Проект "Сундучок русских народных сказок"
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Краткосрочный проект для детей второй младшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sunduchok_russkih_narodnyh_skazok.docx281.71 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Сундучок русских народных сказок»

2-я младшая группаhttp://s43.radikal.ru/i102/0902/f3/8b20714b2ca7.pnghttp://i065.radikal.ru/1202/e7/25483fc0a0d0.jpg

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый – его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Актуальность: Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Гипотеза

Русские народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:

  • дружба помогает в беде («Теремок»);
  • добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).

Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.

Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?

Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия — это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка «сказочной» форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.

Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», — подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.

Цель проекта: Систематизация знаний детей о русских народных сказках. Создавать положительно- эмоциональный настрой. 

Задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книге.
  2. Приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
  3. Воспитывать умение слушать сказку, следить за развитием действия.
  4. Воспитывать любовь и интерес детей к русскому народному литературному искусству.
  5. Формировать у детей представления о русской народной сказке через различные виды деятельности.
  6. Развивать умение детей слушать и вступать в диалог.
  7. Развивать артистические способности. (умения передавать образ сказочного героя речью, движениями, жестами, мимикой.)
  8. Развивать у детей образное мышление, фантазию и творческие способности.

Продолжительность: краткосрочный.

Участники: воспитатели, дети и родители.

Задачи

Содержание образовательных видов деятельности

Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к книге.

Загадки о книге.

Рассказ воспитателя: «Как появилась книга».

Оформление выставки: «Волшебные книги» (знакомство с различными видами книг по содержанию, оформлению, направленности).

Беседа: «Нужно ли беречь книгу»

Труд: «Починим книгу» совместно с воспитателем

СРИ: «Библиотека».

Ручной труд: «Книжка малышка»

Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Три медведя»

ЧХЛ: «Три медведя»

Обсуждение прочитанной сказки «Три медведя»

Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом бору»

П/г «Мишка - косолапый»

Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Три медведя»

Д/и «Большой - маленький»

П/и «У медведя во бору»

Лепка «Мишутка»

Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Теремок»

ЧХЛ: «Теремок»

Обсуждение прочитанной сказки «Теремок»

Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Теремок»

Конструирование «Поможем смастерить теремок для зверей»

Пальчиковая игра «Стоит в поле теремок»

Дидактическая игра «Кто в теремочке живет?»

Игра-иммитация «Кто как ходит?»

Аппликация «Русская изба»

Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Волк и семеро козлят»

ЧХЛ: «Волк и семеро козлят»

Обсуждение прочитанной сказки «Волк и семеро козлят»

Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Волк и семеро козлят»

Беседа по ОБЖ «Кто пришел к нам в дом»

Ф/м: «Козочка»

Чтение потешек.

Подвижная игра «По тропинке вы идите, волка вы не разбудите!»

Подвижная игра  «Волк и козлята».

Д/и «Дикие и домашние животные», «Из какой мы сказки»

Настольный театр: «Волк и семеро козлят»

Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Кот, петух и лиса»

ЧХЛ: «Кот, петух и лиса»

Обсуждение прочитанной сказки «Кот, петух и лиса»

Ф/м: Кот с петухом утром рано встали – дети встают

весело в лесу играли по дорожкам прыг-прыг-прыг – прыжки

вот идет лиса по лесу кто там скачет интересно –ходьба

чтоб ответить на вопрос тянет лисонька свой нос – руки вверх

но кот с петухом быстро скачут как же может быть иначе – прыжки

тренировки помогают и они быстро убегают –бег на месте

вот голодная лиса тяжело вздыхает - вдох, выдох

и садится, отдыхает – дети садятся на места.

Инсценировка РНС «Кот, петух и лиса»

Словесно - дидактическая игра «Сравни разных зверят» (учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки.)

Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Колобок»

ЧХЛ: «Колобок»

Обсуждение прочитанной сказки «Колобок»

Рассказывание сказки с использованием мнемотаблицы «Колобок»

Игра - имитация: «Испеки мне колобка»

Игра: Колобок горячий и холодный. (Дети становятся в круг, одному из них воспитатель даёт мяч.

Воспитатель говорит детям: Мяч это колобок и вы будете его передавать друг другу по очереди. Если я скажу "Колобок горячий", вы быстро его передаёте, чтоб не обжечь руки, а если "Колобок холодный ", то медленно).

П/и: «Догони колобка»

Игра на развитие высоты и тембра голоса «Колобок» (говорить разными голосами героев сказок)

Систематизировать, уточнять и расширять знания детей по РНС «Гуси - лебеди»

ЧХЛ: «Гуси - лебеди»

Обсуждение прочитанной сказки «Гуси - лебеди»

Ф/м «Гуси»

Гуси прилетели(бегают по кругу, машут крыльями)

Возле моря сели(приседают)

Искупаться в море синем гуси захотели(плавательные движения)

Лапки обмывали(ладонями поочерёдно потирают руки)

Крылья полоскали(махи внизу руками)

А солёную водицу гуси пить не стали(повороты головы в стороны)

Полетим до дому, к берегу родному(бег по кругу, махи руками)

Там напьёмся из криницы ключевой водицы.

П/и «Гуси - гуси»

П/г «Яблонька»

Д/и: «Птицы»

Итоговое мероприятие:

  • Игровая деятельность «Путешествие по русским сказкам».
  • Оформить сказку в авторскую «книжку - малышку».

Результаты проекта:

  • Дети бережнее стали относится к книгам.
  • У детей появился интерес к устному народному творчеству.
  • У детей повысился интерес к театрализованной деятельности.
  • Дети получили дополнительные знания по прочитанным сказкам.
  • Выставка книжек - малышек.

Перспектива:

  • Знакомство со сказками детских писателей.
  • Оформление веранды по теме «Сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах....

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Консультация для педагогов «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни....

Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок

Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью театрализации русских народных сказок....

«Приобщение к истокам русской народной культуры через театрализацию русских народных сказок»

Цель: Распространение педагогического опыта.В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольк...

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря и русских народных сказок.

Приобщение детей к русской народной культуре посредством народного календаря  и русских народных сказок....

самообразование на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"

план по самообразованию педагога на тему "Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок и сказок русских поэтов"...