«В гостях у друзей»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Конспект непосредственно-образовательной

деятельности

Тема: Игра - путешествие 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-puteshestvie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №37» г.Кызыла

Конспект непосредственно-образовательной

деятельности

Тема: Игра - путешествие

«В гостях у друзей»

Разработала: Шивит- Доржу Ч.А.

Кызыл – 2012

 Игра – путешествие «В гостях у друзей»            

Задачи:

- дать детям представление о некоторых особенностях других народностей, граничащих с Республикой Тыва (Хакасия, Алтай);

- расширить представление об образе жизни тувинского народа через национальные игры;

- на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому,   нравственному и социальному развитию детей;

- воспитывать уважительное отношение к наследиям не только своего народа, но и других народностей, также дружеские отношения между детьми во время коллективных игр.

Методы и приемы:  игровой, словесный, наглядный

Материал к занятию:

Карта Республики Тыва, ИКТ, большая бусинка, маленькие  платочки - 3 шт., стойка с названиями Республик - 1 шт., мяч, шапочки-маски охотника и горных козлов.

Словарная работа: дебри

Ход занятия

Орг. момент. Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с  гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель.  (Рассаживает детей) Ребята, скажите,  как называется наша Республика, в которой мы живем?

Дети: Республика Тыва.

Воспитатель:  Как называется столица республики?

Дети: Столица республики – город Кызыл (добиваться полных ответов детей).

Воспитатель: Дети, посмотрите на экран. (Показывает слайды)

 Наша Республика - страна  голубых  рек.

Здесь степи и горы

И  таежные дебри,

Это зелень лугов, где пасутся стада.

- Дети,  слово дебри  означает густо проросшую растительность в виде вечно зеленых деревьев, таких, как сосны, кедры, ели. По-другому дебри можно назвать «непроходимый  лес». Давайте повторим – дебри. 

Тувинцы любят свою природу и берегут её, чтят свои традиции и передают их из поколения в поколение.

- Ребята, посмотрите, что делают  дети? (показывает слайд, где дети играют в игру «Кажык – кости»).

Дети: Дети играют в тувинскую  национальную игру  «Кажык».

Воспитатель: Какие вы знаете еще  тувинские национальные игры?

(Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель: Прекрасно, вы много мне назвали тувинских игр.

 (Идет рассказ воспитателя о тувинских играх в сопровождении слайдов).    Каждая  игра отражает образ жизни народа,  их быт, труд, национальные устои.  А также представление о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений. В играх проявляется смекалка, выдержка, творческая находчивость, воля и стремление к победе и, конечно же,  любовь к труду.

 К примеру, хочу предложить вам игру на пальцах  «Матпаадыр».

 А вы знаете правило этой игры?

Игра «Матпаадыр»

Матпаадыр караулит,

Бажы-Курлуг готовит

Ортаа-Мерген костер разводит

Уваа-Шээжен ловит рыб

Биче-Моомэй кушает.

Воспитатель: Ребята, очень интересно то, что  и ваши сверстники с соседних республик играют в такие же игры.  А какие вы знаете республики, которые находятся рядом с границей нашей Республики? Вот наша республика Тыва…

 (Показать карту, на которой отмечены границы  Республики Тыва с  Хакасией  и Алтаем.)

Ответы детей. Республика Хакасия, Алтай.

Воспиатель: А теперь я хочу предложить вам отправиться в  увлекательное  путешествие  по малым республикам, а наш маршрут будем отмечать на карте. А на каком транспорте мы поедем, вы узнаете, отгадав загадку.

 

Загадка 

Я копытами стучу, стучу.
Я скачу, скачу.
Грива вьется на ветру.
Кто это?

Дети: Лошадь.

Воспитатель:  Молодцы, отгадали загадку! Вот  и на лошадях мы с вами отправимся  в Республику Хакасия.  (Дети под музыку  «Наездники» галопом скачут по кругу. С сопровождением  музыки воспитатель говорит)

 Глубоки у нас моря,

Широки у нас поля.

Изобильная, родная,

Славься, Родина моя!

Воспитатель. Мы приехали в столицу  республики Хакасия.

Скажите, как называется  столица Хакассии? (город Абакан).

Хакасия славится своими достопримечательностями.  Богатство Республики в народе  – в людях трудолюбивых, умеющих дружить и веселиться. В праздники они обычно играют в разные игры, такие  как «Платочная салка», игра в кости, но с другими вариантами, чем у нас в Туве. Сейчас поиграем в игру «Сухарбан», похожую на нашу игру  «Чинчи чажырары».

Игра « Сухарбан» или  «Найти бусинку»  (Идет объяснение правил игры и работа по технике безопасности с обращением атрибута игры – бусинкой)  

Воспитатель. Теперь нам пора в путь в дорогу, в республику Алтай. («Наездники» галопом скачут по кругу. На фоне музыки воспитатель говорит)           Город

Горный Алтай - это прекрасная и древняя страна высоких гор, стремительных чистых рек, прозрачных озёр, огромной вечнозелёной тайги хвойных пород, раскинувшаяся на стыке двух частей Великой степи- мира монгольского и мира тюркского…

Игра «Горный козел» (Даг ошкузу) 

Двух-трех детей назначают охотниками, остальные  - горные козлы. Дети, изображающие горных козлов,  бегают прыжками вверх по всей площадке   по сигналу охотники гонятся за ними и стреляют (бросают мяч). Осаленный  «горный  козел» садится  на землю, к нему подбегает «охотник» и дотрагивается до его спины. Это означает, что он пойман.

Воспитатель. Пришло время возвращаться домой в наш родной край. (Звучит спокойная  музыка, воспитатель говорит).

Тува-край гор и сухих степей.

Страна кочевников и скотоводов, у которых есть свое жилище. А кто скажет, как оно  называется?

Дети:  жилище кочевников и скотоводов называется - Юрта.

Юрта – это национальное жилище тувинцев. Его можно легко собрать и разобрать, поэтому оно очень удобно при переезде. Ведь чабаны – кочевой народ,  пасущий  скот, поэтому им нужно каждый раз искать хорошее пастбище, и они постоянно кочуют с места на место.

Воспитатель: Есть национальная игра, которая прославляет все достоинства жилища, которая называется «Веселая юрта». Вы ведь знаете эту игру? Давайте  поиграем? (проводится игра)

 Игра « Весёлая юрта»

Итог НОД.

Воспитатель. Дети, сейчас я вам предлагаю встать в круг и рассказать, что вам больше всего запомнилось и понравилось. Дети обмениваются впечатлениями. Также я вам предлагаю, отметить на карте красными флажочками  места нашего путешествия, в Алтае,  Хакасии, Туве.

Идет  коллективная работа над картой. Дети вспоминают маршрут пребывания, а воспитатель отмечает на карте флажками.

И хочу на память оставить вам эту карту и слайды о народах, в гостях у которых мы побывали.

Самоанализ  по образовательной деятельности,

раздел «Познавательно-речевое развитие».

Основная цель данной образовательная деятельности: воспитание толерантности, закрепление первоначальных знаний о жизни тувинского народа и других народов через национальные игры.

При планировании данной деятельности мною учитывались такие особенности детей, как любознательность, самостоятельность, активность и умение сотрудничать в коллективе.

В ходе реализации деятельности осуществлялся дифференцированный подход в процессе реализации таких направлений как социализация, двигательная активность и познание. Целью данной деятельности является  не только развитие двигательной и познавательной активности, но и развитие коммуникативных способностей в процессе всей деятельности.

Вследствие чего были поставлены следующие задачи:

Образовательные:

- дать представление детям о некоторых особенностях других народностей граничащих с нашей Республикой (Хакасия, Алтай).

Развивающие:

- расширить представление об образе жизни тувинского народа через национальные игры;

- на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому,   нравственному и социальному развитию детей.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к наследиям не только своего народа, но и других народностей, также дружеские отношения между детьми во время коллективных игр.

На данной образовательной деятельности все дети были задействованы. Для достижения более ярких представлений, для того чтобы полученные детьми знания запомнились, вызвали эмоциональный отклик,   данная деятельность была построена в виде игры-путешествия с использованием ИКТ.

С заданиями дети справились успешно. На данной образовательной деятельности присутствовала доброжелательная атмосфера и в общении воспитателя с воспитанниками, и в общении ребят между собой. У участников путешествия был хороший эмоциональный настрой, что способствовало развитию коллективизма, чувства взаимопомощи, взаимопонимания, который сохранялся на протяжении всей игры-путешествия.

На мой взгляд, все программные задачи, поставленные мною, были полностью реализованы.  В дальнейшем мною планируется изучать и внедрять в практику проектный метод и этнокультурную составляющую в духовно-нравственном развитии дошкольников.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект «В гостях у друзей»

Аутотренинг «Загадочное животное»...

"В гости к друзьям"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром (птицами) для детей средней группы детского сада...

Конспект совместной игровой деятельности для детей младшей группы "Мишка в гостях у друзей"

Конспект совместной игровой деятельности для детей младшей группы может быть ипользован воспитателями для развития речи детей, как средства общения, для знакомства детей с русским фольклором, для разв...

Конспект НОД на тему: "В гости к друзьям" в 1 младшей группе

Конструкторы ЛЕГО на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в се...

Конспект НОД в 1 младшей группе по формированию сенсорных эталонов "В гости к друзьям"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию сенсорных эталонов в 1 младшей группе....

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 2- й младшей группы «Матрешка в гостях у друзей»

Программные задачи:·        формировать представление о дне и ночи, как о тёмном и светлом времени суток;·        формировать умен...

Спортивный досуг "В гости к друзьям"

Задачи. В игровой форме совершенствовать навыки ходьбы, бега и прыжков.       Материал. Гимнастическая  стенка, две дуги (высота 40 см), ребристая доска, мячи и печенье ...