Проект «Книжкин сундучок».
проект (старшая группа) на тему

Феоктистова Татьяна Александровна   Сердобск

 

Ни для кого не секрет, что проблема приобщения ребенка к чтению в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть времени у телевизора и компьютера, и все реже читают книги. Но истина, не требующая доказательства заключается в следующем: воспитание читателя начинается в раннем детстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Книжкин сундучок».

Вид проекта: исследовательско-творческий.

 Продолжительность проекта: долгосрочный.

 Участники проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проекта: 

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Очень важное значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения родителей и ребёнка, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Семейное чтение – очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение – это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Через семейное чтение родители помогают привить интерес к чтению у детей.

В проекте систематизирована деятельность работы детского сада с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.

Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе, помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

 Задачи проекта:

 • приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

 • развивать у детей умение слушать;

 • умение познавать;

 • умение сравнивать, сопоставлять

 • умение мыслить словами;

 • связную речь;

 • мышление;

 • внимание;

 • память;

 • воображение;

 • повысить культуру речи педагогов, родителей, детей;

 • способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

 • воспитывать бережное отношение к книгам.

 Формы и методы организации проекта:

 • Анкетирование.

 • Решение проблемных ситуации.

 • Педагогические наблюдения.

 • Беседы.

 • Консультации для родителей.

 • НОД

 • Выставки.

 • Совместная организованная деятельность.

 • Оформление информации для родителей в приемной.

 • Творческие мастерские.

 • Сюрпризные моменты.

 • Игры

Ожидаемый результат

 1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

 2. Возрождение традиции домашнего чтения.

 3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

 4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

 

План реализации проекта:

 Подготовительный этап

 • Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

 • Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;

 • Разработка плана мероприятий.

Основной этап.

Реализация проекта в разных видах деятельности

Образовательная область

Совместная деятельность

Физическое развитие

  • Выполнение движений под стихотворения, потешки.
  • Пальчиковые, артикуляционные и дыхательные гимнастики на основе литературных произведений
  • Подвижные игры (в том числе и народные)
  • Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо- игры).
  • Беседы по сказке "Мойдодыр", "Федорино горе".

Познание

  • Игры:  "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Перепутанные книжки" и др.
  • Отгадывание загадок.
  • Видеоролики, презентации по мотивам произведений детских писателей
  • Викторина "Дорогами русских народных сказок "
  • Правила пользования книгой
  • Знакомство с профессией ветеринара.

Речевое развитие

  • Рассматривание иллюстраций к сказкам
  • Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" и др.
  • Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского
  • Беседа по сказкам
  • Игра "Испорченный телефон"
  • Чтение стихов, рассказов и сказок детских писателей
  • Драматизация сюжетов знакомых сказок
  • Заучивание стихов

Социально-коммуникативное развитие

  • Игры на основе сюжетов сказок, рассказов и стихов.
  • Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница".
  • и/у: «Наведем порядок в книжном уголке», «Вымоем кукольную посуду».
  • Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского.
  • Составление памяток: «Как работать с ножницами»; «Как работать с бросовым материалом» и т. д.

 Художественно-эстетическое развитие

  • Художественное творчество:

             Коллаж "Чудо-дерево"

  • Лепка героев любимой сказки (коллективная работа) из пластилина
  • Рисование на тему "Книжка"
  • Творческое рисование "Закаляка"
  •   Художественный труд "Бабочка" (природный материал) и др.

Взаимодействие с семьями воспитанников

  1. Организация библиотеки в детском саду;
  2. Буккроссинг (обмен книгами);

 3. Совместное творчество "Мой любимый сказочный герой";

 4. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений;

 5. Составление памяток для родителей:

 "Как научить ребенка любить и беречь

 книги? ",

"Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг? ".

 6. Викторина "Взрослые и я –читающая семья"

 7. Консультативно-просветительская работа

 8. Организация фотовыставки

 "Мы знакомимся с творчеством детского писателя".

Заключительный этап

Анализ проектной деятельности.

Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля по любимым сказкам.

Подведение итогов.

Перспективный план работы с детьми и родителями.

сентябрь

ТЕМА: «Не в золоте счастье».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с. «Курочка-Ряба»
  • Речевая зарядка: «Шуточные вопросы бабе, деду и яйцу».
  • Д/и: «Составь цепочку: яйцо-цыплёнок-…»;«Чем похожи и чем          отличаются?».
  • Игра: «Волшебное яйцо» (составление продолжения сказки)
  • Творческое задание: нарисовать и декоративно украсить золотое яйцо.

октябрь

ТЕМА:«Чьи хоромы, того и хлеб»

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с. «Три медведя».
  • Речевая зарядка: «Кому ты больше сочувствуешь?»
  • Д/и: «Больше, меньше, ещё меньше».
  • Проблемная ситуация: «Вы потерялись в лесу».
  • Моделирование сказки с помощью коричневых кружков разного диаметра.
  • Творческое задание: попробовать придумать сказку наоборот: три медведя заблудились и попали к девочке домой…

октябрь

ТЕМА:«Не верь речам, где мёду с лишком».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с. «Колобок».
  • Речевая зарядка: «Телеграмма Колобку».
  • Проблемная ситуация: «Как помочь Колобку?».
  • Д/и: «Зашифруй сказку с помощью геометрических фигур».
  • И/у: «Чтобы не было видно» (придумать, как Колобку изменить цвет зимой, весной, летом и осенью).
  • Сочинение сериала про Колобка: «Колобок-невидимка».
  • Дома вместе с мамой испечь колобок, угостить друзей.

ноябрь

ТЕМА:«Вместе вдвое дело любое спорится у друзей».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.сказки «Репка».
  • Речевая зарядка: «Стишки из сказки (повторять тихо-громко-тихо; медленно-быстро-медленно)
  • Д/и: «Как разделить репку на всех?».
  • Проблемная ситуация: «Чем полезна репка?».
  • Инсценировка сказки «Репка».
  • Сл/и: «Придумай, что было потом».
  • Творческое задание: нарисовать разные эпизоды сказки на длинной полосе бумаги.

ноябрь

ТЕМА:«В тесноте, да не в обиде».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.сказки «Рукавичка».
  •  Речевая зарядка: «Хорошо-плохо».
  • Сл/игры:  "Узнай героя сказки по описанию".
  • Отгадывание загадок «Клички героев сказки».
  • Составление памятки «Правила пользования книгой».
  • И/у: изобразить сказку с помощью схем.

декабрь

ТЕМА: «Как аукнется, так и откликнется».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.сказки «Гуси-лебеди».
  • Речевая зарядка: «Назовём грустные (весёлые) слова из сказки».
  • Сл/игры:  "Придумаем считалку с героями сказки".
  • Д/и: «Чем похожи и чем отличаются?»
  • П/и: «Гуси-лебеди».
  • Проблемная ситуация: «Как бы я спасла братца?»
  • Творческое задание: изобразить стаю лебедей методом пальцевой живописи.

декабрь

ТЕМА:«Захотел волк побыть в овечьей шкуре…».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с.

«Волк и семеро козлят».

  • Речевая зарядка: «Пропой песенку голосами козы и волка».
  • Психогимнастика: «Угадай, кто я»? (Загадки о животных).
  • Д/и: «Чем похожи и чем отличаются?».
  • Придумывание сказки наоборот: «Семь волков и один козлёнок».
  • Пантомима: «Волк и семеро козлят».

январь

ТЕМА:«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с.

 «Лиса и заяц».

  • Речевая зарядка: «Кто больше задаст вопросов зайчику».
  • Проблемная ситуация: «Почему зайчик поверил лисе? А кому верите вы?»
  • Д/и: «Посчитай друзей».
  • Придумывание сказки наоборот: «Зайчик выгоняет лису из её избушки».
  • И/у: «Наведем порядок в книжном уголке».
  • Заучивание наизусть отрывков из сказки.

январь

ТЕМА:«Один за всех и все за одного».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с.

«Кот-серый лоб, козёл да баран».

  • Речевая зарядка: «Замени неласковые слова на красивые и ласковые».
  • Проблемная ситуация: «Как можно получить огонь?»
  • Д/и: «Посчитай волков».
  • Драматизация сюжетов сказки.
  • Обсуждение правил безопасного поведения на примере сказки.
  • Творческое задание: придумать похожие истории про других животных.

февраль

ТЕМА:«Долг платежом красен».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с. «Смоляной бочок».
  • Речевая зарядка: «Как смола выручала бычка?».
  • Сл/и «Составь считалку».
  • И/у: «В сказку попала волшебная палочка…»
  • Д/и: «Что мы знаем про ёлку и смолу?»
  • Творческое задание: изготовить бычка (различными способами)

февраль

ТЕМА:«Труд кормит, а лень портит».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с. «Колосок»
  • Речевая зарядка: «Похвали Петушка».
  • Сл/и «Какое слово лишнее?»
  • И/у: «Измени ситуацию и продолжи сказку».
  • Проблемная ситуация: «Откуда хлеб приходит к нам?»
  • Пантомима по сказке.

март

ТЕМА:«Не в службу, а в дружбу».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с. «Ежонок»
  • Речевая зарядка: «Кто больше всех задаст вопросов к ежонку».
  • Сл/и «Как лесные звери спасаются от врагов?»
  • И/у: «Составим продолжение сказки».
  • Д/и: «Спрячь героев сказки в геометрические фигуры».
  • Творческое задание: изобразите ежонка (методом объёмной аппликации)

март

ТЕМА:«Научит горюна другая сторона»

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.сказки «Маша и медведь».
  • Речевая зарядка: «Сяду на пенёк, съем пирожок».
  • Д/и «Вспомни сказки про медведей».
  • И/у: «Как помочь медведю?»
  • Сл/и: «Найди лишнее» (по обобщающим признакам).
  • Пантомима: «Вижу, вижу…Не садись на пенёк»

апрель

ТЕМА: «Что посеешь, то и пожнёшь».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с. «Лисичка со скалочкой».
  • Речевая зарядка: «Шла лисичка с курочкой».
  • Сл/и: «Сказку превратим в считалку».
  • Проблемная ситуация: «Почему собака не дружит с лисой».
  • Д/и: «Волшебные палочки» (Моделирование сказки с помощью счётных палочек).
  • Творческое задание: сочинить новое начало и конец сказки; поделки из природного материала.

апрель

ТЕМА:«Видя кошку, мышь забыла и ложку».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с. «Пых»
  • Речевая зарядка: «Срочная телеграмма внучке».
  • Сл/и «Вспомним сказки со словом внучка».
  • И/у: «Что случится дальше?».
  • Д/и: «Сколько иголок у ёжика?».
  • Проблемная ситуация : «Кто из зверей любит огородные овощи?».
  • Драматизация сказки.

май

ТЕМА:

«Старый друг лучше новых двух».

  • Объединяющая игра-разминка со сказочными героями р.н.с. «Пузырь, соломинка и лапоть»
  • Речевая зарядка: «Мои друзья».
  • Проблемная ситуация: «Почему соломинка переломилась?».
  • И/у: «Пойду другой дорогой».
  • Драматизация сказки.
  • Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Недельный проект" Книжкина неделя" по произведениям С. Я. Маршака.

Дошкольное детство - важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать вос...

Планирование по проекту "Книжкина неделя" для группы кратковременного пребывания "Особый ребенок"

Данный учебный материал содержит планирование по проекту сада "Книжкина неделя" для группы кратковременного пребывания компенсирующей направленности "Особый ребенок". А также фотоотчет по данному прое...

Проект Книжкина неделя.

С помощью данного проекта у детей формировалось умение воспринимать и понимать художественное слово с его образно - идейным содержанием и выразительными  средствами....

Проект "Книжкина больница"

Какой материал лучше всего можно использовать для ремонта книг....

Паспорт педагогического проекта: Проект "Книжкина неделя"

Проект: "Путешествие по "Книжкиной" неделе" с остановкой на станции "Библиотека", для дететй старшего дошкольного возраста...

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «БАБОЧКИ» НА ТЕМУ: «МОЯ ЛЮБИМАЯ КНИГА» в рамках реализации общесадовского проекта «Книжкина неделя»

laquo;Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой»,В. А.Сухомлинский...