Примерное планирование непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возсраста
методическая разработка (старшая группа) на тему

Васильева Марина Михайловна

Годовое планирование для страшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Примерное планирование непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы №4 «Теремок» на 2015-2016 г.-г.

                                                                                 

                                                                                Воспитатели:

                                                                                                          Васильева М. М.

                                                                                                          Соболева Т. А.

Вид деятельности

Содержание

Двигательная активность

1. Физические занятия

По плану руководителя по физическому воспитанию.

Коммуникативная деятельность

1.Речевое развитие

2. Грамота

3. Чтение

Сентябрь:

Наши игрушки

«Лиса и рак», пересказ сказки

Кошка с котятами

Рассказывание по скороговорке

Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»

Составление рассказов на темы стихотворений Т. Воложиной «Где чей дом?»

Составление рассказов по мини-книжке Н. Радловой «Рассказы в картинках»

Составление рассказов по серии картин «Домашние животные. Свинья с поросятами»

Пересказ знакомых сказок. На выбор

Октябрь:

Составление рассказа-истории, как росло семечко гороха, фасоли и др.

Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята»

Рассказывание из опыта ( наш живой уголок)

Рассказывание по картине «Ежи»

Рассказывание по картине «Строим дом»

Рассказывание  сказок по кодированию «Три поросёнка», «Три медведя», «Репка»

Придумывание продолжения рассказа «Приключения бельчонка»

Составление описательного рассказа на тему «Осень» по пейзажным картинкам

Ноябрь:

Рассказывание на заданную тему (3.143)

Рассказывание на тему стихотворения «Маша обедает» (3.150)

Пересказ сказки «Петух да собака» (3.159)

Рассказывание на темы скороговорок (3.157)

Пересказ рассказа В. Осеевой (4.117)

Рассказ по картине «Овечка замерзла» (3.154)

Рассказ сказки по двум карточкам (бином - фантазия)

Литературная викторина (4.116)

Декабрь:

Составление рассказа «Какой я», или «Что мне нравится в себе»

Придумывание рассказов на тему «Как елочка попала в детский сад»

Придумывание рассказа на заданную тему: «Если бы я был волшебником»

Пересказ рассказа Н. Калининой «Про снежный колобок» (3.152)

Составление сказок по пословицам (4.119)

Сказка Джанни Родари «Большая морковка». Сопоставительный анализ с р.н.с. «Репка» (4.118)

Пересказ рассказа Н. Носова «На горке» (4.123)

Январь:

Составление рассказа из личного опыта «Игры зимой» (3.156)

Составление рассказа по серии картин Н. Гербовой «Новенькая», с последовательно развивающимся сюжетом

Составление описательного рассказа на тему «Зима» (3.163)

Пересказ рассказа Льва Толстого «Лев и собачка»

Малые фольклорные формы. Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки.

Придумывание сказок о геометрических фигурах.

Февраль:

Игра «Живые слова» (3.160)

Рассказ по картине «Северные олени» (3.161)

Придумывание рассказа по рисунку свестника

Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка»

Составление шуточных рассказов по рисункам журнала «Веселые картинки»

Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (3.169)

Март:

Составление рассказа «Что мне нравится в моем друге (подруге)»

Рассматривание картины  И. Левитана «Март»

Пересказ рассказа Е. Чарушина ( на выбор) (3.159)

Придумывание сказки «Приключения зайца» (3.179)

Рассказывание по картине «Медведица с медвежатами» (3.146)

Придумывание историй о носовом платочке (кленовом листочке, палочке и т. д.)

Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком» (3.171)

«У нас в гостях животные» (11.235)

 Апрель:

Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели»

«Салат из сказок» - придумывание новой сказки с героями старых сказок

Пересказ рассказа Л. Толстого «Два товарища»

Рассказывание на тему «Как цыпленок заблудился» (3.172)

Составление рассказа по набору игрушек (3.178)

Рассказывание на тему «Как Сережа нашел щенка» (3.186)

Составление рассказа по серии картин «Из жизни диких животных», под редакцией С. Н. Николаевой

Составление рассказа на тему «Моя любимая книжка»

Май:

Пересказ рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки» (3.176)

Рассказывание на заданную тему (3.174)

Рассказывание на предложенную тему (3.181)

Пересказ рассказа Я. Тайца «Послушный дождик» (3.182)

Рассказывание по картине «Зайцы» (3.184)

Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик» (3.187)

Рассматривание картины Т. Яблонской «Май»

Сентябрь

Слово как единица речи.  Составление описательного рассказа о предмете, развитие фонематического слуха, умения выделять звук в слове (7.1)

Термин «слово» в упражнении с предметами. Расширение словаря детей, использование его в рассказах, подвести детей к понимаю термина «предложение» (7.6)

Октябрь:

Предложение как единица речи. Выделение предложений из рассказа, составление предложений. (7.7)

Выделение предложений из рассказов, установление их последовательностей, составление предложений из 2-3 слов, членение предложений на слова, самостоятельное называние слов. (7.9)

Ноябрь

Составление предложений из 2-3 слов. Анализ словесного состава предложения. Составление рассказа о предмете (7.11)

Анализ предложения по его словесному составу. Составление предложения из 2-3 и более слов. Закрепление у детей понятия о слове и предложении, как единицах речи. (7.13)

Декабрь:

Учить анализировать предложение по его словесному составу. Учить составлять предложения из 2-3 слов, составлять короткие рассказы (7.16)

Учить детей делить двухсложные слова на части, находить первую и вторую часть слова. Составление предложений, анализ их по словесному составу. (7.20)

Деление слов на части. Термин «слог». Выделение из рассказа предложений, анализ их по словесному составу. (7.21)

Январь:

Деление слов на слоги с открытыми слогами. Выделение слова из предложения и установление их последовательности. (7.23)

Подбор слов с определенным слогом. Деление на слоги двух-трех сложных слов. Самостоятельное преобразование слова из двух слогов в трехсложное. Составление и анализ предложений (7.25)

Февраль:

Деление 2-3-4 сложных слов с открытыми слогами на части, определение их последовательности в слове. Работа со схемами. Преобразование слов с помощью прибавления слогов. (7.27)

Слоговой анализ слов, установление последовательности слогов в слове с помощью схем, составление слов из заданных слогов. Составление и анализ предложений. (7.28)

Март:

Подбор слов с определенным количеством слогов. Нахождение в слове начала — первый слог, и конец -последний слог. (7.30)

Деление слов на слоги. Нахождение места слога в слове, в слоге — звука. Анализ слов по схемам. Нахождение слов по заданному количеству слогов. (7.32)

Апрель:

Составление коротких описательных рассказов в виде загадок. Подбор слов с определенной частью, нахождение слов, начинающихся с последнего слога услышанного слова ( 7.33)

Слоговой анализ слов, знакомство с ударным слогом. Выделение ударного слога при произношении слога и слова в целом (7.35)

Май:

Деление слов на слоги, выделение ударного слога. Представление о гласных и согласных звуках в слоге, нахождение их в составе слова, в определенном слоге. Составление предложений (7.36)

Выделение в слове определенного звука, нахождение его местоположения. Выделять гласный звук, находить ударный слог. Составление предложений, определение последовательности слов в предложении. (7.38)

Сентябрь:

Английская народная сказка «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц

Русская народная сказка «Хвосты»

Октябрь:

Малые фольклорные формы. Составление рассказов и пословиц

Чувашская народная сказка «Мышка — вострохвостка»

Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»

Ноябрь:

Норвежская народная сказка «Пирог» (4.112)

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый, да масленый» (4.115)

Декабрь:

Нанайская народная сказка «Айога». Анализ пословиц» (4.122)

«Как мы играем»: творческое занятие. Б. Житков «Как я лучше всех справился» (10.99)

Январь:

Заклички, как жанр детского фольклора (10.100)

Чтение стихотворений о зиме.

Февраль:

Творческое занятие «Чудесные узоры» (10. 122)

Колыбельная песня, как жанр фольклора и литературы (10.109)

Март:

Литературная викторина «Наши любимые книги» (4.133)

Наши любимые поэты. Стихотворения А. Барто, С. Михалкова

Теоретическое занятие. Сказки Ю. Коваля (10.129)

Апрель:

Стихотворение С. Есенина «Черемуха « (4.131)

Аналитическое занятие. Рассказ М. Зощенко «Галоши и мороженое» (10.139)

Май:

Аналитическое занятие Э. Успенский «Белое пианино». Страшилка, как жанр детского фольклора (10.137)

Теоретическое занятие. Журналы «Чиж и Еж» в детском чтении. (10.131)

1. Исследование объектов живой и неживой природы, экспериментирование, познание предметного и социального мира, освоение безопасного поведения.

Сентябрь:

Беседа о лете

Я — житель родного города

Беседа о домаших животных

Знакомство детей с классификацией транспорта: наземный, воздушный, водный

Октябрь:

Откуда хлеб пришёл

Классификация одежды: летняя, зимняя, демисезонная. Названия тканей

Речка, реченька, река

Москва — столица Росии. Герб Москвы

Экскурсия на почту (отдел посылок)

Ноябрь:

Рассматривание и сравнение лисы и собаки (11.201)

Мужчины и женщины в семье (1.60)

Рассматривание и сравнение комнатных растений (11.203)

Знакомство с трудом работников швейной промышленности (1.84)

Декабрь:

Знакомство с волком (11.208)

Беседа о снеге (11.212)

Знакомство детей со свойствами стекла и пластмассы (1.90)

Экологическая викторина «Знатоки природы» (11.214)

Знакомство детей со строительными профессиями (1.110)

Январь:

Беседа «Зимой в лесу» (11.216)

Культура и традиции русского народа (1.120)

Беседа «Растение, как живое существо» (11.218)

«Что такое музей» (1.125)

Февраль:

Знакомство с животными жарких и холодных стран (1.122)

«Все работы хороши» (1.128)

Обобщающая беседа о зиме: «Как много интересного бывает зимой» (11.231)

День защитника отечества. Знакомство со службой пограничника (1.151)

Март:

Черенкование комнатных растений (11.235)

«Встреча с прекрасным». Художественные музеи родного города. (1.163)

«Что и как человек ест» (11.237)

«Откуда пришла книга» (1.175)

«Мы все жители планеты земля» (1.168)

Апрель:

Экологическая сказка «Ручеек» (11.241)

День космонавтики (1.192)

«Путешествие в весенний лес» (11.247)

Архитектура родного города (1.197)

Беседа с детьми о правилах дорожного движения (1.203)

Май:

«Муравьи - санитары леса» (11.240)

Рассказ -беседа о Дне Победы (1.215)

Заключительная беседа о весне (11.251)

Конкурс знатоков родного города (1.219)

2. Математическое и сенсорное развитие

Сентябрь:

Определение формы окружающих предметов, сравнение её с эталонами. Количественный счёт в пределах 7. Сравнение двух групп предметов между собой по количественному составу, способы их уравнивания

Составление сериационных рядов по высоте предметов. Сравнение количества предметов в группах, ориентация на плоскости.

Выделение одновременно трёх признаков геометрических фигур и обазначение их с использованием знаков-символов.

 Составление сериационных рядов по ширине. Счёт с участием анализаторов

Поиск недостающей фигуры в ряду, нахождение закономерностей. Счет с участием анализаторов

Октябрь:

Образование последующих чисел путём прибавления единицы к предыдущему.

Квадрат и его признаки.

Ориентация от самого себя в заданном направление

Образование чисел 6 и 7, сравнение смежных групп предметов.

Прямоугольник и его признаки.

Развитие логического мышления: задачи на поиск недостающей фигуры в ряду.

Образование числа 8.

Определение формы предложенных предметов . Развитие логического мышления: продолжи ряд

Образование числа 9. Сравнение смежных чисел между собой.

Сравнение двух групп предметов и нахождение признака, общего для каждой группы.

Развитие логического мышления: что лишнее и почему

Ноябрь:

Составление числового ряда. Сравнение смежных чисел.

Использование знаков-символов в игре «Найди отличие»

Деление совокупности 4-6 предметов, на равные части. Определение количества частей и предметов в них.

Сравнение геометрических фигур (круг и овал).

Счет звуков.

Определение пространственных отношений между предметами.

Деление совокупности предметов на части.

Выполнение действий в заданной последовательности (линейный алгоритм).

Сравнение геометрических фигур (круг и квадрат).

Количественный счет, в пределах девяти, предметов разного размера, по-разному расположенных на листе.

Логико-математические игры: «Кладоискатели», «Вырастим дерево», «Найди пару».

Декабрь:

Выделение пространственных отношений между предметами, (перед, за, между, над, под).

Деление совокупности 6 предметов на равные части. Определение зависимостей между количеством частей и количеством предметов в них.

Линейный алгоритм.

Образование числа 10, отсчет предметов в пределах 10-ти.

Формирование представлений о временных отрезках (до, после, сначала, потом).

Соотношение количество-цифра.

Порядковый счет.

Составление равночисленных множеств по заданному числу.

Движение в заданном направлении.

Разветвленный алгоритм.

Кодирование и декодирование геометрических фигур.

Январь:

Состав числа из единиц.

Составление групп предметов, отличающихся качественными признакми.

Движение в заданном направлении.

Части суток и их последовательность.

Развитие глазомера.

Счет с участие анализаторов.

Знакомство с понятием «неделя». Называние дней недели и определение их последовательности.

Игры с блоками Дьенеша (игры с обручами).

Разветвленный алгоритм.

Ориентация на плоскости стола.

Развитие логического мышления: «Найди недостающую фигуру» (два признака)

Февраль:

Деление целого на равные части. Зависимость между количеством частей и их размером.

Дни недели и их последовательность

Определение местоположения предмета по отношению к себе самому, или к другому человеку.

Знакомство с планом, использование плана с целью ориентации.

Счет предметов в группах. Обозначение количества цифрой.

Части суток и их последовательность.

Ориентация в групповой комнате с использованием плана.

Определение местонахождения среди объектов окружения.

Разветвленный алгоритм.

Осуществление действий в зависимости с воспринятой последовательностью ( «Фабрика»).

Кодирование практических действий цифрами ( «Зверюшки на дорожках).

Март:

Определение формы геометрических предметов, сравнение их с эталонами.

Составление и преобразование геометрических фигур, составленных из палочек.

Развитие глазомера.

Деление целого на части путем сгибания и разрезания. Определение количества и размера частей.

Упорядочивание предметов по ширине, определение количества предметов в в группах.

Кодирование и декодирование геометрических фигур

Игры с двумя обручами.

Упорядочивание предметов по высоте.

Определение массы предметов путем взвешивания на руках. Знакомство с весами.

Упорядочивание предметов по массе.

Дни недели и их последовательность.

Апрель:

Определение массы предметов.

Расположение предметов в заданной последовательности.

Соотношение количества и цифры

Игры с двумя обручами.

Сравнение групп предметов, выделяя раенство и неравенство.

Воссоздание предметов по образцу.

Упорядочивание групп предметов по возрастанию их численности.

 Развитие комбинаторных способностей.

Определение формы реальных предметов.

Разбиение множества из 8 предметов на равные части, определение зависимости.

Разветвленный алгоритм.

Счет с участием анализаторов.

Май:

Измерение объема.

Уравнивание множества по числу.

Сравнение и образование чисел.

Упорядочивание групп предметов в пределах десяти по возрастанию и убыванию их численности.

Измерение длины различными мерками (линейка, шаблон). Сравнение величин на основе измерения.

Определение времени по часам.

Развитие логического мышления.

Изобразительная деятельность

1. Рисование

По плану руководителя по изобразительной деятельности

2. Лепка

Сентябрь:

Воспоминания о лете

«У медведя во бору грибы-ягоды беру»

Октябрь:

Кто живёт в осеннем лесу

Ноябрь:

Дикие животные осенью

Ваза для цветов

Декабрь:

Мы гуляем на участке

Какие звери живут в зимнем лесу

Январь:

Сказочная птица

Кружка с узорами (ленточный способ)

Февраль:

Самолет

Конь. Каргопольская игрушка.

Март:

Декоративная пластина «Цветок»

Вылепи своих любимых домашних животных

Апрель:

По русским народным сказкам

Птичий двор

Май:

Мы любим спорт

Собачки весело играют

3. Аппликация и конструирование

Сентябрь:

Угадай, кто это

Домик оригами

Октябрь:

Ваза с фруктами

Осенний ковёр из листьев

«Заяц — хваста»

Котёнок оригами

Ноябрь:

Посуда

Домашние животные

Улицы города

«Курочка» - оригами

Декабрь:

Новогодние игрушки

Пригласительный билет на елку

Санки для гномов

Январь:

Посуда «Гжель»

«Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку»

Цирк

Февраль:

Вертолет

Цветы и бутоны на полосе

«Катер» - оригами

Подарки для пап и дедушек

Март:

Дом с резными ставнями

Красивое платье для мамы

Поздравляем мам и бабушек

Городок для любимых игрушек

Животные из цилиндров

Апрель:

На космодроме

Волшебные цветы

«Утки на озере» - оригами

«Красивые цветы» - из бросового матреиала

Май:

Бабочки на лугу

Весенний ковер

Зайцы на поляне

Изготовление игрушек для игры с ветром

Музыкальная деятельность

По плану руководителя по музыкальному воспитанию

Дидактические игры, используемые при работе с детьми

 «Внимание», «Что изменилось», «Запомни картинку», «Чем похожи – чем различаются», «Какая игрушка спрятана», «Подбери пару», «Мастерская форм», «Нарисуй картинку палочками», «Спортсмены строятся», «Что бывает круглое? (широкое, длинное и т.д.),

«Какой, какая, какие», «Когда это бывает?», «Чем похожи, чем отличаются?», «Точечки», «Кодирование геометрических фигур», «Танграм», «Гномы с мешочками», «Куда спрятался жучок», «Продолжи ряд», «Цифры заблудились», «Сложи квадрат», «Украсим кукольное платье», «Что лишнее и почему?», «Я загадаю, а ты – отгадай», «На что это похоже?», «Животные и их детеныши», «Что где растет», «Найди недостающую фигуру», «Один – много «, «Назови одним словом», «Загадки», «Угадай дерево по листу», «Кто как разговаривает», «Зверюшки на дорожках», «Поймай звук», «Что в мешочке?», «Доскажи словечко», «Чей малыш», «Говори наоборот», «Где чей домик», «Найди ошибку», «Кому – что?», «Найди то, о чем расскажу», «Сколько?», «Так бывает, или нет», «Когда это делает зайчик?», «Посмотри и запомни», «Кто ушел и где стоял», «Загадки без слов», «Найди слово с заданным звуком», «Скажи соседу комплимент», «Что напутал художник», «Кто что делает», «Расскажем Карлсону, как надо правильно кушать», «Зайка пригласил в гости Мишку и ежика», «Расскажем кукле, как приводить себя в порядок», «Каждой вещи свое место», «Найди такой же», «Можно - нельзя», «Найди и назови», «Куда поедет автомобиль?», «Оденем куклу на прогулку», «Что нужно для работы врачу?», «О чем говорит светофор?», «Угадай вид спорта», «На чем люди ездят», «Мы вошли в автобус», «Угадай настроение», «Из чего мы сделаны?», «Кому что нужно для работы?», «Назови цветок», «Расскажи, что ты знаешь об этом животном», «Подбери по цвету», и т.п.

Подвижные игры, используемые в работе с детьми.

«Карусели», «Мы топаем ногами», «Цветные автомобили», «Зайка серый умывается», «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем». «Мыши», «У медведя во бору», «Снежинки - пушиночки», «Из кружка в кружок», «Обезьянки», «Лошадки», «Мышеловка», «Осень», «Скрут», «Дождик вышел погулять», «Шла коза по лесу», «По тропинке Валя шла», «Ровным кругом друг за другом», «По малину в сад пойдем», «Едет, плавает, летает», «У Меланьи у старушки», «Тот листок – лети ко мне», «Подарки», «Караси и щука», «Море волнуется», «Зайка серенький», «Раз, два, три – на носочки!», «День-ночь», «Воробьи и вороны», «Маленькие труженики», «Дед Мазай», «Ручеек» и т. д.

  1. Литература:

1. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая группа). М., 2003.

2. Горбатенко О. Ф. Комплексные занятия с детьми среднего и старшего дошкольного  возраста. Волгоград, 2007.

3. Сохин Ф. А., Ушакова О. С. Занятия по развитию речи в детском саду. М., 1993.

4. Ушакова О. С. ,Гавриш Н. В. Знакомим  дошкольников с  литературой. М., 1998.

5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4 – 6 лет. М., 1987.

6. Казакова Т. С. Развивайте у детей творчество. М., 1985.

7.Затулина Г.Я. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. М., 2014

8. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду. М., 1988.

9. Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. М., 1994.

10. Грищенко З.А. «Пришли мне чтения доброго». Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет. М., 2004

11. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в Экологию! СПб., 2012.

12. Нуждина Т. Н. Мир вещей.

13. Бабаева Т. И. и др. Дошкольник 5 – 7 лет  в детском саду. СПб., 2010.

14. Кондратьева Л. Н. Программа экологического образования «Мы». СПб., 1996.

15. Фокина Э. М. Познавательно – речевые занятия с детьми в детском саду. СПб..1995.

16.Петрова И. М. Аппликация для дошкольников. СПб.,2007.

17.Малышева А. Н. Аппликация в детском саду. Ярославль, 2001.

18. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.,1991.

19. Ушакова Л. П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. СПб.,2013.

20.Петрова И. М. Объёмная аппликация. СПб..2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Схема календарного планирования непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Схема календарного планирования непосредственно образовательной деятельности предназначена для разных возрастных групп ДОУ. Она отражает интеграцию образовательных областей, очень удобна и содержатель...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Комплексно-тематическое планирование непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Комплексно-тематическое планирование разработано к рабочей программе детей старшего дошкольного возраста на каждый учебный месяц...

Примерный план – конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема:  «Волшебница вода»Доминирующая образовательная область: «Познавательное развитие»....

Планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду

Перспективный план работы по нравственно-патриотическому воспитанию и образованию детей старшего дошкольного возраста....

Планирование непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на неделю по теме "Здравствуй, Зимушка-зима "

Представленный материал ,является планированием воспитательно-образовательного процесса на неделю ...