Профессиональные компетенции педагогической деятельности
проект на тему

Гордеева Светлана Валентиновна

Доклад на тему "Профессиональные компетенции педагогической деятельности" на педагогическом семинаре по вопросам "Компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности", Казань, 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №185 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» СОВЕТСКОГО РАЙОНА Г. КАЗАНИ

ТЕМА:   «КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ И

ЗАДАЧ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Выступление в рамках Педагогического совета

по теме:  «Компетенции педагогов (методика оценки уровня

квалификации педагогических работников)»

воспитателя МАДОУ № 185 Гордеевой С.В.

КАЗАНЬ 2015


Компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности отражает качество реализации педагогом каждого из этапов процесса целеполагания:

  • выбор и формулирование цели занятия ;
  • переформулирование цели занятия для воспитанников;
  • формулирование и обоснование цели урока или задания;
  • создание образа результата и объяснение системы требований к нему;
  • описание способа достижения результата и объяснение требований к нему;
  • отслеживание и оценка деятельности целеобразования обучающихся (воспитанников) и собственной деятельности по целеполаганию.

Компетентность педагога в целеполагании является одним из важнейших качеств и обеспечивает успешность всей педагогической деятельности.

Данная компетентность может быть раскрыта через три ключевых показателя: умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников; умение перевести тему урока в педагогическую задачу; умение вовлечь воспитанников в процесс формулирования целей и задач.

 Умение ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся (воспитанников). Данный показатель отражает, в какой мере педагог уделяет внимание особенностям воспитанника, формулируя цель, ставя перед обучающимся задачу, предлагая способы ее достижения. Если педагог стремится лучше узнать и понять каждого воспитанника и обеспечить принятие и понимание им цели, то можно говорить о наличии компетентности в данной области. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог хорошо знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

  • Умеет обоснованно ставить цели обучения по предмету.
  • Умеет ставить цели урока в соответствии с возрастными особенностями.
  • Корректирует цели и задачи деятельности на уроке в зависимости от готовности воспитанников к освоению материала урока.
  • Умеет ставить цели урока в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников.
  • Знает и учитывает уровень обученности и развития обучающихся при  постановке целей и задач урока.

Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу.

Любая цель «распадается» на систему задач, понимаемых как реально достижимый в данный отрезок времени и в определенных условиях результат.

воспитательная задача, таким образом, – это умение ставить цель в конкретных условиях. Задача, являясь  главным компонентом воспитательной деятельности, предлагается воспитаннику в определенной образовательной ситуации. Для достижения одной цели может потребоваться решение нескольких задач, и наоборот. К цели педагог может идти разными способами. Постановка задач на основе целей предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности воспитанников, реалии общественной жизни и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

  • Умеет сформулировать цели и задачи на основе темы урока.
  • Умеет конкретизировать цель урока до комплекса взаимосвязанных задач.
  • Может сформулировать критерии достижения целей урока.
  • Умеет добиться понимания обучающимися целей и задач урока.
  • Умеет соотнести результаты обучения с поставленными целями.

Для других категорий педагогических работников показатель «Умение перевести тему занятия в педагогическую задачу» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.

Умение вовлечь обучающихся (воспитанников) в процесс формулирования целей и задач. Данный показатель отражает то, насколько педагог умеет сделать цель другого занятия целью для воспитанника, насколько ребенок принимает поставленную перед ним цель как свою и стремится к ее достижению. Успешность педагога при решении этой задачи зависит от того, насколько воспитанник вовлечен в процесс формулирования целей и задач.

Для того, чтобы вовлечь воспитанников в процесс постановки цели, педагог сам должен хорошо ориентироваться в ней.

Педагог, который может вовлекать воспитанников в процесс постановки цели, использует в практике такие приемы, как демонстрация способа достижения цели, описывать программу действий, признаки, на которые можно ориентироваться при контроле и оценивании, прогнозировать изменения, которые могут происходить в способе при изменении определенных условий деятельности, и даже выбирать возможные способы получения предполагаемого результата в соответствии с темой занятия.

В экспертном листе учителя данный показатель оценивается по следующим параметрам:

  • Умеет вовлечь обучающихся в процесс постановки целей и задач урока.
  • Предлагает обучающимся назвать результат деятельности на уроке и способы его достижения.
  • Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока в соответствии с изучаемой темой.
  • Спрашивает, как обучающиеся поняли цели и задачи урока.
  • Обучающиеся принимают участие в формулировании целей и задач урока.

Для других категорий педагогических работников показатель «Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач» раскрывается через параметры, отражающие специфику их педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План методической деятельности старшего воспитателя по повышению уровня профессиональной компетенции педагогических работников ДОУ в области применения ИКТ

Планирование раскрывает мотивационный, целевой и организационный компонент деятельности по овладению педагогами информационно-коммуникационными технологиями....

Профессиональные компетенции педагогической деятельности

Презентация на тему "Профессиональные компетенции педагогической деятельности" на педагогическом семинаре по вопросам "Компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятел...

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Предпосылки разработки и внедрения профессионального стандарта в системе образования...

Статья "Оценка профессиональных компетенций педагогических работников дошкольных образовательных учреждений в условиях введения профессионального стандарта"

Важными чертами современного педагога являются: постоянное самообразование, самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными технологиями. И самое г...

Доклад тема: «Развитие профессиональных компетенций педагогических работников дошкольной образовательной организации, в том числе работающих с детьми до 3 лет»

компетенций  педагогических  работников дошкольной образовательной организации,       в том числе работающих с детьми до 3 лет»...

«Развитие профессиональных компетенций педагогических работников ДОУ, работающих с детьми до 3 лет.

Приоритетной задачей становится повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива, соответствующего запросам современной жизни. Сегодня  повысился спрос на выс...

Памятка для воспитателей «Профессиональные компетенции педагогической деятельности»

Профессиональные компетенции педагогической деятельности – это прежде всего определение уровня квалификации педагогов на основе шести следующих компетенций, выделенных в процессе анализа педагог...