Сказочный мир природы
статья на тему

Заболотняя Светлана

Аннотация: Идея одухотворенной природы, заложенная в сказках, помогает сформировать у детей созидательную систему ценностей, направленную на сохранение и улучшение окружающей среды, осознанное отношение к природе, тем самым, закладывая основы экологического сознания.

Ключевые слова: Сказка, сказкотерапия, волшебство, нравственный иммунитет, одухотворенность, экологическое сознание, наблюдение.

Сказки – самая древняя воспитательная система. В современной психологии появилось новое направление сказкотерпия (лечение сказками). Кларисса  Пинкола  Эстес в своей книги «Бегущая с волками» пишет: «Сказки – это лекарство. Они обладают целительной силой, не заставляя нас делать, быть, действовать – достаточно просто слушать их. В сказках содержатся  средства, позволяющие исправить или возродить любую утраченную  душевную пружину. В сказках есть наставления, помогающие нам пробиваться через жизненные тернии1».

Психотерапевтический эффект сказок заключается в том, что она помогает человеку открыть свой внутренний источник силы, осознать свой потенциал. Ведь в каждой сказке вместе с проблемой уже заложены и способы ее решения. Наша задача подвести детей к сказочным урокам, научить задумываться, отвечая на вопрос, чему нас учит сказка.  Присутствие волшебства в сказке дает нам возможность сделать ее эффективным средством воздействия на детей.

Т.Д Зинкевич – Евстигнеева дает такое определение волшебству:   «Волшебство (доброе волшебство) - это способность человека созидательно изменять себя, развиваться, поддерживать в себе особое творческое состояние, формировать позитивные мыслеобразы. Важное условие для доброго волшебства – созидательная система ценностей и нравственный иммунитет. Волшебство часто не видно глазу, но ощутимо сердцем. Колдовство ( злое волшебство) -  это деструктивное изменения себя, другого, объектов окружающего мира; проявление несформированных нравственного иммунитета и системы ценностей2».

Научить детей быть добрыми волшебниками, способными создавать вокруг себя красоту, творить и приносить радость окружающим - это задача, которую нам поможет решить сказка. В этой статье я хочу поделиться  опытом использования сказки как средства экологического воспитания. В художественной литературе есть сказания, легенды, предания  об удивительных созданиях (эльфах, гномов, нимфах, русалках).  В 1566 году был впервые опубликован трактат «О нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах и  прочих духах»  Парацельса, где он  не только описывает эти создания, но и утверждает, что они действительно существуют. Он даже разделил их на четыре группы те, которые обитают в воде, суть нимфы, те, которые в воздухе, - сильфы, те, которые в земле,- пигмеи, а те, которые в огне,- саламандры3.Главное их отличие от человека – отсутствие души, а цель пребывания на земле – охранять спрятанные сокровища, которые еще не должны быть открыты.

В легендах, преданиях и сказаниях древних славян так же много говорится о волшебных народах и существах: «Когда-то люди заселяли землю вместе с иными народами…» В горах и пещерах живут гномы , ведающие тайны гор. В лесу тоже свои порядки: за плодами в лесу следит Плодич, за цветами – Цветич, за грибами – Грибыч, за пчелами – Пчелич, за ягодами – Ягодинич. У каждого дерева, куста, растения есть свой дух – русалка или друд. Водяной – хозяин вод, а женские духи вод – водяницы, русалки, мавки. Читал ли Г. Х. Андерсен трактат Парацельса не известно, но сюжет для сказки «Русалочка»  и то, что писал о водяных женщинах Парацельс , очень сильно перекликаются.

 Всю природу наши предки наделяли душой, даже сами стихии олицетворяли живых существ. Земля представлялась как живая женщина, которая стонет от боли во время бури; гневается, учиняя землетрясения; рождает земных существ. Сказки о молодильных яблоках показывают нам каким почтением относились наши предки к деревьям, веря в их сверхъестественные способности. Продолжение темы о волшебных созданиях можно найти как в сказках, так и в современной литературе.  В сказках Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», «Маленькие человечки», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Софья Прокофьева «Белоснежка и маленький эльф», Астрид  Линдгрен « Эльфа и носовой платочек», в сказках П. П. Бажова. Сказки П. П. Бажова – это необыкновенная сокровищница историй о взаимодействии людей с духами природы, где люди проходят проверку на духовную прочность. Как раз на примере многих героев отчетливо прослеживается идея, что лишь человеку, справившемуся со своими пороками (жадностью, корыстью) может быть даровано вознаграждение. Сам Бажов признавался, что материалом для его произведений служили сказы уральских рудников.

Чтобы сформировать бережное отношение к окружающему миру нам необходимо подвести ребенка к пониманию, что волшебный мир открывается перед человеком с чутким и добрым сердцем,  чистой душой на примере героев из сказок. Поверив удивительный и волшебный мир природы, осознав божественную природу того, что его окружает, ребенку уже не захочется загрязнять воду, в  которой живут русалки, нимфы, ундины. Не захочется загрязнять воздух, так как там живут сильфы, которые приносят добрые сны. Не захочется играть с огнем, зная, что в каждом огоньке живет саламандра. Не захочется срывать цветы и ломать деревья, потому что в них живут духи природы. Одним словом, идея «живой природы», ее одухотворенности  дает нам колоссальные возможности для развития личности.

 Живое понимание мощи природы – есть основополагающий фактор формирования экологического  сознания. Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития. Вскрывая экологические противоречия, оно направляет мысль на поиск оптимальных способов взаимодействия с природой.   Фундамент формирования экологического сознания закладывается в дошкольном детстве. Поэтому необходимо, начиная с раннего возраста, учить детей осмысленному восприятию объектов природы, развивать детскую наблюдательность. Наблюдение – это ведущий метод экологического воспитания и основа чувственного познания природы. Можно многому научиться на полете журавлей……

Кларисса Пинкола Эстесс пишет: « Вспышки молний поведали мне о внезапной смерти и мимолетности жизни…Волчица-мать убила своего смертельно раненого детеныша, это научило меня жестокому состраданию и неизбежности прихода смерти к умирающему. Пушистые гусеницы срывались с ветвей и возвращались наверх, преподавая мне уроки целеустремленности…»

Наблюдая за объектами растительного и животного царства, дети должны открыть для себя идею о том, какие же сокровища заложены в самом человеке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Сказочные помощники человека в природе"

Конспект интегрированного развлечения для детей подготовительной к школе группы.ЦЕЛЬ: сформировать у детей интерес к славянским мифологическим персонажам....

Проект: "Сказочный мир природы".

Совместный долгосрочный проект педагогов подготовительной группы, посвященный экологическому воспитанию дошкольников с нарушением слуха и сопутствующему решению коррекционных задач....

Интегрированная образовательная деятельность коррекционной направленности «Сказочное путешествие в мир природы» для детей 6-7 лет с ЗПР

Предложенный конспект представлен в виде НОД для детей с ЗПР 5-7 лет направленный на развитие  внимания, связной речи, мелкой моторики, логического мышления, на расширение представлений о насеком...

Непосредственно образовательная деятельность. Образовательная область - физическая культура "Путешествие в сказочную страну природы. Весна" Целевой возраст: 6-7 лет

Весна  весна на улицеВесенние денькиК Весне сегодня в гостиОтправимся и мы.В предоставленной образовательной деятельности используются оздоровительные технологии: кинезиологические упражнения, ма...

Консультация для воспитателя "Сказочно богатая природа"

Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней, с природой! В любое время года она открывает прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чув...

Конспект вечера досуга в старшей группе по произведениям В.Бианки "Путешествие в сказочную страну природы"

Вызвать интерес к произведениям В. Бианки и пополнить знания детей в области природного мира. Обобщить знания детей о жизни птиц, животных, насеомых, рыб. Сформировать понятия, что лес - общий дом для...

Пост-релиз "Презентация книги "Сказочный атлас природы Ханты-Мансийска"

В детском саду №18 "Улыбка" Ханты-Мансийска дети сами создают сказки, а помогают им в этом родители и сказочные педагоги - музыкальный руководитель Виктория Владимировна Билоус и воспитатель...