«Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста посредством сказки»
материал на тему

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах:  добре, милосердии, справедливости. Поэтому, начиная  с дошкольного возраста, считаю необходимым формировать у детей духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы, а понятнее всего для детей это можно сделать через сказку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_skazka_3.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста посредством сказки»

В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах:  добре, милосердии, справедливости. Поэтому, начиная  с дошкольного возраста, считаю необходимым формировать у детей духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы, а понятнее всего для детей это можно сделать через сказку.

Актуальность:

Таким образом, актуальность представленной работы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально – нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность.

Однако при ознакомлении со сказкой и её нравственным значением возникли противоречия. Их вы можете видеть на слайде.

В результате возникла идея приобщения детей к нравственным ценностям через сказку в процессе образовательной, самостоятельной и совместной деятельности детей со взрослыми. 

Длительность работы над опытом составила 3 года.

Диапазон опыта, теоретическую и материально- техническую базу вы можете увидеть на слайдах.

Новизна моего опыта заключается в следующем:

Заключается в преломлении содержания традиционной сказки в соответствии с современным уровнем нравственного развития ребенка и социума.

Целью работы стало:

развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников через сказку, которая достигалась путём решения Задач. (показ рукой)

В основу опыта легли с принципы, представленные  в презентации.

Работа по развитию нравственных качеств детей проводилась планово и систематически. Она была организована так, что каждый ребёнок имел возможность быть инициативным, активным деятелем.

Совместно с родителями в группе была оформлена художественно-литературная гостиная. Она включила в себя –

-«Имидж-уголок»

-Центр книги

-Творческая мастерская

-Уголок театральной деятельности

-Игротека

«Место тишины»

Возможность многофункциональности художественно-литературной гостиной позволило создать необходимые условия реализации  цели опыта.

В своей работе постоянно использовала информационно-коммуникативные технологии, что позволяло сделать процесс работы с детьми более ярким и многогранным.

Был создан театральный кружок «Лукоморье».

Вся работа с детьми происходила в тесном взаимодействии с родителями. Наряду с традиционными формами работы с родителями, были использованы и инновационные: родителям предоставлялась возможность не только быть зрителями, но и активными участниками развлечений, досугов, театрализованных представлений, совместно с детьми примерить на себя роли положительных и отрицательных героев.

Работа по нравственному воспитанию дошкольников посредством сказки осуществляется с помощью огромного количества методов и приемов, известных и широко используемых.

Я хотела бы остановиться на менее традиционных и в то же время эффективных и интересных, используемых мной в работе с детьми в этом направлении.

«Коллаж из сказок» -это создание новой сказки на основе уже известных детям сказок.

В средней группе работа над созданием новой сказки начинается с продуктивных видов деятельности. Дети рисуют, лепят героев из знакомых сказок. Педагог помогает детям объединить героев единым сюжетом, например: Колобок, Мышка, Снеговик, Волк, Лиса встретились у новогодней елки; направляет действия детей на создание новой сказки, по необходимости вводит в сюжет отрицательных героев.

В старшем дошкольном возрасте работа над созданием новой сказки усложняется тем, что детям предлагается не только рисовать, лепить героев, но и вырезывать их из бумаги, изготавливать из различных материалов. Сюжет сказки, объединяющий героев, дети тоже придумывают сами. Педагог помогает детям усвоить основное предназначение сказки, воспитывая добрые чувства.

В подготовительной группе дети ориентированы на самостоятельное придумывание сказки, на основе известных и, ими придуманных героев. Продуктивная деятельность в этом возрасте организовывается по сюжету созданной сказки. В этом возрасте дети  самостоятельно стараются сделать вывод и усвоить нравственный урок.

«Семейная сказка» - это создание новых сказок детьми и родителями.

Раз в месяц  детям и родителям дается творческое задание: придумать всей семьей сказку, художественно её оформив.

В зависимости от возраста ребенка меняется степень участия его в творческом процессе.

В группе дети представляют придуманные сказки, которые в дальнейшем оформляются в виде выставки, а в дальнейшем хранятся в «банке семейных сказок».

«Сказочная игротека»

Учитывая, что основное усвоение знаний и приобретение положительных качеств и идеалов происходит в дошкольном возрасте в процессе игры, мной был сделан подбор «Сказочных игр». Данные игры систематизированы с учётом возраста детей и подразделяются на:

- дидактические игры по сказкам;

- игры – драматизации.

В среднем дошкольном возрасте дети учились различать поступки героев сказок (игра  «Хорошо – плохо»); один и тот же персонаж в разных сказках мог быть с противоположными нравственными качествами (игра «Добрый или злой».

Дети старшего дошкольного возраста, подбирали по парам героев сказок с противоположными качествами характера(игра «Скажи наоборот»); придумывали продолжение сказок (игра «Продолжи сказку»);одевая волшебные очки придумывали новые черты характера для персонажей (игра «Волшебные очки»); представляли себя в роли любимых сказочных героев, стараясь передавать характер персонажа (игра «Мой любимый сказочный герой»).

Таким образом, применение сказки в деятельности детей и взрослых положительно повлияло на всестороннее развитие  ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.

Использование разнообразных методов и приемов работы со сказкой,  от традиционных до инновационных оказало большое влияние на развитие нравственных качеств детей: дети научились самостоятельно различать полярные понятия: «правда – ложь», «добро – зло», выражать чувства и переживания словами, делать самостоятельный нравственный выбор и применять накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме.

Как сказала Людмила Дмитриевна  Короткова «Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить…»

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, с...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...

Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста»

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными....

Консультация для родителей «Воспитание добрых чувств у детей дошкольного возраста»

Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени, когда материальные ценности преобладают над духовными. У детей искажены представления о доброте,...

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»

В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыки.

Семинар-практикумВоспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыки Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за ...

Аналитические материалы по теме "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".

Краткое описание работы по созданию педагогических  условий воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....