Главные вкладки

    Проект "Сундучок русских народных сказок"
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Краткосрочный проект для детей второй младшей группы.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_sunduchok_russkih_narodnyh_skazok.docx281.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект

    «Сундучок русских народных сказок»

    2-я младшая группаhttp://s43.radikal.ru/i102/0902/f3/8b20714b2ca7.pnghttp://i065.radikal.ru/1202/e7/25483fc0a0d0.jpg

    Сказка учит добро понимать,

    О поступках людей рассуждать,

    Коль плохой, то его осудить,

    Ну а слабый – его защитить!

    Дети учатся думать, мечтать,

    На вопросы ответ получать.

    Актуальность: Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

    Гипотеза

    Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

    • дружба помогает в беде («Теремок»);
    • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
    • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

    Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

    Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

    Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

    Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

    Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

    Цель проекта: Систематизация знаний детей о русских народных сказках. Создавать положительно- эмоциональный настрой. 

    Задачи:

    1. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книге.
    2. Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
    3. Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия.
    4. Воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.
    5. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
    6. Развивать умение детей слушать и вступать в диалог.
    7. Развивать артистические способности. (умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.)
    8. Развивать у детей образное мышление, фантазию и творческие способности.

    Продолжительность: краткосрочный.

    Участники: воспитатели, дети и родители.

    Задачи

    Содержание образовательных видов деятельности

    Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книге.

    Загадки о книге.

    Рассказ воспитателя: «Как появилась книга».

    Оформление выставки: «Волшебные книги» (знакомство с различными видами книг по содержанию, оформлению, направленности).

    Беседа: «Нужно ли беречь книгу»

    Труд: «Починим книгу» совместно с воспитателем

    СРИ: «Библиотека».

    Ручной труд: «Книжка малышка»

    Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Три медведя»

    ЧХЛ: «Три медведя»

    Обсуждение прочитанной сказки «Три медведя»

    Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

    П/г «Мишка - косолапый»

    Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Три медведя»

    Д/и «Большой - маленький»

    П/и «У медведя во бору»

    Лепка «Мишутка»

    Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Теремок»

    ЧХЛ: «Теремок»

    Обсуждение прочитанной сказки «Теремок»

    Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Теремок»

    Конструирование «Поможем смастерить теремок для зверей»

    Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок»

    Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?»

    Игра-иммитация «Кто как ходит?»

    Аппликация «Русская изба»

    Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Волк и семеро козлят»

    ЧХЛ: «Волк и семеро козлят»

    Обсуждение прочитанной сказки «Волк и семеро козлят»

    Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Волк и семеро козлят»

    Беседа по ОБЖ «Кто пришел к нам в дом»

    Ф/м: «Козочка»

    Чтение потешек.

    Подвижная игра «По тропинке вы идите, волка вы не разбудите!»

    Подвижная игра  «Волк и козлята».

    Д/и «Дикие и домашние животные», «Из какой мы сказки»

    Настольный театр: «Волк и семеро козлят»

    Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Кот, петух и лиса»

    ЧХЛ: «Кот, петух и лиса»

    Обсуждение прочитанной сказки «Кот, петух и лиса»

    Ф/м: Кот с петухом утром рано встали – дети встают

    весело в лесу играли по дорожкам прыг-прыг-прыг – прыжки

    вот идет лиса по лесу кто там скачет интересно –ходьба

    чтоб ответить на вопрос тянет лисонька свой нос – руки вверх

    но кот с петухом быстро скачут как же может быть иначе – прыжки

    тренировки помогают и они быстро убегают –бег на месте

    вот голодная лиса тяжело вздыхает - вдох, выдох

    и садится, отдыхает – дети садятся на места.

    Инсценировка РНС «Кот, петух и лиса»

    Словесно - дидактическая игра «Сравни разных зверят» (учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.)

    Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Колобок»

    ЧХЛ: «Колобок»

    Обсуждение прочитанной сказки «Колобок»

    Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Колобок»

    Игра - имитация: «Испеки мне колобка»

    Игра: Колобок горячий и холодный. (Дети становятся в круг, одному из них воспитатель даёт мяч.

    Воспитатель говорит детям: Мяч это колобок и вы будете его передавать друг другу по очереди. Если я скажу "Колобок горячий", вы быстро его передаёте, чтоб не обжечь руки, а если "Колобок холодный ", то медленно).

    П/и: «Догони колобка»

    Игра на развитие высоты и тембра голоса «Колобок» (говорить разными голосами героев сказок)

    Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Гуси - лебеди»

    ЧХЛ: «Гуси - лебеди»

    Обсуждение прочитанной сказки «Гуси - лебеди»

    Ф/м «Гуси»

    Гуси прилетели(бегают по кругу, машут крыльями)

    Возле моря сели(приседают)

    Искупаться в море синем гуси захотели(плавательные движения)

    Лапки обмывали(ладонями поочерёдно потирают руки)

    Крылья полоскали(махи внизу руками)

    А солёную водицу гуси пить не стали(повороты головы в стороны)

    Полетим до дому, к берегу родному(бег по кругу, махи руками)

    Там напьёмся из криницы ключевой водицы.

    П/и «Гуси - гуси»

    П/г «Яблонька»

    Д/и: «Птицы»

    Итоговое мероприятие:

    • Игровая деятельность «Путешествие по русским сказкам».
    • Оформить сказку в авторскую «книжку - малышку».

    Результаты проекта:

    • Дети бережнее стали относится к книгам.
    • У детей появился интерес к устному народному творчеству.
    • У детей повысился интерес к театрализованной деятельности.
    • Дети получили дополнительные знания по прочитанным сказкам.
    • Выставка книжек - малышек.

    Перспектива:

    • Знакомство со сказками детских писателей.
    • Оформление веранды по теме «Сказки»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

    Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

    Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

    Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок....

    «Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

    Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

    Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря и русских народных сказок.

    Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря  и русских народных сказок....

    ПРОЕКТ « ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК»

    Приобщение детей к русской народной культуре является одной из актуальных задач дошкольного воспитания в детском саду. В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде,...