Патриотическое воспитание дошкольников 6-7 лет с ОВЗ ( задержкой психического развития) в процессе проектной деятельности
статья (подготовительная группа) по теме

Пикалова Ольга Васильевна

В статье представлен опыт работы  по патриотическому воспитанию дошкольников с ОВЗ в процессе проектного метода в соответствии с ФГОС.  

 Особенностью проектной деятельности в коррекционном образовании дошкольников является характер сотрудничества, так как  ребенок с ОВЗ  не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Кроме того, проектный метод основывается на деятельностном подходе и является одним из наиболее эффективных в достижении образовательных целей детей с особыми потребностями. Отечественные учёные специальной психологии и дефектологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, и др.) огромное значение придавали системно-деятельностному подходу к воспитанию и образованию детей с ОВЗ, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья воспитанников.

Мы представляем Вашему вниманию опыт работы  с детьми 6-7 лет  с задержкой психического развития   по патриотическому воспитанию дошкольников 6-7 лет с ОВЗ ( задержкой психического развития)  в процессе проектной деятельности .

Разделы  образовательной деятельности по данному направлению:

1. Я и другие люди. направлен на взаимодействие ребёнка с самим собой и близкими людьми,  на формирование у детей представлений о себе как личности, призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, формирует толерантное отношение к людям иной национальности, чувства уважения к другим народам, их традициям.       

2. Я и мир природы направлен на формирование начал экологической культуры воспитанников группы, умения взаимодействовать с миром природы.
        

3. Отношение к Родине направлен на формирование патриотических чувств к Родине, воспитание гордости за своих сограждан – героев и интересных людей.

          

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пикалова О.В., учитель – дефектолог,

Кузнецова В.В., воспитатель,

МАДОУ «Детский сад № 3 комбинированного  вида»

Г. Первоуральск

Патриотическое воспитание дошкольников  6-7 лет с ОВЗ ( задержкой психического развития)  в процессе проектной деятельности

В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России происходит смена общественных ценностей, отсюда и новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности, как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально-ролевые функции.               Проблема формирования гражданского самосознания молодого поколения является одной из главных  на современном этапе развития человечества.  Владимир Владимирович Путин неоднократно подчёркивал в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию важность формирования в нашей стране гражданского общества. Для решения задач развития гражданского самосознания личности необходимо создать условия: образовательную среду как пространство накопления и обогащения опыта, модели гражданского образования с учётом  региональной специфики, планирование взаимодействия с педагогами  учреждения и социумом,  изучение и внедрение традиционных и инновационных технологий, направленных на формирование  нравственных ценностей и гражданских компетентностей.

ФГОС раскрывает  целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, один из которых  определён следующим образом: «Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Личность формируется с раннего возраста на основе опыта, полученного в семье, ДОУ, социальной среде. Средства воспитания гражданского самосознания – это вся окружающая среда, атмосфера дошкольного учреждения, совместные со взрослыми дела и проекты, а так же и реальное участие в жизни своего города, своей страны. Очень важно при этом  сотрудничество детей и взрослых в педагогическом процессе, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений» (ФГОС, принципы дошкольного образования).  

Педагогическое взаимодействие - процесс, происходящий между педагогом  и воспитанником в ходе учебно-воспитательной работы и направленный на развитие личности ребёнка. Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Основа педагогического взаимодействия - сотрудничество, которое является началом социальной жизни человечества. Взаимодействие играет важнейшую роль в человеческом общении, в деловых, партнерских отношениях, а также при соблюдении  социальных правил.  Мы рассматриваем педагогическое взаимодействие  как процесс индивидуальный (между педагогом и воспитанником), социально-психологический (взаимодействие в коллективе группы) и как интегральный (объединяющий различные воспитательные воздействия в ДОУ и социуме).

Для  развития гражданского самосознания детей с особыми возможностями здоровья (задержкой психического развития), у которых ослаблено здоровье и отмечается сниженный уровень психофизического развития, несформирована эмоционально-волевая,   мотивационная сфера  и высшие психические функции, затруднены осознание себя, окружающего мира, социальная адаптация, необходимо  создание особых педагогических условий.. «Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для …  коррекции нарушений развития и социальной адаптации,…» (ФГОС психолого-педагогические условия реализации образовательной программы).

Большой потенциал для организации педагогического взаимодействия в \процессе патриотического воспитания, формирования гражданского самосознания  имеет  проектный метод, который  является творческим, развивающим, интересным для участников, т.к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и позволяет получить конкретный результат за определённый период времени.   «Цель метода проектов – направить познавательную деятельность воспитанников на определённый и запланированный результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы.»,  -  О.В. Толстикова .

Кроме того, проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители, другие члены семьи, социальные партнёры. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. «Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают… взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»  (ФГОС психолого-педагогические условия реализации образовательной программы.)

 Педагоги .Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова считают, что  «Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально – творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом».

 Особенностью проектной деятельности в коррекционном образовании дошкольников является характер сотрудничества, так как  ребенок с ОВЗ  не может самостоятельно найти противоречия в окружающем мире, сформулировать проблему, определить цель. Кроме того, проектный метод основывается на деятельностном подходе и является одним из наиболее эффективных в достижении образовательных целей детей с особыми потребностями. Отечественные учёные специальной психологии и дефектологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, и др.) огромное значение придавали системно-деятельностному подходу к воспитанию и образованию детей с ОВЗ, который обеспечивает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья воспитанников.

Мы представляем Вашему вниманию опыт работы  с детьми 6-7 лет  с задержкой психического развития за год  (период с декабря 2013 по декабрь 2014 года)  по патриотическому воспитанию дошкольников 6-7 лет с ОВЗ ( задержкой психического развития)  в процессе проектной деятельности .

Разделы  образовательной деятельности

1. Я и другие люди. направлен на взаимодействие ребёнка с самим собой и близкими людьми,  на формирование у детей представлений о себе как личности, призван помочь понять ребенку связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков, формирует толерантное отношение к людям иной национальности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

         В процессе реализации социального, информационного, группового проекта «Моя семья», приуроченного к Дню Матери, дети познакомились с  семейными традициями и праздниками, они с любовью и гордостью рассказывали о членах своей семьи; Все родители активно участвовали в проектной деятельности, повысили свою   педагогическую культуру.

 В процессе проектной деятельности у ребят появились новые интересные друзья – работники библиотеки, между всеми участниками установились доверительные партнёрские отношения.
2. Я и мир природы направлен на формирование начал экологической культуры воспитанников группы, умения взаимодействовать с миром природы.
            Проект «Столовая для птиц», направленный на формирование социальной активности детей группы посредством взаимодействия с природой, решал также ряд педагогических задач: дети узнали много нового о птицах, вместе с родителями изготовили кормушки и подкармливают птиц на участке.

         В соответствии с  данным направлением был реализован проект «Развитие экологических представлений детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством ознакомления с природой на участке «В гостях у Лесовичка», активными участниками всех мероприятий которого явились дети. В рамках этого проекта были также реализованы два познавательно-исследовательских подпроекта: «Огород на окне» и «Зелёные друзья Лесовичка» .  Знания  воспитанников    о родном крае и природе  Урала были расширены: дети в процессе исследовательской деятельности   познакомились с  природным миром участка, называют растения, насекомых, животных. Они создали  альбом рисунков «Зелёные друзья Лесовичка».   Создав огород на окне, мы вместе с детьми  и родителями вырастили лук, укроп,  цветочную рассаду, создали  красоту на участке.  Дети знают особенности строения растений, выявили  опытным путем условия, необходимые для их роста, учатся вести наблюдения и делают первые выводы, умеют ухаживать за растениями.  

В процессе проектной деятельности данного направления воспитанники, педагоги  и родители группы создали на территории экологически благоприятную среду,  взрослые повысили  профессионализм в вопросах экологического воспитания. Но самый главный результат: воспитанники взаимодействовали с природой, со сверстниками и взрослыми. Они проявляли инициативу, гордились своими достижениями, рассказывали о растениях участка, способах ухода за ними, подкармливали птиц. Родители интересуются жизнью и воспитанием детей в ДОУ, активно  участвуют в проектной деятельности.
3. Отношение к Родине направлен на формирование патриотических чувств к Родине, воспитание гордости за своих сограждан – героев и интересных людей.

Проект «Малые олимпийские игры познакомил детей  с     Олимпийским движением, героями-олимпийцами,  воспитанники  освоили главные правила безопасности жизнедеятельности. .В процессе реализации проекта дети, педагоги ДОУ  и родители проявляли  инициативу, активно участвовали во всех мероприятиях. Отношения между всеми участниками проекта стали более тёплыми. Реализована деятельность по пропаганде  культуры здорового образа жизни в семье. Воспитанники гордятся своими соотечественниками – победителями игр, своей страной.

         Педагогический проект «Этих дней не смолкнет слава» был приурочен к Дню памяти и скорби. В процессе реализации проекта педагоги группы и родители   познакомили детей  с событиями военного времени, с причиной возникновения    этого знаменательного трагического события. Реализация проекта позволила задействовать различные виды деятельности детей. Дети  вместе с педагогами и самостоятельно  изготовили  творческие  работы ,  цветы, которые возложили   к памятнику, с уважением они рассказывают о военных  подвигах ветеранов. Родители - активные участники проекта, совместная деятельность детей, педагогов и родителей сплотила всех участников. В перспективе проекта мы планируем организовать встречу детей с ветеранами в честь Дня Победы.

        Ожидаемым результатом реализации, кроме задач проектов,  стало воспитание личности ребенка с активной социальной позицией, обладающей  нравственными качествами.
            Теоретическое значение представленных проектов  состоит в том, они позволяют систематизировать работу по развитию гражданского самосознания детей старшего дошкольного возраста.
             Практическое значение состоит в том, что разработанные приемы и методы помогут педагогам грамотно организовать педагогическую деятельность по развитию патриотического самосознания детей 6-7 лет с ОВЗ.

            За реализацию проектов  педагоги и дети получили 5 дипломов победителей ( 1 место), 1 - лауреатов во Всероссийских конкурсах.  

Литература:

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).

 - Программа социального развития ребенка «Я – человек. Козлова С.А.

-Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста. О.В. Толстикова.Екатеринбург, 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий

Развитие интеллекта у детей с задержкой психического развития в процессе индивидуальных занятий(Из опыта работы) Актуальность. В данное время внимание многих специалистов из областей педагогики, ...

Формирование речевого дыхания у дошкольников с задержкой психического развития в процессе игровой деятельности

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.  Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений в развитии, формируется спонтанно, а речевое дыхание - в проц...

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

"Значение нетрадиционных техник рисования в воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития"

Сборник материалов седьмой Всеросийской научно-практической конференции 2013 года...

Реализация воспитания и обучения детей с задержкой психического развития в детском саду

Практика и опыт показывает, что для успешного решения проблемы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии необходимо проводить специальное, коррекционное обучение и воспитание, учитывая их ...

Развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с Задержкой Психического Развития в процессе занятий оригами.

Исследование заключается в изучении возможности использования оригами как вспомогательного средства в коррекции недостатков и дальнейшего развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного в...


 

Комментарии

Нещерет Татьяна Юрьевна

Эта статья , мне очень помогла в работе по данной теме, Спасибо!