Опыты с магнитом детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Корсакова Елена Александровна

Представлен материал из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Опытно- экспериментальная деятельность старших

дошкольников с магнитом.

(из опыта работы)

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди-часть этого мира ,открывают для себя все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ  мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

Ребенок   живет и его  образное, эмоциональное мышление развивается независимо от  внимания и невнимания родителей.  Но способность к  интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами  по себе не окрепнут. Тут могут прийти на помощь родители и педагоги.  

      Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является  детское экспериментирование.

В 1990годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к заключению, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

      Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Одной из наиболее интересных особенностей детского экспериментирования является возможность показать скрытые свойства окружающих предметов

Представлен опыт работы знакомства с магнитом детей старшего дошкольного возраста.

В наше время магниты есть практически в каждом доме, они прочно вошли в быт людей.Часто сталкиваются с магнитами и дошкольники:с магнитными играми и игрушками, магнитными досками, которые  помогают им знакомиться с цифрами, буквами и геометрическими фигурами. Тем не менее, магниты не перестают вызывать удивлениедетей, стимулируя настоящий познавательный интерес.

   В работе  автор опиралась на рекомендации Дыбиной О.В., Шапиро А., Клариной Л.М.

Основные эксперименты с магнитом направлены:

  • дать представления о магните и его основном свойстве «притягивать»;
  • показать как магниты действуют на предметы;
  • дать представления о магнитных силах земли, познакомить с компасом

Знакомство с магнитом и основным  свойством «притягивать»

Развивать логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость , способность приклеиваться, приклеивать.

Ситуация: знакомство с куклой Катей и отгадывание ее загадки.

Опыт:

1. Как держатся платье на кукле

2. .Что притягивают магниты.

Магнит и окружающие предметы

Расширить естественнонаучный опыт детей на основе закрепления и углубления  представлений о свойствах магнитов, анализа их свойств, применения умений и навыков обращаться  с магнитными игрушками, бытовыми приспособлениями в повседневной жизни.

Ситуация: загадки куклы Почемучки о строении и свойствах  магнита.

Опыт:

1.«Как достать скрепку из воды не намочив рук»

2.«Сила магнитов»

3. «Два магнита»

Магнит и человек

Расширить естественнонаучный опыт детей на основе  углубления  представлений о магните (естественные и искусственные, использование человеком, компас)

Ситуация: кто быстрее найдет клад

Опыты:

«Магнитная стрелка»

Важным условием  является создание развивающей среды, способствующей поддержанию интереса к объекту. В группе создан уголок магнита. В котором представлены: материалы для знакомства с магнитом (дерево, металлические предметы, бумага, мех, емкости для воды), коллекция магнитов, компас,  игры  на основе магнита. Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

  1. Внешние (новизна, необычность объекта);
  2. Тайна, сюрприз;
  3. Мотив помощи;
  4. Познавательный мотив (почему так);
  5. Ситуация выбора.

 Опыт работы с детьми показывает, что не нужно стремлений к тому, чтобы дети запоминали как можно больше разных названий. Можно всегда обойтись и без употреблений сложных и не понятных для ребенка терминов. Гораздо важнее воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

Необходимо помнить дельный совет А. Шапиро «Только нельзя превращать эксперимент в подобие хорового пения. « Возьмите  в правую руку то, в левую то, соедините, потрясите…». Это вызывает только тоску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Формирование интереса к здоровому образу жизни через приобщение к нравственному и эстетическому опыту Олимпийских игр детей старшего дошкольного возраста"

АннотацияПроблема ухудшения здоровья подрастающего поколения  приобретает все большую актуальность. И одна из ряда главных причин этого - наличие большого количества отклонений в состоянии опорно...

Наименование педагогического опыта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах».

Наименование педагогического опыта:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»....

Обощение опытом "РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТРУДА В ПРИРОДЕ"

Детская самостоятельность в последнее время все чаще становится объектом повышенного внимания ученых, преподавателей и педагогов. Это связано не столько с реализацией личностно-ориентированн...

Презентация инновационного опыта «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством технологии интервьюирования»

Вопрос ранней профориентации дошкольников в настоящее время является актуальной задачей дошкольного образования и имеет большую социальную значимость....

И опыта работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края в проектной деятельности»

Экология – это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле. Мир разноцветный, яркий. «Мир вокруг нас, Земля – это наш Зеленый дом». Моря и реки, леса...