Контингент | Вид деятельности | Предполагаемые формы и средства | Цели и задачи | Сроки |
ДЕТИ |
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
Дети подготовительных групп | Обследование детей подготовительных групп на предмет психологической готовности к школьному обучению | Пакет методик: - «Лесенка»;
- «Вырежи круг»;
- «Домик»;
- «10 слов»;
- «Закончи предложение»;
- «4-ый лишний»;
- «Последовательные картинки»;
- «Найди недостающий»;
- «Рисунок человека»;
- «Разрезные картинки»;
- «На что это похоже?»;
- «Запрещенные слова»;
- «Графический диктант».
| - Определение уровня готовности детей к школьному обучению.
- Выявление детей с низким уровнем готовности к школьному обучению.
- Формирование группы развития.
- Внесение коррекционных поправок в воспитательно-образовательный процесс.
- Разработка рекомендаций для воспитателей и родителей с целью координации усилий по подготовке детей к школе.
- Повышение качества подготовки детей к школьному обучению и профилактика дезадаптации школьного обучения.
- Определение направления развивающей работы по подготовке к школе.
- Изучение динамики развития детей
| Сентябрь – октябрь
Апрель - май |
Дети всех возрастных групп | Психодиагностическое обследование по запросам родителей и педагогов | В соответствии с конкретной проблемой и возрастом ребенка | - Выявление причин возникшей проблемы.
- Определение направления коррекционно-развивающей или психопрофилактической работы.
- Разработка рекомендаций для родителей и педагогов.
- Отслеживание динамики развития детей.
| В течение учебного года |
Дети, зачисленные на логопедические занятия | Изучение актуального уровня психического развития детей | В соответствии с возрастом ребенка | - Выявление уровня психического развития детей.
- Определение направления коррекционно-развивающей или психопрофилактической работы.
- Разработка рекомендаций для родителей, воспитателей и логопеда.
- Отслеживание динамики развития детей
| Сентябрь – октябрь
Апрель - май |
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ И ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
Дети подготовительных групп («группа риска») | Комплекс специально-организованных занятий | - Подвижные игры.
- Игры на развитие психических процессов.
- Игры, способствующие становлению произвольности поведения и т.п.
| - Повышение качества подготовки детей к школе.
- Профилактика дезадаптации школьного обучения.
- Создание условий для развития психических новообразований в соответствии с возрастом ребенка.
- Способствовать развитию школьно-значимых функций
| Октябрь-апрель |
Дети всех возрастных групп («группа риска») | Комплекс специально-организованных занятий | В соответствии с конкретной задачей | - Профилактика и преодоление отклонений в развитии ребенка.
- Развитие психических новообразований в соответствии с возрастом ребенка.
| В течение учебного года |
Дети, зачисленные на логопедические занятия | Комплекс специально-организованных занятий | Игры и упражнения на развитие психических процессов, зрительно-моторной координации, произвольности психических процессов | - Развитие координации движений, равновесия.
- Улучшение межполушарного взаимодействия.
- Развитие мелкой моторики, графомоторных навыков, зрительно-моторной координации.
- Развитие мышления, памяти, внимания.
- Обучение основам саморегуляции.
- Развитие зрительного анализатора.
- Снятие психомоторного напряжения
|
|
ПЕДАГОГИ |
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
Педагоги всех групп, специалисты | Коммуникативный практикум по овладению навыками общения с родителями | Развивающие упражнения | - Развитие навыков гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
- Осознание педагогами своей позиции в общении с родителями.
- Развитие навыков командного взаимодействия в работе с семьями воспитанников.
- Развитие креативного мышления в работе с родителями, образности публичного выступления.
- Развитие навыков непроизвольного, непринужденного общения, эмпатии, более точного восприятия партнера по общению
| Сентябрь |
Педагоги всех групп, специалисты | Семинар – практикум «Вербальные средства общения» | Развивающие упражнения | - Познакомить педагогов с вербальными средствами общения и принципами построения речевой коммуникации.
- Способствовать снятию эмоционального напряжения участников, объединению группы
| Октябрь |
Педагоги всех групп, специалисты | Семинар – практикум «Невербальное общение» | Развивающие упражнения | - Познакомить педагогов с азами психологии невербального общения.
- Учить выражать свое эмоциональное состояние и осознавать важность пространства в общении.
- Развивать навыки невербального общения, умение действовать в команде, выражать поддержку, доверие
| Ноябрь |
Педагоги всех групп, специалисты | Тренинг-практикум «Взаимодействие с детьми гиперактивными, агрессивными, тревожными» | Мини-лекция, практические упражнения | - Познакомить педагогов с наиболее часто встречающимися нарушениями эмоционально-волевой сферы.
- Познакомить с упражнениями, которые можно применять в работе с агрессивными, гиперактивными и тревожными детьми
| Декабрь |
Педагоги всех групп, специалисты | Семинар «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» | Лекция, беседа | - Познакомить педагогов с понятием «психологическое здоровье детей».
- Рассказать о специфике психологического здоровья ребенка.
- Познакомить с факторами риска психологического здоровья детей.
- Рассказать о психологической поддержке детей в дошкольном учреждении
| Январь |
Педагоги всех групп, специалисты | Практикум «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» | Практические развивающие упражнения | - Обучить педагогов упражнениям на саморегуляцию для педагогов.
- Обучить педагогов упражнениям на саморегуляцию для детей
| Февраль |
Педагоги всех групп, специалисты | Тренинг педагогической осознанности | Развивающие упражнения | - Осознание своей индивидуальности в педагогической деятельности. Обращение своего сознания к собственным переживаниям и к чувствам воспитанников.
- Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем.
- Выработка внутренней позиции по отношению к воспитанникам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно ориентированной модели общения
| Март |
Педагоги всех групп, специалисты | Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» | Развивающие упражнения | - Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки.
- Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров.
- Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов
| Апрель |
Педагоги всех групп, специалисты | Подведение итогов учебного года 2015/2016 | Беседа | Ознакомить педагогов с результатами работы психологической службы за 2015/2016 учебный год | Май |
Педагоги всех групп | Ознакомление с результатами диагностики | Беседа | Определение стратегии индивидуального взаимодействия с детьми | В течение учебного года |
Педагоги всех групп | Индивидуальное консультирование (по запросам) | Беседа, подбор психологической литературы, определение стратегии взаимодействия | Оказание адресной помощи по работе с детьми, родителями и педагогами (по их запросам) | В течение учебного года |
Педагоги всех групп | Участие в собраниях педагогического коллектива (пед.советы, 5-ти минутки) | Игры, упражнения, элементы тренинга, элементы релаксации, лекция | - Обучение педагогов саморегуляции, снятию психического, эмоционального напряжения.
- Сохранение психического здоровья педагогов ДОУ
| В течение учебного года |
Педагоги всех групп, специалисты | Подготовка и оформление стендового материала (стенд педагога-психолога, уголок педагога-психолога и учителя-логопеда) | Памятки, информационные листы, рекомендации, советы и т.д. | - Повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
- Знакомство с передовыми идеями и знаниями отечественной и зарубежной психологии
| В течении учебного года |
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
Педагоги всех групп, специалисты | Диагностика уровня коммуникабельности педагога с родителями | Методика «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями» (на основе методики оценки уровня общительности педагога по В. Ф. Ряховскому) | Изучение уровня коммуникабельности педагога с родителями | Сентябрь |
Педагоги всех групп, специалисты | Диагностика стиля в общении с родителями | Методика «Определение Вашего стиля в общении с родителями» (на основе опросника В. Г. Маралова, В. А. Ситарова) | Изучение стиля в общении с родителями | Сентябрь |
Педагоги всех групп, специалисты | Оценка состояния педагога во время проведения родительского собрания | Методика «Мои родительские собрания» (на основе материалов В. Г. Маралова, Н. А. Моревой, В. А. Ситарова) | Оценка состояния педагога во время проведения родительского собрания | Октябрь |
Педагоги всех групп, специалисты | Оценка способности педагога к эмпатии | Методика «Оценка способности педагога к эмпатии» (Т. Н. Оганесян) | Оценка способности педагога к эмпатии | Ноябрь |
Педагоги всех групп, специалисты | Диагностика уровня эмоционального выгорания педагогов | Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В. В. Бойко) | Оценка фазы эмоционального выгорания и выраженность тех или иных симптомов в каждой фазе | Февраль |
РОДИТЕЛИ |
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ И КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
Родители всех групп | Индивидуальные консультации | Беседа | - Ознакомление с результатами диагностического обследования.
- Обсуждение возникших проблем и определение стратегии воспитания для ее решения.
- Оказание помощи родителям в решении возникших проблем.
| В течение учебного года |
Родители всех групп | Подготовка и оформление стендового материала (стенд педагога-психолога, уголок педагога-психолога и учителя-логопеда) | Памятки, информационные листы, рекомендации, советы и т.д. | - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Знакомство с передовыми идеями и знаниями отечественной и зарубежной психологии
| В течении учебного года |
Родители всех групп | Участие в родительских собраниях | Лекции, беседы | - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Помощь в решении возникших проблем.
| По плану детского сада |
Родители всех групп | Групповая консультация | Лекция «Гиперактивный ребенок» | - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Освещение понятия «Гиперактивность».
- Стратегия взаимодействия с гиперактивным ребенком
| Октябрь |
Родители всех групп | Групповая консультация | Лекция «Принципы воспитания современных детей» | - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Освещение принципов воспитания современных детей.
- Стратегия взаимодействия с современными детьми
| Январь |
Родители всех групп | Групповая консультация | Лекция, беседа «Как привить ребенку дисциплину» | - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Беседа о дисциплине.
| Март |
Родители всех групп | Групповая консультация | Лекция «Проблемы предшкольной подготовки: - психологическая готовность к школе;
- рекомендации по повышению уровня готовности к школе»
| - Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
- Освещение проблем подготовки к школе.
- Ознакомление со способами подготовки к школьному обучению.
| Май |
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
Родители всех групп | Изучение проблем межличного взаимодействия с детьми (при необходимости, после личного обращения за помощью) | Методики в зависимости от конкретной проблемы | Уточнение проблемы, поиск способов ее разрешения | В течение учебного года |
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ |
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
Оформление кабинета |
| Создание условий для работы с детьми, родителями и педагогами | Август |
Составление перспективного плана работы |
| Планирование деятельности | Август - сентябрь |
Подбор и подготовка программ коррекционных и развивающих занятий с детьми |
| Планирование деятельности | Сентябрь |
Анализ научно-практической и методической литературы | - Посещение ГПНТБ.
- Использование ресурсов Internet.
- Консультации с коллегами района, города
| - Подбор диагностического инструментария.
- Подбор коррекционных и развивающих программ.
- Самообразование
| В течение учебного года |
Посещение методических объединений района |
| - Повышение профессиональной компетентности.
- Установление профессиональных контактов.
- Обмен опытом с коллегами
| В течение учебного года |
Посещение семинаров, педагогических советов, круглых столов и лекций внутри детского сада |
| - Повышение профессиональной компетентности.
- Установление профессиональных контактов.
- Обмен опытом с коллегами
| По плану детского сада |
Подготовка атрибутов, бланков и протоколов для проведения психодиагностических обследований |
| Организация работы | Август - сентябрь |
Изготовление и подбор атрибутов для проведения коррекционных и развивающих занятий |
| Организация работы | В течение учебного года |
Обогащение фонотеки (подбор музыкального материала) |
| Организация работы | В течение учебного года |
Подбор и апробация упражнений, методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения | Поиск, анализ, апробация возможных методов | - Создание эмоционально благоприятного климата работы.
- Сохранение психического здоровья
| В течение учебного года |
Анализ работы за истекший период |
| - Планирование деятельности на следующий учебный год.
- Отслеживание результативности реализуемых развивающих программ на базе ДОУ и других мероприятий по сопровождению процесса воспитания и обучения воспитанников ДОУ
| Июнь |
Ведение текущей документации | Заполнение журналов | Организация работы | В течение учебного года |
ЭКСПЕРТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ |
Участие в ПМПК |
| Оценка психологического и психического здоровья детей | По плану детского сада |