Неделя игры и игрушки.(С 10.11.14 по 14.11.14)
материал (подготовительная группа) на тему

Крылова Нина Викторовна

Неделя игры и игрушки.(С 10.11.14 по 14.11.14)

Игра- путешествие: «Как поедим мы, да по матушке России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_na_nedelyu.docx32.57 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя игры и игрушки.(С 10.11.14 по 14.11.14)

Игра- путешествие: «Как поедим мы, да по матушке России».

День недели

Мероприятия

ответственные

Время проведения

Понедельник

10.11.14

«Нет в мире краше Родины нашей»

Чтение Г. Циферов  «Паровозик»

Презентация: «Нет в мире краше родины нашей»

Конструирование: «Проложим железную дорогу из

осенних листьев»

Памятка для родителей: «

Отгадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок о транспорте.

Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Такси» С/р игра «Путешествие на теплоходе»

Миленко Т. В.

Крылова Н. В.

10ч.00м.

16ч.00м.

Вторник

11.11.14

«Эту землю держат и несут на себе мастера» Рассматривание иллюстраций, календарей

    Занятие: «Сокровища русского народа – игрушки

Загадки в стихах об игрушках

(филимоновской, богородской, дымковской)

Лепка игрушек по  мотивам дымковских

Крылова Н.В

9.00

Среда

12.11.14

Как у наших у ворот всегда хоровод

Консультация для родителей: «Игра, как средство нравственного воспитания»

            Игра – экспериментирование: «Приключение капельки»

Хороводные игры: «Бабка ёжка», «Подарки»

Подвижные народные игры: «Горелки», «Жмурки»

Театрализованное действие: «Учимся, играя в сказку»

Крылова Н.В

Миленко Т.В.

На стенд в родительский уголок

Прогулка 1 пол.дня

Прогулка 2 половина дня

Четверг

13.11.14

Со спортом не дружишь - не раз потом потужишь  Спортивное развлечение: «Такие разные мячи»

Совместная деятельность: «Моя любимая игрушка»

Миленко Т.В

прогулка

Пятница

14.11.14

«Все игрушки в гости к нам»

Оформление выставки: «Игрушка, сделанная своими руками»

Презентация «В каждой избушке свои игрушки»

 Праздник «Игрушки да смешки, шутки да потешки»

 Т. Е. Харченко с.99

Выставка рисунков: «Моя любимая игрушка»

Миленко Т.В.

Крылова Н.В

16.00


«Народная культура и традиции.Народная игрушка кукла-самоделка»

Белякова Людмила Валентиновна

Опубликовано 08.07.2013 - 15:50 - Белякова Людмила Валентиновна

Подробный конспект НОД по познавательно-исследовательской  и продуктивной (конструктивной) деятельности. Включает в себя ознакомление детей с видами  народной игрушки, самостоятельное изготовление игрушки старинным способом.

СКАЧАТЬ:

Вложение

Размер

http://nsportal.ru/modules/file/icons/x-office-document.png narodnaya_igrushka_kukla-samodelka.docx

35.73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      БЕЛЯКОВА Людмила Валентиновна,

   воспитатель   II   кв.категории  

   МДОУ  «Детский сад №153»,   г.Саратов

                             

Примерная основная общеобразовательная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под.редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Возрастная группа :     5 - 6 лет

Тема :                «Народная культура и традиции»

Тема НОД:       « Народная игрушка кукла-самоделка »

                         Познание. Познавательно-исследовательская  и продуктивная

                         (конструктивная) деятельность.

Цель:  Развивать  интерес к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Интеграция

образовательных областей: «Коммуникативная», «Познание», «Музыка»,                      

                                                    «Художественное творчество».

Задачи: Познакомить детей с историей   народной  игрушки, показать разнообразие материалов при её изготовлении; познакомить с народной игрушкой – куклой-самоделкой, способами изготовления этой куклы; расширять словарный запас; развивать интерес к культуре русского народа через знакомство с  народной игрушкой, желанием  изготовить игрушку самостоятельно старинным способом; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине (русской культуре, русскому языку) Развивать у детей творческие  и познавательные способности  с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Воспитывать уважение к народной культуре и традициям.

Виды деятельности:   коммуникативная, продуктивная,                

                                         игровая, познавательно-исследовательская.

Формы организации:     фронтальная,индивидуальная  

Формы реализации детских видов деятельности:

                               «Путешествие по времени»

Оборудование:    сундук, игрушки (кукла, мяч, кубики, машина,                      

                              кораблик, ракета, посуда   и др.)                    

                              скакалкаиллюстрации, игрушки-самоделки, презентация                        

                              «Народные игрушки»;  куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани , схемы изготовления тряпичных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого; мультимедийное оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские народные песни, колыбельные, плясовые».

Предварительная работа: знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов -  Дымковская,  Филимоновская, Богородская,  Каргопольская, Тверская, матрёшка. Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», чтение сказки «Василиса Прекрасная», загадывание загадок об игрушках.

                                                 ХОД  НОД:

1.Вступительная часть.

                 Звучит русская народная мелодия. 

- Ребята вы слышите?

Дети: Да!

-  Это наш  старинный сундучок приглашает  опять  в  путешествие, наверное, он нам хочет  рассказать что-то интересное.

               Педагог и дети проходят в музей «Русская горница».

                  Дети рассаживаются  на домотканые  коврики.

 Давайте, откроем его и посмотрим что же,  он нам приготовил на этот раз!

                               Педагог открывает сундучок.

 - Интересно, что здесь написано? Давайте прочитаем.

                         Читает загадки.

Есть кабинка, кузовок,
Откидной на нём борток,
Есть колёсики и шинки
У игрушечной...(машинки)

Круглый, цветной, 
Прыгает, скачет, 
А называется...(Мячик)

Я хорошая игрушка,
Буду девочкам подружкой.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки.
Я прошу меня любить,
Не ронять меня, не бить. (Кукла)

- О чем же эти загадки? (ответы детей). Правильно, об игрушках. Какие игрушки у вас есть дома? Во что вы любите играть? (ответы детей)

                            Д/игра  « Кому что подойдет?»

               (в какие игрушки играют мальчики, девочки, вместе)

- А хотите посмотреть, какие  игрушки  есть  в нашем сундучке?

                                    Рассматривание игрушек.

- Сундучок нам приготовил  игрушки-самоделки. Как вы понимаете, что значит «игрушки-самоделки»? (ответы детей)

- Правильно, это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки в минуты отдыха на забаву своим  маленьким детям. Дети постарше сами могли сделать такую потешку( игрушку)  без помощи взрослого.

-  Из какого материала сделаны ваши  игрушки? (ответы детей)

-  А  из какого материала сделаны эти игрушки? (ответы детей)

                              Д/игра «Что из чего сделано»

-  Все, что вы перечислили : дерево, глина, шишки, желуди, мох, солома, береста, тряпки - материал привычный  для людей, он  всегда был под рукой.  И потому называют этот материал подручным.

- Видите, каких удивительных человечков умели делать  на Руси.

- Давайте остановимся на игрушках, которые сделаны из соломы. Солома - это стебли хлебных растений.(Рассматривание игрушек из соломы) Очень забавные старинные соломенные куколки – стригунки. Они названы так потому, что их снизу подравнивали, подстригали ножницами. Если стригунка  поставить на поднос и слегка потрясти, то куколка начинает поворачиваться, как бы танцевать. ( Показ, как танцует куколка-стригунок)

Солому иногда заменяли на траву или тонкие прутики, или мочало. (Показ этих материалов).

- Но, пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпок. В одной семье таких куколок могло быть до сто штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков (Показ куколки, выполненной одним из способов).

- Как вы думаете, почему у этой куколки  нет лица? (Размышления детей)

            Показ слайдов с изображением старинных кукол, у которых нет лица. Обращаю внимание  на эту примечательную особенность – безликость куклы, мысль о неоднозначности ее использования в народной традиции: кукла-игрушка, обрядовая кукла, кукла-оберег. Обережную защитную функцию куклы наглядно рассказывает сказка «Василиса Прекрасная».                  

                       Предлагаю вспомнить эту сказку ( показ слайда)

Педагог  демонстрирует презентацию « Народные куклы-самоделки», одновременно со слайдами идёт рассказ воспитателя.

- Вначале это был простой тряпичный или деревянный столбик, который символизировал образ человека вообще. ( показ слайдов)

Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань. Долгие годы лицо не раскрашивалось, т.к. люди раньше были суеверные и думали, что лицо «оживает». Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо. Кроме того, глаза - зеркало души – необходимо закрывать, чтобы защитить внутренний мир человека от  внешнего мира «сглаза», «наговора».

Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно менялась и кукла ( показ слайдов) . У нее появились ручки, ножки, личико мальчика или девочки. Лицо куколке раньше рисовали угольком из печки или вышивали цветными нитками. После этого ее можно было  и рядить (наряжать). Кукольную одежду шили очень старательно, как настоящую, ведь по ней люди судили о вкусе и мастерстве девочки – будущей хозяйки. Нельзя быть девушке лентяйкой, ни к чему не годной, такую  и замуж никто не возьмет. Куклы наших прабабушек, проживали в играх целую жизнь: они вели  «кукольное» хозяйство, «ходили в гости», «справляли свадьбы», «отмечали праздники» и т.д. Так играли девочки постарше. Если  девушка выходила замуж, она приносила свою куколку в дом мужа. А когда рождался ребеночек, клала эту куколку в колыбельку, для защиты малыша от злых сил. Чтобы малыш спал спокойно, мама говорила такие слова: «Сонница – бессоница,  не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».

А такие ребятишки, как вы, играли с куклой как с ребенком.

                Педагог  предлагает детям  подержать куклу, покачать ее.

            Ребята встают в круг и  по очереди передают куклу и качают ее.

Давайте споем колыбельную.  Пение  колыбельной  под  русскую народную мелодию.        

2.Совместная  продуктивная  деятельность.

- Какие вы, молодцы! Как красиво пели. А хотите сами «свертеть» тряпичную куколку по одному из способов?(ответы детей)

                Дети располагаются на ковре. Показ картинки-схемы, по которой они будут работать. Во время работы звучит русская народная мелодия        «Сошью Дуне сарафан». Педагог  обращает  внимание на аккуратность выполнения работы, последовательность; оказывает  помощь детям, испытывающих трудности при выполнении работы.

3.Заключительная часть

Чтение стихотворения.  

Кукла у Параши

                                 Не отыщешь краше.

Свернута  из тряпки

Руки - словно лапки,

Глазки – пара точек,

А лицо – комочек.

Кукла смотрит косо,

Взгляд ее уныл,

Кто-то вместо носа

Пуговку пришил.

Но Параша любит.

Нежит и голубит,

И целует в щечку

Маленькую дочку.

                  Оформление  с  детьми  выставки « Кукла- самоделка».

- Ребята, вам понравилось  путешествие в прошлое?(ответы детей)

- Что нового вы сегодня узнали? Чему научились? Что больше всего запомнилось? В какие игры вы играли? О чем  могли  рассказать  дома

маме, папе?   Как вы думаете, у кого кукла-самоделка получилась самая красивая? (ответы детей)

Давайте попрощаемся с нашим старинным сундучком и скажем ему спасибо за интересное путешествие. Звучит русская народная мелодия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 1 младшей группы на тему "Любимые игрушки" в рамках тематической недели "Игры и игрушки"

Конспект итогового развлечения в первой младшей группе на тему: «Игрушки». Задачи: Образовательная область «Коммуникация»: - Способствовать расширению активного словаря детей по теме: «Игрушки». -...

тематическая неделя "Неделя игры и игрушки"

Календарно-тематическое планирование (средняя группа) по теме: "Неделя игры и игрушки"...

Планирование тематической недели "Неделя игры и игрушки" для старшей группы

Планирование тематической недели содержит примерные формы организации деятельности детей 5-6 лет, а также предлагает варианты работы с родителями в соответствии с темой "Неделя игры и игрушки"....

Досуг специалистов в старших группах «Раз игрушка, два игрушка» (Неделя игры и игрушки)

Ежегодно в ГБОУ Школа № 1460 (дошкольное отделение) в период осенних каникул проводится "Неделя игры и игрушки", в старших группах силами специалистов (учителя - дефектолога и логопеда) был проведен з...

Проведение недели игры и игрушки, план проведения недели игры и игрушки

Методические рекомендации к организации и планированию проведения недели игры и игрушки в дошкольных группах....