Коррекционно-развивающая программа Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии
рабочая программа (старшая группа) на тему

Руссу Наталья Закиевна

Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных групп

Данная программа составлена для  детей 5- 6 лет, старшей возрастной группы детского сада и рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года.

Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапии, с использованием разных техник. Изотерапии (нетрадиционные техники  рисования), пескотерапии (метод sandplay - песочная игра), техники творческого конструирования из бумаги – оригами и  технологии стабилизации эмоциональной сферы дошкольников посредством интерактивной темной среды сенсорной комнаты.

В данной программе содержатся подробные конспекты занятий с детьми. Каждое из коррекционно - развивающих занятий включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие, коррекцию и стабилизацию эмоциональной сферы детей, развитие воображения, фантазии, внимания, самоконтроля, мелкой моторики рук, повышение уровня самооценки, снижения уровня тревожности,  а также телесно-ориентированные упражнения. Кроме того,  представлен большой объем терапевтических игр и игровых упражнений, построенных на основе арт-терапевтических техник для дошкольников, повышающих эффект в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тюменская область

Ханты – Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Рассмотрено на заседании

 педагогического совета МАДОУ

 «Детский сад комбинированного вида «Снегурочка»

протокол № 1  от 15.09.2011г.

Коррекционно-развивающая программа

Сохранение психологического здоровья детей

средствами арт-терапии

Возраст детей 5-6 лет

старшая группа детского сада.

Коррекционно-развивающая программа  рассчитана на реализацию

 в течение 1 учебного  года.

Автор-составитель Руссу Н.З., педагог-психолог первой квалификационной категории.

Год разработки коррекционно-развивающей программы 2011.

Руссу Н.З.

Коррекционно-развивающая программа «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» для детей старших возрастных групп

Данная программа составлена для  детей 5- 6 лет, старшей возрастной группы детского сада и рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года.

Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапии, с использованием разных техник. Изотерапии (нетрадиционные техники  рисования), пескотерапии (метод sandplay - песочная игра), техники творческого конструирования из бумаги – оригами и  технологии стабилизации эмоциональной сферы дошкольников посредством интерактивной темной среды сенсорной комнаты.

В данной программе содержатся подробные конспекты занятий с детьми. Каждое из коррекционно - развивающих занятий включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие, коррекцию и стабилизацию эмоциональной сферы детей, развитие воображения, фантазии, внимания, самоконтроля, мелкой моторики рук, повышение уровня самооценки, снижения уровня тревожности,  а также телесно-ориентированные упражнения. Кроме того,  представлен большой объем терапевтических игр и игровых упражнений, построенных на основе арт-терапевтических техник для дошкольников, повышающих эффект в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Работа с родителями представлена в виде итоговых занятий совместных с детьми, как форма подведения итогов после каждого блока занятий.

В данную программу включены методические рекомендации по работе с каждым тематическим блоком занятий, а также список необходимого материала и оборудования.

Кроме того, программа содержит блок диагностического материала. Для выявления более полного представления о ребенке, психолого-педагогический мониторинг проводят несколько специалистов: на этапе зачисления детей в коррекционно-развивающую группу наблюдение проводит воспитатель. Затем педагог-психолог проводит свой блок психологического мониторинга развития эмоционально-личностной сферы дошкольников.

Программа предназначена для реализации в ДОУ педагогом-психологом.

Содержание:

- Пояснительная записка. Актуальность темы ______________________________  5

- Цель программы______________________________________________________  8

- Задачи_______________________________________________________________  9

- Структура занятия_____________________________________________________ 10

- Методы и приемы работы______________________________________________  15

- Учебно-тематический план_____________________________________________  16

- Учебно-тематический план взаимодействия с семьями воспитанников ________  18

- Содержание программы________________________________________________  18

- Примерный комплект оборудования и художественных материалов ___________ 30

- Список литературы_____________________________________________________32

Приложение 1

Психологический инструментарий для обследования психологического здоровья дошкольников старшей возрастной группы. «Цветовой тест Люшера» ___________ 35

Приложение 2

Психологический инструментарий для обследования психологического здоровья дошкольников старшей возрастной группы. «Тест тревожности. Тэммл, Дорки,

Амен»_________________________________________________________________  40

Приложение 3

Психологический инструментарий для обследования психологического здоровья дошкольников старшей возрастной группы. Тест «Лесенка» (Марцинковской Т.Д.)

_______________________________________________________________________  43

Приложение 4

Карта наблюдения за детьми «Оценка особенностей развития ребёнка дошкольного возраста» Семаго М.М. ___________________________________________________  45

Приложение 5

Конспекты занятий ______________________________________________________  47

Приложение 6

Нервно-мышечная (прогрессивная) релаксация по Э. Джекобсону _______________ 67

Приложение 7

Дыхательная гимнастика Стрельниковой А. Н. _______________________________ 79

Приложение 8

Мимическая гимнастика __________________________________________________ 92

Приложение 9

Пальчиковая гимнастика и самомассаж по М.С. Рузиной _______________________95

Приложение 10

Профилактика зрительных нарушений по Мартынову С. _____________________111

Приложение 11

Взаимодействие с семьями воспитанников (семинары-практикумы и консультативный материал) _____________________________________________________________115

Приложение 12

Ссылки Интернет ресурсов педагога-психолога Руссу Н.З____________________144

Приложение 13

Результаты реализации программы________________________________________145

Пояснительная записка.

Актуальность:

 В настоящее время уделяется огромное внимание физическому здоровью детей и зачастую без внимания остается его психика, его эмоции, т.е. психологическое здоровье в целом. Родители мало внимания уделяют эмоционально-личностным особенностям детей. Повышенный уровень тревожности, низкая самооценка и наличие каких – либо страхов не являются аргументами для тревоги родителей по поводу здоровья ребенка. Но этому необходимо уделять огромное внимание, так же как и насморку и повышению температуры. Страхи, тревога, низкая самооценка – это симптомы психологического нездоровья детей. И если у ребенка проблемы с психоэмоциональным состоянием, то какая речь может идти о его физическом здоровье.

В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов не только в воспитании и развитии детей, но и стабилизирующих их психоэмоциональное состояние и психологическое здоровье в целом. И поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как,  арт-терапия.

Арт-терапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности.

Арт-терапия представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией психокоррекционного лечебного применения.

Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста позволяют решать следующие задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, о его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Метод арт-терапия возник в 30-е годы ХХ века. Первый урок применения арт-терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.

Термин «арт-терапия» /буквально: терапия искусством/ ввёл в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулёзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.

В нашей стране метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется рисующей психотерапией (А.И. Захаров, 1982) или изотерапией (Р.Б. Хайкин, 1988).

Первоначально арт-терапия возникла в контекст теоретических идей З. Фрейда и К. Юнга, а в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956).

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самоуважения.

Арт – терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:

  • комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;
  • многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;
  • относительной самостоятельностью (обособленностью) от других  составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);
  • способностью к интеграции, трансформации.

Ребёнок в арт – терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самоприятие, гармонизация развития, личностный рост ребенка.

При разработке коррекционно-развивающей программы «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» мы опирались на следующие нормативно – правовые документы:

 «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», где прописано в одной из задач ДОУ осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребёнка, в том числе и в эмоционально – волевой сфере.

«Конвенцией о правах ребёнка» Ст. 23 дети, имеющие особенности в развитии имеют право на достойную и полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Ст. 27 дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ст. 29 п. 1 образование детей должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей детей в их самом полном объеме.  Ст. 31 дети имеют право на участие в культурной жизни и занятии искусством. Таким образом, данная работа реализует государственные гарантии и соблюдение прав ребёнка в области обучения.

       Новизна коррекционно-развивающей программы заключается в  объединении  инновационных арт-терапевтических техник и технологии стабилизации эмоциональной сферы дошкольников посредством интерактивной темной сенсорной среды для решения поставленной цели и задач.

В качестве приоритетного направления выбрано воздействие на эмоциональное здоровье ребенка, через использование арт-терапевтических техник, что активизирует приобретение эмоционального и социального опыта.

Общие психолого-педагогические принципы, на которых построена коррекционно-развивающая программа.

Основным принципом развивающей деятельности педагогов является расширение возможностей ребенка  в «зоне ближайшего развития», а не тактика доступности, т. е. работа в «зоне актуального развития».

Принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода основан на признании развития личности в деятельности, а также того, что активность самого ребенка в рамках ведущей для его возраста деятельности является движущей силой развития.

Диалогический принцип. В творческом взаимодействии появляется возможность для развития позитивных качеств личности, его неограниченных творческих возможностей, решения социально-педагогических проблем и т.д.

Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с детьми предполагает организацию «атмосферы успеха» для каждого ребенка, веры в его положительный результат, утверждение этого чувства в ребенке, поощрение его малейших достижений.

Принцип всеобщности художественно-эстетического развития означает, что художественно-эстетическое развитие является необходимым для всех детей без исключения, независимо от их индивидуальных особенностей, художественных способностей, национального происхождения, особенностей, связанных с наличием у ребенка тех или иных нарушений развития. Этот принцип является условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте и подготовки ее к духовной жизни и труду.

Принцип опоры на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности. Выявляя в ребенке с проблемами в развитии положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог помогает ему овладеть новыми способами художественной деятельности и поведения, переживать радость, внутреннее удовлетворение.

Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. Использование в работе совокупности средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности, и состояние социальной ситуации, и уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению специалистов.

Принцип событийности, согласно которому с детьми проводится не мероприятие, а организуется совместное бытие в определенном пространстве, времени и организационных формах, объединяющее и детей и взрослых на основе общих ценностей и переживаний.

Цель программы:

Сохранение и укрепление психологического здоровья дошкольников арт-терапевтическими методами и техниками.

Одним из важных направлений  формирования здоровья дошкольников является сохранение его психологического здоровья, поэтому данная цель является наиболее актуальной в работе педагога-психолога с детьми, а также  является преемственной с целями, обозначенными  в основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения, соответствующей Федеральным государственным требованиям (Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г).  

Для реализации намеченной цели, мы поставили следующие задачи.

Задачи программы:

  1. Стабилизировать эмоционально-волевую сферу дошкольников.
  2. Способствовать нейтрализации негативных личностных проявлений: неорганизованности, конфликтности, агрессивности, обидчивости.
  3. Способствовать расширению эмоционального опыта.
  4. Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.
  5. Развивать воображение и фантазию.
  6. Развивать познавательные процессы.
  7. Формировать адекватную самооценку и уверенность в себе.
  8. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.
  9. Способствовать осознанию у детей своих чувств, переживаний, побуждать к размышлению, самоисследованию.

Система работы данной коррекционно-развивающей программы выстроена в соответствии с разделом «Коррекционно-развивающая работа» основной общеобразовательной программы  учреждения,  направлена на развитие интегративных качеств дошкольников, и соответствует ФГТ.

Перед реализацией данной программы необходимо провести обследование детей для фиксации качественных изменений в эмоциональном развитии дошкольников старшей возрастной группы. Диагностическое обследование необходимо проводить до, и после проведения курса занятий.

Рекомендован следующий диагностический пакет методик для выявления уровня психологического здоровья дошкольников:

  1. Цветовой тест Люшера (позволяет выявить эмоциональные установки ребенка по отношению к дому и детскому саду, а также выявить психологические особенности, эмоциональный фон и преобладающее настроение) (Приложение № 1)
  2. Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен (определяет уровень тревожности ребенка) (Приложение № 2)
  3. Тест «Лесенка» Т.Д. Марцинковская (исследование уровня самооценки дошкольников) (Приложение № 3)

Данная коррекционно-развивающая  программа состоит из 4 тематических блоков с использованием арт-терапевтических техник:

  1. Блок «Сенсорный мир» - 8 занятий с детьми в условиях интерактивной темной сенсорной комнаты.
  2. Блок «Изостудия» - 8 занятий с использованием методов изотерапии (рисование нетрадиционными способами).
  3. Блок «Игры с песком» - 8 занятий с использованием методов песочной терапии (метод sandplay - песочная игра).
  4. Блок «Бумажные фантазии» - 8 занятий с использованием техники  оригами.
  5. Итоговое занятие по всему курсу – 1 занятие (развлечение – выставка детских работ).

Коррекционно-развивающая программа предполагает проведение одного занятия в неделю в кабинете психолога, блок «Сенсорный мир» проходит в сенсорной комнате. Данные занятия проводятся педагогом-психологом ДОУ и являются коррекционно-развивающими, проводятся дополнительно, во второй половине дня.  Дети зачисляются в коррекционно-развивающую группу на основании наблюдений воспитателей (Приложение № 4), и пожеланий родителей. Рекомендуемое число детей 6-8 человек.

Программа разработана на один учебный год и рассчитан на детей  старших групп (5 - 6 лет).

  1.    Общее количество занятий в год -  33 (Приложение № 5).
  2. Продолжительность занятия 20 - 25 минут.

Структура занятия выстроена с учетом психофизиологических и возрастных особенностей детей шестого года жизни. Занятие состоит из трех частей:

Часть 1. Вводная.

Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей.

Содержание: игры – ритуал приветствия, игры - здоровалки, игры с именами, игры направленные на появление эмоциональной синтонии, пальчиковая гимнастика, упражнения на концентрацию и распределение внимания, психогимнастические этюды.

Часть 2. Основная или рабочая.

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия, и она зависит от тематического блока, цели и задач занятия.

Содержание:  релаксационные упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения, на развитие основных эмоций, и частичную коррекцию эмоционально-волевой сферы и личностного развития ребенка.

  • Деятельность самопознания и стабилизации эмоциональной сферы посредством интерактивной темной сенсорной комнаты (упражнения с элементами медитации, слушания музыки и расслабления).
  • Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования (изотерапия).
  • Песочная терапия (игры с песком с использованием метода sandplay и рисование на песке).
  • Творческая деятельность - художественный способ конструирования из бумаги (техника оригами).

Часть 3. Завершающая.

Основная цель – создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Содержание: здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры (ритуал прощания), анализ своих действий и действий сверстников на занятии (с обязательным условием положительной эмоциональной окраски), беседа о том, что больше всего запомнилось.

Поскольку развивающая программа рассчитана на детей дошкольного возраста, то психолог должен следить за тем, чтобы дети не уставали, не отвлекались, были включены в работу. Поэтому каждое занятие обязательно включает в себя здоровьесберегающие технологии, телесно-ориентированные подходы, методы и приёмы, способствующие саморегуляции детей, а именно:

  1. упражнения на мышечную релаксацию по Э. Джекобсону (снижают уровень возбуждения, напряжения) (Приложение № 6)
  2. дыхательную гимнастику по Стрельниковой А.Н. и Куликовской Т.А. (действует успокаивающе на нервную систему, обогащает мозг кислородом, что способствует активизации мышления) (Приложение № 7)
  3. мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напряжения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей) (Приложение № 8)
  4. пальчиковую гимнастику и самомассаж по Рузиной М. С. (снимают напряжение, оказывают развивающее и терапевтическое значение на мелкую моторику рук) (Приложение № 9)
  5. упражнения на профилактику зрительных нарушений по Мартынову С. (направлены на снятие напряжения с глазных мышц и психического напряжения)  (Приложение № 10)  

Начало и конец занятия носят «ритуальный» характер и повторяются на каждом занятии, что позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности занятия, а также чувствовать себя более комфортно.

После проведения каждого занятия психолог отмечает наиболее трудные для детей игры и упражнения и на их основании корректирует свою работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, рекомендуется в дальнейшем усложнить. При этом не стоит детей перегружать сложными задачами, так как именно опыт достижения успеха повышает самооценку.

Применение арт-терапевтической технологии является в данной работе не только средством развития дошкольника, но и средством коррекции детской личности. На счету данного метода множество случаев улучшения психического здоровья дошкольников, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов со сверстниками и семьей.

Несмотря на тесную связь арт-терапии с лечебной практикой, в данном случае арт-терапия приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую направленность.

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников старших групп начинается с блока занятий «Сенсорный мир». Сенсорная комната является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсомоторных и познавательных навыков ребенка.

Данный вид занятий проводится в условиях интерактивной среды темной сенсорной комнаты и направлен на:

  • стимуляцию сенсорной деятельности и двигательной активности детей;
  • снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения релаксации и душевного равновесия;
  • активизацию различных функций центральной системы, за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  • стимуляцию ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.), развитие двигательных функций;
  • создание и стабилизацию положительного эмоционального состояния и развития детей.

В сенсорной комнате созданы все условия, в которых дети будут получать только положительные эмоции. Это, в свою очередь, дает возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время.

На занятиях в интерактивной среде темной сенсорной комнаты дети учатся расслабляться, медитировать, выполняют различные телесно-ориентированные упражнения, делают самомассаж, слушают умиротворяющую музыку.

Оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока: релаксационный - в него входят мягкие покрытия, пуфики и подушечки, сухой бассейн, безопасные зеркала, приборы, создающие рассеянный свет, мобайлы (подвешенные подвижные конструкции, игрушки), релаксационная музыка. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет или воздушные облака, в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и спокойствия.  Активационный - в него входит все оборудование со светооптическимии звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук, ног, массажные мячики, мобайлы, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу праздника.

Использование сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с детьми, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной и развивающей работе.

Следующие блоки коррекционно-развивающих занятий базируются на методе арт-терапия. В каждом из блоков данной разработки уделяется особое предпочтение одной определенной технике арт-терапии.

В блоке «Изостудия» предпочтение отдается разным техникам рисования (изотерапия). Рисовать можно чем угодно, будь то краски, карандаши или же мел, уголь, сыпучие пищевые продукты и песок. Среди техник этого направления в нашей работе используются следующие: эксперименты с цветом, использование контрастных цветов и стилей, монотипии (создание рисунка на стекле и оттиск на бумаге), отпечатки различных предметов, техника раздувания краски, чернильные пятна и бабочки, смешивание красок, рисование пальцами рук и ладошками, кляксография и т. д. Данные техники оказывают благоприятное воздействие на развитие мелкой моторики, тактильного восприятия, обладают релаксационным воздействием, благоприятно сказываются на эмоциональном состоянии детей, что особенно важно для детей с проблемами в развитии.

В блоке «Игры с песком» используются два направления песочной терапии – это рисование на сухом песке и метод sandplay.  Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок, тем более с особыми потребностями в развитии, часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком.  Первое направление песочной терапии рисование на сухом песке является базовым, и может использоваться в работе с детьми, начиная с 3-х летнего возраста. В основе данного метода упражнения, направленные на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания, развитие логики и речи. В своей системе эти упражнения стабилизируют эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что важно для развития речи, произвольного внимания и памяти. Ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации. Важно, что эти игры открывают потенциальные возможности ребенка, развивая его творческий потенциал и фантазию. На ровной поверхности песка дети оставляют отпечатки не только своих рук, но и разных предметов (волчок, мяч с шипами, грабельки и т.д.), прячут и отыскивают маленькие игрушки, бусины, камушки и т.д., рисуют любые картины с помощью зеркальной панели.

Метод sandplay (дословно - песочная игра) представляет собой одну из необычных техник арт-терапии, во время которой ребенок  строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок, выражая на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур: людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Этот метод позволяет решать следующие проблемы в развитии личности ребенка и его взаимоотношениях:

  • нарушение поведения;
  • сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями,                        воспитателями) и сверстниками;
  • психосоматические заболевания;
  • повышенная тревожность, страхи;
  • сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальной ситуациях (детский сад, школа)
  • неврозы.

Песок - идеальная развивающая среда, где можно творить без страха, что-либо испортить или сломать (в отличие от листа бумаги). Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения, являются эффективным средством для сенсорно-моторного, общего развития детей, а так же коррекции и развития эмоциональной сферы и познавательных интересов.

Среди современных средств и направлений в арт-терапии все ярче заявляет о себе относительно новое перспективное направление - оригами - конструирование разнообразных бумажных фигурок путем складывания квадрата без вырезания и склеивания. Данное направление мы используем в  коррекционно-развивающей работе с детьми в блоке «Бумажные фантазии».

Занимаясь оригами, ребенок становится участником захватывающего действия - превращения бумажного квадрата в оригинальную фигурку - цветок, коробочку, бабочку, динозавра. Этот процесс напоминает фокус, маленькое представление, что всегда вызывает радостное удивление. Путем последовательного несложного складывания бумаги вдоль геометрических линий получаем модель, которая поражает своей красотой и изменяет в лучшую сторону эмоциональное состояние ребенка. Возникает желание показать кому-то это чудо, сложить что-то еще. Исчезает чувство изолированности, налаживается общение, в том числе и педагога с ребенком. (2).

Заключительным моментом всех коррекционно-развивающих мероприятий является проведение выставки детского творчества. Последнее итоговое занятие мы посвящаем подготовке детских поделок к выставке. Подготовка проводится совместно с детьми. Ребята сами решают, какие шедевры своего творчества они будут показывать своим друзьям, родителям и воспитателям. Данный метод (выставка), выбран не случайно для подведения итогов работы. Когда ребенок увидит свои творения и восторженные взгляды посетителей выставки, это будет самым мощным стимулом для повышения его самооценки, снятия всех тревог, развития эмоциональной  и личностной сферы.

Данная коррекционно-развивающая программа содержит методы и приёмы работы являющиеся инновационными:

1. Элементы арт-терапии:

  • изотерапия
  • песочная терапия
  • оригами
  • релаксация, медитация
  • психогимнастика

2. Использование информационно - коммуникативных технологий (мультимедийное оборудование, интерактивная доска, интерактивное оборудование сенсорной комнаты).

Для успешного решения не только задач поставленных данной программой, но и для эффективного развития внутреннего мира детей необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Кроме проведения совместных детско - родительских итоговых занятий в каждом тематическом блоке, взаимодействие с родителями проходит и в информационно-консультативной и просветительской работе (Приложение  № 11), необходимую информацию родители могут получить на информационном стенде педагога-психолога в ДОУ, на личной страничке психолога сайта детского сада (ссылка см. Приложение № 12), на личном Web – сайте психолога (ссылка см. Приложение № 12) и при индивидуальных консультациях.

Учебно-тематический план.

№ П/П

Название блоков, тем

Дата

Количество

часов

общее

в том числе

1

Психолого-педагогическое обследование

Сентябрь

2

2

Блок «Сенсорный мир»

8

1

«Удивительный знакомый мир» (знакомство)

Сентябрь

1

2

«Цвета и настроение»

Сентябрь

1

3

«Помощь друзей»

Сентябрь

1

4

«Веселые перемены»

Сентябрь

1

5

«Волшебная вода»

Октябрь

1

6

«Прогулка по волшебному лесу»

Октябрь

1

7

«Сквозь звезды»

Октябрь

1

8

Итоговое занятие «Я – это ты…»

Октябрь

1

3

Блок «Изостудия»

8

9

«Такие разные краски»

Ноябрь

1

10

«Разноцветная красота»

Ноябрь

1

11

«Северное сияние»

Ноябрь

1

12

«Зимнее настроение»

Ноябрь

1

13

«Зимние цветы»

Декабрь

1

14

«Волшебные снежинки»

Декабрь

1

15

«Новогодняя ёлочка»

Декабрь

1

16

Итоговое занятие «Подарок моей мечты»

Декабрь

1

4

Блок «Игры с песком»

8

17

Сухой песок «Отпечатки моего настроения»

Январь

1

18

Сухой песок «Ладошки солнца»

Январь

1

19

Сухой песок «Страх уходи»

Январь

1

20

Сухой песок «Песочное море»

Январь

1

21

Сухой песок «Рисуем картину»

Февраль

1

22

Сухой песок «Найди сокровище»

Февраль

1

23

Влажный песок «Мой дом»

Февраль

1

24

Итоговое занятие «Строим мир своей мечты»

Февраль

1

5

Блок «Бумажные фантазии»

8

1

25

«Волшебная бумага»

Март

1

26

«Подарок маме»

Март

1

27

«Мои верные друзья» (Кошка)

Март

1

28

«Мои верные друзья» (Собака)

Март

1

29

 «Я король, а я принцесса» (бумажные шапочки)

Апрель

1

30

«Море, море…» (Кит)

Апрель

1

31

«Море, море…» (Яхта)

Апрель

1

32

Итоговое занятие ««Подари мне радость»

Апрель

1

6

33

Итоговое занятие всего курса

Май

1

1

Выставка детских работ

«Мои фантазии»

Май

1

1

7

Психолого-педагогическое обследование

Май

2

Учебно-тематический план взаимодействия с семьями воспитанников

Вид работы/Тема

Дата

Кол-во

1

Консультация «Психологическое здоровье ребенка».

Сентябрь

1

2

Итоговое занятие «родитель-ребенок» в блоке «Сенсорный мир». Тема «Я – это ты…»

Октябрь

1

3

Семинар - практикум «Нетрадиционные техники

рисования»

Ноябрь

1

4

Итоговое занятие «родитель-ребенок» в блоке «Изостудия». Тема «Подарок моей мечты»

Декабрь

1

5

Консультация «Развитие эмоционального мира ребенка дома»

Январь

1

6

Итоговое занятие «родитель-ребенок» в блоке «Игры с песком». Тема «Строим мир своей мечты».

Февраль

1

7

Консультация «Роль песка в развитии психики ребенка»

Март

1

8

Мастер - класс «Техника творческого конструирования из бумаги – оригами: Цветик – семицветик».

Март

1

9

Итоговое занятие «родитель-ребенок» в блоке «Бумажные фантазии». Тема «Подари мне радость»

Апрель

1

10

Консультация «Как сформировать адекватную самооценку у ребенка?»

Апрель

1

11

Итоговое мероприятие «Мои фантазии»

Выставка-презентация детских работ

Май

1

Содержание программы

  • Блок «Сенсорный мир», занятия № 1 - 8

Занятие № 1

Тема: «Удивительный знакомый мир» (знакомство)

Цель: Развитие когнитивной сферы детей; активизация произвольного внимания и умственных способностей; развитие тактильной чувствительности и мелкой моторики; развитие органов чувств и вестибулярного аппарата; закрепление умения передавать свои чувства и ощущения в связной речи; развитие коммуникативных навыков; формирование умения расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов; формирование навыков саморегуляции.

Занятие № 2

Тема: «Цвета и настроение»

Цель: создание благоприятной атмосферы в группе, активизация пассивных детей; снятие эмоционального и мышечного напряжения и дискомфорта. Развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; развитие когнитивной сферы: внимания, памяти, мышления; развитие цветовосприятия, закрепление знаний цветового спектра; стимулирование воображения. Обучение техникам релаксации.

Занятие № 3

Тема: «Помощь друзей»

Цель: Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления; развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; развитие умения передавать ощущения в вербальной форме; стимуляция поисковой и творческой активности; создание положительного эмоционального настроя; обучение техникам релаксации и конструктивным способам снятия напряжения; развитие воображения, сенсорных навыков.

Занятие № 4

Тема: «Веселые перемены»

Цель: Развитие координации движений, ощущения образа тела, общей моторики, воображения, создание благоприятной атмосферы в группе. Закрепление способов саморегуляции поведения.

Занятие № 5

Тема: «Волшебная вода»

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе, коррекция внимания, развитие воображения, моторики, коммуникативных навыков; развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов; обучение методам самомассажа.

Занятие № 6

Тема: «Прогулка по волшебному лесу»

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе, развитие мыслительной деятельности, произвольного внимания, памяти, воображения, восприятия; коррекция эмоциональной сферы; закрепление навыков релаксации. Обучение техникам медитации и самомассажа.

Занятие № 7

Тема: «Сквозь звезды»

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального напряжения, развитие воображения и фантазии; развитие смелости и уверенности в себе; развитие вербальных и невербальных форм проявления эмоций,  мимики, пантомимики. Обучение техникам медитации.

Итоговое занятие № 8

Тема: «Я – это ты…»

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе для общения и совместной работы детей и родителей. Коррекция взаимоотношений детей и родителей.

  • Блок «Изостудия», занятия № 9 - 16

Занятие № 9

Тема: «Такие разные краски»

Цель: Знакомство детей с выразительными и изобразительными возможностями художественных материалов. Развитие мелкой моторики рук, воображения, восприятия и фантазии.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование детей понравившимися художественными материалами на свободную тему.

Занятие № 10

Тема: «Разноцветная красота»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – выдувание, развитие цветовосприятия, воображения, образного мышления; Снятие эмоционального напряжения, тревоги. Повышение уровня самооценки.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Выдуваем красоту» используя технику выдувания краски из коктейльной трубочки.

Занятие № 11

Тема: «Северное сияние»

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – кляксография, развитие цветовосприятия, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Создание эмоционально-положительного климата в группе, повышение уровня самооценки, снятие тревожности.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Северное сияние», используя технику кляксография.

Занятие № 12

Тема: «Зимнее настроение»

Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – монотипия, развитие цветовосприятия, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов. Снижение импульсивности, тревоги и агрессии.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Зимнее настроение», используя технику монотипии или печатания ладошками, пальчиками, колпачками.

Занятие № 13

Тема: «Зимние цветы»

Цель: Обучение нетрадиционной технике рисования – монотипия, развитие цветовосприятия, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук. Корректировка сенсорного восприятия (цвета, формы, величины, пространственных представлений); развитие познавательных процессов.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Зимние цветы», используя технику монотипии.

Занятие № 14

Тема: «Волшебные снежинки»

Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – разбрызгивание, развитие цветовосприятия, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук. Развитие чувственного аппарата на основе сенсорных эталонов. Снятие напряжения и эмоционального дискомфорта. Корректировка межличностных отношений.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Снежинки», используя технику разбрызгивания.

Занятие № 15

Тема: «Новогодняя ёлочка»

Цель: Знакомство с нетрадиционной техникой рисования – пальцевая живопись, развитие цветовосприятия, воображения, образного мышления, мелкой моторики рук. Повышение уровня самооценки. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей;

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование «Новогодняя ёлочка», используя технику пальцевая живопись.

Итоговое занятие № 16

Тема: «Подарок моей мечты»

Цель: Создание эмоционально-положительного климата в группе для продуктивного взаимодействия детей и родителей. Закрепление умения работать с нетрадиционными техниками рисования. Снятие эмоциональных зажимов, повышение самооценки детей.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Рисование в паре с родителем «Подарок», используя любую понравившуюся нетрадиционную технику рисования.

  • Блок «Игры с песком», занятия № 17 – 24

Занятие № 17

Тема: «Отпечатки моего настроения»

Цель: Знакомство с песком, его особенностями, пробуждение интереса к играм с песком, стимуляция внимания; развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений. Развитие положительного настроя в группе, снятие эмоционального и физического дискомфорта. Коррекция тревожности.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа в песочном лотке «Я могу…»;

Групповая работа в песочнице «Отпечатки моего настроения».

Занятие № 18

Тема: «Ладошки солнца»

Цель: Обучение детей рисованию на сухом песке. Создание положительного эмоционального настроя в группе, развитие способности выражать свои чувства невербально, воображения. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей; Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа в песочном лотке «Мое солнце», украшение работы природным материалом (камушки, ракушки, шишки, и т. д.);

Групповая работа в песочнице «Ладошки солнца».

Занятие № 19

Тема: «Страх уходи»

Цель: Продолжить обучение рисованию на сухом песке. Проработка страхов, ориентирование ребенка на собственные возможности в преодолении страхов путем рисования; развитие способности выражать свои чувства невербально с помощью символов; развитие воображения, закрепление позитивного настроя и повышение эмоционального тонуса.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа в песочном лотке «Мой страх»

Занятие № 20

Тема: «Песочное море»

Цель: Продолжить обучение рисованию на сухом песке. Снятие психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе. Продолжать развитие способности выражать свои чувства невербально с помощью символов; развитие воображения, мелкой моторики рук, закрепление позитивного настроя и повышение эмоционального тонуса.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа в песочном лотке «Море», украшение работы природным и неприродным материалом (камушки, ракушки, шишки; бусинки, мелкие игрушки и т. д.);

Занятие № 21

Тема: «Рисуем картину»

Цель: Закрепление умения рисовать на сухом песке; повышение уверенности в себе, развитие мелкой моторики рук и ориентации в пространстве песочницы (лотка с песком), художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Закрепление эмоционально-положительного настроя в группе.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа в песочном лотке «Моя фантазия», украшение работы природным и неприродным материалом (камушки, ракушки, шишки; бусинки, мелкие игрушки и т. д.);

Занятие № 22

Тема: «Найди сокровище»

Цель: Развитие воображения и фантазии, закрепление эмоционально-положительного настроя в группе; снятие эмоционального напряжение, повышение уверенности в себе, развитие тактильной чувствительности.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Групповая работа в песочнице «Клад».

Занятие № 23

Тема: Влажный песок «Мой дом»

Цель: Знакомство с влажным песком, его особенностями и способностью пропускать воду, пробуждение интереса детей к играм с влажным песком, стимуляция внимания; Коррекция эмоционального дискомфорта и взаимоотношений дома, развитие фантазии и воображения.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа в песочном лотке с влажным песком «Мой дом», украшение работы природным и неприродным материалом (камушки, ракушки, шишки; бусинки, мелкие игрушки и т. д.);

Итоговое занятие № 24

Тема: «Строим мир своей мечты»

Цель: Коррекция взаимоотношений детей и родителей. Создание и закрепление положительного эмоционального настроя в группе. Развитие фантазии и воображения.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Работа в парах «родитель-ребенок» в песочнице по желанию с сухим или влажным песком «Мир моей мечты».

  • Блок «Бумажные фантазии», занятия № 25 – 32

Занятие № 25

Тема: «Волшебная бумага»

Цель: Знакомство детей с понятием «оригами», с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Обучение детей ровно вырезать из бумаги квадраты необходимого размера. Развитие мелкой моторики рук и пальцев ребёнка, глазомера; развитие произвольности познавательных процессов детей; формирование логического мышления и развития навыков творческого мышления. Снятие мышечного напряжения.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа детей «Волшебные квадраты» (вырезание ножницами из цветной бумаги)

Занятие № 26

Тема: «Подарок маме»

Цель: Продолжение обучения работы с бумагой и ножницами, с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей; развитие мелкой моторики рук и пальцев ребёнка, глазомера; создание благоприятных условий для развития эмоциональной сферы детей, жизнеутверждающего, положительного отношения к окружающему миру и себе. 

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа оригами «Цветы», оформление открытки с цветком для мамы.

Занятие № 27

Тема: «Мои верные друзья» (Кошка)

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе. Продолжение обучения работы с бумагой и ножницами. Формирование  умения следовать устным инструкциям. Способствовать развитию внимания и памяти, снятию эмоционального напряжения, закреплению положительного настроя в группе.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа оригами «Кошка».

Занятие № 28

Тема: «Мои верные друзья» (Собака)

Цель: Обучение  различным приемам работы с бумагой. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей. Закрепление позитивного настроя от творческого конструирования бумаги, повышение уровня самооценки.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа оригами «Собака»

Занятие № 29

Тема: «Я король, а я принцесса»

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, положительного образа – Я; формирование компонентов логического мышления: навыки развития творческого мышления, исследовательской деятельности, приводящей к собственным открытиям. Развитие психических процессов (памяти, внимания), воображения, мелкой моторики рук, усидчивости.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа оригами «Шапочка».

Занятие № 30

Тема: «Море, море…» (Кит)

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе, развитие мыслительной деятельности, произвольного внимания, памяти, воображения, восприятия и мелкой моторики рук. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, положительного образа – Я. Расширение эмоционального опыта, снижение импульсивности и тревоги.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа оригами «Кит».

Занятие № 31

Тема: «Море, море…» (Яхта)

Цель: Создание благоприятной атмосферы в группе, снятие эмоционального и мышечного напряжения, снижение импульсивности и тревоги. Развитие мыслительной деятельности, произвольного внимания, памяти, воображения, восприятия и мелкой моторики рук. Формирование самостоятельности, уверенности в себе, положительного образа – Я..

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа оригами «Яхта».

Итоговое занятие № 32

Тема: «Подари мне радость»

Цель: Создание эмоционально-положительного климата в группе для продуктивного взаимодействия детей и родителей. Закрепление умения работать с техникой творческого конструирования из бумаги – оригами. Снятие эмоциональных зажимов, повышение самооценки детей.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Индивидуальная работа в паре с родителем оригами «Тюльпан»

Групповая работа родители и дети – оформление большой открытки «Подари мне радость» (открытка оформляется индивидуальными работами «Тюльпан»).

  • Итоговое занятие всего курса № 32

Тема: «Подготовка к выставке»

Цель: Повышение уровня самооценки детей; сплочение группы, закрепление полученных позитивных навыков и настроений у детей.

Практическая работа (продуктивная деятельность) детей:

Дети выбирают и оформляют для выставки свои творческие работы.

Внедрение данной коррекционно-развивающей программы на протяжении двух лет с 2011 года в МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка» г. Югорска привело к положительной динамике по формированию и укреплению психологического здоровья детей с использованием арт-терапевтических техник.

Результатами реализации программы «Сохранение психологического здоровья детей средствами арт-терапии» за период с 2011 по 2013 год (Приложение № 13) стало:

  • В 2011-2012 уч. году:

- снижение «низкого» уровня психологического здоровья у детей со 100% до 0%.

- повышение «среднего» уровня психологического здоровья у детей (норма) с 0% до 77,8%.

- повышение «высокого» уровня психологического здоровья у детей с 0% до 22,2%.

  • В 2012-2013 уч. году:

- снижение «низкого» уровня психологического здоровья у детей со 100% до 0%.

- повышение «среднего» уровня психологического здоровья у детей (норма) с 0% до 45,8%.

- повышение «высокого» уровня психологического здоровья у детей с 0% до 54,2%.

Динамика в периоды реализации программы прослеживается положительная:

- повысился «высокий» уровень психологического здоровья детей с 22,2% до 45,8 %.

 (Приложение № 13)

После прохождения данного курса занятий к концу года у детей наблюдается снижение уровня тревожности, повышение уровня самооценки, выравнивание эмоционального фона, таким образом, сохраняется и укрепляется психологическое здоровье детей. Кроме того, корректируются не только творческие способности, но и умение взаимодействовать в коллективе, умение самовыражаться вербально и невербально.

Заключение.

«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт – терапии. Изобразительное и иное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Именно на этом языке происходит динамическое взаимодействие участников так называемого «арт – терапевтического процесса» в атмосфере эмоциональной заботы и поддержки. Так реализуется богатый исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, эмоциональном и индивидуально – личностном развитии ребенка. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что средства арт – терапии используемые на занятиях с детьми позволяют:

  • Создать положительный эмоциональный настрой в группе;
  • Облегчить процесс коммуникации со сверстниками, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия, эмпатии;
  • Обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
  • Дать возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально приемлемой форме. Работа над рисунками, картинами – безопасный способ разрядки разрушительных и саморазрушительных тенденций (К. Рудестам). Позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять;
  • Способствованию творческого самовыражения, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
  • Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижать утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;
  • Выстраивать отношения с ребёнком на основе любви и взаимной привязанности и тем самым компенсировать их возможное отсутствие в родительском доме.

В своей работе я увидела, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. У них явно снизился страх перед неудачей, возможным критическим замечанием. Возросла уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Можно смело сказать, что, развивая  воображение, творческий потенциал ребёнка, мы затрагиваем развитие и личностных и индивидуальных его особенностей. Мы способствуем сохранению и психологического и физического здоровья. Ведь если составить обобщенный «портрет» психологически здорового ребенка, то можно увидеть следующее. Психологически здоровый ребенок – это ребенок творческий, эмоционально отзывчивый, любознательный и активный, познающий окружающий мир, овладевший необходимыми средствами и способами для общения  со сверстниками и взрослыми. Умеющий управлять своим поведением, способный сам решать различные проблемы адекватные своему возрасту.  В целом можно сделать следующий вывод, что оптимизация развития психологического здоровья позитивно сказывается на физическом здоровье детей и этому способствуют арт – терапевтические методы и техники.

Примерный комплект материалов, инструментов и оборудования, необходимый для реализации программы.

Оборудование:

- столы и стулья, соответствующие ростовым показателям детей;

- магнитная доска,

- интерактивная доска, проектор;

- мячи, обручи;

- сухой бассейн,

- «сухой душ»;

- пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»

- фонтан водный настольный;

- детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной;

- маты напольные;

- пуфики-кресло «Груша»;

- цветные модули;

- проектор «Солнечный-100»;

- зеркальный шар с мотором и профессиональный источник света;

- музыкальный центр и набор музыкальных дисков.

- стол для песочной терапии с подсветкой,

- лотки с песком,

Художественные материалы и инструменты:

- краски для пальцеграфии,

- краски гуашевые 12 цветов,

- кисти разного размера (№ 2, 3, 6, 9),

- коктейльные трубочки,

- пустые пластиковые бутылки разных размеров,

- цветные и простые карандаши,

- фломастеры,

- ватные палочки,

- ножницы, цветная бумага,

- линейка,

-  пуговицы, трафареты,

- ватные палочки,

- трафареты, крышечки пластиковые разной формы и размера,

- природный материал (шишки, сухие листья, косточки, песок, ракушки, сухие листья  

и т. д.),

- наборы мелких тематических игрушек (транспорт, люди, животные и т. д.),

- мячики разной формы и текстуры, волчок,

Бумага:

- листы белой бумаги (формат А4, А3, А1)

- листы разноцветной двухсторонней бумаги,

- рулоны обоев на бумажной основе,

- ватманы,

 

Музыкальный ряд:

К. Орф «Осень. Гномы»

Д. Христов «Золотые капельки»

Е. Ботляров «Драчун»

С. Рахманинов «Итальянская полька»

П. И. Чайковский «Вальс цветов»

П. И. Чайковский «Щелкунчик»

М. Мусоргский «Слеза»

М. К. Чюрленис Симфоническая поэма «Море» (фрагмент)

К. Дебюсси «Облака»

Л. Шестакова «Сказка про дождик и тучу» (фрагмент)

П. И.Чайковский «Времена года», «Лето».

 П. И.Чайковский «Щелкунчик» (танец феи Драже)

Э. Гольденберг «Этюд на черных клавишах»

Н. Артболевская « Дрессированные собачки»

П. И. Чайковский «Зимние грезы» (пьесы «Декабрь», «Январь», «Февраль»)

Е. Ботляров «Музыкальная шкатулка»

В. А. Моцарт «Колыбельная»

Сборник «Величайшие композиторы нашей эпохи»: Бетховен, Бах, Моцарт.

Релаксационная музыка: «Лунная ночь», «Океан», «Огонь», «Весна», «Закат».

Легкая инструментальная музыка Chakras Dream & Anne Dubley.

Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие для студентов Вузов - М.: издат. Центр "АКАДЕМИЯ", 1997.
  2. Арт-тарапия - новые горизонты /Под ред. А.И.Копытина. - М.: Когито-Центр, 2006
  3. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Просвещение;  2005. – 64 с.
  4. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. «Оригами и аппликация» Кристалл. СПб. 2001г.
  5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., Уроки оригами в школе и дома. М.: 1995
  6. Воробьева Д.И. Гармония развития. Интегрированная программа интеллектуального, художественного и творческого развития личности дошкольника. СПб.: Детство-пресс, 2003.
  7. Ганичева И.В. Телесно-ориентированые подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет). – М.: Книголюб; 2008. – 136 с.
  8. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий 2003; 2007. – 72 с.
  9. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003; 2007. – 72 с.
  10. Дубровская Н. В. Яркие ладошки. Рисунки из ладошек: Рабочая тетрадь для детей 4 - 5 лет. – СПб.: Детство-пресс;2006. – 24 с.
  11. Дубина Л. А. Коммуникативная компетентность дошкольников: сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб; 2006. – 64 с.
  12. Дубровская Н.В. «Игры с цветом» СПб «Детство-Пресс» 2005 г.
  13. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. – 2-е изд. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
  14. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 2003.
  15. Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика , занятия, рекомендации.- Волг.: Учитель. 2009. – 191 с.
  16. Ильина М. В. Развитие невербального воображения. – М.: Просвещение; 2004. – 64 с.
  17. Ильина М. В. Развитие вербального воображения. – М.: Просвещение; 2004. – 65 с.
  18. Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. – М.: Просвещение;  2005. – 64с.
  19. Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми. – М.: Просвещение;  2005. – 56 с.
  20. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь; 2006. – 160 с.
  21. Кобитина И.И. Работа с бумагой: поделки и игры. Торговый центр Сфера. М.: 2001г.
  22. Котенко Л. В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. – М.: Просвещение;  2005. – 48 с.
  23. Комарова Т.С., Размыслова А.В. Цвет в детском изобразительном творчестве  

         дошкольников. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

  1. Котенко Л. В. Что мы знаем о цвете? Курс развивающих занятий для дошкольников. – М.: Книголюб, 2003.
  2. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: Просвещение; 2002. – 192 с.
  3. Копытина А.И. Арт-терапия – новые горизонты. – М.: Когито-Центр,2006. – 336с.
  4. Коротеев И. А. «Оригами для малышей» М.:   Просвещение.-  АО «Учебная литература» 1996г
  5. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. – М.: Просвещение; 2007. – 208 с.
  6. Лебеденко Е. Н. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я?. – М.: Просвещение; 2005. – 64 с.
  7. Лебедева Л.Д. «Практика арт-терапии: подходы,  диагностика, система занятий». Изд. «Речь», СПб.: 2003 г.
  8. Лопухина И. Логопедия. Речь.  Ритм. Движение. - СПб.: Дельта, 1997.
  9. Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Книголюб, 2008. – 128 с.
  10. Мусиенко С.И., Бутылкина Г.В.  «Оригами в детском саду».- М.: «Школьная Пресса» 2005г.
  11. Новикова И.В. «Аппликация из природных материалов в детском саду». Я.: . «Академия развития» 2007.
  12. Никифорова Л. А. Вкус и запах радости: Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы.- М.: Просвещение; 2005. – 48 с.
  13. Овчар О. Н., Колягина В. Г., Формируем личность и речь дошкольников средствами арт-терапии. – М.: Просвещение; 2005. – 80с.
  14. Постоева Л. Д., Лукина Г. А. Интегрированные коррекционно-развивающие занятия для детей 4 – 6 лет.- М.: Просвещение;  2006. – 64 с.
  15. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: Просвещение; 2005. – 160 с.
  16. Рузанова Ю.В. развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности: Техники выполнения работ, планирование, упражнения для физкультминуток. – СПб.: КАРО; 2007. – 160 с.
  17. Рузина М.С., Афонькин  С.Ю. Страна  пальчиковых игр. - СПб.: Кристалл, 1997. И др.
  18. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников» СПб.: «Детство-пресс» 2005г.
  19. Сержантова Т. «366 моделей оригами» М.: Айрис пресс. 2003г.
  20. Смит Сунбоук «Волшебный мир оригами». Книжный клуб семейного досуга. - Х.: 2007г.
  21. Тарабарина Т. И. Оригами и развитие ребенка. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Я.: 1997
  22. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников.- 2-е изд. – М.: Генезис; 2007. – 175 с.
  23. Царева Ю. В. Коррекция поведенческих нарушений у детей» Сборник упражнений и игр – М.: Книголюб, 2008.- 48 с.
  24. Чернова Н. Волшебная бумага. М.: 2005
  25. Черенкова Е. «Оригами для малышей».-  М.: Рипол классик ДОМ 21век. 2006.
  26. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей.- М.: Айрис-пресс; 2007. – 112 с.

Руссу Наталья Закиевна,  МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохранение психологического здоровья детей средствами арт- терапии"

Проект создан в соответствии с  темами   недели в старшей группе программы "Детство"...

«Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапии".

Презентация мастер - класса "Сохранение психологического здоровья детей посредством применения технологии арт - терапия"....

Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

Рабочая программа по применению технологий здоровьесбережения на уроках и коррекционно-развивающих занятиях «Культура сохранения здоровья»

Задачи:    1.Формирование культуры здорового образа жизни, направленное на ответственное отношение к своему здоровью;2. Создание организационно-педагогических, материально-технических, ...