Конспект литературно-экологической викторины на тему: «Творчество В.В.Бианки» (для детей старшего возраста)
методическая разработка (старшая группа) на тему

Бабичева Татьяна Викторовна

Итоговое мероприятие по проекту "Знакомство с творчеством В.В. Бианки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_viktoriny.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №134»

Конспект

литературно-экологической викторины

на тему:

«Творчество В.В.Бианки»

(для детей старшего возраста)

Подготовила: Воспитатель МБДОУ №134 г.Курска

Бабичева Татьяна Викторовна

Курск, 2014-2015 учебный год

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки.

Задачи:

- в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;

- способствовать формированию первых понятий о единстве человека и природы;

- создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы,

- учить детей действовать в команде, помогать друг другу, проявлять интерес к выполнению задания;

- учить понимать природу,  ее  законы и особенности;

- на основе  сказок и рассказов В.Бианки воспитывать любовь и уважение к природе, к   братьям нашим меньшим, заботиться и беречь природу;

- развивать память, речь, мышление, наблюдательность, творческое воображение.

Предварительная работа:

- оформление стенда с книгами В. Бианки и других писателей о природе;

- подбор фонограмм;

- составление конспекта;  

- чтение книг;

- просмотр мультфильма по произведению Бианки.

Оформление зала: портрет Бианки, выставка книг, выставка детских рисунков по произведениям В.В.Бианки.

Оборудование: цветные конверты с вопросами, фонограмма: Музыка из игры «Что? Где? Когда?», дипломы.

Действующие лица: ведущий (воспитатель), 2 команды игроков, гости.

Ведущий с воспитанником входят в  зал, дети садятся на стульчики.

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня мы  собрались с вами на литературно-экологический вечер. А вот кому он посвящён, вы поймёте из стихотворения, которое прочтут вам  Ксюша, Даша и Кира.

Ребёнок:

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

          Про птиц, насекомых, лягушек

          Рассказы и сказки прочтёшь

          И лучше знакомых зверушек

          Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Ведущий: - Ребята, вы правильно догадались  по стихотворению, что наша викторина будет посвящена творчеству Виталия Валентиновича Бианки.

- Викторина – это значит, игра в ответы на вопросы.

У нас с Вами две команды: «Мышата» и «Муравьишки»

Команды представляются и произносят по очереди девизы своих команд:

«Мышата»:

«Мы весёлые мышата

Необычные мышата,

Мы друзья мышонка Пика

Любим бегать и пищать,

И попробуем сегодня,

Все загадки разгадать! »

«Муравьишки»:

Муравьишки мы, трудяги,

Дружные ребята

Трудимся без устали,

Любим отдыхать,

На вопросы ваши

Будем отвечать! »

Музыка из игры «Что?Где?Когда?».

- Уважаемые игроки, обратите внимание на то, что вы сегодня будете работать в команде, а в командах главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение.

- Итак, давайте начинать нашу литературную викторину.

- Прежде, всего  проведём разминку. Итак, начнём. Если команда, не может дать ответ, то отвечает другая команда.

РАЗМИНКА.

  1. О чём писал В.В.Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
  2. Кто в сказках Бианки самостоятельно не мог добраться до дому? (муравьишка)
  3. Какой зверёк  спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
  4. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
  5. Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего зимой)
  6. Кто играл на щепке из рассказа В.Бианки «Музыкант»? (медведь)
  7. Кто просил всех животных отдать ему хвост? (муха)
  8. Для чего понадобился мухе хвост? (Для красоты).

- Молодцы, ребята, хорошие знания показали в разминке. Все эти и последующие вопросы я взяла из книг В.В.Бианки. Вот каким был наблюдательным В.Бианки: многое увидел, записал и поделился с нами своими наблюдениями, приметами.

- А теперь мы переходим к основным заданиям нашей игры.

Дети по очереди выбирают конверт с вопросом. Воспитатель зачитывает вопрос. Участник игры старается на него ответить, если затрудняется, берёт помощь команды.

КОНВЕРТЫ №1.

Задание: «Назови книгу».

Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книжку.

  • А: «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения». Кто же это? (Лягушата)  

Книга: «Кто  чем поет?»

  • Б: «Потянул он к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела. Кто играл на щепке? (Медведь)

Книга: «Музыкант»    

  • В: «Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью – под другим берегом: там тоже ключ был. Так всю зиму и прожила. «Ах ты!.. – Лис думает. – Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…»». Кого хотел поймать Лис? (Уточку)

Книга: «Хитрый Лис и умная Уточка»   

  • Г: «Влез Муравьишка жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». О каком жуке говорится? (О майском жуке)

Книга: «Как Муравьишка домой спешил»

КОНВЕРТЫ №2.  

Задание: «Четвёртый лишний»

Ведущий: - Ребята, сейчас я буду говорить названия произведений В.Бианки, а  вы определите есть ли среди них произведение другого писателя, а затем назовите, чьё это произведение.

«Как Муравьишка домой спешил»

«Чей нос лучше?»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

(А.С.Пушкин)

«Кто чем поёт?»

«Теремок»

«Музыкант»

«Лесные домишки»

«Колобок»

(р.н.сказка)

 

КОНВЕРТ №3. 

Задание: «Помоги Муравьишке».

В конверте карточки, на которых изображены насекомые из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Вам необходимо как можно быстрее расставить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.

ОТВЕТ: (Гусеница-землемер + паук-сенокосец + жужелица + жучок-блошачок + кузнечик + водомерка +майский жук +гусеница-листоверка).

КОНВЕРТЫ №4.

Задание: «Отгадай героя»

Я буду зачитывать телеграммы, а вы должны отгадать от кого из героев произведений В. Бианки телеграмма.

  • «Я дерево, толстое-претолстое, старое-престарое. Выдолбил дятел во мне глубокое дупло. Много жильцов в нём сменилось». (Дуб из произведения «Теремок»)
  • «Я птичка потеряла своё гнездо, и каких гнёзд я только не повидала, с какими только птицами не познакомилась, но оказалось, что моё гнездо для меня роднее и уютнее всего. В конце рассказа я нашла своё гнездо и была этому очень рада». (Береговушка из произведения «Лесные домишки»)
  • «У меня не простой нос, а замысловатый, я им круглый год семечки из шишек вылущиваю» (Клёст из произведения «Чей нос лучше)
  • «Я маленький мышонок. Посадили меня дети в кораблик и пустили по течению. Многое мне пришлось пережить, пока кораблик не прибило к берегу, да и на берегу было не легче» (Мышонок Пик из произведения «Мышонок Пик»)

КОНВЕРТЫ №5.

Задание: «Самый внимательный»

Ведущий: - Уважаемые игроки, сейчас вы должны быть очень внимательными. На картинках  изображены насекомые, птицы, животные. Вы должны исключить того, о ком никогда не упоминал В.Бианки в своих произведениях.

заяц

ёж

жираф

куропатка

медведь

верблюд

чайка

бабочка

черепаха

ласточка

лиса

ёж

сова

мышь

страус

собака

КОНВЕРТ №6.

Задание: «Собери картинку».

-Ребята, а сейчас вам нужно собрать картинку к произведению В.В.Бианки и назвать это произведение. 

КОНВЕРТЫ №7.

Задание: «Загадки»

- А сейчас загадки о природе. За каждый правильный ответ команда получает балл. Посмотрим, кто из вас больше наберёт отгадок-баллов.

«Мышата»

«Муравьишки»

1. Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)

1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)

2. Днём спит, ночью летает,  прохожих пугает. (Сова)

2. В воде она живет,нет клюва, а клюет. (Рыба.)

3.

3. Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок. (Гусеница)

4. Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо)

4. Не кузнец, а с клещами. (Рак)

5. Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)

5. Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

 

6. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб)

6. В мае к вам я прилетаю,
Как пчела, жужжа, пугаю,
Грозный,  издавая звук.
Кто я, дети?  (Майский  Жук)

7. Кто с высоких темных сосен

 В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

7. В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)

 

Ведущая: - Ну что ж, ребята, вот и подошла к концу наша игра. И сейчас нужно подсчитать баллы,  определить победителей и вручить им дипломы. Проигравших прошу не расстраиваться, мы благодарим вас за волю к победе, вы тоже получите дипломы  за 2 место.

В память об игре, детям вручаются дипломы за 1 и 2 места.

- Ребята, я надеюсь, что вам понравилась викторина и вы еще больше полюбили талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки и книги писателей, пишущих о природе вы больше узнаете о ней, а значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по теме "Обучение связным высказываниям типа рассуждения детей старшего возраста, через интеграцию образовательных областей «Коммуникация» и «Художественное творчество»

Аннотация проекта:1. В повседневном общении друг с другом и воспитателем дети  мало пользуются высказываниями, содержащими рассуждение, как правило, они состоят из тезиса и объяснения-доказ...

Консультация для воспитателей по теме: "Использование игровых приемов в приобщении детей старшего возраста к чтению книг".

В материале представлены игры с разными вариантами заданий для развития интереса детей к чтению книг....

Конспект литературно-экологической викторины на тему: «Творчество В.В.Бианки» (для детей старшего возраста)

Итоговое мероприятие по проекту "Знакомимся с творчеством В.В.Бианки. Цель: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В.Бианки....

Конспект ООД по художественному творчеству (аппликация) в нетрадиционной технике: складывание «гармошкой" на тему: «Красивые рыбки в аквариуме» для детей старшего возраста

Интеграция образовательных областей: художественное творчество, познание, здоровье, труд.Цель: формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде, формировать и...

Презентация на тему: «Творчество К. И. Чуковского» (для детей старшей группы).

ЦельПознакомить детей с жизнью и творчеством детского писателя К. И. Чуковского....