Творческий проект мини- музея "Что за чудо эти ткани"
проект (подготовительная группа) по теме

Цитович Екатерина Васильевна

Развитие позновательно-т исследовательской активности ребёнка через организацию мини- музеев  в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chto_za_chudo_eti_tkani.doc188 КБ

Предварительный просмотр:

Г. Горняк,  Локтевский район,  МБДОУ «Детский сад «Сказка»

ТВОРЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ  

МИНИ- МУЗЕЯ

«Развитие познавательно - исследовательской

активности ребёнка через организацию

мини-музеев в ДОУ»

                                                                               Разработчик:

Цитович

                 Екатерина

                                                                                                             Васильевна

                                                                                                 воспитатель первой

                                                                                  квалификационной категории

Проект средней продолжительности: 2-3 месяца.

    Участники проекта:

- дети подготовительной группы,

- воспитатели,

- родители,

- общественные организации (ателье, швейная фабрика, районный музей).

АКТУАЛЬНОСТЬ


     Сегодня одним из приоритетных направлений дошкольного образования является гражданское воспитание детей.
  В зарубежных и отечественных исследованиях (Рыжова Н., Пантелеева Л.В., Столяров Б.А., Платонова О.В.) доказывается, что интерес к музеям, привитый ребёнку с дошкольного возраста и поддержанный в семье и школе, есть залог того, что дети будут посещать музеи в дальнейшем.
  Сейчас многие МДОУ  создают музеи, но они играют второстепенную роль в образовательном процессе. Педагоги организуют деятельность детей в основном в форме  фронтальных занятий,  не придавая большой роли   совместной и самостоятельной деятельности, что не даёт детям возможности проявлять собственную активность в познании.
Мы считаем, что необходимо внести изменения в практику деятельности педагога, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса по работе с мини-музеями.
   Создание мини-музея способствует взаимодействовать педагогу с ребёнком, исследовать вещи и явления окружающего мира,  доступное и привлекательное для детей, где дети получают возможность проявить собственную познавательную активность.

 

ОСНОВНЫЕ  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ИДЕИ  ПРОЕКТА

   Функции познавательно-исследовательской деятельности раскрывает в своих книгах Короткова Н.А. .   В  лекциях «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников» Савенков А.И. отмечает, что «от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.

     Это важно ещё и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий». Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребёнок расширяет своё представление о возникновении волокон, ткани, об их истории, о его производстве, швейных и ткацких  фабрик и их оборудовании. У ребёнка развивается интеллект, восприятие и речь.

  В процессе реализации проекта использовали совместную деятельность детей и родителей (разные виды образцов ткани, лоскутная и бумажная аппликация), педагоги и родители используют материал об истории ткани, его производства и свойства.

  Данный проект находится в процессе становления. Его теоретической основой является целый ряд интересных тем происхождения и возникновения ткани, одежды, оборудования для её изготовления.

     Главная направленность изучения  данной темы – отбор и систематизация  значимого содержания  знаний о происхождении  различных видов ткани, её истории и производстве, швейных и ткацких фабрик, оборудования для производства нитей, ткани, одежды, профессий связанных с этим трудом, у детей дошкольного возраста.

    Выше перечисленными авторами доказано, что дети дошкольного возраста способны усваивать знания отражающие закономерные явления окружающего мира: связь происхождения ткани с историей возникновения одежды, профессий (ткачиха, портной, швея, закройщик и т.д.), история швейного оборудования, ткацких и швейных  фабрик и т.д.

   Цель: создание системы работы по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности через ознакомление с тканью.


   Задачи:

1) Способствовать формированию интереса к истории происхождения волокон, ткани и возникновения  ткацкого и швейного оборудования.

2) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,

3) разработать пакет методических материалов,  систему планирования  познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея;


4) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.


 
Предполагаемый результат:



1.Будет создан  мини-музей в группе с экспонатами и методическим материалом.


2. Повысится  уровень знаний детей о музеях, о происхождении ткани, способах её изготовления  и  одежды, профессий связанных с этим.


3. Повысится познавательная активность детей при ознакомлении со свойствами ткани, различным оборудованием, на котором она производится.

4. Будет  развита  креативность детей через создание совместных творческих работ с педагогами и родителями  (проекты, сочинения, выставки, фотоколлажи,  альбомы, коллажи, панно…).

5. Будет сформирован  интерес к истории происхождения ткани, одежды.

6. Мотивационная готовность родителей к участию в создании и оформления мини-музея в группе.

СТРАТЕГИЯ   РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОЕКТА

События, мероприятия, действия

Цель события

Примечание

Занятие «Ознакомление со свойствами ткани»

Способствовать уточнению и закреплению представлений детей о видах и свойствах тканей. Определять особенности ткани. Что из какой ткани можно сшить (болонья, ситец, шифон, мех, драп и пр.).

Занятие «Ознакомление с профессией портной»

Познакомить с его деятельностью и результатами труда (швея, закройщик, т.е. портной)

Занятие «Знакомство с трудом работников

лёгкой промышленности»

Закрепить знания о тканях, её видах, о швейной фабрике

Беседа «Как изготавливают ткани»

Дать знания об изготовлении ткани. Развивать умение сравнивать, делать выводы.

Беседа «Путешествие в прошлое профессий

Познакомить с профессиями прошлого.

Беседа «Путешествие в прошлое одежды»

Дать знания, что человек создаёт предметы для своей жизни

Беседа «путешествие в прошлое швейной машинки и иглы»

Дать знания, что человек создаёт предметы для своей жизни

Просмотр видеофильма «Что такое ткань?»

Вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды взрослых

Сочинение детьми сказки «Приключение лоскутика»

Расширять словарный запас. Развивать воображение, фантазию. Развитие логического мышления путем создания проблемных ситуаций.

Запись на видео

Игра-викторина «Что мы знаем о профессиях»

Закрепить знания о профессиях связанных с нашей жизнью.

Развлечение ко дню легкой промышленности «Мастер на все руки»  (о профессии портного).

Организация совместного с родителями праздника.

Перспективное планирование кружковой деятельности с детьми по работе с тканью

Знакомить в работе с тканью, нитками, обучение разных видов швов и т.д.

Аппликации «Волшебные лоскутки»

Знакомство с мозаикой. Развивать воображение, чувство цвета и умение трансформировать геометрические фигуры.

Ручной труд «Вышивание салфеток»

Обучение шитью.

Выставка работ

Аппликация «Бумажное плетение»

Учить изображению ручной степени трудности

Ручной труд «Цветы для моей мамочки»

Обучение петельному шву. Поощрять желание доставить радость другому, проявить заботу.

Игровое занятие по аппликации «Теремок»

Вызвать интерес к созданию аппликативных картинок. Учить вырезать фигурки животных из ткани.

Аппликация «Цветочное панно»

Выполнять технику мозаичной работы. Развивать умение составлять композицию из геометрических форм.

Экскурсия в музей

Вызвать интерес к окружающему. Познакомить со старорусскими предметами швейного мастерства и ткачества.

фото

Экскурсия в швейное ателье

Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье.  Познакомить с процессом изготовления платья.

фото

Экскурсия на швейную фабрику

Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда разных людей. Знакомство с трудом работников швейной промышленности. Укреплять навыки общественного поведения.

фото

Рисование «Что мне понравилось на экскурсии»

Отражать свои впечатления об увиденном

на экскурсии.

Выставка детских творческих работ «Прошлое, настоящее, будущее»

Обогащать знания детей через творческую деятельность

Выставка детских работ с вышивкой салфеток

Формировать эстетический вкус.

Опытническая работа по ознакомлению со свойствами ткани

Создание доступной деятельности с последующей информацией. Поощрять выдвижение детьми гипотез.

Сбор коллекции тканей

Привлечение родителей в процесс коллекционирования.

Составление ребусов и сканвордов

Обогащать знания детей.

Подборка стихов и рассказов

Для сопровождения бесед (С. Михалков «Заяц портной» и др.)

Картотека дидактических и словесных игр по ознакомлению с профессиями

Создание дидактического обеспечения (Д/и «Что у тебя шерстяное?» и «Что из какого материала?» и др.

Создание учебных презентаций для детей.

Подборка иллюстраций и картинок.

Для сопровождения бесед с детьми.

Подбор литературных статей, научных консультаций.

Систематизировать информацию для педагогов.

Альбом с различными видами ткани.

Ознакомление со свойствами ткани.

Анкетирование родителей.

Рефлексия родителей по результатам создания музея.

Газета для родителей «Новости дня»

Информирование о делах в группе.

Оформление стенда с привлечением родителей «Что за чудо – эти ткани»

Создать условия для ознакомления с деятельностью группы.

Фото стенда

Панно « Это вам родители»

Создание информационного центра.

Конкурс фотографий «Мы на экскурсиях»

Привлечение родителей в изготовлении фото.

фото

Мастер-класс на родительском собрании « Мастера и мастерицы», викторины, музыкальные номера детей.

фото

Презентация мини-музея «Что за чудо эти ткани».  Видео сочинений детей «Приключение лоскутка».

Видео

Литература:

  1. Н.В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» (старшая и подготовительная группы).  Москва 2005г.
  2. О.В. Дыбина «Занятия по ознакомлению с окружающим миром» (подготовительная к школе группа).   Москва Мозаика-Синтез 2011г.
  3. О.В. Дыбина «Что было до…  Путешествие в прошлое предметов» Москва 2002г.
  4. О.В. Дыбина «Рукотворный мир» игры-занятия. Москва. ТЦ Сфера 2011
  5. В.В. Гербова «Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет» Москва 1987г.
  6. Г.М. Казакова «Предшкольное образование детей в ДОУ» Москва Аркти 2007г.
  7. Л.В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в д/саду» Москва 1990г.
  8. Л.И. Мусякина «Методическое руководство к картинам «Кем быть?» Москва 1989г.
  9. А.Н. Малышева, И.В. Ермолаева «Аппликация в детском саду». Ярославль 2006г.
  10. Н.В. Нищеева «Мамы всякие нужны». Методические рекомендации по обучению рассказыванию. С-Петербург 2006г.
  11. К. Нефедова «Инструменты. Какие они?» Москва. Гном. 2010г.
  12. Т.А. Шорыгина «Профессии. Какие они?» Москва. Гном. 2005г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский информационно-творческий проект Мини-музей "Мой любимый город Энгельс"

Долгосрочный проект расчитан знакомить детей с любимым городом начиная со средней группы до подготовительной....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ–МУЗЕЯ «РОДНИК»

Одна из актуальных проблем в воспитании детей – это проблема патриотического воспитания. Понятие это очень емкое. Оно включает в себя воспитание любви к семье, родному дому, детскому саду, городу, род...

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ МИНИ-МУЗЕЙ «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА»

Поводом организовать и провести этот проект послужило, то, что замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к...

Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"

Творческий проект "Мини-музей "Куклы в национальных костюмах"...

Творческий проект «Миновало лето, осень наступила. На полях и в рощах пусто и уныло» Младшая группа

Тема: «Миновало лето, осень наступила. На полях и в рощах пусто и уныло»Вид проекта: творческийУчастники проекта: дети младшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, музыкальный рук...

Отчёт по краткосрочному творческому проекту младшего дошкольного возраста "Чудо валенки"

  Была проведена  предварительная работа:отгадывание загадок, разучивание стихов и частушек, танца с валенками.В...