«Школа пешеходных наук»
проект (подготовительная группа) на тему

Проект по правилам дорожного движения 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по правилам дорожного движения для детей дошкольного возраста на тему

 «Школа пешеходных наук»

 

Участники проекта:

             воспитатели, родители, дети подготовительной  к школе группы

Срок реализации:

             Один учебный год

Тип проекта:

              краткосрочный

Проблема:

             Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Применяет ли на практике он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?

Актуальность проблемы:

            У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.

            Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

Цель проекта:

           Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи проекта:

            1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице.

            2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного движения, правил для пассажиров.

            3. Закрепить знания о работе светофора.

           4. Подготовить к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, улице.

 Краткая аннотация проекта:

          В данном проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация проекта осуществляется через специально организованную деятельность (интегрированные занятия, тематические развлечения, комплексные занятия) и через совместную деятельность педагога с детьми,(беседы, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, игры -  викторины, сюжетно – ролевые игры),  а также в самостоятельной деятельности и работе с родителями(тематические родительские собрания, изготовление макетов, каскадов, тематических рисунков) . Исходя из проблемной ситуации  я  разработала перспективный план работы(таблица№1).

                                                                          

    Таблица№1

Перспективное планирование по правилам дорожного движения в подготовительной к школе группе.

Тема

 Программное содержание

Методические приёмы

Сентябрь

Правила дорожного движения, безопасный маршрут от дома до детского сада  

Познакомить детей  с городом (улица, тротуар, проезжая часть, перекресток);   Познакомить с понятиями            «транспорт»,        «пешеходы»

  Рассматривание картин, иллюстраций «Улица города»

  Беседа всем ребятам надо знать, как по улице ходить

  Обсуждение опасных ситуаций.

  Чтение: Б.Житков  «Что, я видел», И Серяков «Ученый дружок», Загадки о транспорте, правилах дорожного движения

  Дидактические игры: настольно печатные игры.

  Сюжетно ролевая игра « Водители и пешеходы».

  Продуктивная деятельность: коллективная работа « Машины на нашей улице»

  Работа с родителями: «Советы родителям старших дошкольников»

Октябрь

Правила дорожного движения.

Познакомить детей с правилами безопасного поведения на улице и в общественном транспорте.

  Рассматривание иллюстраций.

  Беседа «Безопасное поведение на улице»

  Обсуждение опасных ситуаций

  Чтение И. Серяков « Улица, где все спешат», загадки о транспорте, правилах дорожного движения (Приложение 10).

  Сюжетно ролевая игра « Дорожный патруль»

Ноябрь

Культура пешехода

Закрепить знания детей о правилах поведения на проезжей части, тротуаре, во дворе.

  Целевая прогулка по улице (д/з,работа с родителями)

  Беседа: «Два Светофора», « Правила для пешеходов».  С. Михалков «Моя улица»

  Сюжетно ролевая игра « Транспорт», « Автошкола»

  Продуктивная деятельность: Изготовление светофоров для автомобилей и пешеходов.

Декабрь

Азбука пешехода и водителя: запрещающие дорожные знаки

Дать детям представления  о дорожных знаках, учить различать и понимать запрещающие дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

  Рассказ и беседа о знаках «Въезд запрещён», Движение автомобилей запрещено», « Движение пешеходов запрещено»

  Дидактические игры: « Назови правильно», «Узнай по описанию», « Что, где, откуда».

  Продуктивная деятельность «Дорожные знаки запрещают»

  Работа с родителями: Консультации для родителей:

«Ваш ребёнок на улице»

Январь

Азбука пешехода и водителя: предупреждающие дорожные знаки

Дать детям представления о дорожных знаках, учить различать и понимать предупреждающие дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

  Рассказ – беседа о знаках: «Искусственная неровность», « Пешеходный переход», « Дети».

  Дидактические игры: « О чём говорят дорожные знаки в круге и в треугольнике», « Запрещают или предупреждают».

  Сюжетно ролевая игра правила дорожного движения», «Инспектор ДПС"

  Продуктивная деятельность: « Предупреждающие дорожные знаки».

Февраль

Азбука пешехода и водителя: предписывающие дорожные знаки

Дать детям представления о дорожных знаках, учить различать и понимать предписывающие дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

  Рассказ – беседа о знаках указания направления движения

  Дидактические игры на закрепление знания дорожных знаков.

  Сюжетно ролевая игра « Правила дорожного движения»

  Продуктивная деятельность « предписывающие дорожные знаки»

Март

Азбука пешехода и водителя: знаки особых предписаний и информационные

Дать детям представления о дорожных знаках, учить различать и понимать знаки особых предписаний и информационные дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов.

  Рассказ беседа о знаках: « Место остановки автобуса», « Пешеходный переход», «Место стоянки»

  Дидактические игры: « Собери знаки», « Одинаковые и разные».

  Сюжетно ролевая игра « Правила дорожного движения».

  Продуктивная деятельность «дорожные знаки»

  Работа с родителями:  Инструктаж и Анкета для родителей по ПДД

Апрель

Правила езды на велосипеде и самокате.

Познакомить детей с правилами передвижения по городу на велосипеде и самокате; Познакомить детей правилам поведения в  опасных ситуациях, возникающих при передвижении на велосипеде и самокате.

  Целевая прогулка по улице.(д/з с родителями)

  Беседа: Зачем нужны дорожные знаки», « Я хочу здоровым быть».

  Чтение: А. Дорохова « Зелёный, красный, жёлтый»,

  Дидактические игры: « Найди такой же знак», , « Красный и зелёный».

  Сюжетно ролевая игра « Дороги и пешеходы».

  Продуктивная деятельность: « Перекрёсток», « Моя улица».

Май

Комплексное занятие по ПДД «Школа пешеходных наук»

Обобщить знания о правилах  дорожного движения

  Беседы: « Как по улице шагать»  «Наши помощники дорожные знаки», « Мы воспитанные пассажиры».

  Дидактические игры по желанию детей

  Сюжетно ролевые игры по правилам дорожного движения.

  Продуктивная деятельность: коллективные работы «Макет улицы города», « Придумаем новые дорожные знаки

  Работа с родителями: Консультация для родителей по правилам дорожного движения «Безопасность детей – в наших руках» (Приложение 1).

Июнь - Август

Игры во дворе

Закрепить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения на дороге и правилах дорожного движения.

  Рассматривание Иллюстраций.

  Беседы: « Игры во дворе», « И во дворе ездят машины».

  Обыгрывание и обсуждения ситуаций.

  Продуктивная деятельность: Конструирование «Наш двор»

 

 

 

Итог  проекта:

                 Таким образом, реализация данного проекта позволила сформировать у детей необходимые представления и навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.

            1. Обогащен словарный запас детей по лексическим темам: «Безопасность дорожного движения»,   « Транспорт в городе», « Профессии на транспорте».

            2.  Систематизированы представления  о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения и дорожных знаках.

           3. Изготовлены  макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

           4. Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребёнка на улицах города. 

Работа с родителями

Советы по безопасности на дороге.

Несколько советов по безопасности на дороге для Ваших детей:

  • В городе дети должны ходить только по тротуару, а не по проезжей части. Если тротуара нет, то идти необходимо по левой стороне улицы, то есть навстречу движению.
  • Улицу нужно переходить по пешеходному переходу («зебре»). Сначала остановитесь на краю тротуара и понаблюдайте за движением. Если дорога регулируется светофором, нужно дождаться зеленого света для пешеходов, затем убедиться, что все машины остановились и только потом переходить улицу.
  • Объясните детям, что опасно стоять за транспортным средством, которое отъезжает со стоянки или паркуется. Водитель может не заметить ребенка из-за его маленького роста. Кроме того, нельзя переходить улицу ни перед, ни за стоящим на остановке автобусом, троллейбусом, трамваем: водитель может не заметить пешехода из-за транспорта. Нужно подождать, пока отойдет автобус и только потом начать переход.
  •  Ни в коем случае нельзя сходить с тротуара на проезжую часть дороги, даже если другие пешеходы мешают пройти.
  • Прежде чем ребенок пойдет кататься на велосипеде или на роликах, убедитесь, что на нем надеты средства защиты и к его одежде прикреплены кусочки светоотражающего материала, если на улице темно.
  • Научите ребенка отличать звуки, извещающие об опасности от обыкновенных звуков, раздающихся вокруг.

Несколько советов по безопасности на дороге для Вас:

  • Даже если вы едете по знакомой дороге на небольшое расстояние, убедитесь, что все пассажиры в машине, на переднем и заднем сиденье пристегнуты ремнями безопасности.
  • Ребенок до 12 лет должен находиться в автомобиле в специальном детском сиденье, отрегулированном в соответствии с его ростом и комплекцией.
  • Помните, что скоростной режим на дороге зависит не только от ограничения скорости, но и от плотности потока автомобилей. Всегда держите дистанцию с транспортным средством впереди, чтобы избежать столкновения при экстренном торможении.
  • Вам необходимо выбрать — либо пить, либо вести машину. Каждое пятое происшествие на дорогах России связано с управлением транспортным средством в состоянии опьянения.
  • Проверьте состояние вашей машины перед дорогой. Спущенные шины могут явиться причиной аварий на дороге.    

Важно!

Не пренебрегайте этим советами. Следование им могло бы спасать более 3.000 жизней ежегодно!

Уважаемые мамы и папы!

Лучший способ сохранить свою жизнь и жизнь своего ребенка на дорогах — соблюдать правила дорожного движения!


Может возникнуть вопрос: зачем объяснять ребенку правила дорожного движения!

Эта статья посвящена очень важной проблеме - воспитание детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыши  переходят дорогу только держась за руку взрослого? Быть может, не стоит забивать им голову этими правилами, пока они ещё не ходят самостоятельно по улицам, не пользуются городским транспортом? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения- это длительный процесс. Это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения- это длительный процесс. Это сегодня ребёнок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он стает самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. 


Работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.


В детском саду мы проводим беседы, занятия, игры, развлечения, выставки на данную тему. Но этого мало — практическое применение этих знаний целиком ложится на ваши плечи. Единство наших и ваших требований к детям — это условия безопасности наших детей!

Рекомендации родителям

Уважаемые родители!


Вы являетесь для детей образцом поведения. Вы — объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда вы делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.


Чтобы ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.


Ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением. Он должен знать: на дорогу выходить нельзя.


Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуацию на дороге, дворе,  улице; объясните,что происходит с транспортом, пешеходами.
 


Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте дома игровые ситуации.

Пусть ваш малыш сам приведет вас в детский сад и из детского сада домой.

Ваш ребенок должен знать:

на дорогу выходить нельзя;

дорогу можно переходить только со взрослыми, держась за руку взрослого;

переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;

пешеходы — это люди, которые идут по улице;

для того чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчинятся светофору: красный свет —

движенья нет, желтый свет — внимание, а зеленый говорит: «Проходи путь открыт»;машины бывают разные (грузовые, легковые); это транспорт.  

Консультация для родителей по ПДД

Родители должны помнить, что именно они являются для своего ребенка главным примером правильного и безопасного поведения на улице. Необходимо своевременно обучать детей ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывать у ребенка потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным.

Помните! Нарушая правила дорожного движения, вы как бы негласно разрешаете нарушать их своим детям!

Учите ребенка не спешить при переходе улицы, переходить проезжую часть только тогда, когда обзору никто и ничто не мешает, прежде чем перейти, дождитесь, чтобы транспорт отъехал от остановки. Оказавшись рядом со стоящим автобусом, предложите ребенку остановиться, внимательно осмотреться, не приближается ли машина.

По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, так как в первую очередь при авариях травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.

В детском возрасте отсутствует навык безопасного поведения на улицах и дорогах, умение наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость, направление движения, возможность внезапного появления автомобиля из-за стоящего транспорта, из-за кустов, киосков, заборов.

Дорога от дома в детский сад и обратно идеально подходит для того, что бы дать ребенку знания, формировать у него навыки безопасного поведения на улице. У ребенка целая гамма привычек формируется с самого раннего детства. Именно поэтому, начиная с 1, 5-2 лет необходимо формировать у него комплект «транспортных» привычек.

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

  • Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.
  • Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.
  • Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.
  • Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.
  • Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.
  • Переходите улицу строго под прямым углом.
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
  • При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.
  • Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
  • Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.
  • Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
  • К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
  • Играй только в стороне от дороги.
  • Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара.
  • Переходи улицу только шагом, не беги.
  • Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.
  • Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.
  • Не пересекай путь приближающемуся транспорту
  • Трамваи всегда обходи спереди.
  • Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит.
  • Не высовывайся из окна движущегося транспорта.
  • Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.
  • Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.
  • Если ты потерялся на улице- не плач. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.

Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.

Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!