Развитие и обучение через оригами.
статья на тему

Гарипова Альбина Сагидулловна

       В настоящее время многие увлекаются искусством складывания фигурок из бумаги – оригами. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога, заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития познавательных способностей детей. Познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание, т.е. восприятие информации, её переработку, хранение и использование. Без развития познавательных процессов невозможно познание окружающего мира. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_i_obuchenie_cherez_origami.docx17.11 КБ

Предварительный просмотр:

                              Развитие и обучение через оригами.

       Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. « Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»- складывать.

Это способ конструирования из бумаги разнообразных поделок и игрушек.

       В настоящее время многие увлекаются искусством складывания фигурок из бумаги – оригами. В основном это занятие носит характер увлечения. Меня, как педагога, заинтересовал не столько эстетический аспект, сколько возможность использования оригами для развития познавательных способностей детей. Познавательные процессы – это психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание, т.е. восприятие информации, её переработку, хранение и использование. Без развития познавательных процессов невозможно познание окружающего мира.

На наш взгляд, значение оригами как метода развития познавательных процессов велико. Оно заключается в том, что оригами непосредственно развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует развитию точности и координации движений. Многие учёные, педагоги, психологи обращали серьёзное внимание на связь развития мыслительной деятельности и мелкой моторики рук.  Аристотель говорил: «Рука - это инструмент всех инструментов», подразумевая под этим взаимосвязь руки с мыслительными способностями. Мы работаем в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому развитие мелкой моторики рук имеет особое значение, ведь состояние речевых функций напрямую зависит от уровня развития мелкой моторки руки. Эта зависимость делает использование оригами особенно важным и актуальным. Кроме того, следует учесть другие достоинства оригами: доступность материала, простота ее обработки, неподдельный интерес детей к этому виду деятельности.

Работая в логопедической группе, мы поняли, что развитие мелкой моторики пальцев  рук является  важным условием для развития речи детей с общим недоразвитием речи. Поэтому решили, что большое внимание в своей работе будем уделять развитию мелкой моторики рук.

Для успешной реализации программных задач в речевой группе необходимо тесное взаимодействие воспитателей и логопеда. Без ком-плексного подхода трудно достичь высоких результатов в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. С целью работы в едином направлении, соблюдая общие требования, был разработан календарно-тематический план с опорой на лексические темы, рекомендуемые программой Н.В. Нищевой. Созданные поделки используются при проведении индивидуальной работы с детьми по развитию речи (по рекомендациям логопеда). Для создания положительной мотивации используются пальчиковые игры, логопедические упражнения, стихотворения, рекомендуемые программой Н.В. Нищевой.

       Наши наблюдения и обследования детей подтвердили  необходимость этой работы.

       Наряду с разносторонним развитием детей, усиленно работаем над развитием движений пальцев рук, т.к. существует прямая и естественная связь между движением рук и произнесением слов. Исследователи, изучающие механизм речи, утверждают, что речевые области мозга у детей частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движений пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Мы ежедневно используем пальчиковую гимнастику, которая дана в книге Н.В. Нищевой «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи». К каждой лексической теме дана соответствующая пальчиковая гимнастика по возрасту.

         Без оригами в речевых группах не обойтись. Такая деятельность способствует повышению активности, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обеих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей. Складывая фигурки из бумаги, человек концентрируется на этом процессе, действуя автоматически без контроля сознания, заниматься оригами невозможно.

        Сам процесс изготовления бумажных фигурок способствуют решению многих задач, стоящих перед дошкольным воспитанием. Прежде всего, это влияние на развитие мелкой моторики. Все мы знаем, насколько трудно ребенку овладевать письмом в школе, особенно если в дошкольном возрасте не было соответствующей подготовки. То, что оригами развивает кисти рук – бесспорный факт, который из года в год я наблюдаю у своих воспитанников, сравнивая то, насколько нелегки их первые достижения в средней группе, когда пальчики плохо слушаются, и насколько уверенно они работают в подготовительной группе.

        Занятие оригами способствуют и развитию психических процессов, таких как внимание, память, мышление, воображение.

          Проведенная работа по обучению детей технике оригами с целью развития познавательных процессов, привела к положительным результатам. Складывание из бумаги развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Активизирует мыслительные процессы. Дети старшего возраста достаточно быстро усвоили пространственные отношения. Ребята стали лучше ориентироваться на листе бумаги в клетку. Графические навыки стали более уверенными и качественными.

      Занятия оригами влияют и на формирование личностных качеств ребенка:

- дисциплинированности (мешая другим, мешаешь сам себе);

- целеустремленности (начатое должно быть завершено);

- самостоятельности (каждый старается сделать свою фигурку сам);

- активности (работать с желанием, предлагать свои идеи, проявлять знания);

- любознательности (нужно спрашивать о том, что интересно).

     Оригами способствует развитию коммуникативных способностей:

- чувства причастности к общему делу, ответственности;

- умения договориться (выслушать других, высказать и доказать свое мнение);

- заботливости и доброжелательности (желание помочь соседу, умение предложить и правильно оказать помощь, никого при этом не обидеть).

        Особое место на занятиях оригами занимает задача расширения кругозора воспитанников за счет сообщения сведений различного характера.

        Для достижения положительных результатов я активно привлекала к участию родителей. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали. Родители детей, посещающих нашу группу, ознакомлены с технологией обучения детей оригами, многие приобрели книги с образцами поделок.

Для родительского уголка оформили ширму «Композиции из бумаги». Организовали совместную выставку «В мире сказок», где представлены работы детей и родителей из бумаги, оригами. Родители активно помогают нам в воспитательном процессе. В случае необходимости они получают  консультативную помощь логопеда и воспитателей. Мы совместно с родителями развиваем познавательные процессы, учим заниматься с ребенком,  посещаем семьи, с целью установления еще большего контакта, улучшения эмоциональной атмосферы семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Обучение технике оригами через сказку"

Сказки- это прекрасный способ формирования интереса к оригами....

Развитие мелкой моторики руки у детей через оригами

Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрез...

Отчет по самообразованию на тему: Развитие у младших дошкольников художественного творчества посредством обучения технике оригами 2018/2019 уч год

Оригами - один из видов деятельности, которые интересны детям и развивают точность и координацию движений и воздействуют на интеллектуальное развитие.Целью моей работы было развитие у дошкольников инд...

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через оригами

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через оригамий...

Презентация опыта работы на тему: «Развитие коммуникативных компетенций у детей среднего возраста через оригами»

Тема: «Развитие коммуникативных компетенцийу детей среднего возраста через оригами»Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников в процессе активного педагогическо...

«Развитие способностей к саморегуляции у детей старших дошкольников через оригами»

Актуальность выбранной темы:Актуальность выбранной темы обусловлена большой значимостью техники оригами в развитии саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста. Складывая бумажные фигурки, дети...