить яркие танцевальные композиции;
    •   разнообразить ХЛД;
    •  быстро и эффективно усваивать Хореографический материал;
    • тренирует музыкальную, танцевальную и зрительную память ;
    • способствует творческой самореализации дошкольников.

     Обратившись к источникам, я нашла определение Метода- это обучение (от греч. - путь) - процесс взаимодействия между учителем и учеником, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений, навыков, предусмотренных содержанием обучения.

     На основе этого мною была выведена следующая формулировка нового метода:

     Коррекционный метод ДВИГАТЕЛЬНОГО ПРОГОВАРИВАНИЯ — это одновременное сопровождение хореографической лексики движения текстовым или стихотворным содержанием, благодаря которому происходит передача и усвоение знаний, навыков и умений, предусмотренных содержанием хореографических комбинаций или композиций танца.

    ДИАГНОСТИКА.

    Работая по программе «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, я увидела перспективу в раскрытии и использовании метода проговаривания на занятиях ритмики и непосредственно на занятиях ансамбля танца «Кнопочки» и стала использовать его в 2012 году и увидела скачок в развитии детей. В 2013 году родилась идея провести эксперимент на   двух   старших группах.

     На первом этапе (в сентябре 2013) была проведена диагностика уровня развития МРД дошкольников   по методике А.И.Бурениной на контрольной группе и экспериментальной. Затем был проведён сравнительный анализ, в результате которого я установила, что воспитанники обоих групп находятся примерно на равных ступенях развития.

    На втором этапе я решила поставить одинаковые танцевальные композиции с одинаковыми комбинациями и фигурами танца только на одной группе применялся КМДП, а на другой использовались традиционные методы и приёмы. На двух старших группах была поставлена хореографическая композиция «Лимонадный дождик».

    Для того чтобы понять, как данный метод работает – рассмотрим его структуру и содержание. КМДП объединяет в себе три основных метода образовательной деятельности в дошкольном воспитании: словесный, наглядный и практический.

    КООРРЕКЦИОННЫЙ МЕТОД    

    ДВИГАТЕЛЬНОГО      ПРОГОВАРИВАНИЯ

        НАГЛЯДНЫЙ

       ПРАКТИЧЕСКИЙ

         СЛОВЕСНЫЙ

         НЕВЕРБАЛЬНЫЕ  

            ОБРАЗЫ

            СИМВОЛЫ

         ПРОСТРАНСТВЕННАЯ

         ОРИЕНТАЦИЯ,

           МУЗЫКАЛЬНЫЕ

          СПОСОБНОСТИ,

           ЭМОЦИИ

        Головной      мозг

    правое. полушарие. Левое...

    (картинка головного мозга)

         ВЕРБАЛЬНЫЕ

           РЕЧЬ

          ЛОГИКА

         ПАМЯТЬ

        МУЗЫКАЛЬНЫЕ

            ОБРАЗЫ,

             ЧИСЛА

              РАБОТАЮТ      ОБА             ПОЛУШАРИЯ

                  ГОЛОВНОГО             МОЗГА
                         ОДНОВРЕМЕННО

    А. КАССАН АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА.ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ АТЛАС, 2011 Г.

    Функции полушарий головного мозга человека.

    Вывод.

    У большинства людей одно полушарие головного мозга развито хорошо, и это как правило правое, а другое не очень –это левое. УНИКАЛЬНОСТЬ МЕТОДА заключается в том — что во время практического метода одновременно используется, как наглядный, так и словесный методы и развиваются оба полушария головного мозга ОДНОВРЕМЕННО— как правое, так и левое, что приводит к РАЗВИТИЮ:

    * музыкальной и хореографической памяти;

    * быстрому и эффективному усвоению материала;  

    * музыкальных способностей: слуха, чувство ритма и темпа;

    * скорости мыслительных процессов;

    * динамики движения;

    * ловкости, точности и координации движениях;

    * воспитание выносливости, трудолюбия и развитие силы;

    * умению ориентироваться в пространстве;

    * обогащение двигательного опыта разнообразными видами ХЛД;

    * тренировке подвижности и лабильности нервных процессов;

    * развитие восприятия, воли, внимания;

    * логике, воображению.

    ИМДП (Иновационный МЕТОД ДВИГАТЕЛЬНОГО ПРОГОВАРИВАНИЯ) используется в разделе МРД для дошкольников младшего, среднего, старшего и подготовительного возраста - как метод эффективного усвоения, коррекции и быстрого запоминания ХЛД. Помогает решить одновременно несколько задач музыкального, хореографического, психического, нравственно-эстетического, эмоционального и творческого развития ребёнка.  Может использоваться как на занятиях Ритмикой и в кружках хореографии в помощь хореографам и педагогам доп. образования, так и на музыкальных занятиях музыкальными руководителями.

    ИМДП имеет несколько видов, которые я для наглядности разместила в данную таблицу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рассказывание детьми сказки «Красная Шапочка» Ш.Перро методом двигательного моделирования.

    Занятие позволяет обучать детей действию замещения, умению выбирать заместители по заданному признаку, пересказывать сказку, опираясь на заместители....

    Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

    Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...

    Методика логопедической работы по формированию слоговой структуры слова (восприятие и проговаривание лексических единиц)

    Методика логопедической работы по формированию слоговойструктуры слова (восприятие  и  проговаривание лексических единиц) Развитие возможностей восприятия и воспроизведения изолированны...

    Иновационный метод ДВИГАТЕЛЬНОГО ПРОГОВАРИВАНИЯ часть2 (ИМДП)

    Уважаемые коллеги ! Предлагаю вашему вниманию продолжение описания метода для коррекции хореографической лексики движения ....

    Обучение детей старшего дошкольного возраста инновационному методу двигательной активности «Финская ходьба с палками»

    Обучение детей старшего дошкольного возраста инновационному методу двигательной активности «Финская ходьба с палками»...

    Иновационные методы и формы в работе с детьми воспитателя Бердниковой Виктории Викторовны 2015 г.

    описание методов и форм, которых использую в работе с дошкольниками...

    Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП».

    Особенности развития двигательных функций у детей с нарушением ОДА. Методы и формы работы для развития двигательных функций у детей с ДЦП»....