Индивидуальный образовательный маршрут как вид сопроводительной документации ребенка с особыми образовательными потребностями: технология разработки
статья на тему

В статье представлен вариант разработки индивидуального образовательного маршрута для дошкольника с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut_rebenka_s_ovz.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут как вид сопроводительной документации

ребенка с особыми образовательными потребностями: технология разработки

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это интегрированная модель системы мер индивидуального психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольника с целью реализации индивидуальных особенностей  его развития, воспитания и обучения на протяжении определенного времени (учебный год).

ИОМ разрабатывается для детей с особыми образовательными потребностями (ООП). ИОМ разрабатывается всеми специалистами, которые будут работать с особым ребенком (дефектологом, логопедам, воспитателем, руководитель по физ. культуре и т.д.) В первой части представлен образец ИОМ, который разрабатывает педагог-психолог. Хочется отметить, что ИОМ входит в число обязательной и проверяемой рабочей документации педагога-психолога. Маршрут должен сдаваться в личное дело ребенка секретарю ПМПК ДОУ. Списки детей, которым по заключению тПМПК, рекомендованы индивидуальные коррекционные занятия с психологом, необходимо уточнить, сверить, по выпискам тПМПК у секретаря консилиума ДОУ (чтобы количество детей не расходилось).

Во второй части представлен образец документа ИОМ. Данный вариант является результатом 3-х летней практики специалистов ДОУ «Ёлочка», и на наш взгляд, является наиболее удобным, достаточно лаконичным и менее затратным по времени заполнения.

Структура документа включает в себя следующие разделы:

Общие сведения о ребенке (фамилия, имя, отчество; дата рождения, группа д/с которую посещает ребенок)

Ответственный специалист.

Заключение тПМПК.

Результаты первичной диагностики. (После проведения обследования результаты вносятся таблицу, это позволяет провести синдромный (факторный) анализ и определить структуру дефекта и наметить коррекционные мишени).

Основные направления коррекционной работы.

Тип и форма коррекционных воздействий.

Коррекционные методы воздействия.

Сроки коррекционных воздействий.

Динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий. (Педагоги- психологи описывают динамику и дают оценку развития дошкольника)

Календарно-тематическое планирование.

Несомненно, такая работа требует специальной подготовки специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, как в плане теоретических знаний по всем изложенным аспектам развития ребенка, так и в плане проектной деятельности в соответствии с условиями личностно-ориентированного образования, компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ

(психолого-педагогическое сопровождение)

Ф.И.ребёнка: Михайлов Артём Сергеевич_____________________________________________

Дата рождения: 15.04.2008г.                                 ГруппаДОУ:старшая группа №1_____

Ответственный: педагог-психолог Королёва И.В.______________________________________

Заключение мПМПК: Снижение актуальных способностей интеллекта. Недоразвитие речи системного характера. II-III уровень речевого развития______________________________________________________________________________________________________________

Результаты начальной диагностики:

Саморегуляция

Память

Внимание

Восприятие

Воображение

Мелкая моторика

Мышление

работоспособность

волевые свойства

зрительная

слухоречевая

основные свойства внимания

целостность

усвоение сенсорных эталонов

пространственная ориентировка

слуховое

оригинальность, гибкость

развитие мелких мышц руки

классификация

обобщение

сравнение

низк.

низк.

н/ср.

низк.

низк.

н/ср.

н/ср.

низк.

низк.

н/ср.

низк.

н/ср.

низк.

низк.

Основные направления коррекционной работы: 1) развитие восприятия (зрительный гнозис; закрепление сенсорных эталонов, пространственно-временных представлений); 2) развитие мышления невербального, вербального; анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение; 3) развитие концентрации, переключения и объема внимания; 4) развитие памяти: кратковременной, долговременной; кинестетической, зрительной, слуховой; 5) развитие мелкой моторики; 6) развитие навыков саморегуляции; 7) коррекция агрессивных проявлений в поведении._____________________

Тип и форма коррекционных воздействий инд.корр.-разв. занятия на развитие познавательных способностей, развивающие занятия «Азбука общения» на снижение агрессивности._______________

Коррекционные методы воздействия: элементы игротерапии, арттерапии, психогимнастика, кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика; использование сенсорного оборудования.

Сроки коррекционных воздействий: 2012/2013 уч. год, 2013/2014 уч.год (1 раз в неделю)_______

Динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий

Дата обследования

Краткое описание изменений психического развития ребёнка

15.04.2013г.

Динамика:

Усвоены сенсорные эталоны, закреплены обобщающие понятия, повысилась познавательная мотивация; кратковр.зрит.память соответствует ср.уровню, целостность сформирована, различает «право» - «лево».

Динамика:

Динамика:

Динамика:

Условное обозначение динамики психологических изменений:

 - выраженная положительная динамика

 - частичные положительные изменения в развитии ребёнка

 - минимальная положительная динамики либо отсутствие позитивных изменений

МЕРОПРИЯТИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ (дошкольника)

ПМП Консилиум 

Содержание

мероприятий реабилитации

Форма реабилитации

Ответственный

/ исполнитель

Усвоение программы

I полугодие           /                  II полугодие

Итоговый

результат

1

2

3

4

5

6

Развитие речи / Зн Окр Мире

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Развитие движений ОЗд/ФР

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Игровая деятельность / ППД

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Музыка и ритмика

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Лепка

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Конструирование

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Рисование

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Сенсорное развитие

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Дефектологическая помощь

индивидуально

учитель-дефектолог

част усв.

выполнено

ч/восстановлено

Логопедическая помощь

индивидуально

воспитатель

част усв.

выполнено

ч/восстановлено

Занятия по Монтессори-педагогике

инд.-п/групповая

ПДО

част усв.

выполнено

ч/восстановлено

Тифлопедагог

индивидуально

учитель

част усв.

выполнено

ч/восстановлено

Психологическая помощь

инд.-п/групповая

психолог

част усв.

выполнено

ч/восстановлено

СБО / Самообслуживание

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Коммуникативная сфера / ОПД

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Прогнозируемый результат: восстановление (компенсация) функций общения, контроля за своим поведением; достижение психологической коррекции мотивации к обучению, к труду (снятие рентной установки); реализация возможности получения общего образования (нужное подчеркнуть).

Мероприятия социальной реабилитации

Содержание

мероприятий реабилитации

Форма реабилитации

Ответственный

/ исполнитель

Усвоение программы

I полугодие           /                  II полугодие

Итоговый

результат

1

2

3

4

5

6

Социально-средовая

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Социально-педагогическая

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Социально-психологическая

индивид.-групповая

психолог

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Социально-бытовая адаптация

Обучение навыкам самообслуживания

индивид.-групповая

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Социокультурная реабилитация

досуговая деятельность

экскурсии

Информирование, консультирование родителей по вопросам социокультурной реабилитации

индивидуально

воспитатель

усв.

выполнено

ч/восстановлено

Прогнозируемый результат: достижение способности к самообслуживанию (полное, частичное); восстановление навыков бытовой деятельности (полное, частичное);  восстановление социально-средового статуса (полное, частичное) (нужное подчеркнуть).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Организация индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями».

В докладе представлена модель организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ компенсирующего вида...

Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

Презентация "Перспективы развития инклюзивного образования в системе индивидуального сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями"...

Основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями

В презентации представлены основные этапы разработки индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями (принципы, алгоритм составления про...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Индивидуальный игровой сеанс для ребенка с особыми образовательными потребностями на тему: "Красный, желтый, зеленый"

Индивидуальный игровой сеанс для ребенка с особыми образовательными потребностями на тему: "Красный, желтый, зеленый"...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Осуществление своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образоват...