Годовое планирование познавательной деятельности в подготовительной группе
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Потапова Надежда Александровна

Годовое планирование позновательной деятельности: ФЭМП, конструктивно-модельная деятельность, формирование целостной картины мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnoe_razvitie.docx80.92 КБ

Предварительный просмотр:


Познавательное развитие

Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира., и направлено на достижение  целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития.

Познавательное развитие

(направление деятельности - формирование элементарных математических представлений)

Целевые ориентиры образования:

  • самостоятельно объединяют различные группы предметов, имеющие общий признак, в единое множество и удаляют из множества отдельные его части (часть предметов);
  • устанавливают связи и отношения между целым множеством и различными его частями (частью); находят части целого множества и целое по известным частям;
  • считают до 10 и дальше (количественный, порядковый счет в пределах 20);
  • называют числа в прямом (обратном) порядке до 10, начиная с любого числа натурального ряда (в пределах 10);
  • соотносят цифру (0–9) и количество предметов;
  • составляют и решают задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользуются цифрами и арифметическими знаками («+», «–», «=»);
  • различают величины: длину (ширину, высоту), объем (вместимость), массу (вес), время и способы их измерения;
  • измеряют длину предметов, отрезки прямых линий, объемы жидких и сыпучих веществ с помощью условных мер;
  • понимают зависимость между величиной меры и числом (результатом измерения);
  • делят предметы (фигуры) на несколько равных частей; сравнивают целый предмет и его часть;
  • различают и называют: отрезок, угол, круг (овал), многоугольники, шар, куб; проводят их сравнение;
  • воссоздают из частей, видоизменяют геометрические фигуры по условию и конечному результату; составляют из малых форм большие;
  • сравнивают предметы по форме;
  • узнают  знакомые  геометрические  фигуры  в  предметах  реального мира;
  • ориентируются в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница, поверхность стола и др.), обозначают взаимное расположение и направление движения объектов; пользуются простейшими знаковыми обозначениями;
  • определяют временные отношения (день – неделя – месяц), время по часам с точностью до 1 часа.

Знают:

  • состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших;
  • как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
  • арифметические  знаки  «+»,  «–»,  «=»;  монеты  достоинством  1,  5, 10 копеек, 1, 2, 5 рублей;
  • название текущего месяца года; последовательность всех дней недели, времен года


Познавательное развитие

(направление деятельности - формирование элементарных математических представлений)

СЕНТЯБРЬ

неделя

№ занятия

тема

целевые ориентиры

примечание

1

1

«Живая неделя»

- упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью

- закреплять навыки порядкового счета в пределах 10; представления о взаимном расположении предмета в пространстве (в ряду); последовательно определять и называть дни недели

2

«Обратный отсчет»

- упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью

- учить считать в обратном порядке в пределах 5

- закреплять умение делить круг на равные 2 и 4 части, сравнивать их, называть; различать и называть знакомые геометрические фигуры

2

3

«Волшебные углы»

- уточнять представления о цифрах 1 и 2

- упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10

закреплять умение ориентировать на листе бумаги, определять стороны и углы бумаги

- совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках

4

«По неведанным дорожкам»

-уточнять представления о цифре 3

- учить называть предыдущее и последующее число для каждого натурального ряда в пределах 10

- совершенствовать умение сравнивать 10 предметов, располагать их в возрастающем, убывающем порядке

- упражняться в умении двигаться в заданном направлении

3

5

«Такие разные игрушки»

- уточнять представления о цифре 4

- закреплять представления о количественном счете числа 5 из единиц

- закреплять умения сравнивать 2 предмета по величине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов

6

«Вперед и обратно»

- познакомить с количественным составом числа 6 из единиц

- закрепить умение последовательно называть дни недели

- совершенствовать умение называть последующее и предыдущее число в порядковом ряду

4-5

7

«Пятачок»

-закрепить представление о составе числа 5

-учить считать в обратном порядке в пределах 5

- совершенствовать умение делить на 2 и 4 равные части, выделять часть и целую, сравнивать их

8

«На что похоже все вокруг?»

- закреплять умения двигаться в заданном направлении, ориентироваться в пространстве, опираясь на словесную инструкцию

-упражняться в прямом и обратном счете в пределах 10

- продолжить формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур

-повторение ранее пройденного материала

ОКТЯБРЬ

1

1

«Части целого»

-продолжить учить составлять число 6 из единиц

- уточнять представления о цифре 6

- уточнять приемы деления круга на 2, 4 и 8 равных частей

- учить понимать соотношения целого и части, называть

2

«Магическое число»

- познакомить с составом числа 7 и 8 из единиц

- уточнять представления о цифре 7

- уточнять приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть их

- закреплять представления о треугольниках

- закреплять умения последовательно определять и называть дни недели

2

3

«Что у тебя получилось?»

- продолжить учить составлять числа 7 и 8 из единиц

- уточнять представления о цифре 8

- закреплять последовательное называние дней недели

- развивать умение составлять тематическую композицию по образцу

4

«Давай посчитаем»

- познакомить с составом числа 9 из единиц

- уточнять представления о цифре 9

- совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа

- закреплять умения ориентироваться на листе бумаге, определять и называть его стороны и углы

3

5

«Что сколько весит?»

- совершенствовать умение составлять число 9 из единиц

- уточнять представления о цифрах 1 и 9

- развивать понимание независимости результата счета от его направления

- дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях, учить обозначать результаты сравнения словами: «тяжелый, легкий, тяжелее, легче»

- развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме

6

«Что сначала, что потом?»

- познакомить с составом числа 10 из единиц

- уточнять представления о цифре 0

- продолжить учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному

- уточнять представление о весе предметов

- формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позже

4

7

«Многоугольники»

- продолжить учить составлять число 10 из единиц

- познакомить с образованием числа 10

- закрепить навыки счета и обратном порядке в пределах 10

- дать представления о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника

- закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение

8

«Многоугольники

- учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа

- продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9

- уточнять представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы, вершины

- закреплять представления о временах гола и месяцах осени

НОЯБРЬ

1

1

«Найди похожее»

- учить создавать число 4 из двух наименьших чисел и раскладывать его на два меньших числа

- закреплять навыки порядкового счета в пределах 10

- развивать умение анализировать форму предметов и их отдельных частей

 - совершенствовать представления о весе предметов и умение определять независимо от внешнего вида одинаково весят предметы или нет

2

«Я знаю много цифр»

- учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа

- познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15

- совершенствовать умение составлять сериационный ряд по весу предметов

- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа, посередине

2

3

«Условные меры»

- учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа

- продолжить знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15

- познакомить с измерением величин с помощью условной меры

- развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем

4

«Путешествие в страну клеточек»

- учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа

- продолжить знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20

- совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

3

5

«Гостеприимный осьминог»

- учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа

- закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15

- упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

6

«Кубы для гимнастов»

- учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа

- совершенствовать навыки счета в пределах 20

- упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры

- продолжить развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

4

7

«Найди следующее и предыдущее число»

- учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа

- закреплять умение определять предыдущее, последующее, пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10

- упражнять в умении измерять длину или ширину предметов с помощью условной меры

- продолжить формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку

8

«Строители»

- закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10

- закреплять умение составлять число 10 из единиц

- совершенствовать навыки измерения величины предметов, познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры

- развивать умение двигаться в пространстве в заданном направлении

- совершенствовать умение моделировать предметы ч помощью знакомых геометрических фигур

ДЕКАБРЬ

1

1

«Монеты Буратино»

- познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек

- продолжить формировать навыки ориентировки на листе бумаги

- уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру

2

«Внимательный счетовод»

- продолжить знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей

- учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов

- формировать представления об изменении времени, познакомить с песочными часами

2

3

«Вокруг света»

- продолжить знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей, их набором и разменом

- развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом

- продолжить учить считать по заданной мере в пределах 20

- развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам

4

«Часы и часики»

- продолжить знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей, их набором и разменом

- учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры

- познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

- продолжить учить определять форму предметов, их частей

3

5

«Пекари»

- продолжить учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры

- продолжить знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

- закреплять представления о многоугольнике, познакомить с его частными случаями: пятиугольником, шестиугольником

6

«5 минут – это много или мало?»

- познакомить с правилами жидких веществ с помощью условной меры

- закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10

- развивать чувство времени, учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут

- развивать умение моделировать геометрические фигуры

4

7

«Великие собиратели»

- совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять их двух меньших большее число в пределах 10

- закреплять представления о последовательности времени и месяцев года

-развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств

- упражнять в умении объединять части целого в множество, сравнивать целое и часть множества

8

«Пропажа»

- закреплять умения раскладывать число на два меньших числа и составлять их двух меньших большее число в пределах 10

- развивать умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному

- закреплять представления о последовательности дней недели

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

- развивать умение видоизменять геометрические фигуры

ЯНВАРЬ

1

1

«Госпожа Арифметика»

- учить составлять арифметические задачи на сложение

- закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах

- развивать внимание, память логическое мышление

2

«Поле чудес»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

- развивать внимание, память логическое мышление

2

3

«Водная феерия»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры

- закреплять умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

- развивать внимание, память логическое мышление

4

«Бабушка Загадушка»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

-продолжать знакомить с монетами достоинством 1,2, 5 10 рублей, и их набором и разменом

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

- развивать внимание, память логическое мышление

3

5

«Поможем гномикам»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- продолжить знакомить с часами и устанавливать время на макете часов

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

6

«Поход в магазин»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20

- развивать умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его частное

- развивать умение определять местоположение предметов относительно друг друга

4

7

«Когда я скажу…»

- продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание

- закреплять представления о геометрических фигурах и умении рисовать их на листе бумаги

- закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой

8

«Катя зовет в гости»

- продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание

- совершенствовать представления о частях суток и их последовательности

- упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до, после

- закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур

- развивать внимание, воображение

ФЕВРАЛЬ

1

1

«В дремучем лесу»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- упражнять в счете предметов по образцу

-  учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам

- развивать внимание, память, логическое мышление

2

«Птички-синички»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- закреплять умение называть зимние месяцы

- совершенствовать умение составлять число из единиц

- упражнять в составлении гаметических композиций из геометрических фигур

2

3

«Мальчик с пальчик»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом

 - продолжить формировать умение определять отрезок прямой линии и измерять его длину по клеткам

- развивать представления о величине предметов

4

«Посмотри, что получилось!»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- расширять представления о весе предметов

- закреплять умение видоизменять геометрические фигуры

- совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции

3

5

«Великие математики»

 - продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры

- продолжить знакомить с числами и учит определять время с точностью до часа

- развивать логическое мышление

6

«Великие математики»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- совершенствовать навыки счета со сменой его основания

- продолжить развивать представления о геометрических фигурах, умение зарисовывать их в тетради в клетку

- развивать логическое мышление

4

7

«Внимательный пешеход»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- совершенствовать навыки счета со сменой его основания

- закреплять умение двигаться в пространстве в заданном направлении в соответствии с условными обозначениями

8

«Геометрические фигуры»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание

- закреплять представления о количественном и порядковом значениях числа, умение отвечать на вопросы: «сколько? Который по порядку? На котором месте?»

- совершенствовать умения моделировать геометрические фигуры

- развивать внимание, воображение

МАРТ

1

1

«Чаепитие у Совы»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи в пределах 10

- совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части, сравнивать целое и его части

- упражнять в умении определять время с точностью до 1 часа

- развивать внимание

2

«Неизведанная тропа»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- закреплять понимание отношений рядом стоящих чисел в пределах 10

- совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

- развивать внимание

2

3

«Скоро в школу»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры

- совершенствовать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку

- закреплять умения последовательно называть времена и месяцы года

4

« В магазине»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

 -упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа

- закреплять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

- упражнять в умении определять вес предметов с помощью весов

3

5

«Веселый счет»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

- развивать умение объединять части множества, сравнивать целое и его части на основе счета

- совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур

6

«Птички-невелички»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- закреплять умение в последовательном назывании дней недели

- развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане

- развивать пространственное восприятие формы

4

7

«Я знаю ПДД»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

- совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры

- упражнять в счете в прямом и обратном порядке в пределах 20

8

«Зверята»

- продолжить учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку

- развивать память, внимание, логическое мышление

АПРЕЛЬ

1

1

«Хохотушки»

- продолжить учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

- развивать умение измерять длину предметов с помощью условной меры

- развивать внимание, память, логическое мышление

2

«Найди путь»

- продолжить учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- упражнять в умении последовательно называть все дни недели, месяцы и времена года

- развивать внимание, память, логическое мышление

2

3

«Юные волшебники»

- продолжить учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

- учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения

- развивать внимание, память, логическое мышление

4

«Петя в царстве Математики»

- продолжить учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

- развивать внимание, память, логическое мышление

3

5

« Крепость страны клеточек»

- продолжить учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

- закреплять умение составлять число из двух меньших и раскладывать его на два меньших числа в пределах 10

- развивать внимание, память, логическое мышление

6

«Морское приключение»

- продолжить учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

- закреплять представления об объемных и плоских геометрических фигурах

- развивать внимание, память, логическое мышление

4

7

«Бабушкины помощники»

- продолжить учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

- закреплять умение считать в прямом и обратном порядке в пределах 20

- развивать внимание, память, логическое мышление

8

«Поверни на право, покажи на лево…»

- продолжить учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10

- совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица

- упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку

МАЙ

1-4

1-8

работа по закреплению пройденного материала



Познавательное развитие

(направление деятельности – формирование целостной картины мира/предметное и социальное окружение)

При формировании целостной картины мира происходит развитие познавательно-исследовательской деятельности; приобщение к социо-культурным ценностям:

  • формируются представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве;
  • углубляются представления о существенных характеристиках предметов, свойствах и качествах различных материалов;
  • обогащаются представления о видах транспорта (наземном, подземном, воздушном, водном);
  • расширяются представления об элементах экономики и сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом;
  • формируются элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игру, продуктивные виды деятельности.

Важно также определить место человека в природном и социальном мире, познакомить детей с происхождением и биологической обоснованностью различных рас. Продолжать знакомить с библиотеками и музеями, углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками).

Продолжается ознакомление с природой:

  • уточнение, систематизация и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
  • формирование знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие);
  • формирование представлений о причинно-следственных связях внутри природного комплекса;
  • развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними;
  • формирование потребности заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, города (поселка, деревни и т. д.);
  • развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира;
  • формирование привычки рационально использовать природные ресурсы;
  • развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
  • развитие интереса к миру природы;
  • формирование эстетического отношения к действительности, прежде всего к природе во всех ее проявлениях;
  • закрепление и углубление представлений дошкольников о комнатных растениях, растительности леса, луга, сада, поля, о домашних и диких животных, птицах; знакомство с растениями и животными родного края, занесенными в Красную книгу;
  • объяснение экологических зависимостей, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления, воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия; обучение правильному поведению в природной среде, основам экологической культуры личности;
  • способствовать осмыслению различных аспектов взаимодействия человека с природой;
  • обобщение и систематизация знаний детей о жизнедеятельности растений и животных;
  • формирование представлений о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы), желания беречь природу; знакомство с деятельностью людей по охране диких животных;
  • систематизация и углубление представлений детей о сезонных изменениях в природе.

Целевые ориентиры образования:

  • имеют разнообразные впечатления о предметах окружающего мира;
  • выбирают и группируют предметы в соответствии с познавательной задачей;
  • знают герб, флаг, гимн России;
  • называют главный город страны;
  • имеют представления о родном крае, его достопримечательностях;
  • имеют представления о школе, библиотеке;
  • знают некоторых представителей животного мира (звери, птицы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые);
  • знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;
  • знают правила поведения в природе и соблюдают их;
  • устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.



Познавательное развитие

(направление деятельности – формирование целостной картины мира/предметное и социальное окружение)

СЕНТЯБРЬ

неделя

№ занятия

тема

целевые ориентиры

примечание

1

1

День знаний

Расширять представления о праздниках, школе.

Беседовать о том, с чем познакомятся в школе.

Вызвать желание учиться в школе.

Знакомить с профессиями людей, работающих в школе.

Воспитывать уважение к профессиям школьных работников

2

2

«Опасные ситуации»

Рассмотреть и обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов на улице с незнакомыми людьми.

Учить правилам поведения в таких ситуациях

3

3

«Моя семья»

Закреплять знания:

– своего отчества;

– имен и отчеств родителей, дедушек и бабушек.

Расширять и закреплять представление о родственных отношениях.

Познакомить с терминами родства: прабабушка, прадедушка.

Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям

4

4

«Права и обязанности дошкольника»

Продолжать рассказывать об общественной значимости детского сада и труда его сотрудников.

Знакомить с правами (право на игру, право на занятия, право на прогулку) и обязанностями (содержать свое тело и одежду в чистоте, соблюдать правила гигиены, не обижать других, оказывать помощь взрослым и малышам)

ОКТЯБРЬ

1

1

«Экскурсия в школу»

Расширять представление о школе.

Формировать желание учиться в школе

2

2

«Транспорт»

Закреплять знания о видах транспорта и его назначении (наземный, подземный, водный, воздушный).

Повторить правила дорожного движения и значения сигналов светофора.

Углублять знания о правилах пользования общественным транспортом.

Обогащать лексику словами, обозначающими профессии людей, связанных с транспортом: водитель, летчик, машинист и т. д.

3

3

«На выставке

кожаных изделий»

Дать понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи.

Познакомить с видами кожи.

Показать связь ее качества с назначением изделия.

Вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда

4

4

«Экскурсия на кухню

детского сада»

Расширять представления о профессиях, которые нужны в ДОУ.

Познакомить с профессией повара.

Наблюдать за работой повара.

Познакомить с действием машин и механизмов, которые облегчают труд повара.

Воспитывать уважительное отношение к труду

НОЯБРЬ

1

1

Наша планета

Дать представление о наличии разных стран на планете Земля.

Воспитывать гордость за свою страну и уважение к народам других стран

2

2

Дерево умеет плавать

Расширять представление о дереве, его качествах и свойствах.

Учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования

3

3

Это – ферма

Формировать интерес

к людям новой профессии – фермер.

Расширять представление о труде сельских жителей.

Воспитывать уважение к сельскохозяйственному труду людей.

Обращать внимание на то, что только совместный труд людей позволяет получать качественные продукты

4

4

Экскурсия в библиотеку

Познакомить с понятием «библиотека», с трудом людей, которые работают в библиотеке.

Учить правильно пользоваться книгой.

Воспитывать бережное отношение к книге

ДЕКАБРЬ

1

1

Род и родословие

Закреплять представления о родственных отношениях.

Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие, о происхождении фамилии, традициях и обычаях.

Воспитывать любовь и уважение к членам семьи

2

2

Воздушный транспорт

Расширять представления о видах транспорта.

Познакомить:

– с воздушным видом транспорта;

– профессией людей, работа которых связана с воздушным транспортом.

Рассказать об истории развития воздушного транспорта

3

3

Наземный транспорт

Закреплять знания:

– о видах городского транспорта: автобус, троллейбус, трамвай, такси, маршрутное такси, метро;

– видах городского, междугородного, автомобильного и железнодорожного транспорта;

– правилах поведения в транспорте.

Учить безопасному поведению на улицах и дорогах.

Познакомить со значением транспорта в жизни человека.

4

4

Откуда елка

в гости пришла?

Познакомить с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, объяснить их происхождение и назначение.

Рассказать:

– об обычае украшения елки, откуда он пришел;

– о традициях встречи Нового года у разных народов.

Воспитывать любовь к истории России, национальную гордость, чувство причастности к своему народу

ЯНВАРЬ

1

1

Путешествие

в прошлое предмета

(счетное устройство)

Познакомить с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира.

Активизировать познавательную деятельность

2

2

Знакомство

с дорожными знаками

Совершенствовать знания о дорожных знаках и их назначении.

Закреплять знания о правилах поведения на дорогах и улицах.

Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте

3

3

Водный транспорт

Расширять представления о видах транспорта.

Закреплять названия водных видов транспорта.

Познакомить:

– с историей развития водного транспорта;

– профессиями людей, которые трудятся на водном транспорте.

Воспитывать:

– интерес к изучению окружающего мира;

– уважение к работникам водного транспорта

4

4

Экскурсия в музей

Познакомить с понятием «музей» и его назначением.

Дать представление о профессии людей, которые работают в музее.

Познакомить с внутренним оформлением и назначением помещений музея.

Воспитывать активность, любознательность

ФЕВРАЛЬ

1

1

Знакомьтесь:

мой друг – компьютер

Расширять представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.

Познакомить с компьютером.

Активизировать познавательную деятельность

2

2

Чем подковать лошадь

(игра-эксперимент)

Дать понятие о металле как материале, из которого человек делает разнообразные вещи.

Познакомить с видами металла.

Показать связь металла с его назначением.

Вызывать интерес к старинным и современным предметам рукотворного труда

3

3

Наша армия

Углублять знания о Российской армии.

Дать элементарные представления о родах войск.

Рассказать о подвигах защитников Отечества во время Великой Отечественной войны

4

4

Чудо чудное, диво

дивное – золотая хохлома

Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать.

Познакомить с историей промысла, особенностями хохломской росписи.

Воспитывать чувство патриотизма

МАРТ

1

1

Бабушкин сундук

Формировать:

– знание об интересах

родственников;

- представление о судьбах родственников.

Закреплять знания о себе: называть свое отчество, фамилию, домашний адрес, телефон, имена и отчества других родственников

2

2

Дымковская игрушка

Познакомить с историей дымковской игрушки.

Формировать знание об особенностях росписи элементах узора.

Продолжать воспитывать на народных традициях.

Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев.

Развивать интерес к изучению народных промыслов

3

3

Народные праздники на Руси.

Масленица

Продолжать знакомить с русскими народными праздниками.

Прививать любовь и уважение к народным традициям

4

4

Москва – столица России

Расширять представления о столице нашей Родины – Москве.

Знакомить с достопримечательностями Москвы.

Учить рассказывать о том, что уже знают о Москве

АПРЕЛЬ

1

1

Правила и безопасность

дорожного движения

Учить соблюдать правила дорожного движения.

Закреплять знания:

– о правилах дорожного движения;

– о работе светофора.

Расширять представления о дорожных знаках и их назначении.

Воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей

2

2

Хочу быть космонавтом

Познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина, его первым полетом.

Расширять представления о современных профессиях.

Рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни

3

3

Сине-голубая гжель

Продолжить знакомство с русскими народными промыслами.

Познакомить с гжельской и скопинской керамикой.

Учить определять их сходство и различие

4

4

Земля – наш общий дом

Продолжить знакомить с понятием «Земля – наш общий дом».

Рассказать о том, что на Земле много стран, живут люди разных рас и национальностей.

Формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность.

Показать различие культур, особенности быта, обычаев

МАЙ

1

1

Наша армия

Углубить знания

о Российской армии.

Учить чтить память

павших бойцов, возлагать цветы к обелискам и па-

мятникам.

Знакомить с наградами, которые получают защитники Отечества в мирное время

2

2

Телевизор в нашем доме

Познакомить:

– с телевидением как неотъемлемой частью современной жизни;

– профессиями людей, работающих на телевидении.

Воспитывать интерес к работе телевидения, профессиям людей, занятых в этой сфере

3

3

Колыбель истории

(Санкт-Петербург)

Расширять представление о городах России.

Познакомить с городом Санкт-Петербург, его достопримечательностями.

Учить рассказывать о том, что узнали и увидели.

Воспитывать любовь к родному краю и стране

4

4

В мастерской

художника-модельера

Расширять знания о профессиях.

Закреплять обобщенное понятие «одежда».

Учить:

– называть сезонную одежду;

– моделировать летнюю одежду.

Познакомить с профессией художника-модельера



Познавательное развитие

(направление деятельности – конструктивно-модельная деятельность)

Конструирование имеет большое значение для умственного и эстетического развития, для овладения трудовыми навыками. В процессе конструкторской деятельности развиваются важные психические процессы дошкольников (образные представления, образное мышление, воображение и др.), творчество, формируются художественно-творческие, конструкторские способности.

По  программе  на  занятия  конструктивной  деятельностью  отводится 1 час в неделю.

Целевые ориентиры образования:

  • способны соотносить конструкцию предмета с его назначением;
  • способны создавать различные конструкции одного и того же объекта;
  • могут создавать модели из пластмассового и деревянного конструкторов по рисунку и словесной инструкции.

Познавательное развитие

(направление деятельности – конструктивно-модельная деятельность)

СЕНТЯБРЬ

неделя

№ занятия

тема

целевые ориентиры

примечание

1

1

Здание. Русская изба

Упражнять: в строительстве различных зданий по предлагаемым условиям; предварительной зарисовке сооружений; анализе схем и конструкций.

Развивать умения: воспринимать предметы и явления

в их взаимосвязях, устанавливать их; аргументировать свои

решения.

Формировать: конструкторские навыки; направленное воображение.

Подводить к восприятию элементарных астрономических понятий и представлений

2

2

Многоэтажное здание

3

3

Здание. Изображение домов на плоскости

4

4

Здание будущего

ОКТЯБРЬ

1

1

Откуда взялся автомобиль. Старинные машины

Формировать: представления о машинах разных видов, их строении и назначении; культуру речевого общения, умение вести диалог.

Упражнять в плоскостном моделировании и построении схем.

Развивать: способность к порождению новых оригинальных идей, к анализу схем, чертежей, конструкций; самостоятельность, активность, уверенность, независимость мышления

2

2

Легковой автомобиль

3

3

Машины-помощники (специализированный транспорт)

4

4

Военные машины

НОЯБРЬ

1

1

Первый полет

Обобщать, систематизировать, уточнять представления об истории развития летательных аппаратов, их назначении, зависимости строения от функционального назначения.

Развивать: конструкторские навыки; умение моделировать

на плоскости; строить схемы и делать зарисовки будущих объектов; творчество и изобретательность.

Упражнять в быстром решении проблемных ситуаций

2

2

Как строят летательные аппараты (самолеты, вертолеты, дельтапланы и т.д.) – изучение чертежей

3

3

Как строят летательные аппараты (самолеты, вертолеты, дельтапланы и т.д.) – продолжение

4

4

Современные летательные аппараты

ДЕКАБРЬ

1

1

Основы робототехники

Расширять знания об истории робототехники.

Упражнять: в создании схем и чертежей; моделировании

на плоскости; конструировании из разных строительных наборов и конструкторов.

Развивать: фантазию, воображение, внимание, сообразительность, изобретательность; умение делать умозаключения, сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять существенные признаки

2

2

Робот из бумаги

3

3

Роботы будущего

4

4

Роботы будущего (продолжение)

ЯНВАРЬ

1

1

Здания моего города

Упражнять в составлении планов строительства.

Совершенствовать конструкторские способности.

Формировать совместную поисковую деятельность.

Развивать умение делать выводы из самостоятельных

исследований

2

2

Проект моего собственного города

3

3

Проект моего собственного города

4

4

Проект моего собственного города

ФЕВРАЛЬ

1

1

Мосты замков

Совершенствовать умения: конструировать мосты разного назначения, двигающиеся механизмы из конструктора; сооружать простейший механизм – рычаг, позволяющий приводить в движение отдельные элементы конструкции.

Упражнять в построении схем, чертежей мостов

2

2

Мосты Петербурга

3

3

Разводные мосты

4

4

Декоративные мосты

МАРТ

1

1

Суда – почему они не тонут

Расширять представления о судах (виды судов, функциональное назначение, особенности строения).

Упражнять в сооружении различных судов.

Познакомить с использованием блока (колесо с желобком

по ободу для веревки) в механизмах.

Дать представление о ременной передаче

2

2

Механизмы в судах или как все устроено

3

3

Механизмы в судах или как все устроено

4

4

Подводные лодки

АПРЕЛЬ

1

1

Первый паровоз

Упражнять в построении схем и последующем конструировании по ним.

Развивать: пространственное мышление, сообразительность; самостоятельность в нахождении собственных решений.

Учить проявлять уверенность, отстаивать свою идею, критически оценивать свои действия.

Познакомить: с зубчатыми колесами, зубчатой передачей; особенностями данного вращательного движения

2

2

Поезда

3

3

Железная дорога

4

4

Железная дорога (продолжение)

МАЙ

1

1

Творим и мастерим по замыслу

Развивать: детское творчество; конструкторские способности; умение управлять своей деятельностью, самостоятельно организовывать работу, выполнять разнообразные интеллектуальные действия.

Закреплять умение: собирать оригинальные по конструктивному решению модели, проявляя независимость мышления; рассуждать, доказывать свою точку зрения; критически относиться к своей работе и деятельности сверстников

2

2

3

3

Мои великие изобретения

4

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое планирования по ПДД в подготовительной группе

Сетка мероприятий по ознакомлению детей в течении года правилам дорожного движения...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе"Удивительные свойства воздуха".

Здесь вы найдёте конспект занятия экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Формирование у детей познавательного интереса, познавательных действий, умений видеть удивительное в окружающем мире.Способствовать социальному развитию: работа в команде, обогащение словарного з...

Перспективное планирование познавательного развития «Лепка» (подготовительная группа)

№ занятия ТемаЦелиМатериалИспользуемая литература1Мы – будущие школьники(педагогический мониторинг) выявление уровня знаний о школе, организовать беседу о школе, Дне знаний; продолжать...

Годовое планирование учителя-логопеда в подготовительной группе для детей с ЗПР.

Я предлагаю годовое планирование в подготовительной группе для детей с ЗПР .Этот документ является приложением к рабоей программе учителя-логопеда на 2019-2020 учебный год....