Буклет "Искусство говорить"
методическая разработка на тему

Памятка, раздаточный материал для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_iskusstvo_govorit.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Общение с ребенком.

*

как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу, сказанную взрослым…Доводы родителей типа: «Я же о тебе забочусь» или «Ради твоей же пользы» дети не слышат. Точнее, они могут услышать слова, но не смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова. Сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастливым.

(Ю.Б.Гиппенрейтер)

*

Вы можете кричать сколько угодно, биться в истерике и топать ногами – вас не будут воспринимать всерьез пока вы не научитесь

 ВЕЖЛИВО СТУЧАТЬСЯ В ЧУЖУЮ ДУШУ!

*

Ничто не стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.

(Мигель Сервантес де Сааведра)

*

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Среди требований к речи педагога выделяют:

Точность –. это главным образом соответствие речи действительности. Достигается точность за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.

• Логичность –  это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять выражаемое содержание.

• Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка.  Средства выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствуют не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает

сформировать навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Правильность – соответствие речи языковым нормам.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку.  Недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Искусство говорить.

http://www.wall-oilpainting.com/media/catalog/product/cache/1/small_image/171x/9df78eab33525d08d6e5fb8d27136e95/s/h/sharing_secrets.jpg

Коротко да ясно, оттого и прекрасно.

(Русская пословица)

Стрелять — еще не значит быть стрелком; не тот речист, кто треплет языком.
(Узбекская
 пословица)

Словарь терминов.

Диалог- форма речи, характеризующаяся сменой высказываний двух или нескольких говорящих, или обмен репликами.

Дикция- произношение, манера выговаривать слова.

Интонация – изменение основного тона, интенсивности, темпа и длительности звучащих предложений; интонация членит речевой поток на смысловые отрезки, участвует в выражении эмоций.

Клише – речевой стереотип, осуществляющий в языке оборот, используемый в качестве стандарта (шаблона, штампа), который легко воспроизводится в определенных условиях для решения задач коммуникации.

Коммуникативная компетенция – совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отображения действительности в различных ситуациях общения.

Красноречие – совершенное владение всеми средствами общения и законами их организации для построения высказываний.

Культура речи –совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное использование языковых средств для решения задач общения.

Монолог – форма развернутого речевого высказывания, представляющая собой речь, обращенную к самому себе или другим, в отличие от диалога, не рассчитанную на непосредственную реакцию другого лица.

Норма лексическая – закрепленность языковых значений за каждым словом, фиксируемая толковыми словарями; употребление слова в речи в соответствии с его языковым значением, с учетом его стилистической окраски и преимущественной сферы употребления.

Общение – взаимодействие людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Оратория – название теории и практики ораторской речи в отечественной традиции.

Педагогическая риторика – это наука и искусство общения педагога и шире – педагогического коллектива с детьми, школьниками, студентами в процессе обучения и воспитания.

Речь – последовательность знаковых единиц общения в их конкретном применении. Речь есть реализация языка и только через нее выполняет свое коммуникативное назначение. Под речью часто понимают, как процесс говорения (речевую деятельность), так и результат этого процесса (устные или письменные речевые высказывания, произведения).

Речевая деятельность -  совокупность психофизических работ человеческого организма, обеспечивающих построение речевых высказываний.

Речевая ошибка – нарушение норм языка  в речи.

Речевой этикет – национально-специфические правила речевого поведения, реализующиеся в системе устойчивых формул и выражений в принятых и предписываемых обществом ситуациях «вежливого» контакта с собеседником.

Софизм – умышленно ложное умозаключение, построенное на неправильных положениях.

Тезис – положение, истинность которого должна быть доказана.

Текст – устное или письменное словесное произведение, представляющее собой единство некоторого более или менее завершенного содержания (смысла) и речи, формирующей и выражающей это содержание.

Целесообразность речи – ее соответствие речевому намерению(цели)говорящего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили"

Рекомендации А.Фабер и Э. Мазлиш для педагогов и родителей  из одноименной книги "Как говорить так, чтобы дети слушали и слушать так, чтобы дети говорили" - золотые правила общения с детьми...

НАУЧИТЕ МЕНЯ ГОВОРИТЬ! часть 2 - "Малыш начинает говорить"

Консультация для родителей, была выполнена в виде буклета с использованием программы Microsoft Publisher.Консультация состояла из 4 частей....

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие» ЭССЕ

«Говорить путано умеет всякий, говорить ясно немногие»Галилео Галилей Не ошибусь, если скажу, что все родители желают счастья своим детям. Правда мало кому приходит на ум (до определенного времен...

Анонс книги Адель Фабер, Элейн Мазлиш. "Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14445254","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","style":"height: 300px; width: 179px;","width":"287"}}]] К моему стыду, я тольк...

Консультация "Чтобы научиться говорить, надо говорить"

Путем практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. Последовательность занятий по обучению связной речи должна быть построена в по...