Главные вкладки

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СЕТИ ИНТЕРНЕТ
    консультация на тему

    Петренко Татьяна Викторовна

    Значимость применения ИКТ в дошкольном образовании.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл publikatsiya_po_ikt.docx17.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, КЛАССИФИКАЦИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ ЭЛЕКТРОННЫХ

    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И СЕТИ ИНТЕРНЕТ

    Общая характеристика ЭОР

    Электронные образовательные ресурсы (цифровые образовательные ресурсы) – специальным образом сформированные блоки разнообразных информационных ресурсов, предназначенные для использования в образовательном процессе, представленные в электронном (цифровом) виде и функционирующие на базе средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

    Принципиальным различием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) от цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) является наличие в первом случае компонента интерактивности.

    Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, корректнее использовать общий термин «электронные образовательные ресурсы» и аббревиатуру ЭОР.

    Электронные образовательные ресурсы являются одним из эффективных инструментов реализации целей и задач Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования.

    Классификация электронных образовательных ресурсов

    Поскольку электронные образовательные ресурсы многочисленны и имеют множественную характеристику, то их можно классифицировать по нескольким основаниям:

    1. По цели создания;
    2. По природе основной информации;
    3. По наличию печатного эквивалента;
    4. По технологии распространения;
    5. По функции в учебном процессе;
    6. По характеру взаимодействия пользователя и ЭОР.

    Рассмотрим ЭОР по разным основаниям более подробно.

    По цели создания электронные образовательные ресурсы подразделяются на:

    1. Педагогические информационные ресурсы, разработанные специально для целей учебного процесса;
    2. Культурные информационные ресурсы, существующие независимо от учебного процесса.

    По природе основной информации электронные образовательные ресурсы подразделяются на:

    1. Текстовые ресурсы, содержащие преимущественно текстовую информацию, представленную в форме, допускающей посимвольную обработку;
    2. Звуковые ресурсы, содержащие цифровое представление звуковой информации в форме, допускающей ее прослушивание;
    3. Программные продукты как самостоятельные, отчуждаемые произведения, представляющие собой программы на языке программирования или в виде исполняемого кода;
    4. Мультимедийные ресурсы, в которых информация различной природы присутствует равноправно и взаимосвязано для решения определенных разработчиком задач;
    5. Изобразительные ресурсы, содержащие преимущественно электронные образцы объектов, рассматриваемых как целостные графические сущности, представленные в форме, допускающей просмотр и печатное воспроизведение, но не допускающей посимвольную обработку.

    По наличию печатного эквивалента электронные образовательные ресурсы бывают следующих типов:

    1. Ресурсы, представляющие собой электронные аналоги печатного ресурса;
    2. Самостоятельные ресурсы, воспроизведение которых на печатных носителях ведет к потере их свойств.

    По технологии распространения электронные образовательные ресурсы подразделяются на:

    1. Локальные, предназначенные для локального использования, выпускающиеся в виде определенного количества идентичных экземпляров (тиража) на переносимых машиночитаемых носителях;
    2. Сетевые, доступные потенциально неограниченному кругу пользователей через телекоммуникационные сети;
    3. Комбинированного распространения, которые могут использоваться как в качестве локальных, так и в качестве сетевых.

    По характеру взаимодействия пользователя с электронным образовательным ресурсом последние могут быть:

    1. Детерминированными, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми определены разработчиком и не могут быть изменяемы пользователем;
    2. Интерактивными, параметры, содержание и способ взаимодействия с которыми прямо или косвенно устанавливаются пользователем в соответствии с его интересами, целью, уровнем подготовки и т. п. на основе информации и с помощью алгоритмов, определенных разработчиком.

    По функции в образовательном процессе содержанием электронного образовательного ресурса может являться:

    1.  Предъявление информации, в том числе демонстрация объектов, явлений и процессов;
    2.  Информационно-справочное обеспечение всех видов деятельности;
    3.  Моделирование объектов, явлений и процессов;
    4.  Расширение самостоятельной работы за счет использования деятельностных форм обучения;
    5.  Отработка умений и навыков различного характера, решение задач;
    6.  Контроль и оценка знаний обучающихся (воспитанников) и др.

    Возможности электронных образовательных ресурсов

    Эффективность использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе обеспечивается наличием у ЭОР следующих возможностей: мультимедийность; моделирование; интерактивность.

    Мультимедийность – это возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Степень адекватности представления фрагмента реального мира определяет качество мультимедиа продукта. Высшим выражением является виртуальная реальность, в которой используются мультимедиа компоненты предельного для человеческого восприятия качества: трехмерный визуальный ряд и стереозвук.

    Моделирование – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов. Электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. С помощью компьютера можно имитировать множество действий, а на дисплее отображать те же результаты действий человека, что и в реальной действительности.

    Интерактивность выражается в возможности взаимодействия пользователя с контентом ЭОР, использовании деятельностных форм обучения. В интерактивных ЭОР содержание предметной области представлено конкретными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться (например, лабораторный эксперимент, текущий контроль знаний с оценкой и выводами и др.).

    Результатом внедрения компьютерных технологий в образовательный процесс является расширение сектора самостоятельной деятельности.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Электронная учебно- методическая разработка "Стеклянные звуки" с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

    АННОТАЦИЯК ЭЛЕКТРОННОЙ РАЗРАБОТКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Наименование  учебно- методической разработки       «Стеклянные»...

    Электронная учебно-методическая разработка "В мире звуков"с использованием новых образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов для дошкольников.

    АННОТАЦИЯК УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКЕ Наименование  учебно- методической разработки «В мире звуков»Предмет музыкальное воспитание Цель и задачи разработки  знакомство д...

    Каталог электронных образовательных ресурсов в сети Интернет

    Каталог электронных образовательных ресурсов в сети Интернет...

    Дидактические возможности электронных образовательных ресурсов

    Электронные образовательные ресурсы являются одним из эффективных инструментов реализации достижения новых образовательных результатов. Комплекты электронных образовательных ресурсов и конструктивные ...

    Электронные образовательные ресурсы. ШКОЛА НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. МОБИЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ.

    В соответствии с приказом ФГАУ "ФИРО" №48 от 15 февраля 2017 года ГБОУ Школа Перспектива г.Москвы является экспериментальной площадкой по теме "Особенности оганизации педаго...

    Федеральный перечень учебников, относящихся к уровню дошкольного образования.Цифровые образовательные ресурсы в сети Интернет к использованию в образовательном процессе дошкольного образования.

    Уважаемые коллеги! Предлагаю перечень цифровых образовательных ресурсов, которые можно использовать в образовательном процессе дошкольного образования....