«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (к сюжетной игре «Автобус», «Шофер»)
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Гордиевская Елена Викторовна

Сценарий познавательно-игрового конкурса для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_pravila_dorozhnogo_dvizheniya.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий познавательно-игрового конкурса для детей старшего дошкольного возраста

«ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

(к сюжетной игре «Автобус», «Шофер»)

Цели

  • Уточнить и закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дорогах, улицах, в транспорте.
  • Воспитывать у детей взаимопомощь и взаимовыручку.
  • Обогащать и активизировать словарь детей: мостовая, дорожный знак, светофор, жезл, пешеход, переход.

Предварительная работа

  1. Конкурс проводится в физкультурном или музыкальном зале детского сада. Здесь стоят столики для команд. Оборудованы также места для зрителей и болельщиков, стол для жюри. Зал украшен декорациями, изображающими улицы города, различные дорожные знаки.
  2. Создается музыкальное сопровождение для шоу: марш для торжественного входа команд, фанфары, музыка для подвижных конкурсов.
  3. Готовятся призы для участников и победителей шоу, а также для самых активных зрителей.
  4. Готовятся карточки с крупно написанными цифрами и протоколы для каждого члена жюри.

Оборудование для проведения конкурса:

  • карточки с заданиями для команд;
  • бумага для рисования, фломастеры и карандаши, трафареты;
  • специальный знак - палочка с прикрепленным к ней зеленым кружком. Поднятый зеленый кружок означает готовность команды ответить на вопрос;
  • два мольберта с закрепленными на них большими листами бумаги, маркеры, известковые мелки, пастель;
  • круглое игровое поле, разделенное на цветные сектора, в центре игрового поля помещается юла с прикрепленным к ней стержнем;
  • Набор дорожных знаков (от 10 до 15), нарисованных на бумаге формата А4;
  • магнитная доска.

Организация работы жюри. Во время проведения конкурса ведущий сообщает максимальную оценку за каждый этап. Члены жюри имеют карточки с написанными на них цифрами. После завершения каждого этапа все члены жюри показывают свои оценки. Секретарь жюри высчитывает средний балл и выставляет его маркером на доске. Подсчитывается и общее количество баллов у команд по результатам нескольких конкурсов.

Для каждого члена жюри составляется протокол следующего вида (в скобках указано максимальное количество баллов по каждому конкурсу):

Названия команд

Конкурсы

Общим

балл

Приветствие

(3)

Блиц

опрос

(5)

Дорожные

знаки

(5)

Конкурс

капитанов

(3)

Эстафета

(5)

«Светофор»

«Знатоки»

«Г рамотные пешеходы»

Ход конкурса

Начиная конкурс, ведущий рассказывает обо всех его этапах, которые будут оцениваться жюри: блиц-опрос, конкурс капитанов, эстафета, «Нарисуй дорожный знак». Заранее объявляется, что предусмотрена также игра со зрителями.

Часть 1. Приветствия команд

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в нашем уютном зале, чтобы узнать, как хорошо наши дети знают правила дорожного движения, умеют себя правильно вести на улицах большого города. А сейчас поприветствуем участников нашего конкурса!

Под звуки торжественного марша входят команды. Ведущий представляет команды и каждого их члена:

Ведущий.  Приветствуем команду «Знатоки». Капитан команды — Никита, он очень активный и целеустремленный мальчик. Члены команды — Наташа, Сергей, Павлик, Маша и Света. Все они хорошо знакомы с правилами дорожного движения, знающие и внимательные пешеходы. Мы надеемся, что сегодня ребята покажут нам свои знания. 

Оптимальное количество детей в команде — 5-6 человек. Дети одеты а спортивную форму, так как среди конкурсных заданий есть спортивная эстафета. Команды занимают места за игровыми столами.

Ведущий представляет жюри. Члены жюри также занимают свои места.

Ведущий. Первое конкурсное задание - приветствия команд.

Команды приветствуют друг друга, используя свои девизы и рассказывая об эмблемах.

Часть 2. Блиц-опрос или разминка

Ведущий (объясняет условия этого конкурсного задания). Сейчас команды должны показать, насколько хорошо они знают правила безопасного поведения на улицах города. У меня в руках — карточки с вопросами. Я зачитываю вопрос. Команда, которая знает ответ на него, быстро поднимает вверх свою сигнальную палочку с зеленым крутом — они лежат на ваших столах. За каждый правильный ответ команда получает одно очко. При неправильном или неполном ответе другие команды могут высказать свое мнение и получить призовые очки.

Приводим примерные вопросы и ответы на них, которые можно использовать в блиц-опросе.

Вопрос. Расскажите о правилах перехода проезжей части, если есть подземный, надземный и регулируемый пешеходный переход. Как вы думаете, какой переход является самым безопасным?

Ответ. Самый безопасный — подземный или надземный переход. Правила перехода проезжей части зависят от того, какой переход имеется в данном месте. Если переход подземный или надземный, то нужно воспользоваться им. Если переход регулируется светофором, то идти надо на зеленый сигнал светофора.

Вопрос. Почему нельзя переходить улицу по проезжей части, если неподалеку есть подземный или надземный переход?

Ответ. При виде знака «Подземный переход» или «Надземный переход» водители транспортных средств не снижают скорости. Если же есть знаки «Нерегулируемый переход» или «Осторожно, дети!», водитель снизить скорость обязан.

Вопрос. Как вы считаете, что является самым важным при переходе улицы?

Ответ. Иметь хороший обзор проезжей части во все стороны улицы, быть внимательным.

Вопрос. Как следует переходить улицу, если отсутствует перекресток или пешеходный переход?

Ответ. Разрешается переходить улицу под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны. Выходить на проезжую часть пешеходам разрешается только после того, как они убедятся, что переход безопасен и они не создадут помех транспортным средствам. Нужно внимательно посмотреть сначала налево, потом направо, затем еще раз налево и, убедившись в отсутствии транспорта, дойти до середины проезжей части. Затем еще раз посмотреть направо и при отсутствии машин закончить переход.

Вопрос. Почему на остановках транспорта надо находиться на некотором удалении от проезжей части, наблюдая за приближающимся транспортом, особенно в сырую погоду?

Ответ. Если плошадка мокрая или скользкая, можно поскользнуться и попасть под останавливающийся транспорт. При скользкой проезжей части транспортные средства может занести на площадку, тротуар, обдать грязью.

Вопрос. Как следует переходить улицу при выходе из транспорта?

Ответ. Необходимо дождаться, когда транспорт отойдет. Если в поле видимости нет перехода, внимательно осмотреть дорогу и начать переход, только убедившись, что он безопасен.

Ситуация. Ребенок вышел на пешеходный переход сразу после того, как проехал большой грузовой автомобиль. За грузовиком двигался с большой скоростью легковой автомобиль, которого ребенок не видел из-за грузовика.

Вопрос. Что могло произойти? Как надо поступить ребенку?

Ответ. Ребенок мог попасть под автомобиль. Перед переходом ребенку надо было остановиться, осмотреться, подождать, пока пройдет автомобиль, закрывающий обзор проезжей части, и только тогда начать переход.

Ситуация. Школьник и женщина с ребенком стояли у светофора. Зажегся красный и желтый сигналы светофора. Школьник бегом бросился через переход. Загорелся зеленый сигнал. Женщина посмотрела, нет ли приближающихся на большой скорости машин, увидела, что автомобили затормозили у стоплинии, ступила на переход и пошла через улицу, крепко держа ребенка за руку.

Вопрос. Что могло произойти со школьником? Правильно ли поступила женшина с ребенком?

Ответ. Школьник мог попасть под автомобиль. Движение на красный и желтый сигналы, горящие одновременно, запрещено. Женшина поступила правильно.

Ситуации. Девочка переходила улицу, посмотрела кругом и увидела, что из переулка выезжает фузовик. Смотрела невнимательно: грузовик шёл с прицепом. Пропустив грузовик, пошла по переходу.

Вопрос. Что могло произойти? В чем ошибка девочки?

Ответ. Она могла натолкнуться на прицеп. При переходе надо внимательно смотреть на движущийся транспорт.

После ответов на вопросы ведущий просит жюри подвести итоги второго конкурса и огласить суммарные результаты команд по двум конкурсам.

Примечание. Быть может, такой блиц-опрос будет слишком сложен или утомителен, неинтересен для детей. В таком случае можно предложить среди серьезных вопросов вопросы-загадки. Может также присутствовать задание «Разгадай кроссворд».

  1. Если ты спешишь в пути через улицу пройти,

Там иди, где весь народ, там, где знак есть ... (Переход)

  1. Ты должен твердо знать всегда:

Для машин есть мостовая, для прохожих — ... (Тротуар)

  1. Спозоранку за окошком стук, и звон, и кутерьма. По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.

(Трамвай)

Три моих волшебных глаза управляют всеми сразу. 

Я моргну - пойдут машины, встанут женщины, мужчины.

Отвечайте вместе хором.

Как зовусь я? (Светофор)

Выходя на улицу, приготовь заранее Вежливость и сдержанность, А главное —... (Внимание)

  1. В два ряда дома стоят.

Десять, двадцать, сто подряд. И квадратными глазами Друг на друга глядят. (Улица)

  1. Дом по улице идет, на работу всех везет.

Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус)

П

Е

Р

Е

X

О

Д

Т

Р

О

Т

У

А

Р

Т

Р

А

М

В

А

И

С

В

Е

Т

О

Ф

О

Р

В

Н

И

М

А

Н

И

Е

У

Л

И

Ц

А

А

В

Т

О

Б

У

С

Часть 3. Игра для зрителей «Найди свою группу»

Ведущий: Теперь пусть наши команды немного отдохнут, а пока поиграем со зрителями.

Ведущий:                               Город, в котором мы с вами живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, проспектов, дорог Город всё время дает нам урок.

Вот она - азбука — над головой:

Знаки развешаны вдоль мостовой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Ведущий. Как вы думаете, ребята, о какой азбуке здесь идет речь? Правильно, об азбуке дорожных знаков. Выучить эту азбуку непросто, потому что дорожных знаков великое множество. Все мы знаем, что правильно двигаться по улицам города и пешеходам и водителям транспортных средств помогают дорожные знаки. Я уверена (обращается к зрителям), что все наши дети тоже знают, какими бывают дорожные знаки. (Предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные). Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы знаете дорожные знаки. Для этого предлагаю вам сыграть в игру «Найди свою группу».

Ведущий приглашает из зрителей столько играющих, сколько у него есть карточек с изображением дорожных знаков.

Каждому ребенку предлагается изображение дорожного знака. Все дорожные знаки можно разделить на две большие группы: указательные и предупреждающие. Ведущий дает детям инструкцию:«Внимательно Посмотрите на тот знак, который вам достался. А теперь разделитесь на группы, соответствующие своим знакам. Объясните всем болельщикам, и жюри, по какому принципу вы объединились в группы». Важно, что ведущий не оговаривает специально количество групп.

Часть 4. Конкурс «Дорожные знаки»

Ведущий. Продолжаем наш разговор о дорожных знаках. Сейчас мы предлагаем участникам каждой команды придумать свой оригинальный дорожный знак, который, как они считают, совершенно необходим в нашем городе. На ваших столах есть всё необходимое, чтобы нарисовать свой собственный дорожный знак. На выполнение задания командам дается по 5 (максимум 10) минут.

Когда рисунки закончены, представитель каждой команды предъявляет работу жюри и зрителям. Сначала зрители стараются угадать, что означает этот знак, затем свое название представляют команды. Жюри дает оценку конкурсу.

В то время как команды рисуют свои знаки, можно провестиt еще одну игру со зрителями или конкурс зрителей.

Часть 5.  Игра со зрителями «Нарисуйте транспортное средство»

Ведущий выставляет в центр зала два мольберта с закрепленными на них большими листами бумаги. К первому мольберту приглашаются четыре ребенка, ко второму — четверо взрослых.

Ведущий объясняет условия конкурса: нужно придумать и совместно нарисовать необычное транспортное средство (автобус в валенках, электричка, похожая на сороконожку, и т.д.) а затем объяснить, для чего оно предназначено (для перевозки одиноких старушек, грустных слонов, длинноухих зайцев, дяденек в шляпах и т.п.). В качестве изобразительных средств предлагаются фломастеры, маркеры, цветные карандаши, известковые мелки, пастель.

Жюри отмечает оригинальность рисунка и объяснения к нему. Зрителям - участникам этого конкурса - вручаются специальные призы (например, памятные медали «Главный конструктор необычных транспортных средств»).

Часть 6. Конкурс капитанов

Ведущий. А сейчас свои знания должны показать капитаны команд. Приглашаю их к игровому полю.

Игровое поле состоит из большого круга (вырезанного из картона, ковролина, фанеры), разделенного на несколько разноцветных секторов. В центре круга стоит юла с прикрепленной к ней стрелкой. В разноцветных секторах лежат карточки с вопросами и заданиями для детей - капитанов семейных команд. Каждому капитану дается возможность 2-3 раза раскрутить юлу и выполнить выпавшее задание.

Среди игровых заданий могут быть загадки, вопросы по правилам дорожного движения, рисунки-головоломки.

Вопросы могут быть такими:

  • Что такое проезжая часть улицы?
  • Какая часть улицы предназначена для пешеходов?
  • Где дети могут кататься на велосипедах?
  • Почему нельзя кататься на велосипеде на тротуаре?
  • Можно ли разговаривать с водителем автобуса, троллейбуса во время движения? Почему?
  • Как нужно вести себя в салоне городского транспорта?
  • Можно ли детям играть на тротуаре? Где дети должны играть в мяч, в прятки, в ловишки?

В качестве игровых заданий можно использовать загадки. Можно также попросить детей истолковать самые распространенные дорожные знаки, рассказать, что они обозначают (знаки надземного, подземного перехода, знак «Осторожно, дети!», знаки остановок городского транспорта.

Часть 7. Эстафета

Во время проведения конкурса капитанов зал готовится для проведения эстафеты. Команды проходят эстафету по очереди. Необходим секундомер, чтобы точно замерить время каждой команды. Очередность прохождения эстафеты можно определить жребием..

Ведущий. А сейчас нас ждет последнее, решающее испытание — эстафета. Каждой команде предстоит пройти долгий путь, с тем чтобы принести свою эмблему к столу жюри. Путь разбит на несколько этапов. На старт каждого этапа встает по одному представителю команды. Заканчивая свой этап, он передает эстафету следующему представителю команды касанием руки. Участник, прошедший последний этап, передает свою эмблему председателю жюри. Секундомер выключается только тогда, когда эмблема переходит к жюри.

  1. этап. «Дорожка из следов». Задание: пробежать по дорожке, четко наступая в каждый след. Это задание выполняют по очереди все участники команды.
  2. этап. «Полоса препятствий» с подлезанием и перепрыгиванием. На небольшом расстоянии друг от друга ставятся стойки с рейками, закрепленными на разной высоте (от 4 до 6 стоек). Задание: первую рейку надо перепрыгнуть, под второй подлезть, третью перепрыгнуть и т.д. Оценивается и быстрота выполнения задания, и качество: количество сбитых реек должно быть минимальным.
  3. этап. «Попади в корзину» — метание определенного количества мячиков в корзину. Оценивается и быстрота выполнения задания, и меткость, то есть количество мячей, оказавшихся в корзине. В меткости будут соревноваться мамы.
  4. этап. «Тоннель». Задание: как можно быстрее пролезть через тоннель.

После того как объяснение завершено, определяется очередность

прохождения командами эстафеты. Воспитатель по ФИЗО, включая секундомер, дает старт и наблюдает, за правильностью выполнения заданий. После завершения эстафеты наблюдатель докладываем жюри время и результаты каждого этапа — сколько мячей в корзине, сколько реек сбито.

Подведение итогов и вручение призов

После окончания конкурса председатель жюри подводит его итоги и объявляет победителя. Необходимо предусмотреть поощрительные призы и проигравшим, командами. В заключительном слове председатель жюри обязательно отмечает ценность прошедшего конкурса в решении проблемы воспитания у детей навыков, привычек безопасного поведения на улицах города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучаем правила дорожного движения в сюжетно – ролевых играх.

Изучаем правила дорожного движения в сюжетно - ролевых играх....

Знатоки правил дорожного движения. Интеллектаульно-познавательная игра

Знатоки правил дорожного движения. Интеллектаульно-познавательная игра...

Правила дорожного движения (презентация к игре - викторине)

Использование информационных технологий при формировании культуры поведения детей на дорогах и в транспортных средствах...

Правила дорожного движения: Тема «Автобус»

Формирование знаний о правилах дорожного движения....

Сюжетно - ролевая игра по закреплению знаний правил дорожного движения детьми дошкольного возраста

Материал будет полезен воспитателям дошкольных образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования, музыкальным и физкультурным работникам....

Дидактическая, настольная игра – бродилка «Правило дорожного движения на улицах города Канска». как средство закрепления знаний детей правил дорожного движения.

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать определённые  нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Вот поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасном...

«Изучение правил дорожного движения, через интерактивные игры»

В нашем современном, развивающемся мире самым важным остается вопрос   безопасности, своей и своих родных. Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошк...