Итоговое занятие по сказке "Гуси -лебеди"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Карпова Татьяна Григорьевна

Занятие для детей 6-7 лет с ограниченными возможностями здоровья

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon itogovoe_zanyatie_gusi-lebedi_2_g.o_20009_g.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

1.   Организационный момент: 

«Встали дети на лужок, сделали кружок» (дети вместе с педагогом встают в круг).

      Предлагаю вспомнить, какие русские народные сказки дети знают (дети называют знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок», «Гуси-лебеди» и т.д.).

2.   Подумаем вместе:

Задаю вопрос: «В какой из этих сказок живет Баба-яга?» (ответ: В сказке «Гуси-лебеди»).

      После чего спрашиваю: «А какая  Баба-яга?» (варианты ответов: страшная, злая и т.д.).

      Давайте покажем, какая она? (элемент психоэтюда).

      Ребята, а вы бы хотели очутиться в сказке «Гуси-лебеди»? (да).

Глаза закрываем, до 5 считаем: 1, 2, 3, 4, 5 –  глаза открываем и в сказку попадаем .

3.   Проблемная ситуация: Появление Машеньки (далее М.):

«Случилась беда: я с подружками играла, братца Иванушку потеряла, унесли его гуси-лебеди в темный лес к Бабе-яге. Спрятала она его в своей избушке на курьих ножках. Помогите мне ребята его отыскать?!».

       Не печалься Машенька, мы поможем тебе его отыскать. Ребята, поможем Машеньке? (да).

       Ребята, а кто Машеньке и нам может помочь спасти Иванушку? Чтобы это узнать, нужно загадки отгадать (дети проходят к столу, садятся.).

(На столе под салфеткой спрятаны герои сказки «Гуси-лебеди»: печка, речка, яблоня, гуси-лебеди)

Читаю загадки:

Длинные шеи, красные лапки,

Щиплют за пятки – беги без оглядки!

                                                                           (Гуси-лебеди).

Бабушка седа-бела,

Зимой каждому мила.

Из трубы летят колечки –

Это дым из нашей…

                                                    (Печки).

Течет, течет – не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит.

                                                    (Речка).

Между сосен, между ёлок,

Ходят, бродят 100 иголок.

                                             (Ёж).

У дороги стоит,

На ней яблочко висит.

                                                 (Яблоня)

Дидактическое упражнение: «Исключение лишнего» (формирование мышления):

       Ребята, я ошиблась, посмотрите внимательно на героев и назовите того, кто из них не может помочь нам спасти Иванушку? (гуси-лебеди). Почему? (варианты ответов детей: они помощники Бабы-яги т.п.).

4.   Узнай по голосу (развитие слухового восприятия):

Давайте вспомним,  кто какие звуки издает:

                                       * печка жаром пышет – пых-пых-пых;

                                       * гуси-лебеди гогочут – га-га-га;

                                       * речка по камешкам бежит – с-с-с;

                                       * яблоня листвою шелестит – ш-ш-ш;

                                      * ёжик фыркает – Ф-Ф-Ф.

      Сейчас мы поиграем, чьи это голоса отгадаем; издаю звуки, дети отгадывают звуковые загадки, называя героев.

5.   Считаем и сравниваем: (ФЭМП, развитие сенсорного восприятия)

      М.: «Пока мы играли, в печке пирожки испеклись!».

      И правда ребята! Давайте поиграем, пирожки на ощупь посчитаем.

(На подносе под салфеткой, лежат 5 пирожков. Двое детей из I и II подгруппы, пересчитывают по очереди пирожки на ощупь (правой рукой, сдвигая влево), каждый называет итоговое число).

      Сколько всего пирожков? (5). Давайте проверим, все вместе сосчитаем (открываю салфетку, дети пересчитывают пирожки, называют итоговое число).

      Какой формы пирожки, цвета? (овальной формы, желтого цвета).

      М.: «Посмотрите, у дороги яблоня стоит, а на ней яблочки висят».

      А мы с ребятишками знаем стишок про яблоню и умеем его показывать.

Минутка отдыха (речь с движением): «У дороги яблонька стоит…»

У дороги яблонька стоит,

(Руки над головой, широко расставлены пальцы)

На ветке яблочко весит,

(Скрещенные руки, взять в замок)

Сильно ветку я потряс.

(Скрещенные руки в замке покачивают вперед-назад)

Вот и яблочко у нас.

(Опущенные скрещенные в замке руки, вывернуть перед собой, чтобы получилось яблочко из скрещенных рук)

В сладко яблочко вопьюсь –

(Раскрыть ладони, погрузить в них лицо)

Ах, какой приятный вкус!

(Поглаживание руками по животу).

      Ребята, давайте яблоки на яблоне сосчитаем? (Прямой счет до 5, двумя  детьми I и II подгруппы, называние итогового числа).

      Какой формы, цвета яблоки? (Круглой формы, красного цвета).

      Я.: «Ох, ребята помогите с веток яблоки снимите, яблоки так тяжелы, клонят ветки до земли!»

      Давайте яблоне поможем, яблоки с веток снимем. (дети собирают урожай, кладут яблоки под пирожками).

      Ребята посмотрите, пирожков у нас 5 и яблок тоже 5, значит их… (поровну).

      Наша Машенька, что-то загрустила, давайте ее яблоком угостим? (Один из детей угощает, Машу).

       Ребята, сколько яблок осталось? (4). Чего больше яблок или пирогов? (Пирогов больше, а яблок меньше). Что нужно сделать, чтобы пирожков и яблок снова стало поровну? (Нужно 1 пирожок отдать Маше, угощают пирожком). Правильно, тогда пирожков и яблок станет…  (поровну).

6.   Подумай и ответь:

      М.: «Глядите, речка впереди!»

      Ребята, а как можно речку перейти?  (предполагаемый ответ: построить мост). Из чего  можно построить мост? (предполагаемый ответ: из досок). Какие по длине бывают доски? (предполагаемый ответ: длинные и короткие)

      Показываю две дощечки короткую синего цвета и длинную зеленого цвета. Спрашиваю, какой длинны и каким цветом.

       После чего предлагаю выбрать дощечку, по которой можно перейти реку. (Дети делают выбор: длинную, зеленого цвета).

       Почему нельзя взять короткую? (Предполагаемый ответ: можно в речку упасть).

       Правильно, если по короткой пойдем, в речку упадем, а по длинной пойдем через речку перейдем.

(Кладу «мост» через реку, переходим по одному).

7.    Мотивация к продуктивной деятельности:

        Ребята, прислушайтесь! Кто-то фыркает за деревом!

        Ё.: (издает звуки «Ф-Ф-Ф!»)

        Ой, кто же это к нам спешит? (ёжик).

        Ё.: «Здравствуйте ребята!»

        М.: «Ежик, не видел ли ты Иванушку?»

        Ё.: «Видел, видел, и дорогу покажу, но Баба-яга Иванушку так просто не отпустит. Она хочет вас запутать и помешать вам. Вот и картинки все перепутала» (достает из корзинки сюжетные картинки).

        Ребята, а мы ведь можем картинки правильно разложить и рассказать ёжику, что на них изображено. (Дети раскладывают серию сюжетных картинок по сказке «Гуси-лебеди» по порядку).

        Затем предлагаю каждому взять картинку и рассказать, что на них изображено.

(Составление описательного рассказа).

        Ё.: «Молодцы ребята! Но Баба-яга поставила нам условие. Надоело ей в избушке на курьих ножках жить, да в ступе летать. Хочет, чтобы мы ей подарили машину и новый дом, а ещё угостили пирогами и яблоками! Ребята сможете ли вы выполнить эти задания?» (Да).

        Ё.: «Саша, что ты сделаешь для Бабы-яги?» (Я сделаю машину);

        Ё.: «Даниил, а ты чем будешь заниматься?» (Я нарисую пирожки);

        Ё.: «А кто еще хочет нарисовать пирожки?» (Ян: я тоже нарисую пирожок Бабе-яге!);

        Ё.: «Лиза, чем ты порадуешь Бабу-ягу?» (Я слеплю яблоко! Коля: И я тоже слеплю яблоко);

        Ё.: «Молодцы! Дружные ребята. Осталось сделать дом. Вова, сможешь ли ты сделать дом?» (Да, я наклею дом Бабе-яге!)

8. Продуктивная деятельность: Лепим, рисуем, строим, клеем.

        Ё.: «Проходите на рабочие места, нам надо спешить!» (дети выполняют задания. Педагоги, каждый со своей подгруппой детей, уточняют приемы лепки, рисования и т.д. кратко, тихо, чтобы не мешать друг другу и не затянуть время)

        После чего один из детей каждой подгруппы рассказывает о том, что сделал и для кого. (Анализ детских работ);

        Ё.: «Машенька, отнеси, пожалуйста, наши подарки в машину. Баба-яга их потом заберет. А нам пора торопиться! Пойдемте, я вас провожу!»

                      Вот волшебная тропинка. Она к Яге нас приведет!

                      Осторожненько идите! Не кричите, не шумите!

                       Потихонечку дойдем и Иванушку спасем!

         Ёжик показывает дорогу к избушке Бабы-яги:

«Здесь жилье Бабы-яги! Ну а мне пора идти!

До свидания дети!» прощается, уходит.

         Стучу в дверь: «Баба-яга костяная-нога, мы выполнили твои задания, отпусти Иванушку!»

Обиженный голос Бабы-яги из-за двери: «Забирайте вашего Иванушку!».

          Из-за двери появляется мальчик – Иванушка. Машенька благодарит детей, берет брата за руку, прощаются, уходят.

          И нам пора возвращаться:

                                           Встали дети на лужок,

                                           Сделали кружок.

                                           Глаза закрываем, до 5 считаем:

1, 2, 3, 4, 5 – вот и дома мы опять!

10. Итог: Ребята, а в какой сказке мы были? (в сказке «Гуси-лебеди»). Вам понравилось в сказке?  Кого мы искали? (Иванушку). Кто нам помогал искать Иванушку? (Речка, печка, яблоня, ёжик)  Какие задания вам понравились больше всего?

Поощрение: Молодцы ребята! Яблоня оставила для вас угощение – свои сладкие яблоки. Угощаю детей.

                       

Анализ занятия:

Проведено комплексное занятие на тему:

 «Учимся по сказке  «Гуси лебеди»

2  год обучения

Цели: 1. Формирование мышления: Закрепить знания и умения детей по всем разделам программы. Показать умения и навыки детей в умении анализировать условия проблемно-практической задачи и находить способы ее решения. Определять предполагаемую причину. Определять последовательность событий. Фиксировать в речи результаты практической деятельности. Выполнять операции сравнения и  обобщения.

 2. ФЭМП: Показать навыки счета в пределах 5, умение пересчитывать предметы с помощью различных анализаторов, умение сравнивать множества по кол-ву, используя практические способы сравнения, а так же умение осуществлять операции преобразования множеств одним из способов преобразования. Различать и сравнивать длину предметов.

    3. Сенсорное восприятие: Показать умения детей выполнять задания по речевой инструкции, включающей пространственные отношения между предметами. Дифференцировать на слух звукоподражания разные по звуковому составу. Называть в собственной активной речи знакомые св-ва и кач-ва предметов, учитывать их в разнообразной деятельности, а также использовать в активном словаре названия воспринимаемых свойств и отношений предметов по цвету и размеру.

     4. Развитие речи: Показать умения детей строить  простую фразу, узнавать и описывать действия персонажей на картинках, отвечать на вопросы, характеризующие действия главных героев сказок, формируя простейшие выводы. Составлять короткий описательный рассказ по картинке и серии сюжетных картин.  

Воспитывать интерес к миру сказок, желание помогать сказочным персонажам.

Заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик, чувство сопереживания героям.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать ответы товарища.

Прививать у детей любовь к народному творчеству.

 

 Занятие было составлено в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с учетом требований программы.

   Занятие проходило в игровой форме.

    На занятии был использован наглядный материал, который соответствует возрастным особенностям детей, их жизненному опыту и уровню знаний.

     Использованы разнообразные методы  и приемы

     Были проведены следующие дидактические игры и упражнения:

1. Отгадай загадки;

2. Д/и «исключение лишнего» (формирование мышления);

3. «Звуковые загадки» (развитие слух/восприятия);

4. «Считаем на ощупь» (ФЭМП; развитие такт/двигательного восприятия);

5. «Форма и цвет»; (Развитие слух/восприятия)

6. «Считаем и сравниваем»; (ФЭМП)

7. «Длинный, короткий»;

8. «Сосчитай» (порядковый счет)

9. «Что сначала, что потом»; (работа по серии с/к)

       Речевая активность детей на занятии была достаточной. Дети старались отвечать  на поставленные вопросы полными предложениями.

        На протяжении всего занятия дети были активны. Участвовали в играх, выполняли различные задания, вступали в беседу.

       На всех этапах занятия внимание детей было устойчивым, т.к. использовались различные приемы, была смена видов деятельности.

      На занятии шла коррекция психических процессов детей: мышления, памяти.

      В процессе занятия решалась воспитательная задача: интерес к миру сказок, желание помогать сказочным персонажам.

Заинтересовать детей, вызвать эмоциональный отклик, чувство взаимопомощи.

     Соблюдался ОПР:  проведено логоритмическое упражнение «Яблонька» с музыкальным сопровождением.

     Занятие достигло поставленных целей. Об этом свидетельствует уровень усвоения материала, поддержание устойчивого внимания, интерес и эмоциональный отклик детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по математике по сюжету русской народной сказки «Гуси - лебеди»

Итоговое занятие по математике в подготовительной группе....

Итоговое занятие в средней группе "По следам Гусей-лебедей"

Программные задачи:Образовательные:·                          показать знан...

конспект итогового занятия по математике на основе сказочного сюжета "Гуси-лебеди"

Конспект занятия Итоговое занятие по математике на основе сказочного сюжета "Гуси-лебеди"Используемая программа (образовательная система)Примерная общеобразовательная программа дошкольного образо...

Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке Гуси-Лебеди"

Итоговое занятие по речевому развитию в подготовительной группе "Путешествие по сказке "Гуси - Лебеди"...

итоговое занятие "Гуси лебеди"

Путешествие по сказке "Гуси лебеди". Для детей 6-7 лет....

Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему «Семья» (по сказке «Гуси-лебеди»)

Конспект итогового занятия по речевому развитию во второй младшей группе на тему «Семья» (по сказке «Гуси-лебеди»)Цель: закреплять представления детей о семье.Задачи:продолжить...