Даровитость у дошкольников
статья на тему

Челнокова Оксана Станиславовна

Забытое слово даровитость

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon darovitost_statya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Даровитость у дошкольников.

 Даровитость определяется словами талантливость, гениальность, одаренность. Даровитый – талантливый.

По моему убеждению, талант не может нуждаться ни в чем, по своему определению. Само понятие "талант" говорит о его самодостаточности. Талант - это внутреннее состояние человека, которое является врожденным фактором. Оно, как это принято говорить, от "бога", и было бы смешно ставить эту базовую черту характера в зависимость от примитивных тенденций внешнего мира.

        Мало того, это совершенно бесполезно, т.к. сам характер изменить невозможно в принципе. И с этой точки зрения утверждаю: талант в чьем бы-то ни было признании не нуждается. Вместе с тем, считаю необходимым продолжить эту тему, т.к. она не может ограничиваться только этим одним выводом.

        Талант, прежде всего, требует от человека выразиться посредством искусства исполнения. В итоге появляется творчество как способ самовыражения таланта. Творчество - это продукт таланта, его следствие, но не синоним. Талант - это кто. Творчество - это как. Талант - это он, а творчество - уже от него.

        Смешно утверждать, что творчество таланта бессмысленно. Оно может быть понято и принято, но может быть не понято и поэтому не востребовано. Но для этого, прежде всего, необходимо донести это творчество до народа - потребителя.

         Можно еще много о чем говорить, но вывод ясен. Талант - это факт жизни, а жизнь выше зависимости.

         В психологии творчества условно считается, что различные степени развития способностей можно расположить в виде иерархии:

- Гениальность;

- Талант;

- Способности;

- Природные задания.

          Задатки являются природными предпосылками способностей. Природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из господствующих точек зрения, ведущая свою историю еще от Платона, утверждает, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованного фонда. Обучение и воспитание может лишь изменить скорость их появления. В качестве доказательства врожденности способностей обычно указывают на факты индивидуальных различий, проявляющихся в детском возрасте. Талантливая личность практически всегда проявляет себя во множестве сходных или даже противоположных областях.

        Чаще всего, в силу временной ограниченности человеческой жизни талантливая личность избегает одно доминирующее направление своей деятельности, но творческий потенциал этим не исчерпывается и начинается поиск выхода творческой энергии в других областях.

         Иногда наблюдаются парадоксы: в глазах общества один талант гения заслоняет другой. Не менее известны случаи невероятной одаренности человека в совершенно разных сферах. Например: талант Черчилля – политика и Черчилля – живописца, подвиг художника Освальда Бирли сказать: «Если бы Уинстон уделял живописи столько же времени, сколько политике, он стал бы одним из величайших художников нашей планеты».

В последние десятки лет наблюдаются проявление уродливых явления по отношению к одарённым и талантливым  людям. Полное  непонимание новых идей или замыслов даровитого человека среди современников,  преследование за всякое новшество во всех областях творчества, если эти  новшества почему либо противоречат вкусам или желаниям сильных мира сего;  неслыханная эксплуатация произведений творчества разными издателями,  скупщиками и ловкими агентами-предпринимателями

          Талантливый и одарённый человек должен быть по справедливости оценён,  признан, от эксплуатации, голода, несправедливости, невольной лжи и  продажности, кривлянья - огражден; а главное, его титаническая энергия  правильно и разумно использована, ибо даровитый человек - есть самое богатое  достояние всех людей и это ясно всякому.

Употребление слова даровитость у других авторов.

       «Прил. даровитый было известно литературному употреблению XVIII — начала XIX в. со значением "щедрый, любящий дарить".» «В 30-х гг. является новое значение "исполненный дарований".» «Вполне возможно, что здесь мы имеем дело с самостоятельным образованием, явившимся под влиянием нем. begabt. Любопытно, что старое, словенское значение быстро сходит со сцены. Омонимия устраняется.» • Сборник статей к 70-летию со дня рождения проф. К. И. Былинского. М., 1966. Изд. МГУ. С. 19. Сорокин. С. 512.

       «Даровитый-обладающий особыми способностями к чему-л.; талантливый, одаренный.», Толково-энцеклопедический словарь Ефремовой Т.Ф., Норинт, 2006г.

        Преподобный Леонид (в схиме Лев) Оптинский

Вопрос: «Батюшка! Как вы получили такие духовные дарования, какие мы в вас видим?»

 Старец отвечал: «Живи попроще — Бог и тебя не оставит».

 Потом прибавил: «Леонид всегда был последним в обителях, никогда ни от какого поручения настоятеля не отказывался. В навечерие великих праздников другие, бывало, стремятся в церковь, а Леонида посылают на хутор за сеном для лошадей приезжих гостей, а потом усталого и без ужина посылают на клирос петь, а он безропотно повиновался. Старайся и ты так жить, и тебе Господь явит милость Свою». П. Веденин, 07.05.2004

Примерная форма работы с детьми  для введения в активную речь.

 

Учитель: - Ребята, мы с вами знаем, что каждый человек наделён различными способностями. Кто- то из вас красиво рисует, кто- то прекрасно поёт, у каждого из вас есть какой – то талант. Сегодня мы познакомимся с забытым словом «Даровитость», которое означает- талантливый, обладающий дарованиями.

Давайте все вместе сейчас посмотрим любимый вами мультфильм«Смешарики». После окончания просмотра учитель просит перечислить дарования каждого героя мультфильма. Дети отмечают, что все герои даровиты по разному. Затем учитель даёт возможность детям заняться самоанализом. Педагог раздаёт детям стикеры, и предлагает написать на них какими дарованиями обладает каждый из них. После этого учитель обрабатывает данные, создавая «Облака» на доске. Рассказывает о их содержимом детям и все вместе делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

Социально – личностное развитие дошкольника в воспитательно – образовательном пространстве посредством профориентационной работы с младшими дошкольниками, воспитатель Тихонова Людмила Аркадьевна

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматр...

Нравственное воспитание дошкольников. Беседы по воспитанию культуры поведения дошкольников.

Практический материал по воспитанию культуры поведения  дошкольников. Представлен  в виде бесед , которые можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармошкой) ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РУССКИМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ» (с елецкой рояльной гармо

Тема «Приобщение дошкольников к истокам национальной русской культуре на примере елецкой рояльной гармоники»СЕНТЯБРЬ1.   «Гармошечка-говорушечка». Первое знакомство с елецкой рояльной ...

Перспективное планирование по теме «Что может герб нам рассказать» /Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию дошкольников.

В документе представлено перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников для старшей и подготовительной группы....

информация для родителей "Речевая компетентность дошкольников", "Художественно-эстетическое воспитание дошкольников старшего дошкольного возраста","Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников"речи

материал для оформления информационных стендов на тему: "Роль родителей в формировании грамматически правильной речи дошкольников", "Речевая компетентность дошкольников", "Худ...

Выступление на педагогическом совете «Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации дошкольника» на тему «Что такое социализация дошкольника? Важность игры в социализации дошкольника»

Дошкольный возраст – это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.Сущность ...