«Использование современных информационных технологий в музыкальной среде ДОУ»
методическая разработка на тему

Цеева Анна Александровна

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Музыкальное образование дошкольников направлено на становление музыкальной культуры. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов музыкального воспитания и современных информационных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_sovremennyh_tehnologiy.docx25.78 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        

Конспект выступления на тему:

«Использование современных информационных технологий в музыкальной среде ДОУ»

выполнила: музыкальный руководитель

МБДОУ № 56 Цеева А.А.

г. Майкоп

2014 г.

        Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

        Музыкальное образование дошкольников направлено на становление музыкальной культуры. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов музыкального воспитания и современных информационных технологий.

Вначале давайте вспомним, что же означает сам термин «технология».

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

        Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).

 В нашем саду используются следующие современные образовательные технологи:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровая технология
  •  информационно-коммуникационные технологии;

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (исследования С.Л.Новоселовой, И.Пашелите, Г.П.Петку, Б.Хантера и др.).

        В нашем саду использование информационно-коммуникационных технологий  в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение инфомационно-коммуникационными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению - перейти на режим её функционирования и развития как открытой образовательной системы.

В основе использования компьютерных средств в детском саду лежит метод эффективной организации среды и педагогического процесса. В современном мире технический прогресс развивается очень активно: с каждым днём появляются всё более новые технологии. Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития. 

        По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • является отличным средством для решения задач обучения.

Каковы функции компьютера в работе педагога-музыканта ДОУ?

 1. Источник учебной информации.

 2. Наглядное пособие.

 3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.

 4. Средство подготовки выступлений. 

        Итак, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.

        При взаимодействии с детьми в культурно-досуговой деятельности  можно использовать  домашний кинотеатр, центр – караоке,  мультимедиа,  компьютер со специально подобранными  программами, презентациями.

        Свои достижения в областиинфомационно-коммуникационных технологий  мы используем  при проведении открытых занятий для родителей, на утренниках и праздниках. Использование в процессе музыкального  воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности воспитанников, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что работа с ноутбуком, демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками.  Дети и родители считают, что занятия с показом  видеопесенок, презентаций гораздо интереснее.

        Также мы не забываем о здоровьесберегающих технологиях, использование технических средств воспитания ограничиваем временными рамками, соответствующими возрастным особенностям детей.

В образовательной области «Музыка» применение информационно-коммуникационных технологий раскрывают большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеоклипы, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических игр, игры на детских музыкальных инструментах.

В разделе «Слушание музыки» можно использовать компьютерные презентации, видеоклипы. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Видеоклипы помогают детям понять содержание музыкального произведения, почувствовать смену настроения в музыке. Но лучше использовать их как итог знакомства с музыкальным произведением, чтобы не навязывать детям определенные ассоциации, а, вначале, дать возможность сформировать собственные представления о музыке.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Для этого вида деятельности тоже можно использовать информационные технологии.  Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому, создание электронных иллюстраций  к различным песням  помогут понять смысл слов. Например, в песне «Зима пришла» сл. М.Клоковой, муз. Н.Метлова, детям не ясен смысл слов: «канавка», «овражки», - поэтому можно предложить посмотреть иллюстрации к песне, которые помогают уяснить значение этих слов и т.д.

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев поможет детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения, заинтересует их. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеодисков: «Ритмическая мозаика» - автор А.И.Буренина, а также, «Ку-ко-ша» - авт. Е.Кутузова, С.Коваленко, И.Шарифуллина. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков станет увлекательным и займет меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.

Музыкально-дидактические игрытакже можно организовать с помощью ИКТ-технологий: интерактивные и мультимедийные игры в программах «Электронные образовательные ресурсы» и Конструктор интерактивные заданий LearningApps.

При обучении игре на детских музыкальных инструментахможно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра народных инструментов, сольное звучание различных инструментов. Детям легче будет объяснить, что такое оркестр, группа инструментов, познакомить с профессией дирижера. Для ознакомления с видом инструментов и их звучанием можно использовать программы: ЭОР и LearningApps или создать самим интересные задания для детей. У детей появится интерес к музыкальным инструментам, а так же, к слаженному исполнению музыки, правильному звукоизвлечению.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форм музыкальной деятельности детей. Это - совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, досуги и др.  Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайдшоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Все это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъем, создать радостное настроение.

Для подготовки и проведения праздников и развлечений использование компьютера стало просто незаменимым. В Интернете можно найти музыку, песни, фонограммы, подобрать танцы, костюмы, сценарии, разнообразить праздники показом видеоклипов.

Из всего сказанного, можно сделать вывод, что новые информационно-коммуникационные технологии помогают осуществить самые разнообразные запросы педагогов, позволяют повысить эффективность образовательного процесса.

        Компьютерные технологии - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Они стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителямисамообразования.

        Необходимым условием в работе музыкального руководителя является разумное использование в учебном процессе  цифровых  средств обучения, направленных на развитие наблюдательности, внимания,  музыкальности, речи, мышления дошкольников.  Наглядность материала повышает его усвоение детьми, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, моторный, слуховой и эмоциональный.

        Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал  ребят.

         При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных информационных технологий при ознакомлении дошкольников с историей, культурой и бытом Кубани».

Эта консультация для педагогов.В ней расскрываются современные информационные технологии, их применение в детских садах....

Педагогический опыт по теме: «Использование современных информационных технологий в музыкальной среде ДОУ»

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.         Музыкальное ...

Отчет по самообразованию «Применение современных информационных технологий на музыкальных занятиях».

Одним из путей модернизации в образовании является информатизация. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в кото...

Конспект НОД По познавательной деятельности для детей подготовительной группы с использованием современных информационных технологий (через использование разных видов деятельности)

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через разные виды деятельности.Задачи: Обучающие:-Формировать у детей исследовательские  навыки  и способность самостоят...