Знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями республики Удмуртия.
статья (старшая группа) по теме

В нашем детском саду во всех группах ведется, целенаправленная работа по ознакомлению детей с культурно-нравственными ценностями и традициями народов России. в старшей группе ведется активная работа по ознакомлению детей с республикой Удмуртия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями республики Удмуртия.

В рамках работы по культурно-нравственному воспитанию, в детском образовательном учреждении для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Чернова Е.И.

ГБОУ СОШ №875 Структурное подразделение « Надежда»

Г. Москва, Россия

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость –  толерантность.

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины. Обращение к Отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живут в дружбе народы России, гордость за нее.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма. Оно многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ и ощущение неразрывности с окружающим и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

В нашем детском саду во всех группах, начиная со среднего возраста, ведется целенаправленная работа по ознакомлению детей с культурно - нравственными ценностями и традициями народов России.

Для лучшего усвоения и систематизации знаний нами использовались следующие виды работы:

-посещение музеев, библиотек:

-создание предметно-развивающей среды;

-расширение представлений об истоках культурно-этнического многообразия (национальные праздники, общение с представителями разных национальностей);

-знакомство с произведениями декоративно- прикладного искусства, живописью,  и предметами быта;

-знакомство с устным народным творчеством;

-организация народных игр, в том числе с использованием народной игрушки и национальной куклы;

-организация выставок и мини-музеев;

-совместная творческая деятельность детей и взрослых и пр.

F:\DCIM\100OLYMP\P1010714.JPGC:\Users\USER\Desktop\фото\ещё одно такоеже фото\работа в дет.саду\PB110221.JPG

В старшей группе велась активная работа по ознакомлению с культурой республики Удмуртия.

Начиная работу, определяя цели и задачи, собирая материалы, хотелось, как можно более ярко рассказать детям, живущим далеко от Удмуртии, то, что характерно для этого края, как показать связь маленького народа, частицы России, со всей страной.

Цель работы была обозначена: дать детям знания о малом народе, проживающем на территории России.

Задачи были поставлены следующие:

1.Дать детям знания о республике Удмуртия: (познакомить с географическим положением, символикой, столицей- городом Ижевском, с его достопримечательностями, промышленными объектами, учебными заведениями);

2.Познакомить с прошлым и настоящим республики, с именами, тех, кто основал и прославил ее;

3.Расширить знания о флоре и фауне Удмуртского края;

4.Учить работать с картой республики. Определять по условным знакам реки, леса находить города - Ижевск, Сарапул, Воткинск, Можга, Глазов;

5.Познакомить детей с главной судоходной рекой республики – Камой;

6.Познакомить детей с национальным костюмом, культурой, народным творчеством, традициями коренных жителей – удмуртов;

7.Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своей стране, к своему народу;

8.Воспитывать толерантные отношения к представителям других национальностей.

Подготовительный этап заключался в изучении литературы. Педагоги и родители вместе с детьми посетили библиотеки, изучили материалы в информационной системе интернет. Многие дети первый раз побывали в библиотеке, это явилось для них настоящим культурным событием.

Педагогами был подобран иллюстративный материал, книги, народные песни, игры, танцы, народные костюмы, сказки. Была собрана папка материалов о республике, разработаны конспекты занятий.

На занятиях по ознакомлению с республикой Удмуртией было рассказано о коренных жителях – удмуртах, о географическом положении края, о гербе, флаге, гимне, языке народа, о достопримечательностях столицы Ижевска, рассказали о других крупных её городах.

Чтобы дети могли узнать уклад жизни, быт, обряды, верования предков, их культуру, на занятиях, проводимых в игровой форме, проигрывались сценки из жизни удмуртов, использовались фольклорные формы, сказки, которые помогали детям получить представления об обычаях, традициях народа, флоре и фауне края. Народные игры «Водяной» («Ву мурт»), «Серый зайка» («Пурысь кечпи»), «Догонялки» («Тябыкен шудон»), «Охота на лося» («Лосъёсты кутон»), «Игра с платочком» («Кэштен шудон») по настоящему, полюбились воспитанникам. Кроме этого в работе с детьми использовались дидактические игры: «Путешествие», «Кто в какой стране живет», «Узнай наш герб».

Наш детский сад компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому большое внимание уделялось словарной работе. Разучивание пословиц и поговорок удмуртского народа и о Родине и дружбе стало одной из форм коррекционно-развивающего воздействия.

На занятиях по изобразительной деятельности мы с детьми рисовали на тему: «Дружат дети всей земли», изучая национальный костюм удмуртов, рисовали на тему «Кукла в национальном костюме». Интересным был проект «Письмо другу», когда дети рисовали рисунки о Москве, чтобы послать друзьям из Удмуртии.

Детям очень понравились изделия прикладного творчества народных умельцев – мастеров Удмуртии. Проводилась дидактическая игра «Магазин народных сувениров», игровое действие которой заключается в покупке сувенира, который продается при условии правильного определения ребенком, в какой республике сделан этот предмет, из какого материала, каково его назначение и особенности. Такая игра способствовала закреплению знаний о прикладном искусстве разных народов нашей страны.

После игры сувениры поместили в мини-музей «Народной игрушки». Изучив историю и традиции создания удмуртской игрушки, дети нашей группы с удовольствием рассказали об этом воспитанникам младших групп - провели увлекательную экскурсию по мини-музею.

Совместно с музыкальным работником дети разучивали песни и танцы удмуртов. Интересно было, детям познакомится с творчеством коллектива «Удмуртские бабушки», песни которых содержат и элементы фольклора, и современные музыкальные мотивы более понятные современным детям.

Интересной была работа, связанная с проведением мини-экскурсий. Постепенно расширяя представления детей старшего дошкольного возраста о родной стране, государственных и народных праздниках, продолжал формироваться интерес к своей «малой Родине», к достопримечательностям родного города, культуре и традициям. На прогулках дети рассматривали общественные здания, обращали внимание на особенности архитектуры, на быт, интересы, речь земляков и сравнивали с тем, что они узнали на занятиях о других народах.

Таким образом, благодаря систематической работе, к концу дошкольного периода обучения ребенок уже многое знает о Родине, толерантности и патриотизме. Например, что нашу страну населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции,  и архитектура, каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками. Любовь к своему Отечеству, гордость за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности независимо от цвета кожи и вероисповедания. В конечном итоге данный вид работы способствует созданию толерантной среды и приятию ребенком мира во всем его многообразии.

Библиографический список.

1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //Мемориал. 2001., №24

2. Леконцева Ю., Кущ Н.В. Содержание работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с городами Удмуртии // Инновационные образовательные технологии в дошкольном образовании Удмуртской Республики. Под ред. Т.Н. Пацуковой. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2011.

3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001№ 9, 2002 № 1.

4. Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграция образовательных областей в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством удмуртов: учебно-методическое пособие / под ред. Т. Б. Хорошевой. – Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с традициями сибирской кухни»

Приобщение детей к правильному питанию, знакомство с особенностями русской кухни....

Презентация для детей старшего дошкольного возраста " Красная книга Республики Коми: животный мир"

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с представителями животного мира, занесенными в Красную книгу Республики Коми....

Статья "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с весенними народными праздниками и традициями"

Приобщение к традициям своего народа особенно значимо в дошкольные годы. Праздник, особенно народный, помогает детям выразить свои чувства в музыке, познакомить с новыми произведениями художестве...

Краткосрочный проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Мой край, Республика Коми»

Краткосрочный проектпо патриотическому воспитанию детейстаршего дошкольного возраста «Мой край, Республика Коми»...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...

Опыт работы "Знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями, и ценностями многообразия народов нашей страны

Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с условиями, традициями  и ценностями многообразия народов нашей сраны.Задачи:углубить и уточнить представления о Родине &mdash...