Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством музыки.
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Батулина Лариса Николаевна

Семинар-практикум

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного

возраста посредством музыки

 

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществятся в интеграции всех образовательных областей. Чтобы проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются мной не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.

Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. В нашем детском саду проводятся развлечения и праздники в народном стиле. Мы проводили такие развлечения как «Рождественские святки», «Масленница», «День Казачьей матери» и т.д. Я хочу предоставить вашему вниманию сценарий одного из народных фольклорных праздников « Пасхальные посиделки в кубанской семье».


 

 

Пасхальные посиделки в кубанской семье.

 

Сценарий развлечения для детей старшего возраста

Цель: Дать детям представление о традициях Пасхальной недели.
Задачи: Формировать представления об общечеловеческих ценностях, стимулировать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций, привить интерес к старинным семейным традициям. Развивать индивидуальность творческие способности, мелкую моторику, воспитывать патриотические чувства у детей.
Формы организации: групповая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.odt32.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного

возраста посредством музыки

         Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город, Родину ничего не сделать. Патриотизм – любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее – начинает формироваться уже в дошкольном возрасте и должно носить комплексный, системный характер, проходить через все виды деятельности дошкольника, осуществятся в интеграции всех образовательных областей.  Чтобы проводить работу по нравственно-патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста, педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт, накопленный веками.

             Русская музыкальная классика – это богатейшая сокровищница, достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Приучать ребенка к классике нужно постепенно и начинать как можно раньше. Классические произведения используются мной не только в качестве восприятия, но и инсценировках, ритмических движениях, импровизациях.

      Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. В нашем детском саду проводятся развлечения и праздники в народном стиле. Мы проводили такие  развлечения как «Рождественские святки», «Масленница», «День Казачьей матери» и т.д.  Я хочу  предоставить вашему вниманию сценарий одного из народных фольклорных  праздников « Пасхальные посиделки в кубанской семье».

Пасхальные посиделки в  кубанской семье.

  Сценарий  развлечения для детей старшего возраста

Цель: Дать детям представление о традициях Пасхальной недели.
Задачи: Формировать представления об общечеловеческих ценностях, стимулировать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций, привить интерес к старинным семейным традициям. Развивать индивидуальность творческие способности, мелкую моторику, воспитывать патриотические чувства у детей.
Формы организации: групповая.
Предварительная работа: Беседа «Что такое Пасха»; беседа «Как в старину люди готовились к празднику Пасхе»; беседа «Почему мы красим яйца»; составление рассказа «Как мы дома празднуем Пасху»; чтение стихов о празднике Пасха; разучивание хороводных игр «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пойди себе друга найди»; разучивание пасхальных закличек; разучивание пасхальных игр: «Катание яиц», «Кто найдёт большое яйцо», «Эстафета с яйцами», «Чоканье яйцами».
Оборудование и материалы: русские - народные костюмы (взрослые и детские), аудио запись к песне «Христос Воскресе», варёные цветные яйца, куличи,( муляжи) заготовки яиц из цветного картона для украшения.

Методическая разработка праздника «Традиции Светлого праздника Пасхи»

Описание: сценарий праздника предназначен для старших дошкольников, будет полезен для родителей, музыкальных руководителей и воспитателей. Цель:познакомить учащихся с традицией празднования Пасхи; расширить представление о народной культуре; привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к народным традициям.

Оформление сцены:

Изба, убранство горницы под старину – расписные лавки, печка, (самовар и чашки для чая ( гжель), а также коврик ручной работы. Дети в русских и кубанских костюмах.

Ход проведения:

Под музыку дети входят в зал, становятся возле стульчиков.

Ведущая:

Добрый день, молодцы добрые! Добрый день девицы красные! Приветствуем вас на наших «Кубанских посиделках». Веселья вам да радости! Дружно стихи почитаем! Кубань дорогую прославим!

 

1 ребенок:                            Я родился на Кубани

                                               И люблю свой край родной

                                               Он хорош зимой и летом,

                                               Но особенно весной!

2 ребенок:                            У моря милая Кубань

                                               Стоит на плечи шаль накинув

                                               Вся шаль в узорах, только глянь:

                                               Величье гор здесь, ширь долины.

3 ребенок:                            Подсолнух в каждом уголке,

                                               Ромашки ирисы и розы, 

                                               Лазурь небес в ее платке,

                                               И винограда вьются лозы.  

4 ребенок:                            Цветут сады из края в край!

                                               От них исходит дух чудесный!

                                               Ну чем Кубань моя — не рай?

                                               Чем не красавица, не песня?

5 ребенок:                             В руках рушник весь расписной    

                                                И соль с душистым караваем.

                                                Ты заходи гость дорогой

                                                На встречу с добрым милым краем.

Исполняется песня о Кубани.

Звучит пение птиц, выходят дети и читают стихи о весне.

1 ребенок:                                Как радостно опят звучат

                                                   Нам птичьи переливы

                                                   Они тепло в себе таят,

                                                   Весенний звон игривый.

Дети из кружка « Соловушки» исполняют песню « Весна»

Под музыку входит Весна

Весна:                                         Здравствуйте мои друзья

                                                     Я — волшебница Весна!

                                                     Я луга, и лес и поле пробудила ото сна.

                                                     Сяду с вами я на лавку,

                                                      Вместе с вами посижу.

                                                      Загадаю вам загадки,

                                                      Кто смышленей — погляжу.

Загадки:                                      Я раскрываю почки

                                                      В зеленые листочки

                                                      Деревья одеваю,

                                                      Посевы поливаю,

                                                      Движения полна

                                                      Зовут меня?             ( весна)

                                                      В ночь мороз

                                                      С утра капель

                                                      Какой это месяц   ( апрель)

Весна: Я — волшебница — Весна. И хочу вам рассказать, а знаете ли вы, что весной  приходит светлый праздник, Приближается Христово Воскресенье – самый светлый праздник. Как только начинался этот праздник девушки и юноши выходят в поле, поводить хороводы, поиграть в игры. Праздник этот богат обрядами. Во время пасхальной недели пели заклички, ходили друг к другу в гости, играли в игры, водили хороводы.


Выходят три ребёнка в костюмах народов поволжья, читают заклички.

1 ребёнок                                   Гори солнце ярче,

                                                    Лето будет жарче.
                                                   И зима – теплее,
                                                   И весна – милее!
                                                   В лесу вырастут грибы,
                                                   В огороде бобы,
                                                   В поле рожь и ячмень,
                                                   В саду зелен хмель.

2 ребёнок:                                 Солнышко катилось по западу,
                                                   Красное катилось по тёмному
                                                   Светел месяц на востоке,
                                                   Он светит не померкнет
                                                   Ночь прошла – темноту увела.
                                                   Замолчал сверчок, запел петушок.
                                                   Полежал немножко, распахнул окошко.
                                                   Здравствуй, солнышко- колоколышко.

3 ребёнок:                                   Весна, весна красная!
                                                     Приди весна ясная!
                                                     С радостью, радостью
                                                     С великой милостью:
                                                     Со льном высоким,
                                                     С корнем глубоким,
                                                     С хлебом обильным,
                                                     С сильным ливнем.

Ведущая: : А, что закликали?

Дети: Весну, хорошую погоду, хороший урожай.

Ведущая:  А ещё к Пасхе пели песню «Христос Воскресе», сейчас мы её послушаем. Кто знает слова – подпевайте.


                               
Исполняется песня  - хоровод « Христос воскрес»

Ведущая:  На пасху в игры играли. Поиграем в игру «Вербохлест».

Весна с веточкой вербы бегает за детьми, догоняет и касается веткой. Кого коснулась, тот в этом году будет здоровым.

Ведущий : Люди раньше думали, что снесла курочка яичко, а из него произошёл мир. Яйцо для людей стало символом мира и тепла, надежды на лучшее. На Пасху яичко всегда разукрашивали. А как?

Дети:                 разным цветом, узорами.

Ведущая:    Яйцо расписывают по правилам:
Сосна-символ здоровья– символ души– символ силы, Солнце –к урожаю , Любая ягода – символ плодородия матери. Раскрасят хозяйки яйца, пойдут в гости, подарят яйца, разукрашенные по-разному, тем самым всем своим знакомым и друзьям разные пожелания на праздник разнесут, а в ответ им другие пожелания дадут, т.е. яйца по-другому разукрашенные. Народ придумал много игр с яйцами. В некоторые из них мы с вами сейчас поиграем.


                                       
«Найди яйцо»

На столе два перевёрнутых стакана. Один участник кладёт яйцо под стакан, другой угадывает, где яйцо. Угадал- яйцо забирает, не угадал, отдаёт своё.


                                       
«Раскручивание яиц»

Ребята по команде раскручивают яйца крашенные . Победил тот у кого яйцо крутиться дольше.
                                           «Крутая горка»

В эту игру надо играть на улице. Найдут ребята пригорок покруче, положат несколько яиц рядом, одновременно с горки спустят. У кого яйцо укатилось и не разбилось, тот и выиграл.

Ведущая: Мы уже говорили, что существует традиция обмениваться крашеными яйцами. Когда яйца отдают, то говорят «Христос Воскрес», и отвечают «Воистину Воскрес».

Давайте попробуем поучаствовать в этой традиции. Поменяйтесь яйцом с другом и скажите слова, он вам отдаст своё яйцо и скажет слова в ответ.

Ведущая:  Славится наш народ кубанский  гостеприимством ,  да угощениями знатными. Кроме  крашеных яиц важное место на  пасхальном столе занимает обрядовая еда : Пасха и Кулич!  Кулич должен быть высоким и  пышным. Считалось: если кулич удался, то в семье будет все хорошо.    

       

Весна:                                                 Печка  кубанская!

                                                             Печка дивная!

                                                             Ты ребят не подведи

                                                             И кулич нам испеки.  

                                                             Ты пеки, пеки, пеки,

                                                             Мы ж раздуем угольки.

Дети дружно дуют на воображаемую печь.

 

Весна:  вы старались как могли, и пасхальный кулич нам испекли.

Родители из-за печки выносят куличи.

Ведущая:  Спасибо всем за славный праздник. С пасхой всех я поздравляю, быть веселыми желаю,куличами угощаю.

Дети и родители приглашаются в группу на чаепитие.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности

В материале рассмтриваются вопросы воспитание нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством организации проектной деятельности...

Система работы по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).  В нем определены основные принципы дошкольного образования, с...

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края...

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края»

В дошкольном учреждении созданы условия для формирования активной, всесторонне-развитой личности, среди которых важное значение имеет патриотизм. Русская народная культура является богатейшим материал...

Аналитические материалы по теме "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".

Краткое описание работы по созданию педагогических  условий воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с традициями празднования дня Победы в России»

Слайд 1«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возрастапосредством ознакомления с традициями празднованиядня Победы в России»  слайд 2«…Чтоб снова на з...

ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО - ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА «МУЗЫКА И ХОРЕОГРАФИЯ», А ТАКЖЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Статья посвящена воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством образовательной деятельности на занятиях по физическому воспитанию, музыке и хореографии....