Мнемотехника
статья на тему

Литвинова Зоя Анатольевна

Профессиональный опыт использования мнемотехники в образовательной деятельности ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам

 – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите

 двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету

К.Д. Ушинский

Я хотела бы познакомить, а может быть,  кому-то  напомнить, о такой технологии, как МНЕМОТЕХНИКА.

Актуальность

Мнемотехнику  мы активно используем в нашей работе, так как в дошкольном  возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление  и воображение, повысить внимательность. Более того, используя приемы мнемотехники, у детей обогащается словарный запас и формируется связная речь.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже - техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).  Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.

Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики (ораторского искусства) и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане и делает возможным не только фиксацию в памяти последовательности текстового материала, но и позволяет безошибочно запоминать любую точную информацию, которая традиционно считается не запоминаемой. 

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: Воробьева В.К. -сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т.А. - предметно-схематическими моделями, Глухова В.П. - блоками-квадратами, Ефименко Л.Н. - схемой составления рассказа.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

 МНЕМОНИКА - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

 МНЕМОТЕХНИКА: 1) то же, что мнемоника; 2) цирковой и эстрадный номер, основанный на искусстве запоминания («отгадывание» чисел, предметов, дат и имен). Исполняется двумя артистами при помощи специально разработанного кода.

Можно дать и третье определение мнемотехники, которое наиболее точно отображает современную мнемотехнику.

 МНЕМОТЕХНИКА - это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

  Задачи, которые мы перед собой ставим:

  1. Развивать память, внимание, образное мышление;
  2. Развивать умение работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции
  3. Развивать творческие способности детей, развивать умение самим составлять схемы и воспроизводить их.
  4. Развивать связную речь, расширять и обогащать словарный запас детей;
  5. Развивать интерес, мотивацию к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе
  6. Учить решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
  7. Формировать целостное восприятие окружающего мира;
  8.  Создавать условия, способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Необходимо начинать работу с простейшими мнемоквадратами, последовательно переходить к мнемодорожкам, а уже позже к мнемотаблицам.

Сначала включаем в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усваивают, что каждый предмет имеет название, учатся рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Немного позже используем мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). К примеру, по мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети учатся составлять небольшие тематические рассказы. Но не только на занятиях используются дорожки, но мнемодорожки помогают нам и  в режимных моментах: это например, схема одевания на прогулку в приёмной, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате.

Со средней группе мы начинаем вводить мнемотаблицы (в довольно реалистичных, цветных картинках - соответственно возрасту), по которым дети рассказывают рассказы, сказки, стихи и т.п.

Работу на занятиях по мнемотаблицам строим в три  этапа.
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено. 
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, т.е. происходит отработка метода запоминания. Сначала с помощью педагога, затем самостоятельно.

1. Заучивания стихов.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

2. Отгадывания и загадывания загадок.

Эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

(Более подробно хочу остановиться на пересказе и рассказе по мнемотаблицам)

3. Пересказ художественной литературы.

 Начинать обучение надо со знакомых сказок. При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Благодаря этому совершенствуется структура речи, ее выразительность.

Алгоритм работы по пересказу.

  • Чтение педагогом текста и демонстрация картинок.

  • Ответы на вопросы по содержанию (языковой разбор текста).

  • Демонстрация и разбор каждой ячейки мнемотаблицы.

  • Повторное чтение рассказа с опорой на мнемотаблицу.

  • Коллективный пересказ.

  • Самостоятельный пересказ текста.

  • Анализ самостоятельных пересказов детей.

4. Обучение составлению рассказов.

Описательный рассказ.

Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ, что ребенку очень трудно. Поэтому важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческий рассказ.

Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь оказывают схемы.

Мнемотаблицы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

  • строение рассказа,
  • последовательность рассказа,
  • лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Алгоритм работы при составление рассказа

  • Рассматривание мнемодорожек.

  • Составление предложений по мнемодорожкам.

  • Рассматривание мнемотаблиц.

  •  Составление рассказа педагогом.

  • Составление рассказа детьми. 

5. Работа по формированию правильного произношения звуков.

Использование приемов мнемотехники помогает ускорить процесс автоматизации и дифференциации поставленных звуков, помогает запоминанию с последующим воспроизведением целостного образа в рифмованной форме.

6. Дидактические игры.

Мнемотаблицу можно разрезать и использовать как дидактическую игру, выполняя следующие игровые действия:

1) восстанавливать последовательность картинок по памяти;

2) смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;

3) определять, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других;

4) найти лишнюю картинку;

5) найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;

6) «распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы);

7) найти и поднять нужную картинку, при прочтении взрослым отрывка текста.

7. Изобразительная деятельность.

Мнемотаблицы помогают запомнить последовательность действий и правильно выполнить работу, значительно сокращают время обучения и способствуют развитию памяти, внимания, образного мышления. Более того, работа с мнемотаблицами раскрывает для детей путь к осмыслённой самостоятельной работе.

8. Выполнение физических упражнений.

Схемы сопровождают словесные инструкции при выполнении движений. Помогают детям в воспроизведении двигательного задания, не нарушая последовательность элементов действия, не опуская его составные части.

В своей работе мы используем приемы мнемотехники в образовательных областях:

· речевое развитие;

· познавательное развитие;

· социально-коммуникативное развитие;

· художественно-эстетическое развитие;

· физическое развитие.

В заключении, я хочу сказать, что в результате нашей работы с использованием мнемотаблиц у детей

  • появляется желание пересказывать сказки, тексты, придумывать интересные истории – как на занятии, так и в повседневной жизни;
  • расширяется круг знаний об окружающем мире;
  • расширяется активный и пассивный словарный запас;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
  • дети преодолевают робость, застенчивость.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Чудо – мнемотехника.Познавательно – речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»

АктуальностьМнемотехника облегчает детям овладение связной речью;Применение мнемотехники, использование обобщений позволяет ребенку систематизировать  свой непосредственный опыт;Приемы мнемотехни...

Мнемотехника в помощь родителям «Развитие познавательных способностей ребенка методом мнемотехники»

Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, позволяющая визуализировать информацию. То есть это своего рода конспекты в картинках...

Консультация для воспитателей на тему: «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста». Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Проект "Чудо-мнемотехника. Использование мнемотехники для заучивания стихотворений"

Всем известно, что при заучивании стихотворений у детей возникают большие трудности, они быстро устают, путают слова местами. Встретившись с этими проблемами в работе, я стала искать способы их р...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей"В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. ...

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей»

Консультация для родителей «Что такое мнемотехника? Какая польза от мнемотехники для детей» В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка да...