Игра - основное средство обеспечения гармоничности в эмоциональной сфере.
консультация на тему

Шаланова Оксана Владимировна

Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов сибя миру и мир для себя!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_igra.docx18.57 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - основное средство обеспечения гармоничности в

эмоциональной сфере.

     Из практики видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы  со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими личностными проблемами. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Они не  всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности, неадекватности поведения.

    Дошкольный возраст является сензитивным для развития эмоционально-волевой сферы. Основным средством развития ребёнка является игра. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг. Вся жизнь ребенка – дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Что же такое игра?

  Игра – это самостоятельная эмоционально насыщенная деятельность, в которой есть момент импровизации и опробования. Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра может служить эффективным средством для выявления тех объективных отношений, в которых живет ребенок: вступая в игре в реальные отношения со своими партнерами, он проявляет присущие ему личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В игре ребёнок учится проявлять свои эмоции, учится адекватному их выражению.

Средства для гармоничного развития эмоциональной сферы дошкольника:

  • Ролевые игры
  • Психогимнастические игры
  • Коммуникативные игры
  • Релаксационные игры
  • Игры, направленные на развитие произвольности
  • Эмоционально-  символические  методы
  • Подвижные игры
  • Игры драматизации
  • Сказки
  • Мимические и пантомимические этюды

   В младшем возрасте педагоги учат детей обращать внимание на свое состояние, распознавать его, называть. Игры – упражнения помогают развивать эмоции, жесты, мимику и пантомиму. Дети вместе с педагогами учатся сострадать, сочувствовать больной кукле, развивать умение распознавать страдание и боль,  соответствующим образом реагировать на них ; знакомятся с различными эмоциями и эмоциональными состояниями людей, животных и т.д.

  Малыши восхищаются цветочной поляной, изображают удивленную лягушку, веселых мартышек, различных сказочных героев.

  В среднем возрасте происходят существенные изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются взгляды на мир, на отношения к окружающим, развивается способность осознавать и контролировать свои эмоции. В связи с этим педагоги средней группы могут оформить уголок «Настроение». Дети в течение  дня вывешивают в центр уголка пиктограмму, изображающую то настроение, которое преобладает у них в данный момент времени. Так же можно завести сказочного героя, который показывает отношение к происходящему в группе. Увидев недовольное выражение лица героя, дети выясняют, что ему не понравилось в их поведении.

   На занятиях и в повседневной жизни дети знакомятся с эмоциями, учатся их различать по схематичным изображениям, передавать заданное эмоциональное состояние. При знакомстве с эмоциями педагоги могут используют чтение литературы; делают маски щипковыми движениями, выражающие какое-либо чувство; изображают различные предметы, животных,  рисуют ромашки радости и грусти.

  Старший дошкольный возраст – период активного формирования произвольной сферы детей. Для осознания своего эмоционального состояния ребенку необходимо иметь представление о различных эмоциональных переживаниях, о возможных причинах, их вызывающих. Педагоги знакомят детей с основными эмоциями и эмоциональными состояниями (радость, огорчение и печаль, гнев, страх, удивление; чувство вины, стыда, обиды, гордости, пренебрежения, смущения, спокойствия), тем самым способствуя формированию у них когнитивной составляющей эмоционально-волевой саморегуляции.    Знакомство происходит с помощью чтения разнообразных детских рассказов, показа кукольных представлений, обыгрывания различных ситуаций, проигрывания сказок с последующим обсуждением эмоциональных переживаний и поведения героев. В  процессе таких занятий у старших дошкольников расширяются знания об эмоциональной сфере человека, обогащается словарный запас, закрепляются умения распознавать эмоции по их внешним невербальным проявлениям, развивается способность анализировать поступки людей.

  Для успешного развития  саморегуляции эмоций у детей большое значение имеет формирование умения осознавать ими собственный эмоциональный опыт. Этому способствуют беседы с детьми, в которых им предлагается вспомнить свои переживания, аналогичные описанным в какой-либо «истории», а также различные задания и упражнения. Причем педагог должен помнить, что обязательным условием развития рефлексивных способностей у детей является их  уверенность в том, что значимый взрослый примет любые их эмоциональные переживания.

  Совершенствование регуляции своего поведения – это процесс, требующий от детей значительных усилий. Поэтому дети должны иметь достаточно значимые мотивы для самоконтроля. Таким привлекательным для детей мотивом может служить участие в совместных играх. Во время проведения игр большое значение имеют способы регулирования и гармоничности поведения детей, используемые ведущим, в том числе, стиль его поведения, который является для детей образцом для подражания. Предъявляемые ведущим требования должны соответствовать индивидуальным возможностям детей, должны быть выполнимыми.

  Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка, и потому является его ведущей деятельностью. Эмоции цементируют игру, делают её увлекательной, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным воздействиям.

Хорошая игра — действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей.

  Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда его внутреннее состояние окрашено положительными эмоциями, когда он готов справиться с любой возникшей ситуацией – это ли не залог успешной социализации ребенка в дальнейшей жизни, его личностного роста и развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная игра, как средство формирования речи и эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста, с отклонениями в развитии.

Игра является основной деятельностью ребенка дошкольного возраста. Для детей с проблемами в развитии, посещающих  детский сад, игровая деятельность сохраняет свое значение как необходимое условие...

"Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста"

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста.

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

Хороводная игра как средство обеспечение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - период становления личности ребёнка, и в связи с этим главной задачей педагога становится развитие разносторонне развитого человека....

ХОРОВОДНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Хороводная игра представляет собой уникальный синтез народной традиции, творческой импровизационности, художественной образности и обладает игровой доступностью для дошкольников....

Хороводная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста

Хороводная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста Проект « Хороводное лукошко»Актуальность: 1 СЛАЙД Хороводная игра являетс...

Консультация для родителей Что нужно для гармоничного развития эмоциональной сферы?

Консультация для родителейЧто нужно для гармоничного развития эмоциональной сферы?•        Доброжелательная обстановка в семье. Если члены семьи поддерживают др...