КОМПЛЕКСНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Пархоменко Маргарита Андреевна

Направлена на развитие навыков осознанного поведени на улице и в транспорте с помощью метода ситуативно-имитационного моделирования для детей 6-7 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_gramotnyy_peshehod.doc94.46 КБ

Предварительный просмотр:

хххххх                 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

                    Центр развития ребенка детский сад №71 «Радость»

                              Комплексная развивающая программа

                    Развитие навыков осознанного поведения на улице

                          и в транспорте, посредством ситуативно – имитационного

                          моделирования (СИМ), у детей 6-7 лет

                           «Грамотный пешеход»

                                                                                                              Воспитатель:

                                                                                                              первой квал.категории

                                                                                                               Пархоменко Маргарита

                                                                                                                Андреевна

                                                        Нижневартовск

1. Пояснительная записка

                                                                  Безопасность – это не просто сумма,   усвоенных

                                                                 «знаний», а умение правильно себя «вести» в          

                                                                 различных ситуациях.

                                                                 «Безопасность» Авдеева Н.Н., Князева Н.А.

                                                                  Стеркина Р.Б.

2. Нормативный документ.

    Все, что касается сохранения здоровья детей, и обеспечения безопасности их жизни является важным и своевременным. Сегодня мы научились защищать детей от многих страшных детских болезней. Теперь необходимо научить их избегать опасностей, связанных с одним из величайших достижений цивилизации с автомобилем!

3. На современном этапе данная проблема безопасности дорожного движения приобрела особую остроту в связи с увеличением количества транспорта на улицах города, с возрастающей диспропорцией между приростом числа: автомобилей и крайне слабой культурой поведения, недостаточной участников дорожного движения.

    В этих условиях уличное движение становится все более опасным для детей и, соответственно вопросы предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

1. Современно общество нуждается в воспитании грамотного пешехода и водителя, готового соблюдать правила дорожного движения, заботящегося о своем здоровье и здоровье других.

2. Цель:  Развивать навыки осознанного  поведения на улице и в транспорте посредством ситуативно-имитационного моделирования у детей 6-7 лет.

Задачи:  1. Развивать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между           поведением на дороге и его последствиями для жизни и здоровья людей.

1.1  Знакомить с основными дорожными понятиями.

1.2  Знакомить с основными дорожными знаками для пешеходов.

1.3  Развивать умение ориентироваться на проезжей части, в транспорте.

1.4. Воспитывать общую культуру поведения на улице и в транспорте.

 2. Повысить педагогическую компетентность родителей в вопросе обучения детей ПДД.

 3. Совершенствовать профессиональную компетентность педагогов в вопросе обучения детей ПДД

- Федеральный закон от 26.04.13г. « О безопасности дорожного движения»

- Федеральный закон от 29.12.12г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации.

- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.» от 03.10.2013 г. № 864

- Федеральный государственный стандарт дошкольного образования от 28. 08.2013г.

- Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг. от 20.02.06 г. №100 и Методические рекомендации для педагогов ДОУ в рамках «Целевой программы» от Министерства образования и науки РФ.

- ФГТ

- Устав ДОУ

- Образование программа « Радуга»

3. Принципы построения программы:

* личностный подход- признание личности развивающего человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка;

* Целостный и комплексный подход- формирование у дошкольников целостного представления о мире.

* Преемственность – закладывается фундамент для дальнейшего формирования навыков осознанного поведения на улице и в транспорте.

*Природосообразность- основывается на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовывается с общими законами развития человека.

  • Принцип взаимосвязи- осознание связи между ситуацией, поступком и его следствием в дорожной среде.

Для формирования целостной картины мира и обеспечения комплексного подхода  в развитии дошкольника, осуществляется связь между образовательными областями:

Реализуемая область

         Интеграция

Цель взаимосвязи

Безопасность дорожного движения

- Познание

-Коммуникация

-Социализация

-Музыка

Чтение художественной литературы

-Художественное творчество

-Физическая культура

-Здоровье

- ознакомление с окружающим миром, развитие установлений причинно- следственных связей, сенсорных способностей, ориентировки.

- обогащение словаря основными понятиями по дорожному движению.

- умение взаимодействовать с другими участниками процесса.

-разучивание музыкальных произведений, в содержании которых освещают вопросы безопасности дорожного движения, для проведения досугов и праздников.

-чтение произведений в основе которых есть вопрос о безопасности поведения на дороге.

-создание схем, моделирование игрового пространства.

- умение ориентироваться в пространстве, контроль собственных действий (по сигналу)    

-навыки бережного отношения к своему здоровью и здоровью участников дорожного движения.

7) Методологическая основа программы.

Под безопасным поведением большинство исследователей понимают такое поведение человека, которое с определенной вероятностью обеспечивает невозможность  причинения вреда его существованию, как другими, так им самим, благодаря имеющимся знаниям, умениям и навыкам ( Я. Полиевич, О.Н. Русак, И.В. Топоров, И.А. Щеголев).

      В работе И.А. Щеголева выделяется 3 компонента безопасного поведения человека:

1) предвидение опасности

2) уклонение от опасности

3)преодоление опасности

* Предвидение опасности предполагает знание словесном о многообразии ее источников. « Зная об опасности того, или иного объекта, человек мобилизирует внимание, осторожность, как средства защиты» ( И.А. Щеголев).

* Уклонение от опасности предполагает:

- представление о возможном характере развития ситуации.

* Преодоление опасности

- умелое поведение в опасных ситуациях.

* Преодоление опасности

- умелое поведение в опасных ситуациях.

Исходя из теоретического анализа содержат понятий «опыт» и «безопасное поведение».

8) Опыт безопасного поведения детей- рассматривается как совокупность знаний о правилах безопасности, умений обращения с потенциально опасными предметами и объектами (и.А. Щеголев, Т.Г. Хромцова)

    Существенный вклад в изучение опыта словесности внесли Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. В работах многих исследователей отмечается, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складывается и опыт безопасного поведения следовательно, должна осуществляться подготовкой детей и безопасному существованию в окружающей среде ( Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, А.А. Баранов и др.)

     Однако заметим, что проблема обеспечения безопасности дошкольников в дорожном движении находит свое выражение в образовательных программах  дошкольных образовательных учреждений( «Радуга», «Детсво», «Основы безопасности дошкольного возраста»). В них стоят задачи охраны  и укрепления здоровья, выдвигаются требование формирования у ребенка знаний и умений в области безопасности дорожного не дается четких методов и форм работы с детьми.

9) Учитывая это мы обратились к методу ситуативно-имитационного моделирования (СИМ) (И.А. Щеголев)-как и развития представлений дошкольников о возможном характере развития ситуаций.

   Так как, широкий круг норм и правил поведения становится внутренним достоянием ребенка, его осознанной нормой поведения, только при условии, что они проходят через его собственную деятельность. Свою активность ребенок проявляет прежде всего в игре. Следовательно и освоение опыта безопасного поведения и овладение соответствующими умениями , осмысление должно осуществляться на основе игры. ( Выготский)

     Учитывая сложность предлагаемого детям содержания и трудность ( а иногда и невозможность) его демонстрации в реальности, предлагается использовать ситуативно- имитационное моделирование( СИМ) как возможность имитировать действия с потенциально                                 объектами и моделировать  угрожающие дорожные ситуации с учетом активной позиции ребенка. Именно указанный метод позволяет дошкольникам «проигрывать» стратегию поведения («имитировать» - постигать суть явления, не прибегая к моментам на реальном объекте).

     На основе теоретического анализа исследований условия реализации метод СИМ в работе с детьми дошкольного возраста (по Щеглову И.А., Хромцова Т.Г.)

- использование макета улиц или специально сконструированных предметно- игровой среды в группе или другого помещении ДОУ.

- предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с косвенным вовлечением детей.

- появление  препятствий; проблем или особых условий в процессе игровой деятельности, которыми дети могут справиться самостоятельно или совместно со взрослым.

        Методика работы предусматривает взаимодействие экспериментатора и детей в совместной игровой деятельности позиции сотрудничества, а затем самостоятельное обыгрывание дошкольниками вариантов поведение в различных ситуациях.  

11) 6 Инновационная направленность:

-применение метода ситуативно-имитационного моделирования как основного в работе с детьми по направлению « дорожная безопасность»;

-минимализация теоретического материала (дорожных понятий и знаков), недопущение загруженности детей ненужной и непонятной  терминологией.

- развивать у детей ориентировку в пространстве и умение соотносить размеры объектов.

1) В настоящее время в ДОУ реализуется программа «Радуга» Дороновой Т.Н., а так же программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Однако в них недостаточно полно охвачен раздел «дорожной безопасности», т.к. непосредственно образовательная деятельность в разделе «Безопасность» реализуется 1 раз в месяц и охватывает и другие области безопасности  (пожарную, бытовую и др.). (В связи с этим предлагается интегрировать базисную и вариативные программы путем использования данной инновационной направленности в совместной деятельности педагога с детьми.

12). 7.1. Программа состоит из 3 основных блоков:

1 блок- «Пешеход»- работа с детьми в совместной деятельности.

2 блок- « Навигатор»- родительская гостиная

3 блок- « Светофор»-  педагогическая мастерская.

 Блок «Пешеход» состоит из 3 разделов:

1- «Знаки», «Ориентир», «Ситуация».

1 раздел «Знаки»- знакомит детей с основными дорожными понятиями (проезжая часть, тротуар, обочина, перекресток), правилами дорожного движения ( переход через проезжую часть на регулируемом и нерегулируемом переходе, другими правилами движения и поведения на улице и транспорте.

2 раздел « Ориентир»- развитие умения ориентировки в пространстве ( местонахождении предмета, местонахождения себя относительно предметов, местонахождение предметов или объектов относительно друг друга).

3 раздел « Ситуация»- включает моделирование и имитацию дорожных ситуаций с созданием макетов и специальных сконструированной предметно- игровой среды.

13) Разделы могут совмещаться для наилучшего достижения результата.

 Педагог сам решает последовательность изучения тем.

        

14) «Опираясь на идею Л.С. Выготского о социальной ситуации развития», подчеркнем значимость развивающихся взаимоотношений « взрослый- ребенок», благодаря которым достигается развитие каждого ребенка с учетом его возможностей и склонностей. Поэтому особое место в программе отводится работе с родителями- блок «Навигатор» и с педагогами- блок «Светофор».

15) 7.2 Формы работы с детьми в блоке «Светофор».

Формы образовательной деятельности:

 -совместная деятельность воспитателя и детей

 -самостоятельная деятельность детей.

Формы организации детей:

-подгрупповые;

-индивидуальные.

Предпочтение отдается индивидуальным и малым подгруппам детей, в целях обеспечения индивидуального подхода в развитии воспитанников.

7.3 Приемы и методы работы:

-наблюдение, экскурсии;

-беседа;

-чтение художественной литературы;

-рассматривание иллюстраций;

-игра сюжетно-ролевая;

-проектная деятельность;

-просмотр видео, мультфильмов;

-продуктивные виды деятельности;

-ситуативно-имитационное моделирование.

16) 7.4 Формы работы с родителями:

-индивидуальные беседы;

-консультация;

-информационная справка;

-памятка;

-анкетирование;

-тестирование;

-совместная деятельность с детьми (продуктивная):

Рисование;

Конструирование;

Лепка.

-совместная деятельность с педагогом (продуктивная):

Создание макетов;

Специальное оснащение игровой среды;

- совместные детско- родительские досуги и праздники;

- диспуты, круглые столы.

7.5. Формы работы с педагогами:

- беседы(индивидуальные)

-консультации

-семинары- практикумы

- анкетирование

-круглые столы

 -Деловые игры

-«Дни открытых дверей»

8. Материально- техническое оснащение.

Реализация программы требует определенных условий:

-предметно- развивающая среда, включающая:

            1) –оборудование для с/р игр: 1)рули; 2)сумки, фуражки, кегли, жезл, знаки,               пешеходный переход и др.

           2) -модель улицы(дома, проезжая часть, деревья, знаки, остановки автобусов и др.)

          3)- мелкие игрушки для обыгрывания и моделирования;

             -оснащение для продуктивных видов деятельности, обогащающих модели;

             -уголок безопасности и место для построения модели;

             -детская художественная литература по теме;

- подборка методической литературы с играми и рекомендациями к ним, мероприятиями; брошюры, памятки для педагога.

- стенд для родителей с информацией, памятками и буклетами по теме.

9.Перспективно-тематическое планирование

* перспективно- тематическое планирование работы с детьми 6-7 лет, представлено в приложении 1.

*перспективно- тематическое планирование встреч с педагогами, представлено в приложении 3.

10. Сроки и этапы реализации программы.

База реализации программы: МБДОУ ЦРР ДС №71 «Радость»

Срок реализации программы 1год.

Первый этап- информационно- аналитический (сентябрь)

-Дети: выявление уровня развития навыков осознанного поведения на улице и в транспорте у детей 6-7 лет.

- Родители: выявление уровня педагогической культуры родителей

-Педагоги:  выявление уровня профессиональной компетенции педагогов.

-Второй этап- содержательно- практический (октябрь-апрель)

Дети: индивидуально и по подгруппам проводится ежедневная работа в совместной и самостоятельной деятельности по ориентировке в пространстве и ситуативно - имитационному моделированию. А так же раз в неделю дается новое понятие или дорожный знак в виде беседы, рассказы воспитателя в совместной деятельности.

Педагоги: повышение динамики уровня профессиональной.

Родители: повышение уровня педагогической культуры родителей.

Третий этап- результативный (май)

Дети: Проводится обследование по ранее испытуемым методикам. Приводятся корректировки в работе.

19) 10. Ожидаемый результат

Участники проекта

Результат

Дети

  •  Понимают  дорожные понятия (пешеход, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, автобусная остановка, дорожный знак)
  • Различают дорожные знаки для пешеходов (пешеходный переход, пешеходная дорожка, автобусная остановка, проход закрыт).
  • Ориентируются в пространстве (относительно себя,  относительно других объектов).
  • Знают основные правила поведения в транспорте.
  • Понимают причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий (поведение на дороге и его последствия.

Родители

  • Повышение педагогической компетентности родителей в вопросе обучения детей ПДД

Педагоги

  • Усвоение профессиональной компетентности педагогов в вопросе обучения детей ПДД.

 

          № п/п

Ф.И. ребенка

Понимает причинно-следственные связи

Возникновения дорожно-транспортных происшествий

Понимает некоторые дорожные понятия (пешеход, тротуар, проезжая часть и др.).

Различает дорожные знаки для пешеходов. (пешеходный переход; надземный, подземный; пешеходная дорожка, автобусная остановка)

Ориентируется в пространстве (при движении на улице, переходе через проезжую часть).

Знает основные правила поведения в транспорте.

             Баллы

             Уровень

20) Оценка достижения планируемых результатов.

Диагностическое обследование

Для выявления успешности реализации программы проводится регулярное диагностическое обследование уровня развития детей по основным направлениям работы.

Общие показатели уровня освоения программы за три года реализации составили следующее:

Период

Начало года

Конец года

Повышение показателя за год в %

2010-2011 уч. год

78%

87%

9%

2011-2012 уч. год

80%

88%

8%

2012-2013 уч. год

82%

92%

10%

Общий процент

 за 3 года

-

-

9%

Показатели по основным задачам программы составили следующее:

Показатели

Понимает причинно-следственные связи возникновения дорожно-транспортных происшествий

Находит выход из сложной дорожной ситуации

Понимает некоторые дорожные понятия

(Пешеход, тротуар, проезжая часть и др.)

Различает дорожные знаки для пешеходов

Ориентируется на улице (при движении, при переходе через проезжую часть)

Знает основные правила поведения на улице и в транспорте

Период

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

2010-2011 уч. год

78%

84%

78%

86%

86%

96%

70%

85%

65%

73%

89%

99%

Процент повышения за 1 год

6%

8%

10%

15%

8%

10%

2011-2012 уч. год

84%

92%

80%

86%

86%

92%

72%

90%

64%

73%

90%

98%

Процент повышения за 1 год

8%

6%

6%

18%

9%

8%

2012-2013 уч. год

82%

92%

80%

88%

86%

94%

89%

98%

70%

78%

90%

98%

Процент повышения за 1 год

10%

8%

8%

9%

8%

8%

Средний процент повышения за 3 года

8%

7%

8%

14%

8%

9%

Понятийный аппарат

  1. Моделирование – Исследование каких либо явлений, процессов или систем, объектов путем построения и изучения их моделей  (от лат. modu – lus мера, образец) Энциклопедический  словарь. Моделирование – фундаментальный аспект научения через наблюдения, когда один человек наблюдает за действиями другого (модели), а затем пытается имитировать его поведение, считается составной частью процесса социализации.
  2. Имитация – это постижение сути явления, не прибегая к экспериментам на реальном объекте (Источник Щеголев И.А. дис. «Развитие педагогической готовности учителя ОБЖ»).
  3. Проблемная ситуация – это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
  4. Культура безопасности – это сложное интегральное качество личности, включающее в себя знания, умения и навыки по ПДД, физическое, интеллектуальное, нравственное эстетическое, эмоциональное восприятие, позволяющее распознавать и предвидеть опасные ситуации, знать правила поведения в таких ситуациях, видеть пути их устранения, ответственность за свою жизнь им жизнь других людей. (кандидат педагогических наук Пидручная С.Н. в дис. «Формирование основ культуры безопасности по правилам дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста»).

22) Список литературы.

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стёркина Р.Б. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей - М. ACT, 1998.
  2. Алиева Т.И., Арнаутова E.IL, Протасова Е.Ю., при содействии ГИБДД. Безопасность на улице - М., Карапуз, 1998.
  3. Багаутдинов Ф.З. Пособие для родителей и воспитателей: «Как изучать с детьми дошкольного возраста правила дорожного движения. -Нижневартовск, 2002.
  4. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. Как обеспечить безопасность дошкольника. Книга для воспитателей детского сада. М, Просвещение, 2004.
  5. Володарская В.П., Мальцева Е.А. Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения для дошкольников. Уфа, «Капан», «Сократ», 1998.
  6. Госавтоинспекция МВД. Роль семьи в воспитании у детей навыков правильного поведения на улице. - Ижевск, 1998.
  7. Извекова Н.А. Правила дорожного движения. - М, просвещение, 1984.
  8. Клименко В.Р. Обучение дошкольников правилам движения. - М., Просвещение, 1973.
  9. Комлева Л.А. Дети и дорога. - Каменск-Уральский, «Калан», 1998.
  10. Коровицкая A.M. Тайны дорожных знаков. - Каменск-Уральский, «Калан», 1995.
  11. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ. - М., ТЦ «Сфера», 2002.
  12. Маландин И.Г. Внимание - дети! - М., «Педагогика», 1975.
  13. Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения. - СПб., Образование, 1992.
  14. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста / Под редакцией Е.А.Романовой, А.Б. Малюшкиной. -М., ТЦ «Сфера», 2005.
  15. Скоролупова Н.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М,2004.
  16. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. -М., «Просвещение», 1978.
  17. Усачёв А. Программа развития и обучения дошкольника. Правила дорожного движения. Этикет 5-7 лет - М, «Олма-Пресс Экслибрис», 2003.
  18. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей - М., «Прометей», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «ФАНТАЗЁРЫ» (для детей старшего дошкольного возраста)

Главной целью разработанных занятий является достижение психологического здоровья ребёнка и развития его творческого потенциала.Мы рекомендуем  следующие практики арт-тер...

Моделирование комплексной коррекционно-развивающей программы дошкольников с нарушением интеллекта в условиях интегрированного обучения.

Дети с отклонениями в развитии  нуждаются в коррекционно-педагогической и психологической помощи.     Успешность воспитания, обучения, социально...

Программа комплексных развивающих занятий с элементами арт-терапии «В гостях у сказки» (для детей старшего дошкольного возраста)

Программа направлена на гармонизацию эмоционально-личностного развития ребенка и формирование творческих способностей....

Комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа

Комплексная индивидуальнаякоррекционно-развивающая программа...

Комплексная план-программа для индивидуальной, коррекционно-развивающей работы с детьми 6-7 лет имеющими низкий уровень развития психической сферы

Цель программы: повышение уровня развития психических процессовЗадачи программы:1.Развивать внимание, память, мышление, восприятие, воображение.2. Формировать навыки самостоятельной работы.3. Создание...

Индивидуальная комплексная коррекционно- развивающая программа обучения и воспитания

Целью коррекционно-педагогической работы  является формирование психологического базиса для полноценного развития личности ребенка с ограниченными. В процессе коррекционного обучения и воспитания...

Рабочая комплексная развивающая программа детско - родительского клуба в группе раннего возраста «Вместе с мамой»

Данная комплексная развивающая программа «Вместе с мамой» направлена на создание психолого–педагогических условий для всестороннего развития ребенка раннего возраста.Цель:...