Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования.
материал на тему

Агальцова Светлана Викторовна

презентация опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet.docx30.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ

Использование разнообразных нетрадиционных техник рисования.

Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого

человека будет душа художника. Иначе говоря,
когда каждый будет находить радость в своём
труде”.

Роден

   Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются егопотенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

        Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:

во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;

во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.

в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.

       В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

       Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

       Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Поэтому тему свою считаю актуальной. 

       Целью моей работы является  развитие у детей художественно творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования.  

  Поставила перед собой следующие задачи:

 1. Изучить литературу по данной теме.

2. Познакомить с различными способами и приёмами различных нетрадиционных техник рисования использованием различных изобразительных материалов.

3. Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству, как средство выражения чувств, отношений, приобщение к миру прекрасного.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно –пространственной среды  я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д).Гуляя с детьми на прогулке, я обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатила уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя»можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Познакомившись с методической литературой  различных авторов, таких как пособие А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду», я нашла много интересных идей.

 Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

   Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования я начиналав младшей группе с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинали с одного цвета,  давали возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки, а затем давали два – три цвета  («Виноград», «Козлёнок», «Осенние кусты», «Укрась ёлочку» и др.). Позднее учила рисовать детей ладошкой. Детям очень нравится этот способ рисования («Два весёлых гуся», «Солнышко»).

С удовольствием ребята освоили технику рисования пробками и печатками из картошки, пуговиц,  яблок. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими открытки, салфетки, платки и т.д.Ребенок прижимает печатку к подушечке с краской и наносит оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета меняется и мисочка и печатка. Мы рисовали: «Ягоды», «Яблоки», «Рыбки в аквариуме», «Солнышко лучистое», «Маленькой елочке холодно зимой», «Мои рукавички», «Грибная полянка».

Интересна детям техника рисования мятой бумагой. При рисовании этой техникой легко смешивать краски, изображая красочность осенних листьев, неба, травы.

      Учила детей рисовать «Тычком жесткой полусухой кистью». Ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускаем. Можно заполнить весь лист, контур или шаблон. Эту технику  используем, если надо нарисовать что-нибудь пушистое или колючее. Например, мы рисовали на темы: «Мои любимые домашние животные», «Елочка пушистая, нарядная», «Веселый снеговик»  

       С 4 лет мы пользуемся техникой «тампонирование». В этой технике хорошо  нарисовать что-нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. У нас получались очень необычные «Одуванчики», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята».

      Со  средней группы мы учились  рисовать техникой «Монотипия».      Складываем лист бумаги вдвое и на одной его половинке рисуем  половину изображаемого предмета. Затем снова складываем лист пополам.  В этой технике в основном рисуем симметричные предметы. Интересно  были выполнены работы на следующие темы:«Чудесные бабочки»,  «Волшебное дерево», «Чудесный букет».

      Увлекательна оказалась техника рисования по мокрому листу при изображении пушистых животных, пейзажа, радуги и техника рисования по трафарету для изготовления открыток для мам, натюрмортов.

С детьми осваивали технику рисования – набрызгивание. На кончик щетки набирается немного краски. Наклоните щетку над листом бумаги, а картонкой или расческой проведите по ворсу. Брызги разлетятся по чистому листу. Так мы  изображали звездное небо, салют, силуэты различных предметов.

Очень интересно рисовать отпечатками листьев.  Гуляя с детьми на участке детского сада, мы собираем листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске. Листья покрываем краской, затем окрашенной стороной кладем на лист бумаги, прижимаем и снимаем, получается аккуратный цветной отпечаток растения. А  можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.

Детям очень нравится рисовать ватными палочками. Техника рисования ватными палочками напоминает мозаику, когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина. Несмотря на то, что техника в принципе не сложная, сама работа очень кропотливая, требует особой внимательности.

Продолжаем рисовать ладошкой, дети окрашивают ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге.

Интересной оказалась техника рисования нитками. Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Ребенок тянут одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживаем рукой. Получилась фантастика, космос, наше настроение.

            Кроме того, желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения.

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

  • тычок жесткой полусухой кистью.
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

  Необычное начало работы, применение игровых приемов   – все это помогает мне не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.       

Обязательно я использую  игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии активизировала внимание детей, побуждалаих к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами как:

  •  игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
  • живая, эмоциональная речь воспитателя.

Детям помогала научиться различным способам рисования, давала понятия о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволило детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

   Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

      Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я

придаю большое значение общению с родителями, т.к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу  с родителями консультации, беседы по данной теме. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Необычными вещами мы рисуем без труда». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, стали  создавать новое, оригинальное, проявлять  творчество, фантазию, реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием элемента нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе на тему: "Божья коровка"

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе с использованием элемента нетрадиционной техники рисования. Целью является развитие умения в процессе рисования понимать простейшие вз...

Мастер-­класс для родителей на тему: «Использование смешанных нетрадиционных техник рисования в одной работе»

Цель. Ознакомление родителей  с основами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.Задачи....

Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов нетрадиционных техник рисования. «Птицы нашего города» Старший дошкольный возраст (5-6лет)

Конспект НОД по речевому развитию с использованием элементов нетрадиционных техник рисования.«Птицы нашего города» Старший дошкольный возраст (5-6лет)...

Проект «Использование потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»

Проект «Использование  потенциала нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей дошкольника»...

Использование разнообразных нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми 4-5 лет

Рисование-очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интер...