Доклад "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ".
статья по теме

Прунчак Галина Николаевна

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Особое место в деятельности дошкольника занимает сюжетно - ролевая игра. Из данной статьи вы узнаете особенности, условия развития, сюжет, содержание и структурные компоненты сюжетно-ролевой игры в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzhetno-rolevyh_igr.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ-ЮГРА

город Покачи

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад 

.

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ДОУ.

                                                                                                  Подготовила

                                                                                                     Прунчак  Г. Н.

г. Покачи – 2015.

Дошкольное детство – важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинают формироваться определенные отношения к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.                                                                                                                                               Жизнь ребенка 21 века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей. Он быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон и компьютер, телевизор и магнитофон. Он слушает и смотрит с родителями одни и те же песни и телепередачи; ходит вместе с семьей в кафе и рестораны, выезжает за границу на отдых, путешествует; ориентируется в марках автомобилей, и в рекламе. Он многим интересуется и о многом рассуждает. В то же время ребенок, по прежнему,  ориентирован на самоценные, детские виды деятельности. Он любит сочинять, рассуждать, фантазировать, радоваться и обязательно играть.

С принятием ФГОС игра становится содержанием и формой организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с дошкольниками.

Особое место в деятельности дошкольника занимает сюжетно - ролевая игра. По своему характеру сюжетно - ролевая игра  это деятельность отражательная. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней мнимой или воображаемой ситуации, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и воспроизводит все то, что видит вокруг себя в жизни и деятельности взрослых, выполняя трудовые или социальные функции взрослых людей, моделируя отношения между ними.  Именно роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. А  ребенок в игре таков, каким ему хочется быть, там, где ему хочется быть, он  - участник интересных и привлекательных событий.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. В ней ребенок получает навыки коллективного мышления. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
 Чувствуя себя членом коллектива, он учится справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, и свои собственные. Таким образом, сюжетно - ролевая игра – это социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Основной источник, питающий игру ребенка - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов  и моральных качеств ребёнка, является знание - действие – общение.

Первое условие игры, как увлекательной деятельности - наличие у ребёнка знаний об окружающих его предметах (их свойствах, качествах, назначении), о событиях и явлениях реального мира.

Знакомство с трудом взрослых, с событиями общественной жизни, чтение и рассказывание художественных произведений, сказок, просмотр фильмов дают материал для игры, заставляют работать воображение. 

Вторым условием,  по которому игра является  привлекательным действием для дошкольника – это то,  что в игре ребёнок испытывает внутренне субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений — всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку».  Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт. В игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы   жизни   с   помощью   условных   действий, сначала это   действия   с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Третьим условием, обеспечивающим организацию интересной игровой деятельности для дошкольников – это способность общаться, взаимодействуя с другими людьми. При этом воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок во-первых осваивает правила этого взаимодействия, во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать их с другими людьми. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. д.). Воссоздавая поступки людей, ребёнок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться между людьми. Он усваивает предшествующий социальный опыт и овладевает  духовными ценностями,                                                                  Всё это свидетельствует тому, что  сюжетно - ролевая игра может стать той формой  организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог, применяя различные методы, формирует личность ребенка, ее духовную и общественную направленность.

Структура игровой деятельности

Следует различать сюжет и содержание игры.

Сюжет - это сфера действительности, которая моделируется и воспроизводится в игре.

Сюжеты детских игр

  • бытовые,
  • производственные,
  • общественно – политические.

Игры с бытовым сюжетом (семья, детский сад, прогулка, День рождения, приготовление обеда).

Игры с производственным сюжетом (стройка, больница, магазин, школа, поезд).

Игры с общественно-политическим сюжетом (война, индейцы, партизаны, митинг).

Содержание игры

Содержание игры - содержание деятельности людей.

Вначале дошкольного возраста содержание игры ребёнка, это воспроизведение простых операций с предметами и последовательность предметных действий.

Затем воспроизведение социальных ролей.

На позднем этапе - воспроизведение социальных и межличностных отношений.

        Пример  игра «Дочки-матери»

  • Выполнение отдельных действий (приготовить обед, разлить чай в чашки).
  • Целостное ролевое поведение (обращение к партнёру).
  • Воспроизведение межличностных и социальных отношений (мать любит ребёнка, заботится о нём).

Структурные компоненты игры:

  • Роль.
  • Игровое действие.
  • Игровое употребление предметов (замещение).
  • Реальные (партнёрские)  отношения между играющими детьми.

Центральным и определяющим компонентом является – роль.

Роль реализуется в игровых действиях.

Основу игры, по словам Л.С. Выгодского составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций и смыслового поля.

Еще, один компонент, структуры сюжетно-ролевых игр это - реальные отношения (между играющими детьми, как партнёрами по совместной игровой деятельности).

Уровни развития детской игры

1-предметные действия

2- предметные действия в цепочке

3-выполнение ребёнком роли и связанных с нею действий

4-выполнение действий отражающих социальные и межличностные отношения.

На протяжении дошкольного детства можно наблюдать динамику развития игры от первого уровня (в младшем дошкольном возрасте) к четвёртому (в старшем дошкольном возрасте).

Принципы отбора игровых методов обучения

Взаимоотношение воспитателя с детьми должно исключить принуждение.

Способы построения сюжетно-ролевых игр

предметно-действенный способ, на этапе раннего и младшего дошкольного возраста (покатать машинку, загрузить её, покормить куклу).

ролевой способ,  в среднем дошкольном возрасте (принятие роли и ролевое поведение, в роли зайчика ребёнок «строит» для себя дом, готовит обед).

сюжетосложение, в старшем дошкольном возрасте(придумать, комбинировать сюжет на основе опыта).

Игровая мотивация

Детям 3-4 лет необходимо:

-одушевлять игровые персонажи.

-использовать различные сюжеты

-осуществлять превращения одних предметов в другие.

Детям 4-5 лет необходимо:

-принимать нужную роль и действовать в этой роли.

-заинтересовывать детей ролями.

Детям 5-6 лет необходимо:

-отбирать яркие и выразительные образы.

-представлять сюжет, используя ролевое поведение.

Принципы организации сюжетной игры в детском саду:

I принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

II принцип : воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми  сразу  открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.

III принцип : начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

На каждом  возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель: ·                   закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; ...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Конспект сюжетно-ролевой сказочной игры «Волк, мама коза и семеро козлят»

Цель: побуждать детей коллективно распределять роли, опираясь на полученные знания, и личный опыт; учить дружно и слаженно взаимодействовать в коллективе, опираясь друг на друга.Задачи:1. Учить...

Сюжетно-ролевая пролонгированная игра «Спасатели».

Цель:  закреплять умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительные модули;  побуждать детей по-своему обустраивать собственную игр...

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Проект сюжетно-ролевой музыкальной игры "Музыкальный магазин "

Развивать творческие способности детей, средствами музыкальной деятельности, делая жизнь воспитанников наиболее интересной, содержательной, наполненной радостью музыкального творчества....

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....