Годовой план психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их семей в СП Лекотека в 2015-2016 у/г.
методическая разработка на тему

Ерина Ольга Николаевна

Годовой план включает работу психолога по основным направлениям с родителями, педагогами и детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_plan_raboty_pedagoga-psihologa_2015-2016_g.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

 Утверждаю ___________ Т.В. Козырева

                                                                                                                                                                        Заведующий МКДОУ «Новохоперский

                                                                                                                                                                  ЦРР – д/с № 1»  

                                                                                                                                                                 

 

Годовой план

 Психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в

СП Лекотека на 2015-2016 учебный год

                                                                                                    педагог-психолог

                                                                                                    О.Н. Ерина

Цель работы педагога-психолога: психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ и его семьи в условиях лекотеки.

Задачи:

  • Содействовать созданию социально-психологических условий для успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности, реальные личностные достижения каждого ребенка и зону его ближайшего развития.
  • Содействовать гармонизации психологического климата полколлектива лекотеки.
  • Оказывать своевременную психологическую консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем.
  • Способствовать
  • Содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, адаптации в семье и других социальных группах.
  • Обучение родителей и педагогов детского сада по использованию в работе оборудование лекотеки и методам игро¬вого взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития.
  • Формирование предпосылок для обучения ребенка в дошкольных обра-зовательных учреждениях.
  • Помощь семье в адаптации к инвалидности ребенка.

Приоритетные направления работы:

Психологическая безопасность образовательной среды.

Коррекция и развитие познавательной и эмоциональной сферы дошкольников с ОВЗ.

Взаимодействие с родителями детей с ОВЗ.

Сентябрь

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

1.Индивидуальная диагностика детей, изучение медицинских карт.

2. Совместно с социальным педагогом выявление детей «группы риска».

3.Составление банка данных на детей с ОВЗ.

Сбор анамнеза, анкетирование.

Коррекционно-развивающая деятельность

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

Просвещение и профилактика

1.Знакомство с поступившими детьми.

2. Посещение кабинета психолога и сенсорной комнаты.

3. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

3. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

1.Рекомендации по созданию развивающей среды в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

2. Методический час.

1.Знакомство с родителями поступивших детей.

2. Формирование запроса.

3. Организационное родительское собрание.

4.Наглядная стендовая информация:

- Возрастные особенности детей;

- Как помочь ребенку адаптироваться к новым условиям.

5. Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

1.Консультации и рекомендации на тему «Особенности работы педагога в адаптационный период с детьми с ОВЗ».

2.Консультации по запросу.

 Индивидуальные консультации по вопросам индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка.

Организационно-

методическая работа

1. Обработка и анализ диагностических карт, протоколов.

2. Подготовка наглядных материалов по адаптации.

3. Заполнение текущей документации.

4. Подготовка бланков для диагностики.

5. Подбор и составление индивидуально-ориентированных программ для детей.

6. Подготовка диагностического инструментария для обследования.

7. Обработка информации для составления банка данных о детях «группы риска», детей с ОВЗ.

1. Подготовка консультаций и рекомендаций по адаптации детей.

2. Подготовка рекомендаций по результатам диагностики детей.

3. Заполнение текущей документации.

4. Методический час с специалистами Лекотеки.

5. Участие в работе МО педагогов-психологов района.

1. Подготовка консультаций и рекомендаций в соответствии с индивидуально-ориентированной программой.

2. Оформление наглядной информации и буклетов.

3. Заполнение текущей документации.

4. Подготовка выступления для родительского собрания: Основные формы и методы взаимодействия в Лекотеке.

5. Подготовка наглядной стендовой информации.

Экспертная работа

Участие в ТПМПК.

Анализ совместно с заведующим развивающей среды Лекотеки в соответствии с возрастными особенностями детей и их особыми потребностями.

 

Октябрь

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

1.Обследование детей по запросу родителей, специалистов.

2. Диагностика психологического комфорта детей в Лекотеке (проективные методики, наблюдение).

Изучение профессиональной направленности личности (модификация Р.Р. Калининой).

Коррекционно-развивающая деятельность

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

 

Игровая коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по рекомендациям психолога.

Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

Просвещение и профилактика

1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

 1. Семинар «Психолого-педагогическое сопровождение детей и их семей в условиях Лекотеки».

3. Методический час.

1.Наглядная стендовая информация:

- «Кризис 3 лет»;

- «Психологическое здоровье наших детей»;

- «Развиваем мышление»;

2. Беседы с родителями детей по запросу.

3. Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

2. Консультирование по использованию рекомендаций психолога в работе с детьми «группы риска» и детей с ОВЗ.

4.Психологическая безопасность детей в Лекотеке.

1. Консультации, посвященные роли семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.

2. Консультации на тему «Особый ребёнок».

3. Индивидуальные консультации, стендовая информация по запросу родителей и администрации.

Организационно-

методическая работа

1. Подготовка материалов для обследования.  

2. Обработка диагностических материалов.

3. Заполнение текущей документации.

4. Составление рекомендаций, заключений, корректировка

индивидуальных маршрутов для развивающей работы.

4. Подготовка материалов для игровых сеансов

1. Подготовка консультации и рекомендаций по работе с семьями «группы риска», с родителями детей с ОВЗ.

3. Подготовка материалов по выявлению творчески одаренных детей.

4. Подборка материалов для выступления на семинаре, занятия с специалистами.

Подготовка к консультациям, подборка материалов для групповых совместных сеансов.

Экспертная работа

Участие в  ТПМПК.

Ноябрь

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

1Диагностика личности («Лесенка», «Кактус»).

Анкетирование совместно с социальным педагогом на предмет удовлетворенности работой в Лекотеке.

Коррекционно-развивающая деятельность

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

Оказание различных видов педагогической помощи (по рекомендациям психолога).

Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

Просвещение и профилактика

1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

1. Рекомендации по развитию личностной сферы детей.

3. Семинар «Основные направления работы с детьми с ОВЗ в условиях Лекотеки».

4. Методический час.

1. Наглядная стендовая информация:

- Эмоциональное развитие ребенка;

- О наказаниях и поощрениях.

2. Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

1. Консультирование по использованию рекомендаций психолога по развитию личностной сферы детей.

2. Рекомендации по организации игровых сеансов.

1. Консультации, посвященные роли семьи в воспитании личности и эмоционального мира ребенка

3. Индивидуальные консультации по развитию творческих способностей детей.

Организационно-

методическая работа

1. Подготовка материалов для обследования личностной сферы детей.  

2. Обработка диагностических материалов.

3. Заполнение текущей документации.

4. Подготовка материалов для игровых сеансов

1. Подготовка рекомендаций по результатам диагностики личностной сферы детей.

 2. Подготовка рекомендаций по   организации игровых сеансов.

3. Подборка материалов для семинара.

1. Подготовка к консультациям с семьями детей с творческой одаренностью, семьями детей, имеющих проблемы в общении.

2.Индивидуальные консультации по развитию психических процессов у старших дошкольников.

3. Подготовка наглядной стендовой информации.

Экспертная работа

Участие в  ТПМПК.

Декабрь

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

Промежуточная диагностика детей, подготовка материалов для ТПМПК.

1. Изучение самоанализа педагогической деятельности (Р.Р. Калининой).

2. Сбор информации о проявлении негативных эмоциональных проявлениях у детей во время игровых сеансов.

Диагностика родительского отношения к детям, эмоциональных отношений в семье. (Методика «Родительское сочинение», Тест-опросник родительского отношения к детям).

Коррекционно-развивающая деятельность

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

1.Оказание различных видов педагогической помощи (по рекомендациям психолога).

Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

Просвещение и профилактика

1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

3. Выезд совместно с социальным педагогом в семью ребенка с ОВЗ.

1. Рекомендации по формированию позитивных взаимоотношений родителей и детей.

2. Занятие с элементом тренинга «Тренинг публичного выступления для специалистов».

3. Методический час.

1. Выступление на родительском собрании по вопросу профилактики детско-родительских отношений.

2. Памятки: «Принципы общения родителей с детьми», «Учимся общаться».

3. Стендовая информация:

- Отдельные сюжеты повседневной жизни.

- Дети с повышенным чувством ответственности, стеснительные и замкнутые.

4. Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

1. Консультирование по использованию рекомендаций психолога по формированию позитивных взаимоотношений родителей и детей.

1. Консультации по вопросам сохранения психологического здоровья детей.

2. Индивидуальные консультации по запросу родителей.

Организационно-

методическая работа

1. Подготовка материалов для обследования детей.  

2. Обработка диагностических материалов.

3. Заполнение текущей документации.

4. Подготовка материалов для игровых сеансов.

1. Подготовка консультации и рекомендаций по работе с семьями воспитанников.

2. Подготовка рекомендаций по взаимодействию с семьями, находящимися в сложных жизненных ситуациях.

3. Подготовка к тренингу с специалистами.

1. Подготовка к консультациям и родительскому собранию.

2.Индивидуальные консультации по вопросам воспитания детей.

3. Подготовка наглядной стендовой информации, памяток к родительскому собранию.

4. Обработка тестов и анкет.

Экспертная работа

Участие в ТПМПК.

Изучение документации по планированию педагогами развивающей работы с детьми (по рекомендациям психолога).

Январь

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

 Промежуточная диагностика детей, подготовка материалов к ТПМПК.

Тестовый опрос воспитателя на изучение особенностей понимания и принятия педагогом взаимодействия с родителями.

Коррекционно-развивающая деятельность

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

Оказание различных видов педагогической помощи (по рекомендациям психолога).

Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе в домашних условиях.

Просвещение и профилактика

1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

3. Выезд совместно с социальным педагогом в семью ребенка с ОВЗ.

1. Методический час.

2. Районный семинар «Проектирование индивидуально-ориентированной программы сопровождения ребенка с ОВЗ».

1. Памятки, буклеты по работе с детьми с ОВЗ (в соответствии с диагнозом).

2. Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

Консультация по вопросу заполнения документации в лекотеке.

По запросу и в соответствии с планом сопровождения семьи.

Организационно-

методическая работа

1. Обработка диагностических материалов.

2. Заполнение текущей документации.

3. Подготовка материалов для игровых сеансов

1. Подготовка тестовых опросников, обработка данных.

2. Подготовка рекомендаций по взаимодействию с семьями одаренных детей и детей «группы риска».

3. Подготовка к семинару.

1. Подготовка к консультациям.

3. Подготовка наглядной стендовой информации по вопросу профилактики детско-родительских отношений.

Экспертная работа

Участие в ТПМПК.

Февраль

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

Диагностика межличностного взаимодействия детей в лекотеке.

Изучение характера общения педагога с детьми в разных образовательных ситуациях (наблюдение).

Коррекционно-развивающая деятельность

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

Оказание различных видов педагогической помощи (по рекомендациям психолога).

Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

Просвещение и профилактика

1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

3.Неделя психологии.

1. Занятие с элементом тренинга «Профессиональное самосовершенствование».

2. Методический час.

3. Семинар «Формы работы с детьми со сложными нарушениями».

1. Выступление на родительском собрании по вопросу взаимоотношений детей с детьми и взрослыми.

2. Стендовая информация:

- Как вести себя родителям с

гиперактивным ребенком.

- Как научить ребенка делиться.

3. Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

1. Консультирование по оказанию различных видов педагогической помощи в ходе ИКРР с детьми.

2. Консультирование по устранению недочетов в общении с детьми.

1. Индивидуальные консультации по вопросу межличностных отношений детей со сверстниками и педагогами.

Организационно-методическая работа

1. Обработка диагностических материалов.

2. Заполнение текущей документации.

3. Подготовка материалов для игровых сеансов.

1. Обработка данных по изучению характера взаимоотношений педагога с детьми.

2. Подготовка рекомендаций по взаимодействию с детьми.

3. Подготовка к семинару.

1. Подготовка к консультациям.

3. Подготовка наглядной стендовой информации.

Экспертная работа

Участие в ТПМПК.

Наблюдение за характером общения педагога с детьми в разных образовательных ситуациях.

Март

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

1.Диагностика по запросу родителей и специалистов.

2. Диагностика детских страхов.

Коррекционно-развивающая деятельность

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

1. ИКРР с детьми - оказание различных видов педагогической помощи.

1. Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

2. Рекомендации по развивающей работе с детьми в домашних условиях.

Просвещение и профилактика

1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

3. Выезд в семью совместно с социальным педагогом.

1. Тренинг «Смотрю, вижу, наблюдаю».

2. Методический час.

1. Стендовая информация:

- Двадцать способов избежать наказания.

- Как говорить ребенку «нет» и не чувствовать себя виноватым?

- …Ещё раз о наказании.

2. Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

1. Консультирование по оказанию различных видов педагогической помощи детям в общении со сверстниками.

1. Индивидуальные консультации по запросу родителей и в соответствии с планом сопровождения семьи.

Организационно-

методическая работа

1. Обработка диагностических материалов.

2. Заполнение текущей документации.

3. Подготовка материалов для игровых сеансов.

1. Подготовка к тренингу.

2. Подготовка рекомендаций по оказанию различных видов педагогической помощи в ходе ИКРР с детьми.

3. Заполнение текущей документации.

1. Подготовка к консультациям,

2. Подготовка наглядной стендовой информации.

Экспертная работа

Участие в ТПМПК.

Апрель

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

1. Диагностика личностной сферы детей.

Рекомендации по результатам диагностики личностной сферы детей.

Коррекционно-развивающая деятельность

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

1. ИРР с детьми - оказание различных видов педагогической помощи.

Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

Просвещение и профилактика

1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

3. Выезд в семьи детей совместно с социальным педагогом.

1. Семинар-практикум «Психолого-педагогические основы включения ребенка с ОВЗ в группу сверстников».

1. Стендовая информация:

- Развиваем мыслительные операции и речь ребенка-дошкольника.

- Что должен уметь будущий первоклассник?

2. Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

1. Консультирование по оказанию различных видов педагогической помощи детям развивающих групп.

2. Консультация «Каждый педагог – психолог».

1. Индивидуальные консультации и рекомендации по результатам диагностики детей.

Организационно-

методическая работа

1. Обработка диагностических материалов.

2. Заполнение текущей документации.

3. Подготовка материалов для игровых сеансов

1. Подготовка к семинару.

2. Заполнение совместно с воспитателями карт выпускников.

3. Заполнение текущей документации.

1. Подготовка к консультациям,

2. Подготовка наглядной стендовой информации.

3. Заполнение текущей документации.

Экспертная работа

Участие в ТПМПК.

Психологический анализ НОД в старших группах.

Май

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

1. Итоговая диагностика, подготовка материалов для ТПМПК.

.

1. Рекомендации по результатам диагностики детей.

2. Анкета «Сотрудничество с психологом» (в целях выявления запросов педагогов, администрации и определения перспективы работы на следующий год).

Анкета «Психолог и я» (выявление запросов родителей и определения перспектив работы на следующий год).

Коррекционно-развивающая деятельность

 Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

Оказание различных видов педагогической помощи семьям в летний период.

Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

Оказание различных видов развивающей помощи семье детям в летний период (по рекомендациям психолога).

Просвещение и профилактика

1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

1. Тренинг для педагогов лекотеки «Я, ты, мы».

2. Методический час.

1. Участие в родительском собрании по вопросам воспитания и развития.

2. Стендовая информация:

- Детские страхи – ступеньки детства.

- Как выбрать книжку для ребенка.

3. Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

Консультация «Влияние игр с песком и водой на психическое развитие ребенка».

1. Индивидуальные консультации и рекомендации по результатам диагностики детей.

Организационно-методическая работа

1. Обработка диагностических материалов.

2. Заполнение текущей документации.

3. Подготовка материалов для игровых сеансов

1. Подготовка к тренингу.

2. Обработка и анализ анкет.

3. Заполнение текущей документации.

4. Подготовка консультаций по психологическим аспектам организации работы с детьми в летний период.

5. Подготовка консультации «Влияние игр с песком и водой на психическое развитие ребенка».

1. Подготовка к консультациям.

2. Подготовка наглядной стендовой информации.

3. Обработка и анализ анкет.

4. Заполнение текущей документации.

Июнь

Направление

деятельности

Дети

Педагоги

Родители

Диагностика

 Анкета «Мои плюсы и минусы в общении с родителями».

Коррекционно-развивающая деятельность

 Индивидуальная коррекционно-развивающая работа (ИКРР) с детьми по утвержденным индивидуально-ориентированным программам.

Оказание различных видов педагогической помощи семьям в летний период.

Сопровождение ребенка на ИКР игровых сеансах.

Оказание различных видов развивающей помощи семье детям в летний период (по рекомендациям психолога).

Просвещение и профилактика

1. Групповые игровые сеансы по социально-эмоциональному развитию детей.

2. Игровые сеансы в сенсорной комнате (темной и светлой).

3. Выезд в семьи детей совместно с социальным педагогом.

1. Семинар «Анализ эффективности реализации индивидуально-ориентированных программ психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и его семьи в условиях лекотеки».

2. Методический час.

 Групповые игровые сеансы совместно с детьми.

Консультирование

Консультация «Специальные приемы с родителями-молчунами, родителями-говорунами.

1. Индивидуальные консультации и рекомендации по результатам диагностики детей.

Организационно-методическая работа

1. Обработка диагностических материалов.

2. Заполнение текущей документации.

3. Подготовка материалов для игровых сеансов

1. Обработка и анализ анкет.

2. Заполнение текущей документации.

3. Подготовка консультаций

1. Подготовка к консультациям.

2. Подготовка наглядной стендовой информации, обработка и анализ анкет.

Отчетно-аналитическая и проектная деятельность

1. Составление статистической справки по итогам работы педагога-психолога ДОУ.

2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности педагога-психолога ДОУ за учебный год.

3. Подготовка проекта плана психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в лекотеке.

Деятельность в течение 2015-2016 учебного года

1. Психологическая деятельность по запросам администрации ДОУ, педагогов, родителей.

2. Организация работы на базе ДОУ консультационного центра для родителей детей не посещающих дошкольное учреждение Новохоперского района.

3. Участие в работе РМО педагогов-психологов в дошкольных учреждениях, семинарах, конференциях и других мероприятиях системы образования районного уровня.

4. Подготовка публикаций в периодические издания.

5. Ведение личной странички педагога-психолога на сайте ДОУ.

6. Ведение профессионального портфолио на НС портале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МКДОУ "Новохоперский центр развития ребенка - детский сад № 1" на 2014-2015 учебный год

В годовом плане расписана вся работа педагога-психолога по основным направлениям с родителями, детьми и педагогами....

Годовой план психолого-педагогической деятельности на 2016-2017 учебный год

Основной документ, необходимый для работы психолога в детском саду...

Опыт реализации консультативной психолого-педагогической помощи родителям детей получающих дошкольное образование в семье.

Опыт реализации консультативной психолого-педагогической помощи родителям детей получающих дошкольное образование в семье. Семейное образование в РФ определяется статьей 17 ФЗ РФ об образовании в...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР

В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...