Деловая игра "Педагогическое поле чудес"
учебно-методический материал по теме

Рекало Марина Дмитриевна

Цель игры:  повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов по педагогике, психологии,  родном крае.

Задачи:  установление связи теоретических знаний педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста;

 создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии педагогов;

 стимулирование познавательного интереса и креативности педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Цель игры:

  • повышение  профессионального  мастерства  и компетенции педагогов по  педагогике, психологии, родном крае.

Задачи:

  • установление связи теоретических знаний  педагогов с практическим опытом по воспитанию, обучению и развитию детей дошкольного возраста;
  • создание условий для профессионального самосовершенствования и саморефлексии  педагогов;
  • стимулирование познавательного интереса  и креативности  педагогов.

Контингент  участников: участники семинара педагоги всех возрастных групп

Руководитель деловой игры: старший воспитатель

Атрибуты: Барабан со стрелкой, секторы (листы с названием блоков игры: «Психология», «Педагогика», «Родная Кубань», в середине барабана сектор «Суперприз»), геометрические фигуры (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник, зигзаг  по количеству игроков), педагогические ситуации (на карточках), призы для всех участников игры.

Правила игры:

Ведущий объясняет правила игры. Все участники  делятся на 3 команды (правила принадлежности к той или иной команде и очередности ответов  устанавливается жеребьевкой).

За быстроту реакции и правильность ответа командам даются фишки.

Все игроки по окончании основной части игры получают призы - канцелярские принадлежности. Итоги игры подводятся подсчётом фишек, игроки команды, набравшей наибольшее количество -  являются победителями игры и получают  Диплом победителя «Педагогического поля чудес».

Ход игры:

Ведущий. Вы все смотрели развлекательное ток - шоу «Поле чудес». Сегодня я предлагаю провести деловую игру, правила которой во многом будут напоминать это развлекательное шоу. Наша деловая игра будет носить название «Педагогическое поле чудес» Для того, чтобы попасть к Якубовичу, нужно успешно составить кроссворд, а для участия в нашей педагогической викторине я предлагаю провести разминку для ума  

«Угадай- ка». Отвечайте на шуточные и не очень вопросы и получайте заслуженные фишки. Команда - победитель  будет выбрана по окончании игры путем подсчета  заработанных фишек.

Разминка для ума - «Угадай-ка» 

Тесты-вопросы на быстроту реакции и креативность

  • Кто говорит на всех языках?

Эхо

  • Что можно приготовить, но съесть нельзя?

Домашнее задание

  • Какие два местоимения портят мостовые?

"Я" "Мы"

  • Не лёд, а тает, не лодка, а уплывает.

Зарплата

  • Какие часы показывают верное время только два раза в сутки?

Которые стоят.

  • Что нельзя съесть на завтрак?

Обед и ужин

  • Из какой посуды нельзя ничего поесть?

Из пустой.

  • Какой конь не ест овса?

Шахматный

  • Какими нотами можно измерить расстояние?

Ми-Ля-Ми

  • Чем заканчиваются день и ночь? 

Мягким знаком

  • Когда небо может оказаться ниже земли?

Когда оно отражается в воде

  • Без чего не испечь хлеб?

Без корки

  • Сколько месяцев в году имеют 28 дней?

Все месяцы

 Ведущий. На передаче обязательно представляют всех игроков. Давайте и мы представим друг друга с помощью веселого «Дружеского шаржа»

Дружеский шарж  «Я покажу, а вы угадайте»

Каждой команде предлагается придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды (не более 1 минуты). В случае если педагоги узнали коллегу) - они получают фишку.

Ведущий. Разминка для ума проведена, игроки представлены, итак, начинаем игру. Как и на телевизионном шоу, у нас имеется барабан со стрелочкой и секторами, прошу игроков выбрать, о чем же пойдет речь.

Сектор «Психология».

  • Кто есть кто?

Ведущий. Психология - это академическая и прикладная наука о поведении и психических процессах. (Душа, знание). А знаем ли мы себя? Для этого проведем тест «Геометрические фигуры».

Перед Вами геометрические фигуры:

прямоугольник

круг

квадрат 

 Прямоугольник

Круг

Квадрат

треугольник

зигзаг

 Треугольник

Зигзаг

Посмотрите на них очень внимательно. Попробуйте их ощутить, как самое себя. Какая из фигур Вам ближе, роднее? Про какую из фигур можете сказать: "Вот это точно я".

Выбранная фигура и олицетворяет Вас. А теперь прочитайте, о чем говорит Ваш выбор.

КВАДРАТЫ.

     Если вашей основной фигурой оказался Квадрат, то вы - неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот основные качества истинных Квадратов. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

     Все сведения, которыми они располагают, систематизированы и разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Если вы выбрали для себя Квадрат - фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к "левополушарным" мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные в последовательном формате: а-б-в-г...

     Квадраты скорее "вычисляют результат", чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Их идеал - распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе изменение привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать хорошими специалистами - техниками, отличными администраторами, но - редко - бывают хорошими менеджерами.

     Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в уточняющей информации для принятия решений лишают Квадрата оперативности. Аккуратность, соблюдение правил и т. п. могут развиться до парализующей крайности.

     Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость, консерватизм в оценках мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадраты неэффективно действуют в аморфной ситуации.

ТРЕУГОЛЬНИКИ.

     Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника - способность концентрироваться на главной цели. Они - энергичные, сильные личности. В тесте Люшера они часто предпочитают зеленый цвет и рисуют елку, когда их просят нарисовать дерево.

     Треугольники, как и их родственники - Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуации. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредоточиваются на главном, на сути проблемы.

     Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного в данных условиях решения проблемы.

     Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Потребность быть правым и потребность управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других - делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Треугольники с большим трудом признают свои ошибки! Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений.

     К счастью (для них и окружающих), Треугольники быстро и успешно учатся (впитывают полезную информацию как губка). Правда, только тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует (с их точки зрения) достижению главной цели. Треугольники честолюбивы.

     Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря, - сделать карьеру.

     Из Треугольников получаются отличные менеджеры. Главное отрицательное качество "треугольной" личности: сильный эгоцентризм, направленность на себя. На пути к вершинам власти они не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя... Может быть, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

ПРЯМОУГОЛЬНИКИ.

     Эта фигура символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это - люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения.

     Причины "прямоугольного" состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно - значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанность в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

     Наиболее характерные черты Прямоугольников - непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Они имеют, как правило, низкую самооценку. Стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни.

     Быстрые, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они сознательно могут уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам же общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

     Однако у Прямоугольника обнаруживаются и позитивные качества, привлекающие к нему окружающих: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать.

     "Прямоугольность" - всего лишь стадия. Она пройдет!

КРУГИ.

     Круг - это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди.

     Круг - самая доброжелательная из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу. Круги - лучшие коммуникаторы прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать.

     Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги "болеют" за свой коллектив и популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса. Во-первых, Круги направлены скорее на людей, чем на дело. Пытаясь сохранить мир, они иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения.

     Для Круга нет ничего более тяжкого, чем вступать в межличностный конфликт. Они любой ценой стремятся его избежать. Иногда - в ущерб делу. Во-вторых, Круги вообще не отличаются решительностью, часто не могут подать себя должным образом. Треугольники, как правило, легко берут над ними верх. Однако Круги не слишком беспокоятся, в чьих руках находится власть.

     В одном Круги проявляют завидную твердость - если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

     Круг - нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. "Правополушарное" мышление - более образное, интуитивное, эмоционально окрашенное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами с пропусками отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой. Просто формализм у них не получают приоритета в решении жизненных проблем.

     Главные черты в их мышлении - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог. Однако часто он слабый организатор - ему не хватает "левополушарных" навыков своих "линейных братьев" - Треугольника и Квадрата.

ЗИГЗАГИ.

     Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то вы скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий.

     Вам, как и вашему ближайшему родственнику - Кругу, только еще в большей степени, свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность.

     Строгая, последовательная дедукция - это не ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки от "а" к "я", поэтому многим "левополушарным" трудно понять Зигзагов.

     "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту. Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство.

     Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а, наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза" другим.

     Зигзаги просто не могут трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. В работе им требуется независимость от других и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Тогда Зигзаг "оживает" и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы.

     Зигзаги - идеалисты, отсюда берут начало такие их черты, как непрактичность, наивность.

     Зигзаг - самый возбудимый из пяти фигур. Они несдержанны, очень экспрессивны, что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они несильны в проработке конкретных деталей и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Ведущий. Итак, немного разобравшись в себе, я надеюсь, все игроки готовы перейти к следующему этапу игры. И сейчас каждая команда ответит на поставленный вопрос, за правильный ответ – игроки получают фишки.

Вопросы командам:

  • Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения – личность.
  • Систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов – наблюдение.
  • Психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта – память.
  • У этих детей преобладает хорошее настроение. Они жизнерадостны. Все внутренние переживания проявляются внешне. Эти дети с удовольствием берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Чувства и интересы этих детей неустойчивы. Эти дети любят шумные игры, легко переходят от сна к бодрствованию. Их легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Речь этих детей громкая, энергичная, ее темп быстрый. Определите тип темперамента (сангвиники)
  • У этих детей часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно дети реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Дети с данным типом темперамента предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Эти дети испытывают трудности в переключении и концентрации внимания, их трудно дисциплинировать. На запреты взрослых они выражают бурный протест. Определите тип темперамента. (Холерики)
  • Дети данного типа темперамента отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляют неявно: тихо смеются, негромко плачут. Для них характерна высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания. Любую деятельность дошкольники выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить и понять, что от них требуется. (Флегматики)
  • Эти дети легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение и устоявшихся стереотипов. Для детей этого типа характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь. (Меланхолики)

Сектор «Педагогика»

(Педагоги обсуждают педагогические ситуации, дискутируют, отвечая на поставленные вопросы, составляют на мольберте написанное на обратной стороне педагогических задач слово «ПЕДАГОГ»)

  • № 1. Пятилетняя девочка, укачивая куклу, пошлепывает ее, раздраженно проговаривая:

- Посмей, только не спать! Сейчас же закрой глаза! Воспитатель, заметив это, говорит:

- Так с дочкой мамы не обращаются. Лучше приласкай ее, спой песенку, она и заснет.

Но девочка не слушает ее, возражает:

- А мама всегда так делает, когда маленькая сестренка долго не засыпает.

• Как объяснить действия ребенка в игре, основываясь на психологических особенностях девочки? Назовите их.

• Что воспитатель должна была ответить девочке? Какую беседу провести с мамой?

• Какую роль в воспитании играют такие особенности как подражательность, стремление быть похожим на близких?

  • № 2. Мать спрашивает у воспитателя:

- Почему ребенок стал своенравным, непослушным? Был маленьким -горя не знали с ним. А теперь (скоро в школу!) стал другим: наши распоряжения критикует. Грубит, на все свое мнение. А мы всегда очень строги с сыном. Никогда не отступаем от своего слова: если сказали - значит, он должен точно выполнить. Никаких уступок!

• Проанализируйте характер отношений взрослых с сыном, на чем они основаны.

• Почему, по вашему мнению, в описанном случае мальчик стал непослушным, своенравным.

• Как понимать строгость в воспитании мальчиков?

  • № 3. На участке детский гомон. Новенький (мальчику 5 лет), впервые попавший в детсадовский ребячий коллектив, с любопытством всматривается в играющую детвору. Одни подвозят песок, другие грузят его в машины, третьи строят песочный город.

- Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? - обращается к нему воспитатель. Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

- Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

- За что же ты их хочешь расстрелять? - снова с вопросом обращается к мальчику педагог.

- А так, ни за что... Я разбойник! Сейчас сделаю налет на них! - В голосе недружелюбные нотки. Откуда это у маленького человека?

- Ему бы только стрелять да в войну играть, другие игры его не интересуют, - говорит мать, обращаясь к воспитателю.

- Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, - заметил воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистонами, самодельный щит, лежащие в сумке матери.

- Да, конечно, - соглашается мать, - он требует, приходится покупать. Боевой растет, уж слишком даже.

- А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные! Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к спокойным играм, например...

- А зачем? - недоумевает женщина. - Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

• В чем, по вашему мнению, значение игры для формирования качеств мужественности у мальчиков и женственности у девочек, усвоения ими будущих социальных ролей?

• Какое, по вашему мнению, имеет значение в становлении личности мальчиков и девочек содержание игр и те роли, которые в них берет на себя ребенок? Как вы объясните маме, что она заблуждается? Попробуйте объяснить.

Сектор «Родная Кубань»

  • Символ государства, его суверенитета: прикреплённое к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы. (Флаг)
  • Назовите цвета Российского флага, что каждый цвет обозначает? (красный - пролитая за Родину; синий - водное присутствие, мирное небо; белый - свобода, чистота)
  • Назовите цвета Кубанского флага, что каждый цвет обозначает? (зелёный - нивы, леса; малиновый - главное богатство Кубани - её народ; синий - морское присутствие, водные богатства)
  • Официальная эмблема государства? (Герб)
  • Какими словами начинается Гимн РФ? ("Россия - великая наша держава")
  • Какими словами начинается Гимн Кубани? ("Ты Кубань - ты наша Родина")
  • Какими морями омывается территория Краснодарского края? (Чёрное, Азовское)
  • Какие реки Краснодарского края вы можете назвать? (Кубань, Лаба, Сочи, Туапсе, Пшада, Белая, Албаши)
  • В какое море впадает река Кубань? (в Азовское)
  • Что в переводе означает название реки Кубань? (Полноводная)
  • Переведите названия реки, протекающей в нашей станице (Албаши - красная голова)
  • Назовите год основания нашего главного города края – Краснодара (Краснодар (основан в 1793 году; до 1920 года — Екатеринода́р; статус города получил в 1867 году)
  • Назовите год основания станицы Новоминской? (1821 год)
  • Назовите женскую казачью одежду (кофта, юбки, фартук, платок) (Приложение№1)
  • Назовите мужскую казачью одежду (рубахи - русская и бешмет, черкеска с «газырями», папаха, «кубанка», сапоги). (Приложение№2)

  • Дайте определение следующим терминам. Назовите, что это значит на местном диалекте (кубанской мови)

Хата - место жительство казаков, курень - казарма для холостых казаков, а также селение, расположенное на казачьих землях, вечерять – ужинать, дробина - лестница, цибуля- лук, буряк- свекла, скрыня -сундук, макира -большой глиняный горшок для продуктов.

Сектор «Приз»

(беспроигрышная лотерея, педагоги поочередно крутят стрелку на барабане и выбирают себе призы - канцелярские принадлежности, ведущий зачитывает короткие стихи- подводки)

  • Ручку держите - планы грамотно пишите!
  • За детишками наблюдайте, в блокнот запись сделать не забывайте!
  • Вот линейка - она в работе тоже вам нужна!
  • Незаменимый помощник ваш - простой и нужный всем карандаш!  И т.д.

Подведение итогов. Подсчитывается количество фишек, определяется команда - победитель «Педагогического поля чудес», игрокам  вручаются Дипломы победителей деловой игры.

Рекламная пауза.

Ведущий напоминает, что на «Поле чудес» сложилась традиция пополнения музея этой передачи сувенирами от игроков. Предлагает всем  присутствующим  высказать мнение о проведенном мероприятии (в письменной форме), игроки зачитывают отзывы,  помещают их на барабан.

Приложение№1 Женская казачья одежда

Повседневная одежда казачек состояла из длинной исподней (нижней) рубахи с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки и юбки из ситца. Поверх рубахи надевали несколько юбок: нижнюю ситцевую, затем холщевую (сотканную из конопляных ниток) и одну или больше из фабричных тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами. Юбки шили из ситца и шерсти, широкие, в пять-шесть полотнищ (полок) на вздёрнутом шнуре - учкуре, для пышности присобранные у пояса. Внизу юбка украшалась кружевами, оборками, мелкими складочками. Холщовые юбки на Кубани носили, как правило, в качестве нижних, и назывались они по-русски - "подол", по-украински - "спидница". Нижние юбки надевали под ситцевые, сатиновые и другие юбки, иногда даже по две-три, одна на другую. Самая нижняя была обязательно белой.

Из той же ткани, что и верхняя юбка, шилась кофта. В зависимости от покроя она называлась кофтой, блузкой, матене, кирасой. Блузки и кофты шили свободного покроя, без талии, на полчетверти ниже талии, с застежкой сзади или сбоку, с воротником-стойкой и длинным или до локтя рукавом, присборенным у плеча, а ниже облегающим. Блузки отделывали гипюром, лентами, кружевами, закладывали складки. Иногда блузки шили на кокетке. Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке - "колпаки", "файшонки".Носили они в полном соответствии с семейным положением - замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.

После венчания женщины всегда ходили с покрытой головой и даже спали в платке.

Приложение№1 Мужская казачья одежда.

Рубахи были двух видов: русская и бешмет. Русскую заправляли в шаровары, бешмет носили на выпуск. Черкеска похожа на длинный кафтан в талию, сверху облегающий, от пояса с расширяющимися полами. Впереди застегивался на крючки от груди до середины длины, так что полы внизу свободно расходились, не препятствуя «Газырь» в переводе означает «готов». Наличие его на одежде воина говорило о готовности вступить в схватку с врагом. (Газыри по своему первоначальному значению это место хранения патронов, которые в любой момент были, как говорится, под рукой). Сапог было великое множество – без них верховая езда невозможна, да и по сухой степи не пройдешь босиком. Особой любовью пользовались мягкие сапоги без каблуков – ичини и «чирики» – туфли – галоши, их надевали поверх ичиг, в которой заправлялись шаровары. Носили и «башмаки» – кожаную обувь с ремнями, названную так потому, что изготовлялась она из телячьей кожи (тюрк. «башмак» – теленок). Головные уборы бывают двух основных типов: шапки, сшитые целиком из овчинных смушков, и шапки с меховым околышем и матерчатыми вершками, скроенные в форме цилиндра или усеченного конуса.
В 19 веке носили высокие «папахи». В начале 20 века вошли в моду низкие «кубанки», их носили даже летом. На кругу казаки находились в шапках. Собственно ими и голосовали. Перед избранным атаманом шапки снимали, а он свою шапку надевал. Снимал шапку и выступающий. Если есаулец надевал ее обратно – значит, кто-то говорил, лишался слова. При возвращении с войны или службы казаки приносили шапки в дар родовым рекам, бросая их в волны. Казак, женившийся на вдове, приносил к Дону или Кубани фуражку погибшего казака и пускал ее по воде. В доме вдовы фуражка висела под иконой, означая, что семья находится под защитой Бога. В шапку зашивали иконы и написанные детской рукой охранительные молитвы. За отворот папахи казаки клали особо ценные бумаги и приказы. Надежнее места не было – потерять папаху казак мог только с головой.

Использованная литература и Интернет-ресурсы:

Л.Шаймарданова «Система сопровождения развития детей раннего возраста

 в условиях дошкольного учреждения. Интеллектуалы»

www.psihologu.info

http://potehechas.ru/

http://my-kuban.ru/

http://www.kdp-spb.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новогоднее Поле Чудес

Аналогия ТВ Поле Чудес...

конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников

Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей  первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....

Развлечение "Поле чудес"

Большое значение в коррекционной работе учителя-логопеда играет взаимосвязь с родителями детей-логопатов.На протяжении всего учебного года проводятся консультации, пятиминутки, выступления  на со...

конспект математической игры "Поле чудес" в подготовительной группе

итоговое игровое  математическое  занятие  в подготовительной группе...

Деловая игра для педагогов дошкольного образования "Поле чудес"

Игра поможет узнать в каких областях вашим сотрудникам нужна помощь....

Конспект деловой игры для педагогических работников «Поле чудес» (смотр-конкурс дидактических игр и пособий по ознакомлению с природой родного края)

Данное мероприятие повысить профессиональный уровень педагогов,, активизирует их знания по ознакомлению с природой родного Нижегородского края; Данное мероприятие будет содействовать распространению...