Проект по ПДД "Азбука дорожного движения"
проект по обж (старшая группа) по теме

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poekt_po_pdd.docx180.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад № 91»

Материалы

к региональному конкурсу «Моя педагогическая инициатива»

в номинации «Проектная деятельность в ДОУ»

«Азбука дорожного движения»

воспитателя первой  квалификационной категории

Смирновой Светланы МихайловныC:\Users\B@rSuchca\Desktop\Аттетация\Картинки\405224.png

Пояснительная записка

В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика  показывает: ситуация  с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.

Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.

Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.

Программа В.Т.Кудрявцева  «Тропинки» является современной программой развивающего дошкольного образования. Она разработана на широкой междисциплинарной базе с опорой на богатые традиции отечественного гуманитарного знания. Цель программы состоит в создании условий для общего психического развития детей 3–6 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.

Инновационная общеобразовательная программа В.Т.Кудрявцева «Тропинки» позволяет современным педагогам дошкольных образовательных организаций вводить новое в структуру и содержание занятий,   мотивировать  и развивать мыслительно- познавательную деятельность ребенка-дошкольника, добывать  необходимые знания в ходе самостоятельного поиска.

Программный принцип событийного построения психолого-педагогического процесса, обеспечивает благоприятные условия для внедрения педагогами эффективной технологии проектирования, которая предусматривает планирование и организацию комплексной, последовательной и систематической работы.

Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.

Одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» - это проектирование. Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.

Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе. 

Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников. 

Наш проект посвящён актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города.  Актуальность проекта связана ещё и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.


Паспорт проекта «Азбука дорожного движения»

 Возраст детей: 5-6 лет

  1. Название  проекта: «Азбука дорожного движения».
  2. Вид проекта:  познавательно- игровой.
  3. Продолжительность:  краткосрочный (1-31 сентября 2013 г.)

4. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

5. Цель проекта:

Предупреждение детского дорожно – транспортного  травматизма. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

 Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.

7. Образовательные области и задачи

Образовательные области

Задачи

Познание

Дать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; знания о мерах предосторожности в разных ситуациях, в разных общественных местах; представления об опасностях на дороге, о необходимости знать и соблюдать правила дорожного движения; представления о важности соблюдения правил дорожного движения;

Познакомить со значением дорожных знаков, научить

понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах

Социализация

Развивать  игровую  деятельность детей.

Формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего.

 Приобщать  к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным).

Физическая культура

Совершенствовать физические качества детей  в разнообразных формах двигательной деятельности.

Художественное творчество

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности.

Коммуникация

Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; развивать связную речь.

Безопасность

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города;  представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Здоровье

Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения

Чтение художественной литературы

  Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, загадки.

Подготовительный этап

  • Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
  • Укрепление материально-технической базы:

приобретение атрибутов по ПДД;

 оформление игрового уголка для детей в группе и информационного стенда для родителей.

Первый этап  «Составление «Банка идей»

«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)

Анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города».

          Второй этап «Основной»

  • Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми.
  • Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д.
  • Конкурс на лучший рисунок по пропаганде ПДД совместно с родителями на тему « Я пешеход»
  • Проведение занятий по ПДД,
  • Проведение подвижных и дидактических игр.
  • Решение игровых и проблемных ситуаций,
  • проведение викторины по ПДД.
  • Консультации для родителей на тему «Безопасность детей – забота взрослых», «Это должен знать каждый» и др.

Третий этап «Заключительный»

Подведение итогов проекта «Посвящение детей в пешеходы», создание альбома «Юные пешеходы»,  вручение памяток родителям.

 

 Четвертый этап – постановка новой проблемы

Создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта: «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах города?»

На первом этапе проекта также было  проведено анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города»(Приложение 1). На вопрос «Много ли знаков ДД знает ваш ребёнок?» только 4%  родителей ответили да ,  80% ответили, что их ребёнок знает некоторые знаки ДД; 16% родителей отметили, что их дети не знают знаков дорожного движения. На второй вопрос  92% родителей ответили, что их ребёнок хорошо знает дорогу в детский сад и домой, 8% отметили, что далеко живут и ребёнок не знает дороги в детский сад. При ответе на второй вопрос 92% родителей ответили, что всегда соблюдают правила ДД, и только 8% написали, что ходят по улице так как им удобно. При ответе на четвёртый вопрос 50% ответили, что их ребёнок умеет правильно переходить улицу, 50% ответили, что их ребёнок не умеет правильно переходить улицу. 60% родителей ответили, что их дети знают сигналы светофора, 40% отметили, что дети путают сигналы светофора. 60% родителей отметили, что иногда обращают внимание детей на неправильное поведение людей на улице, 8% родителей ответили, что никогда не обращают внимание ребёнка на неправильное поведение людей на улице. На 6 вопрос 100% родителей ответили, что их дети ведут себя в общественном транспорте и на остановках правильно и спокойно. 50% родителей ответили, что часто объясняют детям ПДД, 50% родителей отметили, что иногда уделяют этому внимание. На последний вопрос анкеты родители единодушно ответили, что считают успешной работу детского сада  по ознакомлению детей с ПДД.

На втором «Основном» этапе мы с  детьми осуществляли практическую образовательную деятельность по различным образовательным областям программы (ознакомление с окружающим, физическое развитие, художественно-продуктивная деятельность,  развитие речи), а также вне занятий в игровой деятельности (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры) закрепляли, полученные на занятиях знания.

На третьем «Заключительном» этапе было проведено развлечение Игра – викторина «Соблюдайте правила дорожного движения» (Приложение 8), родителям вручены памятки «Советы родителям старших дошкольников».

Результатом нашего проекта стало то, что:

 Дети получили и усвоили знания  о правилах поведения на  дороге, научились применять полученные знания  о правилах  дорожного движения в играх, инсценировках, в  повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.

 Были объединены  усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно  и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.


Познавательно- игровой проект для детей старшей группы

«Азбука дорожного движения»

План

Мероприятия проекта

Календарь

Тема

Форма работы

с детьми

Форма работы с родителями

Оснащение педагогического процесса

День первый

Серяков И. «Улица полна неожиданностей»

Рассматривание картины «Улица города».

Чтение художественной литературы;

Рассматривание картины, беседа по вопросам.

Консультация

в папке – передвижке

«Азы безопасности»

Картина «Улица города»,

Художественное произведение Серякова И. «Улица полна неожиданностей»

День второй

 «Улица, где находится детский сад»

(Приложение 2)

Целевая прогулка. Беседа.

Совместная деятельность детей с родителями «Схема пути от дома до детского сада»

 «Улица»

Конструирование

Лего, строитель, машинки, мелкие игрушки

День третий

 «Читаем загадку – находим отгадку» (транспорт)

 

Дидактическая игра Чтение загадок

Картотека  загадок  по ПДД.

Иллюстрации по теме транспорт

домино «Транспорт»

Самостоятельная деятельность детей

домино

Наблюдение на прогулке за движением транспорта, работой водителя.

Наблюдение, беседа

 «Пешеходы и автомобили»

Подвижная игра

 Атрибуты для подвижной

игры: рули, зебра.

День

четвёртый

 “Специальные машины»

  (Приложение 4)

НОД

 Рекомендации по теме

« Это должен знать каждый» (номера телефонов экстренных служб)

интерактивное оборудование – доска, указатели для игры, билеты, руль шофера; для аппликации  силуэт машины, черный квадрат, колесо;  кисточка, клеенка, салфетка, клейстер, подставка для кисти, фон.

День

пятый

 « Рисование различных видов транспорта»

оформление альбома «Транспорт»

НОД

Иллюстрации по теме «Транспорт», краски, кисти, альбомные листы.

День

шестой

«Механики», «Водители и пешеходы»,

Сюжетно-ролевые игры

Папка-передвижка «Дорожные знаки - наши помощники»

Атрибуты к играм: инструменты, рули, кепки, зебра.

День

седьмой

 Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

«Дорожные знаки»

Чтение,

 беседа по содержанию,

рассматривание книжных иллюстраций.

Презентация

Индивидуальные беседы «Автокресло – детям»

Художественные произведения  Тарутин О. «Для чего нам светофор»; иллюстрации.

Проектор, ноутбук

«Светофор»

Подвижная игра

Три круга: красный, желтый, зеленый.

День

восьмой

«ГИБДД»

 

«Инспектор ДПС»

(Приложение  5)

Беседа

Сюжетно-ролевая игра

Иллюстрации по теме «Инспектор ДПС», атрибуты к игре, жезл, накидка.

День

девятый

С.Михалков  «Дядя Стёпа – милиционер».

Целевая прогулка к проезжей части, где находится светофор и пешеходная дорожка.

Чтение художественной литературы

Целевая прогулка

Совместная деятельность детей  с родителями рисунок  на тему

« Я пешеход»

Художественное произведение С.Михалкова  «Дядя Стёпа – милиционер», рассматривание книжных иллюстраций.

День

десятый

«Пешеход на улице».

(Приложение  6)

Викторина

Круг с цифрами и со стрелкой, звездочки за правильные ответы, подарок победителю – наклейки.

День

одиннадцатый

Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков»

«Собери знак»

 

Чтение художественной литературы

Дидактическая игра

Иллюстрации по теме «Дорожные знаки», Дидактическая игра

День

двенадцатый

 «Зебры в городе»,  «Светофор» («Смешарики», «Азбука безопасности»)

Просмотр и обсуждение мультфильмов

Рекомендации «Смотрим «умные» мультфильмы»

Ноутбук, проектор.

День

тринадцатый

 «Юные пешеходы»

(Приложение  3)

НОД

игрушка – Крош,  (персонаж мультфильма «Смешарики»); парные картинки – дорожные знаки, сюжетные картинки, шапочки с огоньками, проектор, ноутбук

День

четырнадцатый

 Целевая прогулка к автобусной остановке

Целевая прогулка

Консультация для родителей на тему «Безопасность детей – забота взрослых».

День

пятнадцатый

 «Чего не должно быть»

Рассматривание иллюстраций, обсуждение

Иллюстрации по теме  «Чего не должно быть».

День

шестнадцатый

 «Назови знак», «Можно – нельзя, правильно - неправильно»

Игровые упражнения

Консультация  для родителей  «Игры с детьми по ПДД»

Иллюстрации по теме  «Чего не должно быть», «Дорожные знаки»

День

семнадцатый

 «Азбука безопасности на дороге». Уроки тетушки Совы.

Вечер загадок и стихов «Дорожные знаки».

Просмотр и обсуждение мультфильмов

Развлечение

Ноутбук, проектор, Стихи и загадки о дорожных знаках.

День

восемнадцатый

 «Что? Где? Откуда?»

(Приложение  7)

Словесная игра

Выставка художественной литературы и  игр по ПДД

круг с цифрами и со стрелкой, табло для отмечания очков.

День

девятнадцатый

библиотека «Школа тётушки Совы»

Рассматривание книг по ПДД

Книги по ПДД

День

двадцатый

 «Соблюдайте правила дорожного движения»

(Приложение 8)

Игра – викторина

Памятки для родителей  «Советы родителям старших дошкольников»

иллюстрации по теме; картинки: светофор, регулировщик; плакат «Улицы города»;

Дорожные знаки.


Используемая  литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
  2. Тропинки

  1. Н.А.Извекова/ Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
  2. Л.Б.Поддубная/ Правила дорожного движения. Занимательные материалы. – Волгоград, Издательство – торговый дом «Корифей», 2008.
  3. Т.Ф.Саулина / Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2009.
  4. Г.П.Шалаева/ Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.: Издательство Эксмо, 2007.

Интернетресурсы:

1.http://kolokolchikdetskiisad.edusite.ru/p111aa1.html,

2. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/proekt-po-pd-v-starshei-grupe.html,

3. http://www.maaam.ru/detskijsad/prezentacija-po-pd-v-podgotovitelnoi-grupe.html,

4.http://pochemu4ka.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/pravila_dorozhnogo_dvizhenija/azbuka_dorozhnogo_dvizhenija/182-1-0-2762,

5. http://www.maaam.ru/detskijsad/pedagogicheskii-proekt-po-oznakomleniyu-detei-s-pravilami-dorozhnogo-dvizhenija-detei-srednei-grupy-detskogo-sada.html,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по правилам дорожного движения "Мои друзья - дорожные знаки"

Проект разработ с целью обучения детей ПДД. В процесс обучения были включены все воспитывающие детей взрослые: воспитатели, специалисты и родители. В разновозрастной группе разработан план работы по п...

Проект по правилам дорожного движения "Дорожная азбука"

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

Проект по правилам дорожного движения для старшего дошкольного возраста "Дорожная азбука"

В этом проекте содержится полезная  информация для воспитателей по правилам дорожного движения (консультации для родителей, перспективный план, анкета для родителей по ПДД и т.д.)...

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»

Проект по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения»...

Педагогический проект по правилам дорожного движения " Правила дорожного движения достойны уважения"

Цель: организация активного досуга старших дошкольников.Задачи: 1. Закрепить знания правил дорожного движения, дорожных знаков.2. Углубить знания о правилах поведения на улице. Довести до сознания дет...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по правилам дорожного движения для детей среднего возраста «Дорожная грамота»

Ежегодно на дорогах нашей страны происходят сотни ДТП, в которых, к сожалению, участвуют и дети: гибнут, получают травмы. Именно поэтому приоритетной задачей общества остается профилактика дорожно-тра...

Проект по правилам дорожного движения в старшей группе «Правила дорожные детям знать положено»

Цель проектаСформировать у детей старшего дошкольного возраста основы безопасного поведения на улице, знание правил дорожного движения.Задачи:Обучающие:Обобщить и расширить знания детей о правилах дор...