Технология ТРИЗ в дошкольном образовании
статья на тему

Ольга Николаевна Шикина

Описание использования технологии ТРИЗ( теория изобретательских задач)  в дошкольном образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

       

Технология ТРИЗ

в дошкольном образовании

                                               

                                     

                         

                 

В последнее десятилетие в России в сфере дошкольного образования вышли в свет различные инновационные программы и технологии. Одной из современных и популярных педагогических технологий, адаптированной к дошкольному детству является Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером. Исходным положением концепции ТРИЗ по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы. А также положение Л. С. Выготского о том, что дошкольник принимает программу обучения в той мере, в какой она становится его собственной.

Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Они учат детей выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к творческому мышлению.

Принципы и аксиомы общей теории сильного мышления позволяют педагогам учить детей решать проблемные ситуации в различных видах деятельности. Классическая технология ТРИЗ имеет многолетний опыт в разных странах: Азии, Европы и Америки и убедительно показывает полезность и эффективность предлагаемых ТРИЗ моделей для решения различных задач.

ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, первоначально адресованная инженерно – техническим работникам, в последние десятилетия  вызвала пристальный интерес в среде педагогов - практиков. Система ТРИЗ – педагогика развивается с начала 80 – х.  годов, в ответ на требование времени по подготовке инновационно -мыслящих личностей, умеющих решать проблемы. Главное достоинство этой теории в том, что она на основе диалектической логики позволяет резко повысить творческие способности  каждого, а не в отдельности вундеркинда, т. е. то чего мы с вами хотели бы для своих детей.       Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом                  « Творчество во всем».

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение.

    Пусть Вас не смущает это громкое название – ТРИЗ – теория решения изобретательских задач.  Всё грандиозное начинается с малого.  А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей речь, логическое мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

   Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ограничен «глубоким опытом жизни» и традиционными представлениями о том, как все должно быть, что позволяет им изобретать, быть непосредственными и непредсказуемыми, замечать то, на что мы взрослые давно не обращаем внимание.

 Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как  гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. Творчество – самый эффективный способ активного развития личности и развития человечества в современном быстро  меняющемся мире. 

        В нашем детском саду педагоги чаще всего используют следующие методы ТРИЗ - технологии:

·         Обучение детей творческому рассказыванию по картине;

·         Работа с противоречием;

·         Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок;

·         Методика формирования у дошкольников классификационных навыков;

·         Обучение детей сочинительству и словотворчеству;

·         Обучение детей приемам фантазирования.

Традиционные подходы к воспитанию и обучению обычно складываются в последовательности: знания - умения - навыки. Тем самым мы приучаем ребенка мыслить конкретными категориями: вот это плохо, а это хорошо. Иначе быть не может. Простой пример. Утверждение драться - это всегда плохо. А так ли это? А если  развернуть с детьми  дискуссию по данному вопросу. Когда драться хорошо, а когда плохо? Когда ты дерешься, кому от этого хорошо, а кому плохо? И вот, ответы детей:

- Когда защищаешь слабого - это хорошо;

- Когда заступился за маму - хорошо.

- А слабого обижать плохо, нельзя.

- А бокс - это хорошо. Они тоже дерутся, только честно.

В каждом ребенке есть что-то особенное, и нужно дать детям возможность как можно больше проявить свои способности, не стесняясь неправильности или неточности в ответах или размышлениях. Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр (здесь дети не только получают новые знания, но и усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности, проявляют собственную инициативу и активность в решении поставленной задачи). Начать такую работу можно с простых игр и упражнений, предлагаемых Л.А.Венгер "На что похожи?", "Волшебные картинки". “Игра в слова”, “Морфологический ящик”, “Хитрые картинки”.

Все игры, ситуации по развитию творческого воображения можно использовать как  в НОД, так и в свободное время. Обязательным условием должна быть естественность обстановки. Если дети видят розыгрыш, они сразу начинают шалить, подыгрывать. Данная теория дает нам новые подходы к подаче материала. Кроме того, нужно строить работу с детьми комплексно, переходя от одного вида деятельности к другому.

Использование ТРИЗ  приучает детей не следовать готовым штампам, образцам, а учит искать как можно больше собственных решений. Таким образом, мы не приучаем детей с детских лет получать знания пассивно, а стремимся развивать в них самостоятельность мышления, познавательные интересы.

Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Детский возраст – период бурной речевой деятельности.  Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребёнка по мере  развития его речи. Вот почему в ТРИЗ - педагогике основное внимание уделяется именно этому направлению. НОД по развитию речи с использованием ТРИЗ - технологий это импровизация, игра, мистификация. Детей не надо искусственно возбуждать, заводить.  Поэтому каждое НОД по ТРИЗ – это коллективная игра, по существу, творческая работа, а значит, интенсивное ощущение радости жизни. Радость ребёнку необходима, как кислород, она вызывает прилив сил, даёт возможность полнее раскрыться творческим способностям. Стоит только верно почувствовать, чем живёт каждый из сидящих за маленьким столом, уловить нерв, определяющий доминанту занятия – и рождается Действие, в котором все участвуют на равных основаниях.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.

Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок,  с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...

Научная статья ТРИЗ как технология реализации ФГОС дошкольного образования

В данной статье автор затрагивает проблему совпадения в подходах ТРИЗ-РТВ и ФГОС ДО к решению задач познавательного развития до-школьников. Взгляд, представленный в работе, может быть интересен с...

«Информационные технологии как эффективная педагогическая технология реализации ФГОС дошкольного образования»

Статья посвящена проблематике примениения ИКТ как эфективных педагогических технологий реализации  ФГОС ДО. Предлагается авторское видение  создания и разработки  информационых программ...

Методические рекомендации по использованию педагогической технологии «ТРИЗ» в дошкольном образовании

Методические рекомендации по использованиюпедагогической технологии«ТРИЗ»в дошкольном образовании...

Буклет Игры разума использование приемов и методов технологии ТРИЗ в дошкольном образовании

ТРИЗ теория решения изобретательских задачØ - это возможность научить детей мыслить творчески и креативноØ - основы системного-функционального подхода, диалектического,  образно-ассоц...

Технология ТРИЗ в дошкольном образовании

Технология ТРИЗ в дошкольном образовании.Каждый ребенок изначальноталантлив и даже гениален, но егонадо научить ориентироваться всовременном мире, чтобы приминимуме затрат достичьмаксимум эффекта....