статья "Система правового воспитания в ДОУ"
статья (подготовительная группа) на тему

Сапарова Альтеншаш Калимулловна

Система правового воспитаниия в ДОУ

Мир детства – самый лучший мир,

Наивный, добрый и счастливый

Ребенок хочет быть большим,

Стремится жить во взрослом мире.

Когда начинать знакомить человека с его правами и когда начинать воспитывать обязанность не нарушать права других людей? Когда он станет взрослым? Когда будет учиться в старших классах школы? Не поздно ли?

Скорее всего, и я в этом убеждена, начинать приучать ребёнка жить в правовом государстве и осознавать свои и чужие права логично и необходимо с малых лет. Дошкольный возраст —особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый, внутренний мир, который даёт основание называть ребенка личностью (Л. И. Божович) Тогда эти права и привычка следовать им войдут в жизнь малыша естественно и будут влиять на мировоззрение растущего человека, его отношение к миру и людям.

Правовое воспитание дошкольников---приоритетное направление в моей работе.

Творческой группой, которую я возглавила, была составлена «План развития ДОУ по правовому воспитанию дошкольников

Права детей можно разбить на три блока, каждый из которых имеет своё особое содержание и предполагает конкретную методику ознакомления с ним детей.

Так, первый блок — права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на образование, право на игру, право на уважительное к себе отношение, на защиту от жестоких наказаний и т. д

Второй блок — права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право детей на выражение своего мнения, своих взглядов, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия.

Третий блок прав, с которыми можно познакомить детей дошкольного возраста, — это права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям и которые доступны познанию на уровне обобщений. Речь идёт о праве на образование, на жилище и семью, на полноценное питание и т. д.

Особенностью ознакомления детей с этими правами является выведение их на уровень обобщений: «Такое право есть у меня, но такое право есть у всех детей Земли. Цель ознакомления дошкольников с правами третьего блока — расширить их представления о правах ребёнка, научить приобщать «себя к проблемам мира».

С целью расширения знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ был проведен педсовет. Его девиз «Знаю, реализую, защищаю» Подготовка к педсовету заняло у меня много времени. Он по моему мнению должен быть и содержательным, т е нести нужную и полезную для практической работы информацию и в тоже время занимательным, и творческим для участников

Педсовет я оставила из двух частей : теоретическая и практическая. Практическая часть – это занятие, которое я провела с воспитателями. На её основе было понятно, как провести занятие с детьми. Звучали поэтические строки, рассматривали семейные альбомы.

Значение педсовета

расширять знания педагогов по проблеме правового воспитания детей в ДОУ;

знакомить воспитателей с правами детей и основополагающими документами по правам ребёнка;

довести до сведения дошкольников положения о правах ребёнка (игры, беседы, повседневная жизнь) ;

разработать методику ознакомления дошкольников с правами ребёнка на занятиях;

Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства — вполне распространенное явление. Для широкого и всестороннего обсуждения этой темы мы провели общесадовское собрание «Защита прав и достоинств маленького ребенка»

Педсовет «Ребенок и книга» был посвящен проблеме художественная литература как средство правового воспитания дошкольников

Для реализации задач были использованы различные технологии и методики. Я решила, что ввести ребенка в проблему права мне поможет такая технология как"старая сказка на новый лад" Работа над сказкой «Приключения Буратино» стало первым этапом знакомства детей с проблемой прав человека вообще и прав ребенка в частности.

Проекты по правовому воспитанию Применительно к детям своего возраста я решила провести правовое воспитание через проектный метод, который помог мне объяснить детям ряд существенных понятий права

- Участвуя в работе кружка «Живая бумага» (оригами) дети с удовольствием «собирают» любимых героев сказок, которые потом помогают нам разобраться в правовых понятиях

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по социально-правовому воспитанию детей

Конспект занятия по социально-правовому воспитаниб для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников

Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....

Правовое воспитание дошкольников

Конспекты занятий по правовому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста...

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

ИГРА – ЗАНЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ «ПРАВОВОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ»

Дать детям общее представление об их правах. Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Совершенствовать знания, умения в игре «Танграм». Закрепить названия и авторо...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....