Интегрированное занятие с детьми старшей группы "Богатыри"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Вяткина Лиля Николаевна

Продолжение знакомства детей с произведениями русских художников.
Данное занятие посвящено былинному направлению в творчестве Виктора Михайловича Васнецова. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_zanyatiya_dlya_sayta.doc55 КБ
Файл bogatyri2.pptx2.7 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Богатыри».

Цель: Знакомство с былинными героями через творчество В.М. Васнецова.

Задачи:

- формирование интереса к изобразительному искусству;

- повышение собственной самооценки детей в процессе продуктивной деятельности в ДО,

- формирование стойкой мотивации в создании нового оригинального продукта в искусстве, побуждение к рисованию;

- расширение словарного запаса.

Ожидаемые результаты были достигнуты:

- несколько семей сходили в Третьяковскую галерею;

- дети с удовольствием самостоятельно рисуют

- тревожные дети спокойно передают свои работы на выставку в художественном уголке (маленькая выставка в «уголке рисования» в игровой комнате)

Средства: проектор, ноутбук, заранее приготовленная презентация.

Ориентировочный ход занятий

Слайд 1.

Мальчики и девочки, недавно мы рассматривали картины русского художника Василия Дмитриевича Поленова. Вспомните, вам понравилась картина «Московский дворик». Сегодня мы с вами познакомимся с былинным направлением творчества друга Василия Поленова, творчеством Виктора Михайловича Васнецова.

Слайд 2.

Виктор Васнецов любил былины. Он даже иллюстрировал книгу о русских богатырях. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь художник изображен за работой. Он в халате, с кистью в одной руке и палитрой в другой. Обратите внимание за ним огромное полотно. Вспомните, что картины могут быть и маленькие, и очень большие, во всю стену.

Слайд 3.

Однажды, будучи в гостях у своего друга Поленова Васнецов между делом очень быстро сделал набросок. И хотел подарить другу, но он отказался, сказал, что работу надо доделать. Посмотрите на этот эскиз. Размер его был почти такой же, как ваши альбомные листы.

Только через 27 лет Виктор Васнецов дописал картину. Дописывал он её во Франции, в городе Париже, вспоминая русские просторы и русскую мощь.

27лет – это очень продолжительный промежуток времени. Как будто вы сейчас сделаете эскиз, а завершите работу только тогда, когда вы станете, как ваши родители.

Ещё раз внимательно посмотрите на эскиз. Подумайте, можете вы так нарисовать сейчас?

Слайд 4.

Такой получился результат.

Что мы видим на картине?

Ответы детей. В случае затруднений задаем наводящие вопросы.

- Кто изображен на картине?

- Сколько богатырей?

- Как они одеты? Буднично?

- Какое у них вооружение?

Обобщить ответы детей.

Правильно, на картине изображены главные герои русских былин.

В центре картины на вороном коне Илья Муромец. Про коней чёрного окраса говорят «вороной конь». Самый старший он из трёх богатырей: кудри его побелели и в бороде седина. В одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица. Смотрит Илья Муромец вдаль из-под ладони, очи его острые, орлиные; зорко они вдаль глядят - не видать ли злого ворога. Спокойствием и уверенностью веет от его фигуры.

Слева на белом коне Добрыня Никитич. Посмотрите, какое у него тонкое и умное лицо. В то время как Илья только вглядывается вдаль, Добрыня уже вынимает острый меч из ножен, щитом грудь прикрывает, ноги его уже в стременах. Насторожен и его белоснежный горячий конь, высоко поднявший голову и тонкими ноздрями нюхающий воздух. Он, как будто, чует врага, хвост и грива его развеваются. Так и кажется, что они вот-вот сорвутся с места и ринутся в бой.

Справа на коне рыжей масти Алёша Попович, молодой, да удалой, красавец с золотистыми кудрями. Из-под темных бровей его остро смотрят очи соколиные. Левой рукой Алеша крепко держит тугой лук, а правой достает из колчана стрелу каленую.

Друзья мои, давайте покажем, какие они богатыри. Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и показывайте. Я тоже вместе с вами сделаю зарядку.

Аккуратно встаём. Внимание:

Богатырь - вот он каков!

Он силён, он здоров.

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём и мы, смотри,

Станем, как богатыри!

Показывают силача

Имитируют движения стрельбы из лука

Имитируют движения бросания

Встают по стойке «смирно»

Прикладывают ладонь ко лбу

Поднимают руки высоко вверх

Показывают силача

Молодцы! Садитесь, пожалуйста, на свои места.

Послушайте, как сам Васнецов описывал картину «Богатыри Добрыня, Илья и Алёша Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

- Кто из вас готов описать поле, в котором сторожат наши герои?

Ответы детей с использованием понятий «передний план», «задний план», усвоенных на предыдущих занятиях.

- Какая музыка звучит у вас в душе, когда вы смотрите на эту картину? Какие ощущения она навевает на вас? Какие возникли у вас чувства?

Ответы детей.

Слайд 5

Мальчики и девочки, я сейчас загадаю вам загадки, а вы постараетесь ответить.

Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. (Кольчуга.)

Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем).

Оружие это не просто поднять,

не просто поднять и в руке удержать.

Снести им легко было голову с плеч…

Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч).

Чтоб грудь защитить от ударов врага,

уж вы это знаете наверняка

на левой руке у героя висит тяжелый

блестящий и круглый… (Щит)

Слайд 6.

Вы уже знаете, что Виктор Васнецов написал целую серию картин про былинных богатырей русских. Сейчас мы посмотрим несколько из них.

Эта картина называется «Илья Муромец».

На картине уже знакомый нам богатырь. Но совсем иначе он выглядит.

- Кто из вас готов рассказать по картине?

Рассказ ребенка с описанием чувств.

- Как вы думаете, куда спешит, летит Илья Муромец?

Давайте, поможем найти ему дорогу!

Слайд 7.

Посмотрите, это лабиринт. Перед вами лежат листочки, задание под номером 1 точно такое же, как на экране. Нужно помочь Илье Муромцу пройти его. Как обычно, сначала согреем наши руки:

- разотрите их, пожалуйста;

- возьмите карандаш, покатайте его между ладонями, молодцы;

- возьмите карандаш в левую руку, побежали вверх, вниз, и ещё раз вверх, вниз, молодцы,

- теперь правой рукой, вверх, вниз, вверх, вниз.

Приступайте к работе.

Слайд 8.

Проверьте, пожалуйста, правильно ли вы выполнили задание.

Слайд 9.

Вот ещё одна картина Васнецова «Витязь на распутье».

- Кто из вас знает, что обозначает слово «распутье»?

Распутье – это перекресток, встреча двух или нескольких дорог.

Перед витязем стоит выбор: по какому пути пойти. И каждый путь несет в себе неизвестность и опасность. Посмотрите внимательно на камень, на нём написано предупреждение. Надпись на камне соответствует былинным текстам, но видна не полностью. Васнецов сам писал: «На камне написано: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке»

Слайд 10.

Предлагаю вам помочь богатырю найти самый короткий путь.

Согреем руки… Пожалуйста, начинайте.

Слайд 11.

Сверьте, пожалуйста, правильный путь с вашим.

Слайд 12.

Сейчас мы посмотрим ещё несколько картин.

«Встреча Олега с Кудесником»

Кудесник - волшебник, тот, кто делает что-либо сверхъестественное. Мудрец. Знающий человек. Как вы думаете, что говорит он воинам, отправляющимся в путь, возможно на битву? Какое напутствие даёт? Ответы детей.

Слайд 13

«Поединок Пересвета с Челубеем»

Какое интересное слово поединок! Мальчики, как вы думаете, что оно обозначает? Правильно боевую встречу один на один. Рассмотрите, пожалуйста, эту картину. Обратите внимание на войска. Они замерли в  ожидание окончания поединка.

Какое чувство у вас возникает, глядя на эту картину? Волнения, тревоги.

Слайд 14

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман!
Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей
И стариков и матерей!

Богатырь – не обязательно силач. Человек, обладающий большой силой воли – тоже богатырь 

Слайд 15

«После побоища Игоря Святославовича с половцами».

Встаёт солнце и освещает поле боя. Все воины пали. Лишь два сокола продолжают свой поединок.

Слайд 16

Если раньше богатыри, русские витязи защищали нашу землю, то кто сейчас стоит на защите нашего отечества? Мимо кого ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит

Ответы детей: воины, солдаты.

Определите, пожалуйста первый звук в слове «богатырь». В слове «воин». Вспомните, как пишутся эти буквы. Посмотрите, на экран. Здесь новое задание. Переверните, пожалуйста, свои листы. Это задание под номером 3. Вы должны найти все буквы «Б» и «В», вычеркнуть их или обвести в кружок.

Слайд 17

Молодцы! Проверьте себя самостоятельно. Сверьте правильные выполнение и ваше.

Слайд 18

Друзья мои, мы сегодня с вами познакомились с былинными работами Виктора Михайловича Васнецова. Надеюсь вы дома расскажите родителям, какие картины вы сегодня видели, и наше знакомство с богатырями продолжится.

Большое спасибо вам за ваше внимание, усидчивость и старания!

Сейчас мы с вами поиграем…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Васнецов Виктор Михайлович Кузнецов Николай Дмитриевич. 1891 год.

Слайд 2

Первый набросок картины «Богатыри», 1871—1874 гг.

Слайд 3

Богатыри

Слайд 4

Загадки Рубашку такую не вяжут, не шьют, ее из колечек железных плетут. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и круглый…

Слайд 5

Илья Муромец

Слайд 6

Лабиринт

Слайд 7

Лабиринт

Слайд 8

Витязь на распутьи

Слайд 11

Встреча Олега с кудесником

Слайд 12

Поединок Пересвета с Челубеем

Слайд 13

Силён, как вольный ветер, Могуч, как ураган. Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град. Спасает бедных и детей И стариков и матерей!

Слайд 14

После побоища Игоря Святославича с половцами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема: « С огнём нельзя играть».

Конспект занятия по пожарной безопасности. Обучение детей  правилам поведения в экстримальных ситуациях....

Интегрированное занятие с детьми старшей группы «Форт Боярд»

Выявить уровень развития детей, формировать «актёрские» способности (выражение эмоций в мимике, жестах, интонации), развивать чувства взаимопомощи, поддержки....

Экскурсия «В гости к деревьям». Интегрированное занятие с детьми старшей группы

Проводится со старшими дошкольниками. (весной в маи)Цель: Познакомить с разными породами деревьев, их взаимосвязью с окружающей средой (почвой, водой, солнцем) ; воспитывать бережное отношение к...

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром «Золотая рыбка»

ТЕМА: « Золотая рыбка» Цель: Создать условия для изготовления детьми сувенира «Золотая рыбка» используя такое свойство бумаги, как пластичность Задачи:              ...

Интегрированное занятие с детьми старшей группы на тему: «Красавица осень»

Цель:  провести беседу на тему осень; учить детей отвечать на вопросы по теме; научить видеть прекрасное в окружающем времени года; подготовить почву для решения проблемной ситуации – как же можн...

Конспекты интегрированных занятий с детьми старшего дошкольног возраста

В занятиях использованы нетрадиционные педагогические технологии,такие как:мнемотехника,мукосол,икт...