Авторская программа "Интеграция национальной культуры в учебном воспитательном процессе"
методическая разработка на тему

Шайгарданова Наиля Равиловна

Большое внимание уделяем воспитанию культуры общения,свободному выражению своих мыслей. Структура программы нетрадиционная.Основной формой воспитания и обучения является татарский, русский фольклор по УМКА.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nailya_rav_avt.programma.docx151 КБ

Предварительный просмотр:

        

ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторской программы

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ .

Шайгарданова Н. Р.

Воспитатель высшей  категории

МДОУ №23 “Ромашка” Бугульминского

муниципального района Республики Татарстан

Бугульма 2014

Пояснительная записка

Большие внимания,уделяя воспитанию культура общения, свободного выражения своих мысли.Структура программа не традиционная.Основной формой воспитания и обучения является татарский русский фольклор по УМКА.

Программа имеет яркую воспитательную направленность - формирование толерантности, чувства собственного достоинства, первоначальных основ патриотизма и гражданственности, уважения к национальным традициям, культурного поведения и др.

Этим во многом объясняется то, что в настоящее время образовательная политика на всех уровнях претерпевает существенное обновление. Наиболее значимым аспектом специфики российских регионов является их многонациональность. Так, на территории Республики Татарстан проживают и активно взаимодействуют различные этические общности – татары, русские, чуваши, мордва, удмурты, мари и др. Одним из эффективных средств решения данной проблемы является образовательно - воспитательный потенциал национальных культур, несущих в себе ценности, традиции и ориентации, которые способны усугублять контакты, объединять все народы республики.

От автора

Родную речь, свой родной язык ребенок воспринимает от близких ему людей, из языковой среды, пробуждаемой, естественно, потребностью общения и самовыражения.

В языке отразилась вся жизнь народа: его обычаи, его радости и страдания, в нем весь мир природы. Габдулла Тукай писал, что язык народа – это лучший учитель, учивший новые поколения тогда, когда не было еще ни книг, ни школ.

Приоритетные средства для достижения этого - культура речи и культура общения.

О язык родной, певучий, о родительская речь!

Что еще на свете знал я, что сумел я уберечь?

Колыбель мою, качая, тихо-тихо пела мать,

Подрастая, сказки бабушки я начал понимать.

О язык мой, как сердечно я молился в первый раз:

«Боже,- я шептал, - помилуй мать, отца, помилуй нас».

Г.Тукай

В процессе развития каждого народа, каждой нации бывает переходный период, когда он обращается к своим выдающимся личностям и мыслителям, ищет в их наследии мудрые советы, осмысливает свои мысли и деяния, с тем, чтобы не совершать ошибок.

И мы сегодня переживает такой же переходный период. В начале века – в период резких перемен в обществе – нас волнуют те же вопросы, которые волновали  и Тукая, они и сейчас актуальны.

Сегодня мы вновь обращаемся к Г.Тукаю, к его творчеству. В его стихотворениях и прозаических произведениях можно найти ответы на многие вопросы сегодняшнего дня. Поэтому Г.Тукай всегда нам дорог. Пока живет его наследие, будет жить и наша нация.

Национальная культура – это своеобразный исторический образ народа, узнаваемый, уважаемый, ценимый. Все это в полной мере относится к татарскому, русскому и другим народам Республики Татарстан.

Интерес к национальной культуре и ее педагогическому потенциалу обусловлен необходимостью использования национальной культуры не только как источника содержания образования, но и как мощной целостной системы, призванной вывести систему образования на новый качественный уровень. Одно дело обозначить проблему, другое – найти средство, примеры, методы, способы реализации возможности национальной культуры в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Именно с этой целью национальная культура как стержневая идея реформирования системы образования интегрируется с содержанием учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю и родному языку, вызывать желание разговаривать на родном языке.
  2. Формировать умение прислушиваться к речи собеседника, говорящего на татарском языке, стремиться понять о чем он говорит, общаться и достигать коммуникативной цели при ограниченном владении языком.
  3. Прививать любовь к фольклору татарского народа, вызвать желание разучивать татарские песни, стихи, танцы, народные игры, слушать татарские народные и литературные сказки.
  4. Подготовить к дальнейшему, более осознанному изучению татарского языка.

Пути реализации

Комплексная диагностика.

Максимальная индивидуализация содержания, цели, метода обучения и воспитания, предоставление возможности каждому ребенку расти и развиваться в собственном темпе.

Использование в педагогической практике приобретенных форм работы с родителями по всем направлениям национального воспитания дошкольников.

Условия успешной работы

1.Использование новых программ и методических рекомендаций.

2.Построение предметно-развивающей среды для развития дошкольников.

3.Исследования новых технологий.

Осуществляя задачу интернационального воспитания, я взяла за основу работу научно-методического пособия «Интеграция национальной культуры в учебно – воспитательном процессе». Эффект воспитательно – образовательной задачи усматривается в воспитании у ребенка осмысленного осознания национальной культуры через особые формы двигательно - игровой деятельности. А это предполагает выработку у ребенка отношения к собственной духовной организации. Воздействуя на весь процесс сознания национальной культуры гармонизировать свои отношения с действительностью. В своей работе по этой теме я взяла за основу три аспекта: познавательный, воспитательный и эстетический.

Познавательный аспект

1.Ознакомление с культурой, традициями, бытом и нравами татарского народа.

2.Знакомство дошкольников с татарским фольклором и произведениями детской литературы татарских писателей.

3.Углубление и расширение знаний о национальной культуре.

4.Развитие любознательности  и познавательных интересов у детей.

Воспитательный аспект

1.Доброжелательное отношение к татарскому языку, национальной культуре.

2.Беоежное отношение к памятникам культуры.

3.Самооценка себя и представителя нации.

4.Воспитание интереса к истории своего народа, патриотических чувств у детей.

Эстетический аспект

1.Понимать и чувствовать красоту татарского языка.

2.Уважать и сознательно воспринимать традиции татарского народа.

3.Жить, соблюдая традиции родного края.

Направления работы

  • Развитие приобретенных умений и навыков;
  • Формирование гуманистических, нравственных ценностей;
  • Подготовка социально-здоровой личности;
  • Формирование и укрепление имеющихся знаний средствами народной педагогии;
  • Выявление и развитие индивидуальных особенностей в речевой деятельности;
  • Развитие нарастания конкретности родной речи.

Основные принципы:

1.Единство воспитательной и образовательной работы.

2.Идейная направленность в воспитании духовности.

3.Доступность используемого материала и опыта национальной культуры и готовности к их восприятию у ребенка.

4.Наглядность и индивидуальный подход к детям.

5.Преемственность и непрерывность, целенаправленность в использовании ценностей и традиций, культуры во всех видах деятельности.

С этой целью я приготовила пальчиковый театр (дедушка - бабай, бабушка - эби, папа – эти, мама – эни, ребенок – бэби). У детей это вызывало восторг и они уже сами безошибочно стали называть:

  1. Бу бармак – бабай

Бу бармак – эби

Бу бармак – эти

Бу бармак – эни

Бу бармак – мин

  1. Бу бармак – баш бармак

 Бу бармак – имэн кисэ

Бу бармак  - утын яра

        Бу бармак - исемсез бармак

Бу бармак – чэнти

  1. Бу бармак – баш бармак

        Бу бармак – бабай, бау чишэ

        Бу бармак – эби, биялэй бэйли.

Бу бармак – эти, телевизор корый

Бу бармак – эни, ошарга пешерэ

Методы работы

1. Информационно – рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Исследовательский.

4. Эврестический.

Когда дети младшего возраста впервые переступают порог нашей группы, я, знакомясь с ними, рассказываю, как много людей разных национальностей живет в нашей республике. Для того, чтобы понимать друг друга, все говорят на русском языке, но многие из них знают и свой родной язык: татарин – татарский; чувашин – чувашский, мордвин – мордовский и т.д.

Чтобы вызывать интерес к татарскому языку, желание научиться  понимать и говорить  на родном языке, мы  воспитатели в присутствии детей говорим на татарском языке, читаем стихи, слушаем аудио кассеты с татарской музыкой, смотрим видеофильмы, диафильмы на татарском языке.

Постепенно у детей появляется желание узнать, о чем мы говорим. Самые любознательные из них подходят и спрашивают то или иное запомнившееся слово. Не раз на занятиях спрашивала у детей, хотят ли они научиться понимать? И обязательным условием формирования у детей коммуникативных навыков и умений говорить на татарском языке, является постоянное общение воспитателей на татарском языке. Как показывают результаты диагностики, подобные воздействия через развивающую двигательно-игровую деятельность, которую я использую в своей работе, благоприятно сказываются на психическом развитии ребенка, способствует поддержанию его психосоматического благополучия, развитию естественной любознательности, патриотических чувств.

Занятия по развитию речи я провожу с детьми, начиная с раннего возраста. Развитие речи для младших дошкольников начинается с изучения цветов, геометрических фигур, пространственных отношений: ближе-дальше, ниже-выше, слева- справа, и т.д. По мере освоения новых слов и понятий, описание предметов или картинок постепенно усложняется, и в старшей группе становится целым рассказом.

Я люблю проводить с детьми беседы: «Ребята, как вы думаете, что такое сказка?», «Чем вас радуют театрализованные игры?», «Хочется сыграть роль?».

Детям интереснее, когда они не только говорят, но и действуют как герои сказок «Репка», «Колобок», «Чукмар белэн тукмар», «Шурэле», «Кэжэ белэн сарык»…

Театрализованные игры помогут воспитателю, любящему своих детей, создать радостную непринужденную обстановку в группе.

Учимся второму языку

Для того, чтобы обучающее воздействие речи педагога было велико, необходимо учитывать ряд факторов:

  1. Речь воспитателя по обучению татарскому языку должна быть доступна детям в языковом отношении. Необходимо избегать длинных и сложных предложений.
  2. В случае, если ребенок не понимает о чем говорит воспитатель, рекомендуется использовать повторы, перефразировку или другие приемы.

Педагогу необходимо довести до сознания ребенка, что научиться говорить на татарском языке – это не только выучить слова и выражения, но и научиться жить в другом культурном пространстве. Ведь изучение другого языка – это и знакомство с другой культурой и обычаями другого народа.

Педагог должен вызывать желание разучить песни, стихи, танцы, народные игры, слушать татарские народные и литературные сказки, познакомиться с их героями, формировать умение прислушиваться к речи собеседника, говорящего на татарском языке; стремиться понять, о чем говорит; общаться и достигать коммуникативной цели при ограниченном владении языком.

Подготовить детей к дальнейшему, боле осознанному изучению татарского языка.

Показатели развития.

  • Ситуативно понимает речь взрослого и других детей;
  • Выполняет указания по ходу действия игры или другой деятельности;
  • Реагирует на вопрос других участников общения; подбирает простые формы ответов (частичное повторение реплики,  употребление слов типа «да», «нет», «хорошо»);
  • Может задать вопрос;
  • Стремиться использовать в речи краткое описание предмета;
  • Пытается дать как отдельные осмысленные высказывания, так и  цепочку высказываний, логически связанных между собой;
  • Рассказывает стихотворения, рифмовки, считалки на татарском языке, спеть песни.

Татарский народный фольклор

Национальная культура татарского народа, как и других народов, создавалась в течение многих веков.

Ее составной частью являются многообразные виды и жанры поэтического творчества. Условия жизни татар не всегда благоприятствовали созданию и распространению произведений фольклора. Патриархально-родовое общество, феодализм с господством жестоких нравов и порядков, установленных правящей верхушкой и поддержанные исламом, капитализмом с окончательным установлением национального гнета - всячески задерживали рост и развитие народного поэтического творчества.

Талантливые люди из среды трудящихся подвергались непрерывным преследованиям и унижениям. Таланты эти гибли под гнетом нужды, нищеты, надругательств над человеческой личностью.

Все же, несмотря на тяжелые условия жизни, бесправие и унижение, народ продолжал творить и бережно хранить произведения своего поэтического творчества.

Фольклор каждого народа ценен тем, что он отражает думы и чаяния данного народа, данной нации. Само же развитие фольклора, его специфика определяются историческими условиями жизни народа.

В татарском фольклоре нашли отражения конкретно исторические особенности жизни татар.

В волшебных сказках и сказках о животных, например, отразились особенности хозяйственной жизни предков, обряды и обычаи, религиозные воззрения патриархально-родового раннефеодального общества. Исторические легенды и предания рассказывают об основании Булгар, о нашествии монголов и героической борьбе народов Поволжья за свободу и независимость.

Свадебная поэзия сохранила отдельные сведения о древних формах семейно-брачных отношений и о выделении семьи как общественной ячейки.

В народном творчестве нашли отражения национальная психология, быт, такие качества татарского народа как любовь к Родине, к родной земле, любовь и уважение к труду, ненависть к не справедливостям, честность, доброта, гостеприимство, опрятность, аккуратность.

В этом легко убедиться, обратившись к образам положительных героев сказок, песен, пословицам и поговоркам.

Материалы татарского фольклора показывают, что в народе заложены неиссякаемые возможности для расцвета всех видов искусства: музыки, хореографии, живописи, архитектуры.

По богатству и разнообразию материалов на первом месте стоит поэтическое и музыкальное творчество народа. Это объясняется тем, что эти виды фольклора не требуют каких-либо материальных затрат, кроме духовной, творческой энергии.

Продолжать знакомить; дать представление о татарском национальном празднике «Сабан-туй», о его истории, об обычаях, которые соблюдаются при проведении праздника. Продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Татарстана; с татарским национальным костюмом и с татарскими народными играми, учить детей уважать культуру татарского народа.

Развивать представления у дошкольников о различных формах фольклорных обрядов и традиций других национальностей, населяющих территорию Татарстана. Формировать у детей познавательный интерес к истории,  культуре и  творчеству разных народов, толерантности по отношению к другим народам. Развивать речь, мышление, воображение через игры. Воспитывать в детях терпимость и уважение друг к другу, к обычаям и традициям людей разных национальностей, разного этнического происхождения: интерес к народным праздникам; дружественные отношения, сочувствие друг к другу, доброжелательность, активность, любовь к татарским писателям, сказкам; чувство патриотизма, понимания прекрасного; уважение к людям разных национальностей. Создать положительный эмоциональный настрой у детей. Активизировать в речи детей слова обозначающие названия татарских национальных игр: «Бег в мешках», «Бой мешками», «Разбей горшок», «Бег с коромыслом»,  «Перенеси яйцо в ложках»,  «Скачки на лошадях»,  «Наполни посуду водой», «Собери цветок дружбы».

В детском саду максимально насыщается деятельностью на открытом воздухе, организацией праздников и развлечений. И не только зрелищных видов развлечений, но и тех, в которых раскрываются способности ребят, преодолевается их робость, развивается активность, формируются творческие качества личности. Все развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Они становятся радостными событиями для дошкольников, способствуют появлению у них положительных эмоций, поднимают настроение.

Продолжать знакомить детей с национальными праздниками татарского народа. Воспитывать интерес к народным праздникам, толерантности по отношению к другим народам. «Сабан-туй» - веселый праздник.

Знакомство дошкольников с татарским фольклором: «Каз бэбкэсе саклау», «Эбидэ кунакта», «Играем в татарские народные игры», «Фольклор бэйрэме», «Тэгэри китте йомгагым», «Йомырка тэгэрэту».

Развивайте, играйте, творите. Пусть для вас будет правилом: «Сегодня не получилось – обязательно получится завтра, надо только захотеть!»

Из опыта практической разработки

Работаю воспитателем в татарской группе, поэтому основным направлением моей работы с детьми является приобщение детей к национальным традициям, воспитание любви к родной природе, своему народу, родному языку, Родине.

Чтобы научить ребенка правильно и красиво говорить на родном языке, мыслить и ясно выражать свои мысли, в работе по развитию речи стараюсь использовать различные методы и приемы. Дети с удовольствием разучивают стихи татарских поэтов, скороговорки, составляют самостоятельно коротенькие рассказы, пересказывают тексты. Эту работу я провожу вне занятий: на прогулке, в игре, режимных моментах.

По развитию речи провела открытые занятия: «Знакомство детей с домашними животными», игры: «Чудеса в природе»,  «Кто? Где?», «Найди похожее», «Кто, где живет».

Праздники и развлечения проводятся на родном языке.

С уважением и благодарностью рассказывали родители в статье газеты о празднике «Сомбекэ».

Приобщении с детьми дошкольного возраста большое значение имеют выразительные интонации и мимика воспитателя, которые помогают ребенку лучше понимать незнакомую речь. Чтобы дети легче запоминали слова, и у них не пропал интерес к татарскому языку, я широко использую фланелеграф, рассматривание книг, иллюстраций, альбомов. Из  опыта работы, я пришла к выводу, что самые интересные темы рядом с нами, в повседневной жизни.

В наше время дети рано становятся зрителями: сначала у экранов телевизоров, потом в кукольном театре, кино. Особый интерес у них вызывает театр по сюжетным сказкам. Идея сказки- борьба со злом- помогает ребенку вырабатывать определенное нравственное отношение к жизни.

Значит, театрализованная деятельность способствует нравственно-эстетическому воспитанию, обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к театру, литературе, формирует диалогическую речь, пополняет словарный запас.

Дошкольники всех возрастных групп любят смотреть кукольные театры, принимать участие в играх-драматизациях. Особая их ценность при обучении татарскому языку заключается в том, что дети вступают в диалог, исполняя ту или иную роль.

В настоящее время в межъязыковых отношениях, среди населения Татарстана все шире распространяются двуязычье - свободное владение и русским и татарским языками.

Одним из важнейших приемов обучения детей татарскому языку является игра. Факторы, сопровождающие игру - интерес, чувство радости и удовлетворения - облегчают обучение. Игра и соответствует развитию дошкольника. В процессе обучения игре необходимо соблюдать принцип постепенности, последовательности и доступности обучения.

Обучение дошкольников правильному произношению является составной частью занятий родному языку. Как бы много слов дети не знали, какие бы фразы не строили, воспроизведение татарской речи невозможно без правильного произношения.

Поэтому фонетическому строю языка на занятиях надо уделять особое внимание.

Не надо забывать, что в первую очередь образцом для ребенка является красивая, правильная речь воспитателя. Поэтому при обучении с детьми воспитатель должен постоянно следить за своей речью, говорить не торопясь, четко произносить слова, соблюдать нормы литературного произношения и заинтересовать детей.

Как помочь детям влюбиться в родной татарский язык

Государственная программа по сохранению, изучению и развитию языков народов Республики Татарстан, ориентированная на раннее обучение языкам, ставит перед педагогической наукой новые задачи. Одна из них – развитие татарской речи у детей дошкольного возраста.

Расширение сферы функционирования татарского языка сопровождается повышением интереса к истории, национальной культуре, традициям и  обычаям татарского народа. В связи с этим в настоящее время повышается значение педагогических и психологических исследований, посвященных проблемам обучения родному языку.

В своей работе по воспитанию любви к родному языку, культуре и традициям своего народа мы поставили перед собой следующие задачи:

  • воспитание у детей национальной гордости;
  • ознакомление с историей татарского народа, его культурой и искусством;
  • знакомство с традициями и обычаями народа, религиозными праздниками и обрядами, соблюдение их и использование как средства воспитания.

Одновременно с воспитательными задачами решаются и задачи образовательные:

  • развитие образного мышления;
  • увеличение объема памяти;
  • увеличение словарного запаса;
  • развитие творческих способностей;
  • воспитание интереса к процессу познания в целом.

В решении образовательных задач мы стремимся осуществлять индивидуальный подход, позволяющий создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

В нашей работе по национальному воспитанию и образованию дошкольников важное место занимает работа с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить задачу овладения детьми родным языком.

В последнее время проблемы национального воспитания, ознакомление детей с семейными традициями, воспитание нравственных и духовных начал на примере своих предков вышли на первый план и мы уделяем им все больше внимания.

        В наши дни в своей работе мы отдаем предпочтение новым, нетрадиционным формам работы с детьми и родителями – это:

  • деловые игры;
  • дискуссии;
  • круглый стол;
  • выпуск газет и фотоальбомов;
  • семейное кафе;
  • вечера семейного досуга и праздника.

Исходя из выше изложенного, работа с родителями является одной из основных форм деятельности по обучению детей родному языку. На данный момент заметен результат – чувствуется возросший интерес к родному языку у детей и родителей.

Дошкольный возраст – возраст игры. И мы решили показать родителям, что игра – это не только развлечение, вызывающее массу положительных эмоций, но и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться с детьми и взрослыми. Учиться говорить, мыслить, творить, постигать культурное наследие своих предков. Многие из выше перечисленных форм работы с родителями и детьми позволяет:

- родителям глубже понять своего ребенка и познакомиться с различными национальными играми и методикой их проведения;

- сплотить семью через различные творческие задания;

- вести индивидуальную работу с каждой семьей.

К проведению родительских собраний заранее заполняются анкеты: «Хотим говорить на родном языке», «Нужен ли нам татарский язык?».

Многие родители наших воспитанников понимают, что сами не владеют родным языком в совершенстве, порой затрудняются отвечать на вопросы воспитателя. Поэтому первое родительское собрание – круглый стол «Тугэрэк остэл янында чэй ичэбез» мы посвятили рассмотрению вопроса о том, как сделать жизнь детей в группе и дома интересной и полезной для развития речи детей и взрослых. И решили:

  1. Отмечать дни рождения детей вместе с родителями, составляя игровые сценарии.
  2. Проводить в группе свои мини-утренники посвященные памятным датам и национальным праздникам – «Навруз», «Сомбелэ», «Нардуган», «Карга боткасы», «Сабан-туй», «Аулак ой» и др.
  3. Познакомить детей и родителей с народными играми, идущими от исторических традиций этноса.
  4. Разучивать с детьми некоторые из тренинговых и досуговых игр.

Первым праздником стал у нас вечерний досуг «Исем кушу»(«Даем имя малышу»). Вместе с родителями мы обыграли этот обряд в игровой театрализованной форме. Дети видели, как выносится на подушке малыш, как шепчется ему на ушко его имя, как даются пожелания малышу расти здоровым, добрым, умным, сильным и т.д. Так появилась у нас в группе новая обрядовая игра «Наши малыши».

Родители поделились своими домашними наблюдениями за детьми, отметив, что игры, шутки, забавы младших детей со старшими создают в семье дружескую атмосферу, снимают напряженность в отношениях не только детей, но и взрослых, помогают развивать и формировать речь и словарный запас детей.

В целях совершенствования работы по овладению родным татарским языком нам помогают театрализованные игрушки и игрушки - забавы. Они помогают нашим детям играть роли, действовать и говорить от лица других персонажей, поднимают настроение детям и знакомят их с народными сказками.

Частое общение на родном языке, проведение таких мероприятий, развлечений способствует улучшению активной разговорной речи, обогащению словарного запаса и детей и родителей.

Систематическая, последовательно проводимая работа, дает свои положительные результаты. Только в сотрудничестве с родителями, став с ними единомышленниками, можно добиться положительных результатов в обучении детей родному языку.

Мы живем в Татарстане, а это значит, что все мы должны знать и уметь свободно общаться на своем родном татарском языке.

Анкета №1 «Хотим говорить на родном языке»

1. Хотите ли вы говорить на родном языке?

2. Разговариваете ли вы на родном языке дома?

3. Испытываете ли вы трудности при разговоре на татарском языке? Какие?

4. Кто больше разговаривает дома на родном языке?

5. Есть ли желание у ребенка общаться на родном языке дома?

6. Какие способы используете для изучения родного языка?

Анкета №2 «Нужен ли нам татарский язык?»

  1. Нужен ли нам татарский язык?
  2. С удовольствием ли вы водите своих детей в татарскую группу?
  3. Нужны ли вам знания татарского языка?
  4. Какие телевизионные передачи на родном языке вы смотрите?
  5. Читаете ли вы детям книги на татарском языке?
  6. Хотели бы вы, чтобы воспитатели в группе общались только на татарском языке? Почему?

Анкета №3 (Для родителей)

  1. На каком языке вы общаетесь со своими детьми?
  2. Читаете ли вы книги татарских писателей и поэтов? Какую последнюю книгу вы прочитали?
  3. Какой татарский спектакль или концерт посетили со своими детьми?
  4. Какую книгу вы купили своему ребенку?
  5. Кого из татарских композиторов вы любите слушать?
  6. Какие народные традиции сохраняются в вашей семье?
  7. Согласны ли вы с тем, что каждый человек должен звать свою культуру?
  8. Что, по-вашему, следует предпринять, чтобы наши дети любили, интересовались и знали свою родную культуру?

Структура педагогического потенциала национальной культуры

        

        

        

        

        Национальная культура. Процесс обучения

- функции                                        - цели

- особенности                                - способы

Схема построения содержания учебного материала для проведения интегративного анализа ценностей национальной культуры

Вопрос

Ответ

1.Как функциональные ценности национальной культуры отражаются в целях?

Формирование знаний о национальной культуре, образе жизни, традициях. Формирование мотивов, интереса, потребностей в национальной культуре, а т.ж. поступков

2.Как ценности национальной культуры отражаются в содержании?

В содержание включаются: язык, литература, история, музыка, театр, обряды, танцы, песни, игры, фольклор, религия, быт. Элементы, развивающие интерес, оценочная ориентация к национальной культуре, народу, традициям. Различные виды деятельности: рисование, игры, общение, танцы, театрализация, творчество народных умельцев.

Воспитательная работа по формированию татарской национальной культуры

        

Результаты мониторинга достижения ребенком по образовательным областям УМКА.

Год

Высокий балл

Выше среднего

Средний балл

Низкий балл

2011-2012

0%

33,3%

66,7%

0%

2012-2013

0%

65,2%

34,8%

0%

Результаты мониторинга достижения ребенком по интегративным областям УМКА.

Год

Высокий балл

Выше среднего

Средний балл

Низкий балл

2011-2012

0%

41,7%

58,3%

0%

2012-2013

0%

56,5%

43,5%

0%

Заключение

Понимая под национальной культурой созданные конкретным народом материальные и духовные ценности, заложенные в них традиции трудового, нравственного, эстетического, конфессионального, интеллектуального характера, свидетельствующие о богатстве его исторического опыта и наследуемые из поколения в поколение в силу своей жизненной необходимости, задачи нашего исследования определили анализ этого явления как педагогической проблемы.

Национальная культура, как отражение образа жизни народа, в новых условиях развития и становления системы образования Республики Татарстан на передний план выдвигает человеческую личность – носителя всего богатства, ценностей и традиций многонациональной культуры.

Экспериментальная проверка педагогической модели интеграции НК и учебно-воспитательного процесса показала, что ее реализация на всех уровнях региональной системы образования обеспечивает благоприятные условия формирования целостной личности с высоким уровнем национального самосознания и толерантности.

Список литературы:

  1. Харисов Фарис Фахразович «Национальная культура и образование». Москва. Педагогика. 2000 г.
  2. Шаехова Р.К. кандидат педагогических наук. Казань РИЦ «школа».

2006 г.

3.   «Наука и школа» №11,2002 г; №6, 2004 г; №8, 2003 г.

4.   «Магариф» №1, 2004 г.

Оглавление

Пояснительная записка        

От автора        

Задачи:        

Пути реализации        

Условия успешной работы        

Познавательный аспект        

Воспитательный аспект        

Эстетический аспект        

Направления работы        

Основные принципы:        

Методы работы        

Учимся второму языку        

Показатели развития.        

Татарский народный фольклор        

Из опыта практической разработки        

Как помочь детям влюбиться в родной татарский язык        

Анкета №1 «Хотим говорить на родном языке»        

Анкета №2 «Нужен ли нам татарский язык?»        

Анкета №3 (Для родителей)        

Структура педагогического потенциала национальной культуры        

Национальная культура. Процесс обучения        

Воспитательная работа по формированию татарской национальной культуры        

Результаты мониторинга достижения ребенком по образовательным областям УМКА.        

Результаты мониторинга достижения ребенком по интегративным областям УМКА.        

Заключение        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г. г. Образовательная область ОБЖ

Перспективное планирование учебно-воспитательного процессо в старшей группе на 2015-2016 учебный г. г Образовательная область ОБЖ...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Познание». Формирование элементарных математических представлений

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г Образовательная область "Позноние".Формирование элементарных математических представлений...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Художественное творчество»

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе  Образовательная область "Художественное творчество"...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г. Образовательная область «Познание».Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструирование, конструирование из бумаги)деятельности.

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на Образовательная область "Познание". Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной(конструирование,кон...

Перспективное планирование учебно-воспитательного процесса в старшей группе на 2015-2016 учебный г.г.Образовательная область «Познание» (природный и предметный мир)

Перспективное планирование учебно-воспитательног процесса в старшей группе на 2015-2016г.г. Образовательная область "Познание"(природный и предметный мир)...

«Культура взаимодействия педагога и учащегося в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств».

Неправильное педагогическое общение рождает у учащихся страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, снижается желание и умение думать самостоятельно....