«Звуки и буквы А, У, И, О»
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Ерохина Евгения Викторовна

Коррекционно – образовательные задачи:

•        Закреплять навыки слухо-произносительной  дифференциации звуков  [А], [О] ,[И]. [У];

•        продолжать  формировать понятия «гласный звук» и «буква»;

•        Продолжать учить чётко произносить звуки [А] , [О] ,[И]. [У];

•        Закреплять навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова) ;

•        Научить анализировать звуковой ряд из двух, трех элементов

•        Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить умение употреблять в речи  однородные  прилагательные к существительным ; предложные конструкции и категории творительного падежа; в образовании относительных прилагательных от существительных

Коррекционно – развивающие задачи:

•        Развивать фонематическое восприятие и слух, тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, используя пескотерапию;

•        Развивать пространственное воображение;

•        Развивать общую и мелкую моторику, внимание,  артикуляционный аппарат

•        уточнить, расширить и активизировать словарь.

Коррекционно – воспитательные задачи :

•        воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.

•        формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvuki_i_bukvy_a_u_i_o.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Ляйсан» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.

                      «Звуки и буквы А, У, И, О»

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием песочной терапии

                                                              2013г.                         Мяделец Н.С.

Коррекционно – образовательные задачи:

•        Закреплять навыки слухо-произносительной  дифференциации звуков  [А], [О] ,[И]. [У];

•        продолжать  формировать понятия «гласный звук» и «буква»;

•        Продолжать учить чётко произносить звуки [А] , [О] ,[И]. [У];

•        Закреплять навык определения места гласного звука в ударной позиции в слове (начало, середина, конец слова) ;

•        Научить анализировать звуковой ряд из двух, трех элементов

•        Совершенствовать грамматический строй речи: закрепить умение употреблять в речи  однородные  прилагательные к существительным ; предложные конструкции и категории творительного падежа; в образовании относительных прилагательных от существительных

Коррекционно – развивающие задачи:

•        Развивать фонематическое восприятие и слух, тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук, используя пескотерапию;

•         Развивать пространственное воображение;

•         Развивать общую и мелкую моторику, внимание,  артикуляционный аппарат

•        уточнить, расширить и активизировать словарь.

Коррекционно – воспитательные задачи :

•        воспитывать интерес и внимание к слову, собственной речи и речи окружающих.

•        формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

Оборудование:

зеркала по количеству детей; микрофон; зеркала; листья-картинки на звуки  [А], [О] ,[И]. [У]; фишки, разовые стаканчики и трубочки для питья соков, соки овощей и фруктов, ящики с песком, буквы магнитной азбуки  О,У,А,И.корона для королевы гласных букв, венок для « Осени»

Ход:

  I Вводная часть: Беседа об осени.

Воспитатель:

 Если на деревьях листья пожелтели,

 Если в край далекий птицы улетели,

 Если небо хмурое, дождик льется,

 Это  время года осенью зовется.  (М. Ходяков)

Ребята, расскажите, какие признаки осени вы знаете?

  Ответы детей ( осень золотая, разноцветная, пасмурная, дождливая, прохладная, и.т.д)

II Основная часть:

Воспитатель: Дети, вы слышите, кто-то к нам стучится в дверь?

(воспитатель выходит, надевает на голову осенний венок и заходит под спокойную музыку)

Осень: Здравствуйте дети! Я слышала, вы говорили обо мне,  решила  к вам прийти со своими дарами.

1-й ребенок: Мы стихи о тебе знаем.

                           Утром мы во двор идем-

                           Листья сыплются дождем,

                           Под ногами шелестят,

                           И летят, летят, летят.

2-й ребенок: «Желтая осень»

                          Где б сегодня ни прошла ты,

                          Цвет везде увидишь желтый.

                          Пожелтели всюду нивы,

                          Желты груши, желты сливы.

Осень: Молодцы! Вы уже сказали, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Я приглашаю вас в свой фруктово- овощкой  коктейльный бар.

( Дети подходят к столу с овощами и фруктами, рассматривают, вспоминают их названия.)

Осень: Я  с вами поиграю  в игру «Что с чем рядом?»

(Дети перечисляю названия овощей, которые лежат рядом: « Рядом с тыквой  картофель и свекла» и.т.д.)

Осень:  Сейчас,  хочу вас угостить фруктовыми и овощными соками.  Вам надо определить название соков по вкусу.

(Дети становятся вокруг столика, пьют соки и определяют их название, описывают вкус напитков.

Дети садятся на стулья.  Осень прощается с ними и уходит.

Воспитатель:  Упражнение для пальчиков «Мы делили апельсин»

Мы делили апельсин;                               На каждое слово сжимают пальцы рук                                                  в

Много нас, а он один.                           кулачок.

Эта долька – для ежа,                          Левой рукой поочерёдно загибать пальцы

Эта долька – для стрижа,                   правой руки.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка- кожура.

(И для волка -долька)

Воспитатель: Ребята, кажется, еще кто-то  стучится в нашу дверь , я пойду, посмотрю.

(воспитатель уходит, надевает корону и заходит под звуки торжественной музыки)

Королева: Здравствуйте дети! Я - королева гласных звуков и букв. Знаю, что вы изучаете их, потому что готовитесь пойти в школу. Некоторые из них вы уже знаете.

Скажите, какие звуки называют  гласными?

(Ответы детей)

3-й ребенок : Воздух свободно идет через рот,

                            Нет препятствий разных.

                            Голос участвует, голос зовет-

                            Звук получается гласный.

                            Гласные тянутся в песенке звонкой,

                            Могут заплакать и закричать,

                            Могут в кроватке баюкать ребенка,

                            Но не желают свистеть и ворчать.

Королева: Молодцы! Вы хорошо знаете, про гласные звуки. Я вам загадаю загадки, вы определите, на какой звук начинаются отгадки:

                            Он большой как мяч футбольный

                            Если спелый  - все довольны.

                            Так приятен он на вкус,

                            И  зовут его –(арбуз)

(Дети рассматривают с помощью зеркал  артикуляцию звука [А],вспоминают символ «Девочка качает куклу». перечисляют слова , которые начинаются на этот звук)  

 Королева:     Он хозяйкам добрый друг-

                         Электрический (утюг )

(Дети рассматривают с помощью зеркал  артикуляцию звука [У], вспоминают символ звука « Волк воет на луну», перечисляют слова , которые начинаются на этот звук)

 Королева:    Сер, но не волк,

                        Длинноух, да не заяц,

                        С копытцами, а не лошадь. (осел)

  (Дети рассматривают с помощью зеркал  артикуляцию звука [О], вспоминают символ звука « У мальчика заболел зуб», перечисляют слова , которые начинаются на этот звук)

Королева:    Всех на свете обшивает

                       Что сошьет – не надевает. (игла)  

 (Дети рассматривают с помощью зеркал  артикуляцию звука [И], вспоминают символ звука « Ослик везет тяжелую тележку», перечисляют слова , которые начинаются на этот звук)

Королева: Молодцы! Я хочу с вами поиграть в игру « Угадай , какой звук я пропела?»

(Воспитатель произносит про себя звуки, а дети отгадывают их  по артикуляции  )

Королева: Ребята, по дороге к вам, я встретила Осен . Она просила  передать эти разноцветные листья. Я предлагаю вам потанцевать и поиграть  с ними в игру «Найди пару»

(Дети встают в круг, танцуют , после остановки музыки быстро находят пару)

Королева: Эти листья не простые, а звуковые.  Посмотрите на символы звуков картинок  на листочках  и скажите ,место какого звука будете определять .

 (Дети  встают вокруг стола ,рассматривают символы  и картинки, определяют место звуков[А] , [О] ,[И]. [У] в названия картинок ( автобус, лиса, мак, утка, паук, ослик, стол, игла, пила, сапоги)

Королева: Молодцы! (Дети садятся на стульчики) А сейчас вспомнимте, как они пишутся. Найдите в азбуке буквы А, О, У, И. На что похожи эти буквы?

4-йребенок: Высока и стройна буква А.

                          Очень похожа на арку она

5-й ребенок:  У- как у зайчика ушки.

                          Эти ушки -на макушке

6-й ребенок:  О  ужасно удивилась:

                          Сушка с маком ей приснилась.

                          «Как похожа на меня!

                          Может с нею мы родня»

7-й ребенок:  Буква И как три иголки.

                          Три иголки очень тонки.

( Дети описывают пальчиками в воздухе эти буквы)

Звуко-буквенный  анализ

Королева: Дети, приглашаю вас позаниматься у доски . Она не обычная, а песочная.

(Дети подходят к ящикам с песком выполняют задания воспитатель)

 1)в песке спрятались  буквы А,У,И,О, найдите их;

2)положите букву А- в верхний левый  угол, букву У -в нижний правый угол,  букву О- в верхний правый угол, букв у И- в нижний левый угол. Проведите пальчиком дорожку о т А к У, а теперь соедините  эти буквы: АУ ( О-И,  А-И-О, И-У-А,);

3)составьте из букв слоги: АУ, ИОА, УОИ, прочитайте;

4) слепите эти буквы в песке (каждый  ребенку лепит одну  букву ,по заданию логопеда )

III Итог

Королева всех  детей хвалит, дарит прописи. Прощается.

Вместе с воспитателем дети приводят в порядок  песок. Моют руки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....